Главная страница

Урок на тему "Экосистема." 7 класс Цели: образовательные



Скачать 80.25 Kb.
НазваниеУрок на тему "Экосистема." 7 класс Цели: образовательные
Дата18.04.2016
Размер80.25 Kb.
ТипУрок

ФИО: Онуфриенко Н. Н.

ОУ: МБОУ «СШ №34»
Урок на тему "Экосистема." 7 класс

Цели:

образовательные:

- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;

- расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем.

развивающие:

- развивать у учащихся умения планировать свою деятельность;

- развивать и формировать информационную компетентность;

- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.

воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.

Задачи:

  • сформировать представления об экосистемах;

  • раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;

  • расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.


Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потребители и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Выделять компоненты экосистемы, взаимосвязанные между собой; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ; объяснять образование цепей питания и пищевой сети; приводить примеры естественных и искусственных экосистем.

Метапредметные:

Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.



Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.
Формы организации учебной деятельности:

Индивидуальная: по составлению цепей питания.

Групповая работа (4 группы): по изучению структуры экосистемы.

Фронтальная: работа с тренажёром, тетрадями.

Ресурсы:

  • Учебник “Разнообразие живых организмов”. 7-й класс, издательство “Просвещение”. Стр. 14-15.

  • Электронное приложение к учебнику.

  • Тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор.

  • Интернет-ресурсы: https:// center.fio.ru

  • Н.М. Чернова Учителю биологии об основах экологии.



Структура урока урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент и целепола-гание.


Приветствует учащихся, дает психологический настрой.

-Добрый день, дети! На столах у вас по три смайлика. Выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила.

Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.

Личностные, связанные с личностным самоопределением через принятие этических принципов. Целеполагание, планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация знаний и целеполагание.


Предлагает заполнить схему на доске «Уровни организации живой природы».

Предлагает вспомнить:

-Из каких взаимосвязанных частей состоит организм?

- Почему виды состоят из популяций?

- Что называют природным сообществом?

- Что связывает компоненты экосистемы в единое целое?


Воспроизводят имеющиеся знания, отвечают на вопросы, выделяют вопрос, который вызвал затруднения.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативное УУД. Умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.

3. Планирование деятельности по достижению цели

Предлагает сформулировать тему и цель урока. (слайд 1)


Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют цель урока. Планируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность.

Личностные УУД.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

4. Открытие новых знаний.

Физкультминутка.

Организует деятельность учащихся в группах:

В учебнике на стр. 14 изучите материал о круговороте веществ и структуре экосистемы. (слайды 2,3)

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Называет ученых, внесших большой вклад в науку об экосистемах:

  • Учёные: А.С. Тенсли (1871-1955 гг.) Английский ботаник ввёл понятие экосистемы.

  • В.Н. Сукачёв (1880-1967 гг.) русский ботаник, основоположник науки об экосистемах (биогеоценозах). (слайды4,5)

Демонстрирует презентацию (слайд 6-13 ) и организует работу с учебником, Формируя понятия «цепь питания», «пищевая сеть».

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике.

Записывают в тетрадь:

Экосистема – это природное сообщество и компоненты неживой природы, связанные круговоротом веществ.

Анализируют рисунок 1.13 на с.14, рассматривают структуру экосистемы. Работают в группах с терминами:

продуценты – производители, консументы – потребители,

редуценты – разрушители.

Просматривают презентацию и работают с

текстом учебника, делают записи в тетради.

Цепь питания – это конкретная последовательность питающихся друг другом организмов.



Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Работа по алгоритму.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Коммуникативное УУД. Умение работать в группе.

Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.


5. Осознание и осмысление учебной информации


Задает вопросы для обсуждения:

- Что называют цепью питания?

- Какие бывают экосистемы?

Вопросы для обсуждения:

- Что общего можно найти между организмом, экосистемой и детской игрушкой “конструктор”?

- Какие знания о природном сообществе и экосистеме следует учесть при устройстве аквариума?


Отвечают на поставленные вопросы.

Обсуждают вопросы в группе, высказывают свою точку зрения.


Познавательные УУД. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативное УУД. Умение работать в группе.


6. Контроль и оценка

Предлагает провести тестирование и выполнить задание.

1.Тесты (включаем тренажёр электронного приложения).

Тест

1.Ряд организмов, в котором каждый последовательно извлекает энергию из предыдущего, называют:

А. круговоротом веществ Б. цепью питания В. сетью питания Г. потоком энергии

2.Примером естественной экосистемы могут служить:

А. аквариум Б. болото В. парк Г. сад

3. Жизнь на земле существует:

А. 3,5 млрд.лет Б. 1,5 млрд.лет В. 2 млрд.лет Г. 4,5 млрд.лет

4. Цепи питания обычно состоят из небольшого числа звеньев:

А. так как количество видов в экосистеме невелико

Б. так как часть энергии расходуется на жизнедеятельность организмов

5. Найдите неверные утверждения:

А. Агросистемы создаются человеком, но в дальнейшем могут развиваться без его поддержки Б. Агросистемы - состоят из небольшого числа видов В. Агросистемы - устойчивы во времени.

Задание 2: распределите перечисленные экосистемы пот типам.

Лес, тундра, луг, степь, поле, сад, озеро, болото, тайга, река, море, ручей, болотная кочка, аквариум, гниющий пень, парк, огород

Естественные________________

Искусственные_______________

Учащиеся по очереди работают с электронным приложением.

Письменно отвечают на вопросы теста.

Выполняют задания в тетради.

Регулятивные УУД , связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка

Регулятивные УУД , связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка.

7. Рефлексия личностная

Предлагает оценить свое самочувствие и работоспособность и показать с помощью смайлика.

Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям.

Личностные УУД.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

8. Домашнее задание

Объясняет выполнение домашнего задания.

§ 4, вопросы устно на стр.15. Тетрадь- тренажёр: стр.6 № 4, стр.7. № 2, стр.8. №3, №5, стр.10. №1, №3.