Главная страница

Протокол № 2014 г. «Согласовано»



НазваниеПротокол № 2014 г. «Согласовано»
страница1/2
Дата11.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипПротокол
  1   2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Калитинская средняя общеобразовательная школа

Волосовского района Ленинградской области



«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________ Можаева Т.К.
Протокол № ____
«___»_____________2014 г.


«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР МОУ «Калитинская СОШ»
__________ Мартьянова О.В.
«___»_______________2014 г.


«Утверждено»

директор

МОУ «Калитинская СОШ»

____________ Пеххо Е. Б.
Приказ № ___ от «___»_____________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

10-11 класс профильный уровень

учитель технологии

1 квалификационной категории

Мартьянова О.В.


2014 - 2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

10-11 класс

(профильный уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (профильный уровень). Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит на этапе среднего (полного) общего образования 280 часов для изучения технологии на профильном уровне из расчета 4 часа в неделю.

Рабочая программа разработана для обучения школьников X и XI классов МОУ «Калитинская СОШ» с агротехнологическим профилем в объеме 272 часа в соответствии с учебным планом. Данная программа по технологии для профильного уровня обучения в 10-11 классах разработана для реализации профильного обучения в объеме 136 часов в год из расчета 4 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год. На изучение программы общетехнологической подготовки (из расчета 34 учебных недель) в каждом классе отводится по 34 часа учебного времени, на программу специальной технологической подготовки – по 102 часов (3 модуля). Отбор содержания проведен с учётом требований государственного стандарта общего образования по технологии.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно-тематическое планирование. В этом случае изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на профильном уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Для школы с агротехнологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы для базового уровня и носит инвариантный характер изучаемым сферам и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.

Специальная технологическая подготовка в МОУ «Калитинская СОШ» осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и модулях) трудовой деятельности:

· в сфере сельскохозяйственного производства: модули «Агробиология» - овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; «Ландшафтный дизайн» и «Микробиология»;

· в сфере информационных технологий: модуль «КОМПАС 3Д» - операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика и черчение);

· в сфере проектирования: модуль «Инновации в профессиональной деятельности. Проектная деятельность» - художественно-оформительские работы; дизайн-проекты; прикладное творчество; «Профессиональное самоопределение» - процессы самодиагностики личности, проведение профессиональных проб, выполнение творческого проекта «Мой профессиональный вы­бор.

Специальная технологическая подготовка учащихся проводится на базе школьных учебно-производственных мастерских, пришкольного участка, компьютерного кабинета, лабораторий Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (в рамках договора о сотрудничестве).

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом, изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями и приобретаемой профессией или специальностью.

Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным в перечень оборудования, разрешенного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Организация производства» предполагается провести экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий активно используются технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.
Цели

На профильном уровне изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей:

  • освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач; о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;

  • овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о востребованности специалистов на региональном рынке труда; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства;

  • развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;

  • воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

  • формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования; трудоустройству; успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, необходимых для быстрой профессиональной адаптации в современном обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

-Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

-Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

-Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

-Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

-Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

-Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

-Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, аудио- и видеоматериалов.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;

  2. исключение психотравмирующих факторов;

  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  4. развитие положительной мотивации к освоению  программы;

  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы урока

  1. Урок усвоения нового материала.

  2. Повторительно-обобщающий урок.

  3. Урок закрепления изученного материала.

  4. Урок обобщающего контроля

  5. Комбинированный урок

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

  2. Коллективная:

  3. фронтальная;

  4. парная;

  5. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Разноуровневое обучение;

  • Обучение в сотрудничестве (групповая работа);

  • Здоровьесберегающие технологии.

Интеграция традиционной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;

  2. Обсуждения;

  3. Работа с источниками;

  4. Доклады;

  5. Защита презентаций;

  6. Творческая работа;

  7. Рефлексия.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе могут быть сформулированы как:

- приобретение знаний, умений и навыков в выбранной сфере профессиональной деятельности,

-овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;

-овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

-умение ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

-формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

-развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

 Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. вводный;

  2. промежуточный;

  3. текущий;

  4. тематический;

  5. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;

  2. устный.

Формы контроля

  1. тесты;

  2. зачеты;

  3. устный опрос;

  4. опрос в парах;

  5. творческие работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных тем, разделов, так и всего курса Технологии в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

85 % и более

отлично

84-70%

хорошо

51-69%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

  • Тестовые работ по выполнению текущего контроля предлагается ученикам в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.
    Задания с выбором ответов.
    Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
    Задания на соответствие.
    Задания на установление взаимосвязей.
    Заполнение сравнительных таблиц.
    Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
    Задания с использованием рисунков и схем.
    Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
    «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);

  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
    Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
    Оценка устных ответов учащихся
    Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
    - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
    - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
    - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
    - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
    - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
    - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
    Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
     Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
    - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
    - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
    Отметка «3» ставится в следующих случаях:
    - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
     Отметка «2» ставится в следующих случаях: 
    - не раскрыто основное содержание учебного материала;
    - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
    - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
    Отметка «1» ставится в следующих случаях:
    - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
    - не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
    -отказался отвечать на вопросы учителя.




МОДУЛЬ «ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» 10-11 класс (68 ч.)

Цели:

- Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой , проектной деятельности; способах снижения последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- Овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личного или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- Развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

- Воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

- Формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров, услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать\понимать: влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду; способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
Уметь: оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

модуля «Общетехнологическая подготовка» 10 класс (34 ч.)




Наименование раздела

Количество часов




Вводный урок

1

1

Технология как часть общечеловеческой культуры

8

2

Технологии в современном мире

9

3

Природоохранные технологии

5

4

Перспективные направления развития современных технологий

10




Итоговый урок

1




Итого:

34



  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  2. Вводный урок (1 ч.)

  3. Технология как часть общечеловеческой культуры (12 ч.)

  4. Основные теоретические сведения:

- понятия «культура», основные виды культуры, определение понятия «технология», определение понятия «технологическая культура», структура технологических укладов;

- основные виды архаичных технологий, их характеристика;

основные отрасли с/х, основные технологии земледелия, основные отрасли животноводства;

- особенности ремесленных технологий, причина появления ремесленного производства;

- сущность индустриального производства, отличие индустриального производства от ремесленного;

- сущность понятия АПК, сферы АПК, эффективность деятельности АПК, технологии переработки с/х продукции;

-основные арттехнологии, знать особенности педтехнологий.

Практические работы.

- план рассказа о технологическом процессе;

- выступление на семинаре с сообщениями о развитии индустриального производства в Санкт-Петербурге;

- ПР «ТП земледелия и животноводства»;

- ПР «Технологии игровой деятельности».

Технологии в современном мире (9 ч.)

Основные теоретические сведения:

-виды технологий, характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы;

- основные производственные задачи, характерные особенности энергетической отрасли;

- основные виды энергии;

определения «захоронение отходов», «метод кальцинации»;
сущность работы ТЭС, ГРЭС, ГЭС, АЭС;

- основные виды ресурсов современных промышленных технологий; определение понятий «парниковый эффект», «озоновая дыра»; степень влияния промышленности на окружающую среду;

- основные виды современных технологий производства с/х продукции, их особенности;

- определение понятий «интенсивное ведение» и «экстенсивное ведение с/х»;

виды изменений природной среды под влиянием с/х деятельности человека;

- основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Практическая работа:

- ПР«Виды технологий»;

- ПР«Посадка деревьев»;

- технологии по улучшению качества воздуха;

- ПР«Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах»;

-участие в семинаре «Человек и окружающая среда».

Природоохранные технологии (5 ч.)

Основные теоретические сведения:

- определение понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»;

способы утилизации мусора; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;

- роль гидросферы в жизнедеятельности человека; факторы загрязнения водной среды; основные технологии защиты гидросферы;

- виды альтернативных источников энергии; преимущества термоядерной энергетики;

- определение понятий «устойчивое развитие», «экологическая мораль»; сущность понятия «неэгоцентричное экологическое сознание».

Практическая работа:

- ПР«Определение качества пресной воды»;

- ПР «Оценка уровня радиации»;

- ПР «Уборка мусора около школы»;

- Эссе на тему «Значение природы в жизни и деятельности человеческого сообщества» или «Земля – это живой организм».

Перспективные направления развития современных технологий (10 ч.)

Основные теоретические сведения:

-история развития обработки материалов; понятие «наукоемкие технологии»; 6 видов ТП;

- гальванопластика, электронно-ионная технология, магнитная очистка, индукционный нагрев, электродуговая сварка, контактная сварка, электроэррозия;

- лазерная обработка, электронно-лучевая сварка, резание и прошивка, электронно-лучевая плавка;

- ультразвуковая размерная обработка, ультразвуковая сварка, УЗ очистка, УЗ дефектоскопия;

- плазменная резка и сварка, плазменное нанесение покрытий, плазменно-механическая обработка;

- прототипирование, лазерная и масочная стереолитография, ламинирование, метод трехмерной печати, примение в различных отраслях промышленности;

- нанатехнологии, наноматериал, ассемблер, дизассемблер, нанотехника;

- индустриальное общество, массовое производство, гибкие производственные системы, фордизм, конвейер, постфордизм, глобальная система мирового хозяйства;

- волоконная оптика, микропроцессор, автомат, автоматика, автоматизация производства, гибкое автоматизированное производство, АСУТП.

Практическая работа:

- ПР «Применение электротехнологий для изготовления бытовых предметов»;

- участие в семинаре «Перспективные направления развития современных технологий».

Итоговый урок (1 ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

модуля «Общетехнологическая подготовка» 11 класс




Наименование раздела

Количество часов




Организация производства

21

1

Вводный урок

1

2

Структура современного производства

4

3

Нормирование и оплата труда

2

4

Научная организация труда

14

5

Профессиональное самоопределение и карьера

12

6

Итоговый урок

1




Итого:

34


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ВВОДНЫЙ УРОК (1 ч.)

структура современного производства (4 ч.)

Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Практические работы.

Анализ региональной структуры производственной сферы.

Анализ форм разделения труда в организации.

Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Варианты объектов труда

Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.

Нормирование и оплата труда (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Практические работы

Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения.

Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.

Варианты объектов труда

Справочная литература, результаты опросов.

Научная организация труда (14 ч.)

Основные теоретические сведения

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Основные направления менеджмента.

Понятие о научной организации коллективного и индивидуального труда. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда.

Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики.

Практические работы

Проектирование современного рабочего места учащегося.

Варианты объектов труда

Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА (13 ч.)

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования

Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

Варианты объектов труда

Источники информации о вакансиях рынка труда.

Планирование профессиональной карьеры

Основные теоретические сведения

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Практические работы

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации.

Варианты объектов труда

Резюме, план построения профессиональной карьеры.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
10 класс - модуль «ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (34 часа)

Учебно-тематическое план модуля 10 класс

Наименование раздела программы

Кол-во часов

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11

Информационное обеспечение процесса проектирования


8

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация


4

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений


6

Анализ и презентация результатов проектной деятельности


5

итого

34







  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (11 ч.)

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Поиск источников информации для инновационной деятельности. Понятие «дизайн», «проект», «проектирование». Требования к проектированию. Понятие «человеческий фактор». Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или предприятия или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования (8 ч.)

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности ин­формации. Эксперимент как способ получения новой информа­ции. Способы хранения информации. Проблемы хранения ин­формации на электронных носителях.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Использование маркетинговых исследований для изучения спроса и потребительских качеств разрабатываемого продукта. Бизнес план – как форма экономического обоснования проекта.

Практические работы

Разработка требований к объекту проектирования. Проведение маркетинговых опросов и анкетирования. Моделирование объектов.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (4 ч.)

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Требования безопасности. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение требований и ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (6 ч.)

Основные теоретические сведения

Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера.

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Типовые эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) как комплексный метод технического творчества. Цели и задачи ФСА. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов модернизации выпускаемой предприятием продукции или оказываемой организацией услуги.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.
Анализ и презентация результатов проектной деятельности (5 ч.)

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Методы подачи информации при презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности. Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников.
11 класс - модуль «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» (34 ч.)
Модуль «Профессиональное самоопределение школьников» является состав­ным компонентом профильной подготовки выпускников МОУ «Калитинская СОШ».

Цель - оказать учащимся 11 класса общеобразовательных учрежде­ний помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе самодиагностики личности, проведения профессиональных проб, выполнения творческого проекта «Мой профессиональный вы­бор».

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных спо­собностей и возможностей.

4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами ак­тивной подготовки к адекватному профессиональному самоопределе­нию.

5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой профессиональный выбор».

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии

Основным методом изучения модуля «Профессиональное самоопределение» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».

Выполненные проекты обсуж­даются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой профессиональный выбор» позволяет:

- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта уча­щиеся представляют его печатную или электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, док­лады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических мето­дик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:

- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

- психологическую (особенности психических процессов);

- типологическую (темперамент, характер, тип личности);

- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных спо­собностей и возможностей, основ жизненного и профессионального са­моопределения);

- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

  1. Определение своих профессиональных интересов методом ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

  2. Оценка уровня творческого потенциала (тест).

  3. Исследование внимания (тесты Мюнстерберга и тест «Найди различия») и упражнения на улучшение внимания.

  4. Оценка памяти (тесты «Объём памяти», «Образная память», «Память и мышление»).

  5. Определение уровня словесно-логической памяти и упражнения на тренировку памяти.

  6. Определение способности логически мыслить (тест «Логическое мышление» и задание «Определение словесно-логического мышления»).

  7. Проверка технического (тест «Проверьте своё техническое мышление») и математического мышлений (методика «Числовые ряды»).

  8. Определение типа темперамента и основных черт характера.

  9. Определение уровня способности контролировать своё поведение (методика «Уровень субъективного контроля» и тест «Шкала поиска ощущений»).

  10. Определение личностных ценностей (методика «12 предложений») и определение эмоциональных состояний (методика «Самооценка эмоциональных состояний»), а также упражнения для поддержки настроения.

  11. Определение коммуникабельности (тесты «Любят ли Вас люди», «Коммуникабельны ли Вы»).

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблю­дательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьни­ков, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долго­временную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последова­тельность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоя­тельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с по­мощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:

- формулировку цели и задач занятия;

- отбор содержания изучаемого материала;

- выбор основных методов и организационных форм обучения;

- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия.

Учебно-тематическое план модуля «Профессиональное самоопределение»

11 класс

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Основы жизненного и профессионального самоопределения

6

Океан профессий

8

Познай себя


8

Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения

9

Творческий проект «Мой профессиональный выбор»

3

итого

34

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Основы жизненного и профессионального самоопределения (6 часов)

Сущность жизненного самоопределения. Смысл и цель жизни человека. Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и развитие. Значение выбора профессии. Ситуация выбора профессии. Правила выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой профессиональный выбор».

Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают (8 часов)
Определение «профессии». Основные характеристики профессий. Специальность. Должность. Квалификация. Карьера.

Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средства труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства.

Типы учебных заведений. Очная, заочная, дистанционная формы обучения и экстернат. Бакалавр, магистр. Государственные, негосударственные и аккредитованные вузы. 
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека.

Профпригодность.
Познай себя (8 часов)

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии.

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии.

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей и предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность. Общительны ли Вы.

Погружение в практику (9 часов)

Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригод-ности, профессионального соответствия, профессионального призвания. Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы.

Проверьте себя в сфере экологии.

Отношение людей с природой. Три направления отношений человека с природой: человек познаёт природу; человек преобразует природу; человек изучает и формирует отношения в обществе, связанные с использованием и охраной природных объектов.
Выполнение профессиональной пробы «человек – природа». Человек, среда, машины и автоматы

Где и как искать работу. Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем?

«Сбор информации». Правила поведения при прохождении собеседования. «Учебно-тренировочное» собеседование. Анализ «учебно-тренировочного» собеседования и выводы из него. Эвристическая контрольная.

Творческий проект «Мой профессиональный выбор» (3 часа)

Мои жизненные планы и профессиональная карьера.

Мой профессиональный выбор

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  1   2