|
Урок на тему "Экосистема." 7 класс Цели: образовательные ФИО: Онуфриенко Н. Н.
ОУ: МБОУ «СШ №34» Урок на тему "Экосистема." 7 класс
Цели:
образовательные:
- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;
- расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем.
развивающие:
- развивать у учащихся умения планировать свою деятельность;
- развивать и формировать информационную компетентность;
- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.
Задачи:
сформировать представления об экосистемах;
раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;
расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.
Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потребители и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.
Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: Выделять компоненты экосистемы, взаимосвязанные между собой; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ; объяснять образование цепей питания и пищевой сети; приводить примеры естественных и искусственных экосистем. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами. Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная: по составлению цепей питания.
Групповая работа (4 группы): по изучению структуры экосистемы.
Фронтальная: работа с тренажёром, тетрадями.
Ресурсы:
Учебник “Разнообразие живых организмов”. 7-й класс, издательство “Просвещение”. Стр. 14-15.
Электронное приложение к учебнику.
Тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор.
Интернет-ресурсы: https:// center.fio.ru
Н.М. Чернова Учителю биологии об основах экологии.
Структура урока урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1.Организационный момент и целепола-гание.
| Приветствует учащихся, дает психологический настрой.
-Добрый день, дети! На столах у вас по три смайлика. Выберите тот, который соответствует вашему настроению.
-А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
| Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила.
Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.
| Личностные, связанные с личностным самоопределением через принятие этических принципов. Целеполагание, планирование учебного сотрудничества.
| 2. Актуализация знаний и целеполагание.
| Предлагает заполнить схему на доске «Уровни организации живой природы».
Предлагает вспомнить:
-Из каких взаимосвязанных частей состоит организм?
- Почему виды состоят из популяций?
- Что называют природным сообществом?
- Что связывает компоненты экосистемы в единое целое?
| Воспроизводят имеющиеся знания, отвечают на вопросы, выделяют вопрос, который вызвал затруднения.
| Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативное УУД. Умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.
| 3. Планирование деятельности по достижению цели
| Предлагает сформулировать тему и цель урока. (слайд 1)
| Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют цель урока. Планируют свою работу на уроке
| Регулятивные УУД
Умение ставить цель, планировать деятельность.
Личностные УУД.
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
| 4. Открытие новых знаний.
Физкультминутка.
| Организует деятельность учащихся в группах:
В учебнике на стр. 14 изучите материал о круговороте веществ и структуре экосистемы. (слайды 2,3)
Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся.
Называет ученых, внесших большой вклад в науку об экосистемах:
Учёные: А.С. Тенсли (1871-1955 гг.) Английский ботаник ввёл понятие экосистемы.
В.Н. Сукачёв (1880-1967 гг.) русский ботаник, основоположник науки об экосистемах (биогеоценозах). (слайды4,5)
Демонстрирует презентацию (слайд 6-13 ) и организует работу с учебником, Формируя понятия «цепь питания», «пищевая сеть».
| Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике.
Записывают в тетрадь:
Экосистема – это природное сообщество и компоненты неживой природы, связанные круговоротом веществ.
Анализируют рисунок 1.13 на с.14, рассматривают структуру экосистемы. Работают в группах с терминами:
продуценты – производители, консументы – потребители,
редуценты – разрушители.
Просматривают презентацию и работают с
текстом учебника, делают записи в тетради.
Цепь питания – это конкретная последовательность питающихся друг другом организмов.
|
Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение. Работа по алгоритму.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.
Коммуникативное УУД. Умение работать в группе.
Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.
| 5. Осознание и осмысление учебной информации
| Задает вопросы для обсуждения:
- Что называют цепью питания?
- Какие бывают экосистемы?
Вопросы для обсуждения:
- Что общего можно найти между организмом, экосистемой и детской игрушкой “конструктор”?
- Какие знания о природном сообществе и экосистеме следует учесть при устройстве аквариума?
| Отвечают на поставленные вопросы.
Обсуждают вопросы в группе, высказывают свою точку зрения.
| Познавательные УУД. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативное УУД. Умение работать в группе.
| 6. Контроль и оценка
| Предлагает провести тестирование и выполнить задание.
1.Тесты (включаем тренажёр электронного приложения).
Тест
1.Ряд организмов, в котором каждый последовательно извлекает энергию из предыдущего, называют:
А. круговоротом веществ Б. цепью питания В. сетью питания Г. потоком энергии
2.Примером естественной экосистемы могут служить:
А. аквариум Б. болото В. парк Г. сад
3. Жизнь на земле существует:
А. 3,5 млрд.лет Б. 1,5 млрд.лет В. 2 млрд.лет Г. 4,5 млрд.лет
4. Цепи питания обычно состоят из небольшого числа звеньев:
А. так как количество видов в экосистеме невелико
Б. так как часть энергии расходуется на жизнедеятельность организмов
5. Найдите неверные утверждения:
А. Агросистемы создаются человеком, но в дальнейшем могут развиваться без его поддержки Б. Агросистемы - состоят из небольшого числа видов В. Агросистемы - устойчивы во времени.
Задание 2: распределите перечисленные экосистемы пот типам.
Лес, тундра, луг, степь, поле, сад, озеро, болото, тайга, река, море, ручей, болотная кочка, аквариум, гниющий пень, парк, огород
Естественные________________
Искусственные_______________
| Учащиеся по очереди работают с электронным приложением.
Письменно отвечают на вопросы теста.
Выполняют задания в тетради.
| Регулятивные УУД , связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка
Регулятивные УУД , связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка.
| 7. Рефлексия личностная
| Предлагает оценить свое самочувствие и работоспособность и показать с помощью смайлика.
| Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям.
| Личностные УУД.
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
| 8. Домашнее задание
| Объясняет выполнение домашнего задания.
| § 4, вопросы устно на стр.15. Тетрадь- тренажёр: стр.6 № 4, стр.7. № 2, стр.8. №3, №5, стр.10. №1, №3.
|
| |
|
|