|
«Прошлое и настоящее нашей Родины» Конспект образовательной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Прошлое и настоящее нашей Родины».
Подготовительная группа.
Задачи:
- познакомить детей с основными правилами народного этикета;
- закрепить знания детей о среде обитания славян;
- формировать представление о прошлом нашей Родины, делать сравнительную характеристику жизни детей древних славян и детей современной России
- поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстраций домашней утвари и обихода славян
- экскурсия в комнату быта.
Материал: имитация комнаты древних славян, ухват, печной горшок, игрушки и посуда древних славян, русско-народный платок, мячик, люлька.
Словарная работа: тряпичный, люлька, образа.
Ход образовательной деятельности:
В углу группы сделана комната древних славян, посередине люлька.
Воспитатель:
- Дети, вы хотите снова отправиться в путешествие на нашей ракете?
- Да!
- Сегодня мы с вами отправимся в наше прошлое, во времена, когда жили древние славяне.
- Приготовить ракету к старту
Соединить контакты
Запустить двигатели
Начать обратный отсчёт
Звучит колыбельная. Воспитатель:
- Ребята, слышите, что это звучит? (Колыбельная)
- Как вы думаете, что же такое колыбельная песня? А кто же пел детям эти песни? (мамы, когда укладывали детей спать)
Обобщение ответов детей. Воспитатель обращает внимание детей на кроватку, подвешенную к дуге. Объясняет, что это люлька, в которой спали маленькие дети древних славян. В люльке находят игрушку-самоделку – тряпичную куклу.
Воспитатель:
- Сейчас родители покупают вам множество разнообразных игрушек, а раньше игрушки не покупали, а мастерили своими руками в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям.
Воспитатель просит нескольких детей взять ещё игрушки и внимательно рассмотреть их. Затем каждому ребёнку задаются вопросы – из чего сделана эта игрушка? (из дерева, глины, шерсти, соломы, тряпки). Как тогда ее можно назвать? (тряпичная, деревянная, глиняная, соломенная, шерстяная)
Затем воспитатель читает загадки:
Стоит девица в избе, коса на дворе (печь)
- Подумайте и скажите, для чего нужна была печь (на ней готовили, старики грели кости, на полочку ставили горшки, сушили травы, грибы, рыбу, одежду)
Рогат - да не бык
Хватает – да не сыт
Людям отдает
Сам на отдых идёт (ухват)
- А вы знаете, что такое ухват? Для чего он нужен? (вытаскивать из печи горшок с едой)
На топтале был, на кружале был
На пожаре был
На базаре был – домой пришёл (печной горшок)
- Для чего нужен был печной горшок? (готовить в нём еду)
- А почему его называют печной? (его ставят в печь)
Четыре братца под одной крышей живут (стол)
- Для чего нужен стол? (ставить на него еду)
Затем воспитатель показывает посуду:
- Как вы думаете, что это? (посуда)
- А для чего она нужна?
- Это посуда, которой мы пользуемся сегодня, современная посуда. Из чего она сделана? (из стекла, пластмассы)
- А из чего была сделана посуда в нашем прошлом? (из дерева, глины, бересты, ивовых прутиков)
Воспитатель показывает посуду древних славян, объясняет, что это, как называется, для чего используется. Спрашивает у детей из чего она сделана. Затем находит волшебный платок, накидывает на плечи и превращается в хозяйку дома.
- Ой, а платок-то оказался волшебным, я превратилась в хозяйку дома и приглашаю вас в гости. В древности, входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл с добром, худого не замышляет. А теперь поздоровайтесь вы со мной так же (дети кланятся)
- Гостя приглашали в гости откушать хлеба-соли. И сажали за стол на самое почётное место – у икон, рядом с хозяином. Проходите, садитесь за стол.
- Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой-нибудь ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу (воспитатель показывает – не балуйся…)
- К сожаленью вам пора домой. Возьмите с собой моё угощение (даёт корзину с баранками)
- При прощании гость кланялся хозяевам – это демонстрация уважения, пожелание добра. Попрощайтесь со мной (дети кланятся)
Хозяйка снимает платок и снова превращается в воспитателя. Перелёт на ракете обратно в наше время.
Воспитатель:
- Дети, вам понравилось? А теперь давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Настоящее и прошлое»
Дети становятся в круг, воспитатель называет предметы прошлого и передаёт мяч ребёнку. Ребёнок должен назвать заменитель этого предмета в наше время.
Свеча - лампочка
Веник – пылесос
Люлька – коляска
Нитка и иголка – швейная машинка
Самовар – электрочайник
Перо – ручка
Телега – машина
Печь – газовая плита
Воспитатель:
- Что ж, на этом наше путешествие сегодня закончено и я вас приглашаю выпить чаю с угощеньями хозяйки дома. |
|
|