«Станица Луковская-
прошлое и настоящее»
Конспект открытого тематического занятия
в старшей группе
Воспитатель:
МБДОУ №16 ст.Луковской
Подберезная Елена Анатольевна
РСО-Алания
Моздокский район
2011-2012 учебный год.
Программное содержание: Воспитывать любовь к родному краю, гордость и патриотизм. Расширять представление о патриотическом прошлом станицы Луковской. Формировать представление об особенностях труда и быта казаков ст.Луковской. Приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края.
Оборудование: макет казачьего куреня, плетень ,картина с изображением ст.Луковской в наше время, казачьи костюмы, запись казачьей музыки.
Ход занятия.
1.- Ребята, сегодня у нас занятие по ознакомлению с окружающим. Тему занятия вы должны назвать мне, прослушав отрывок из песни.
(Звучит песня).
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о казаках).
-А кто же такие казаки? (это вольные люди).
- Правильно ,ребята- это вольные люди, но у которых есть своя Родина, свои традиции, свои обряды.
2.- Ребята, посмотрите как вы сегодня нарядно одеты, в костюмы казачат и сегодня мы с вами отправимся в прошлое и настоящее казачьей жизни, которая касается нашей станицы.
- Вы готовы? (да).(закрыт занавес).
Под музыку дети проходят в зал и рассаживаются на стульчики.
- Ребята, мы с вами живем в огромной дружной стране- Россия. Наша страна многонациональна. У каждой нации есть своя малая Родина.
- Ребята, а в какой мы с вами живем республике? (Северная Осетия- Алания).
-В нашей республике тоже очень много национальностей.( корейцы, русские, осетины, кумыки, чеченцы, ингуши).
- Ребята, а у нас с вами тоже есть своя малая Родина, где мы родились, где сказали первое слово, где ходили в наш детский сад.
- Как же называется наша Родина. ( станица Луковская). Наша станица казачья, а вы маленькие казачата.
3.Стихи про станицу.
Средь городов и поселков,
Которых на земле не счесть.
Уютный уголок на свете-
Станица небольшая есть.
Казачья вольница когда-то
Теперь-провинция для всех
Живет и отмечает даты
Почти совсем как человек.
Здесь произнес впервые : «Мама!»
Пешком по улицам гулял,
На Терек убегал упрямо,
Соседских девочек гонял.
Но прошлое вдруг стало близким
Как много-много лет назад
Твои подружки-белолистки
У школы на ветру шумят.
Мне сразу дорог край родимый
С тобой навек душою я.
Цвети и будь всегда счастливой
Моя станица-Луковская.
4.- В начале занятия я вам говорила, что мы с вами будем говорить о прошлом и настоящем нашей станицы. Так вот ,наша станица основана донскими казаками в 1770 году по Указу императрицы Екатерины II.
-Ребята, а название нашей станицы связано с рекой, которая у нас протекает. Как называется наша река? (Терек).
-Есть даже стихотворение про реку Терек.
Чтение стихотворения: «Между серыми камнями».
Между серыми камнями
По ущельям среди скал
Серебристыми волнами
Бурный Терек пробегал.
Начинаясь у Казбека
Наверху, среди снегов
Он четыре с лишним века
Поит терских казаков.
-Вот какое красивое стихотворение о нашей реке. В прошлом Терек своей извилиной (схема) делал около станицы «луку»-изгиб, и наша станица находилась в этом изгибе-излучине, вот поэтому ее так и назвали «Луковская». На земле станицы жил и живет смелый и сильный народ, который любит и оберегает свою станицу.
-А от кого казаки раньше оберегали свою станицу? (от набегов абреков и различных врагов). Самой важной особенностью казака была охрана Российской границы. Ребята, а мы с вами на прошлых занятиях даже изучали пословицы о храбрости казаков.
Пословицы:
-помни, казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть, тогда обретешь славу потомкам;
-казак в бою славит Родину свою;
-без коня –казак кругом сирота.
-А еще на земле станицы Луковской живет гостеприимный веселый народ. И вот сейчас, ребята, мы с вами отправимся в гости в один из казацких домов, который в давние времена назывался как? (курень).
-А из чего был сделан курень?(стены были глиняные, беленные известкой, крыши крытые камышом или соломой). Тук, тук.
- «А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому».
-Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны да ласковы,
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
(Выходит хозяйка под музыку тихую спокойную, выносит пирог на вышитом полотенце).
«На земле казачьей мы вас величаем,
Крепкого здоровья от души желаем.
Кланяемся низко, полюбить нас просим.
Как велит обычай каравай подносим».
-Эй, казаки, казаченьки, слыхала я вы народ лихой, веселый, умеете песни распевать, да в игры играть, да какие вы нарядные, а знаете, что в праздники да в будни носили казаченьки наши?(яркие цветные юбки и кофты, девушки вплетали разноцветные ленты,да поверх накидывали цветастые платки).
«Выходи, казаки, кто тихи, кто ловки,
Свою удаль показать,
Млады косточки размять.»
Игра «Ремешок».
Дети садятся по кругу на колени, закрывают глаза, поют песню:
«Прячу, прячу ремешок под калиновый листок,
А кто зореньку проспит, того бить и колотить».
Водящий ложит ремешок на плечо сидящему и убегает, сидящий берет ремешок и старается догнать и хлестнуть убегающего.
Дети садятся на места.( Раздается ржание лошади и цокот копыт).
Под музыку входит казак.
«У похода есть начало,
А конца похода нет.
Я прошел дорог не мало
И открою вам секрет,
Что лучше станицы нашей нет!»
Казачка-Здравствуй, муж мой дорогой,
С возвращением домой.
Казак-Ой, хозяйка, а гостей то у нас сколько, да какие славные, а ну ка посмотрим, а какие они умные, знают ли как в поход собирается казак, что на нем должно быть одето».(на голове папаха, дальше рубаха, на нее черкеска, штаны, сапоги, на поясе оружие-кинжал, шашка, сабля, поверх черкески повязывается башлык).
-Молодцы, но а главное для похода: это конь-боевой товарищ. Все готовы для похода? Ну тогда по коням!
Игра «Конь вороной».
Дети садятся на места.
-Ой, спасибо вам хозяин и хозяйка за ваши игры и гостеприимство.
-Проходили годы , многое менялось, строилось. Изменилась и наша станица, появились улицы, на которых мы с вами сейчас живем и трудимся. Какие улицы у нас с вами есть в станице? (Усанова, Щорса, Степная, Калинина и др.)
-А чем занимаются наши станичники?(Трудятся в огородах, выращивают овощи, трудятся на предприятиях).
-После того, как появились улицы- появилось и много новостроек. Вот здесь есть небольшая карта с дорогами, нужно расположить эти новостройки и назвать их.(Дети располагают: детский сад, школа, администрация, клуб, библиотека, церковь, амбулатория, почта, магазин, заправка).
-Вот какая у нас получилась большая и красивая станица. Понравилось вам путешествие?
-В заключении занятия я прочту вам стихотворение:
Мы живем в краю традиций
И обычаев прекрасных,
Свободный дух казачества,
Стараясь возродить.
Идем к тому, что было предано
Забвению напрасно,
Чем жили предки,
И нам необходимо жить».
Под музыку парами дети выходят. |