Главная страница

«Прошлое и настоящее нашей Родины»



Скачать 38.92 Kb.
Название«Прошлое и настоящее нашей Родины»
Дата14.04.2016
Размер38.92 Kb.
ТипКонспект

Конспект образовательной деятельности

по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Прошлое и настоящее нашей Родины».

Подготовительная группа.

Задачи:

- познакомить детей с основными правилами народного этикета;

- закрепить знания детей о среде обитания славян;

- формировать представление о прошлом нашей Родины, делать сравнительную характеристику жизни детей древних славян и детей современной России

- поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы

- рассматривание иллюстраций домашней утвари и обихода славян

- экскурсия в комнату быта.

Материал: имитация комнаты древних славян, ухват, печной горшок, игрушки и посуда древних славян, русско-народный платок, мячик, люлька.

Словарная работа: тряпичный, люлька, образа.

Ход образовательной деятельности:

В углу группы сделана комната древних славян, посередине люлька.

Воспитатель:

- Дети, вы хотите снова отправиться в путешествие на нашей ракете?

- Да!

- Сегодня мы с вами отправимся в наше прошлое, во времена, когда жили древние славяне.

- Приготовить ракету к старту

Соединить контакты

Запустить двигатели

Начать обратный отсчёт

Звучит колыбельная. Воспитатель:

- Ребята, слышите, что это звучит? (Колыбельная)

- Как вы думаете, что же такое колыбельная песня? А кто же пел детям эти песни? (мамы, когда укладывали детей спать)

Обобщение ответов детей. Воспитатель обращает внимание детей на кроватку, подвешенную к дуге. Объясняет, что это люлька, в которой спали маленькие дети древних славян. В люльке находят игрушку-самоделку – тряпичную куклу.

Воспитатель:

- Сейчас родители покупают вам множество разнообразных игрушек, а раньше игрушки не покупали, а мастерили своими руками в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям.

Воспитатель просит нескольких детей взять ещё игрушки и внимательно рассмотреть их. Затем каждому ребёнку задаются вопросы – из чего сделана эта игрушка? (из дерева, глины, шерсти, соломы, тряпки). Как тогда ее можно назвать? (тряпичная, деревянная, глиняная, соломенная, шерстяная)

Затем воспитатель читает загадки:

Стоит девица в избе, коса на дворе (печь)

- Подумайте и скажите, для чего нужна была печь (на ней готовили, старики грели кости, на полочку ставили горшки, сушили травы, грибы, рыбу, одежду)

Рогат - да не бык

Хватает – да не сыт

Людям отдает

Сам на отдых идёт (ухват)

- А вы знаете, что такое ухват? Для чего он нужен? (вытаскивать из печи горшок с едой)

На топтале был, на кружале был

На пожаре был

На базаре был – домой пришёл (печной горшок)

- Для чего нужен был печной горшок? (готовить в нём еду)

- А почему его называют печной? (его ставят в печь)

Четыре братца под одной крышей живут (стол)

- Для чего нужен стол? (ставить на него еду)

Затем воспитатель показывает посуду:

- Как вы думаете, что это? (посуда)

- А для чего она нужна?

- Это посуда, которой мы пользуемся сегодня, современная посуда. Из чего она сделана? (из стекла, пластмассы)

- А из чего была сделана посуда в нашем прошлом? (из дерева, глины, бересты, ивовых прутиков)

Воспитатель показывает посуду древних славян, объясняет, что это, как называется, для чего используется. Спрашивает у детей из чего она сделана. Затем находит волшебный платок, накидывает на плечи и превращается в хозяйку дома.

- Ой, а платок-то оказался волшебным, я превратилась в хозяйку дома и приглашаю вас в гости. В древности, входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл с добром, худого не замышляет. А теперь поздоровайтесь вы со мной так же (дети кланятся)

- Гостя приглашали в гости откушать хлеба-соли. И сажали за стол на самое почётное место – у икон, рядом с хозяином. Проходите, садитесь за стол.

- Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой-нибудь ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу (воспитатель показывает – не балуйся…)

- К сожаленью вам пора домой. Возьмите с собой моё угощение (даёт корзину с баранками)

- При прощании гость кланялся хозяевам – это демонстрация уважения, пожелание добра. Попрощайтесь со мной (дети кланятся)

Хозяйка снимает платок и снова превращается в воспитателя. Перелёт на ракете обратно в наше время.

Воспитатель:

- Дети, вам понравилось? А теперь давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра «Настоящее и прошлое»

Дети становятся в круг, воспитатель называет предметы прошлого и передаёт мяч ребёнку. Ребёнок должен назвать заменитель этого предмета в наше время.

Свеча - лампочка

Веник – пылесос

Люлька – коляска

Нитка и иголка – швейная машинка

Самовар – электрочайник

Перо – ручка

Телега – машина

Печь – газовая плита

Воспитатель:

- Что ж, на этом наше путешествие сегодня закончено и я вас приглашаю выпить чаю с угощеньями хозяйки дома.