Главная страница

Протокол № От 2013 г. Руководитель шмо браун Ю. В. Согласовано 2013 г



Скачать 334.27 Kb.
НазваниеПротокол № От 2013 г. Руководитель шмо браун Ю. В. Согласовано 2013 г
Дата16.04.2016
Размер334.27 Kb.
ТипПротокол

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»


Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2013 г.

Руководитель ШМО

____________Браун Ю.В.

Согласовано

«__»_______2013 г.

Зам директора по УВР

____________________

С.Т. Колмогорова

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2013 г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

___________ С.А. Асташова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Экономика. Углубленный уровень»

для учащихся 10б класса (профильный уровень)

(2013-2014 учебный год)
Образовательная область: обществознание

Разработал: Ларин М.С,

учитель экономики,

I квалификационной категории.


2013 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: ЭКОНОМИКА: Углубленный уровень, 136 ч. Автор программы – Лавренева Е.Б. Сборник примерных программ: обществознание, экономика, право (на основе ФГОС второго поколения) 10-11 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013 – 208.. Учебник, соответствующий учебной программе и включённый в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. С.И. Иванов – 12-е изд. В 2-х книгах М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 2012.

Общеобразовательный предмет «Экономика» является одним из базовых предметов образовательной области «Общественные науки» наряду с обществознанием, правом, историей, географией. В курсе экономики учащимися изучаются базовые понятия экономической теории и некоторых прикладных дисциплин (предпринимательство, менеджмент, маркетинг).

Цель предмета – сформировать целостную социально-экономическую картину мира у учащихся 10-11 классов, научить их исследовательски относиться к экономической действительности.

Поэтому в ходе изучения предмета посредством совместной деятельности учеников и учителя осуществляется решение исследовательских задач. В ходе решения таких задач учащиеся осваивают методы научного познания и получают опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики. Вместе с тем для понимания сущности современного экономического знания необходимо изучить появление этого знания в генезисе. Поэтому на углубленном уровне изучения экономики учащиеся исследуют основные этапы формирования экономической мысли.

Одной из важнейших целей современного образования является освоение учащимися культуры проектной деятельности, которая предполагает формулирование целей и способов их достижения, планирование подготовительного и практического этапов проекта, реализацию проекта. Учиться проектированию на уроках экономики можно в форме экономических игр как в рамках самого урока, так и вне его.

Вместе с тем важно проводить параллель между экономикой и другими предметами области «Общественные науки», в первую очередь обществознанием (философией, политологией, социологией, психологией, культурологией), а так же экономической географией и историей. Необходимо не просто знать экономическую теорию, но и уметь понимать сущность экономических явлений и процессов, объяснять их историческое развитие и географическую детерминацию. Поэтому на уроках экономики должны устанавливаться межпредметные связи, позволяющие ученикам сформировать целостное представление и понимание общества и экономической сферы, развивающихся во времени и пространстве.

Методологической основой данной программы является системно-деятельност ный подход (что указано во ФГОС). Это означает, что особым образом структурировано содержание курса: оно имеет как предметный, так и метапредметный компонент. Этому содержанию соответствует технология обучения, включающая разные формы уроков: урок-планирование, проблемную лекцию, практикум, семинар, урок контроля. Методика обучения имеет критериальный характер, что позволяет учителю и ученикам знать, что именно (какие знания и умения) оценивается и как именно (по каким критериям).
Цели образовательной деятельности на уроках экономики

Формирование:

  • мировоззрение, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук;

  • субъективной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);

  • гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность.

Освоение:

  • умения принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

  • умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;

  • базовых методов научного познания, используемых в экономике;

  • умение понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции;

  • умение осуществлять рефлексию собственной учебной и практической деятельности.

Овладение:

  • базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция;

  • знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов.

Место учебного предмета в учебном плане определяется школой. Курс рассчитан на 136 часов. Предмет может изучаться по 2 ч в неделю в 10 и 11 классах или по 4 ч в неделю в течение 10 или 11 класса.

Психологическая характеристика 10 б класса.

10 «Б» класс был собран из 3-х девятых классов: 9 ч. - из 9а; 5 ч. - из 9в; 5ч. - из 9б; один - вновь прибывший. Интеллектуальный уровень обучающихся хороший, 7 учащихся показали высокий уровень интеллектуального развития, остальные стабильно средний результат. У большинства учащихся положительная мотивация к обучению. Следует обратить внимание на то, что в классе довольно много тревожных обучающихся, что является следствием как сниженной самооценки, так и неуверенности подростка в себе: Гомоюнов Александр, Дроздова Софья, Крапивина Анастасия, Охотникова Алиса, Жданов Денис, Наумов Игорь, Субботин Артем, Шаповал Владислав, Урбан Анастасия. Исходя из психологической характеристики можно отметить учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития: Груздева Дарья, Дроздова Софья, Гейдаров Руслан, Ожередов Антон. Эти учащиеся активно работают на уроке, всегда выполняют домашние задания. Эти учащимся можно предлагать задания повышенного уровня сложности, а также привлекать к оказанию помощи более слабым детям. В классе есть такие учащиеся, которые не выполняют домашние работы, ослаблена мотивация к предмету: Наумов Игорь, Гомоюнов Александр, Дериглазов Даниил, Овчинников Вячеслав, Субботин Артем. Работа с данными учащимися предполагает индивидуальные и дифференцированные задания, постоянный контроль выполнения домашних работ. Во время учебного процесса использовать приемы для повышения мотивации (задания с посильными уровнем выполнения, с дальнейшим усложнением по мере обучения), для снижения тревожности и повышения самооценки (словесная похвала во время уроков, налаживание благоприятного эмоционального фона во время уроков). Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов.

Результаты освоения учебного предмета «Экономика»

Личностные 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук.

2. Сформированность субъективной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а также умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.

3. Сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность

Метапредметные

  1. Владение умения принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

  2. Владение умением умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;

  3. Владение базовыми методами научного познания, используемыми в экономике, включая умения:

  • Осуществлять поиск актуальной экономической информации в различных источниках (оригинальные тексты, нормативные акты, интернет-ресурсы, научная и учебная литература);

  • делать анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию экономических явлений и процессов;

  • выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи между экономическими явлениями и процессами:

  • прогнозировать развитие экономических процессов.

  1. Владение умением понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции;

  2. Владение умением осуществлять рефлексию собственной учебной и практической деятельности.

Предметные:

  1. Сформированность социально-экономической картины мира (владение базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция);

  2. Владение знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов.

  3. Владение знаниями устройства экономических институтов в современной российской практике: рынка товаров и услуг, рынка труда, рынка земли, банковской и налоговой систем.

Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.
Учебно – методический комплект

  • учебник «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2008 год

  • практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 г.

  • Уроки экономики в школе. - М.:Вита-Пресс, любой год издания, Савицкая Е.В., Серегина С.Ф.

Список литературы

  • Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. Вита- пресс, 2010 г.

  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2008 г.

  • Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.

  • Сборник задач по экономике
      1. Тематическое планирование




п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Кол-во часов

Примечание



Тема 1Введение в экономику

12

Современные методы исследований в экономике




1







Контрольная работа «Экономическая наука»

2






Тема 2. Экономические системы

10

Традиционная экономическая система




1




Рыночная экономическая система




1




Централизованная экономическая система




1







Контрольная работа «Типы экономических систем»

2






Тема 3. Рынок

12

Рыночное равновесие




1




Анализ спроса и предложения с точки зрения эластичности




1




Презентация исследования «Анализ рынка»




1







Контрольная работа «Спрос. Предложение. Рыночное равновесие»

2






Тема 4. Экономика фирмы. Предпринимательство

14

Организация предприятия




1




Маркетинговое исследование и его интерпретация




1




Экономическая игра «Бизнес»




2







Контрольная работа «Фирма. Предпринимательство»

2






Тема 5. Типы рыночных структур

10

Виды несовершенной конкуренции




2







Контрольная работа «Типы рыночных структур»

2






Тема 6. Рынки факторов производства

8

Рынок земли и капитала




2







Контрольная работа «Рынки факторов производства»

2






Итоговый контроль за 10 класс в форме игры

2
















Итого

68







16





Календарно – тематическое планирование курса. 10 класс 68 часов.

№ урока

Названия разделов, тем уроков


Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока.

Лабораторные и практические

работы

Элементы предметного содержания

Планируемый результат

(Личностный, метапредметный и

предметный)

Контроль, измерители

Выход на ГИА, ЕГЭ

в

уч. г.

раздела, темы

Раздел I Введение в экономику. Цель: Понимать смысл важнейших экономических категорий с позиций, которых осуществляется дальнейший анализ большинства экономических проблем. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационно-технологической компетенции

1-2

1.1.

Понятие «хозяйство». Этапы развития хозяйства.

Постановка, планирование и задачи хозяйства.

2

7.09

Лекция

Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения

Знать: различия между макро и микроэкономикой, позитивной и нормативной экономикой, основные методы исследования. Основные потребности и их классификацию. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов и ее относительный характер. Уметь: формулировать предмет экономической науки, приводить примеры понятий микро и макроэкономики, нормативной и позитивной экономики. Анализировать данную информацию

Групповой, индивидуальный контроль.

2.1

Экономика и экономическая наука

1.6

Потребности и интересы

3-4

1.2.

Понятие экономики. Этапы развития экономической науки. Экономические учения XVIII-XIX вв.

2

14.09

Лекция - семинар

Экономическая мысль Древней Азии

Экономическая мысль Древней Греции

Экономическая мысль Древнего Рима

Экономическая мысль раннего Феодализма в Западной Европе.

Экономическая учения 20 века.

Знать Историю экономики и экономических учений развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития, борьбы и смены экономических концепций на определенных этапах развития человечества. Приобретение знаний об истории развития общественного производства и сопоставление трактовок основных экономических концепций, сформулированных выдающимися экономистами-теоретиками с мировым именем, позволяет глубже усвоить курс экономической теории.  1.углубить и расширить знания по экономической теории 2.повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, накопить общий багаж человеческого капитала. 3.познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулмрованные ими концепциями.

Групповой, индивидуальный контроль.

5

1.3.

Экономические учения XX.

1

21.09

Семинар

6

1.3

Современные методы исследований в экономике

1

21.09

Практикум










7-8

1.4.

Поведение потребителя. Факторы производства.

2

28.09

Комбинированный урок: лекция- практикум

Производство. Факторы производства. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов. Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи. Разделение труда. Специализация.

Знать основные классификацию факторов производства, виды доходов, переменные, номинальные и реальные величины. Три проблемы экономики: что производить? Как производить? И для кого производить? Уметь выделять ресурсы, которые относятся к факторам производства. Анализировать и обрабатывать практическую информацию

Групповой и индивидуальный

Тестирование

2.2

Факторы производства и факторные доходы

9-10

1.5.

Презентация исследования «Формирование и трансформация экономического знания»

2

4.10

Семинар

Групповой, индивидуальный контроль.

11-12

1.3

Контрольная работа «Экономическая наука»

2

11.10

Урок контроля, оценки и коррекции знаний







Индивидуальное тестирование




Раздел 2 Экономические системы Цель: Проанализировать основные виды экономических систем, обосновав преимущества смешанной экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

13-14

2.1

Виды собственности. Понятие собственности

2

18.10

Лекция

Экономическая система. Черты административно-плановой системы и рыночной экономики.

Частная собственность. Функции рынка. Конкуренция. Домашнее хозяйство. Фирма. Обмен и рынок.

Доходы и расходы домохозяйств, фирм государственного сектора.

Знать: Понятие государственная собственность на экономические ресурсы. Особенности планирование экономики. Какое влияние оказал кризис на крушение административно-плановой системы Положительные  отрицательные внешние эффекты, регулирование их государством. Уметь: выделять конституирующие признаки каждой экономической системы и на их основе анализировать экономические системы. Выделять слабые и сильные стороны административно – плановой системы, рыночной экономики.

Знать: Понятийный аппарат по данной теме. Функции рынка. Роль частной собственности в жизни общества, отличия индикативного планирования от директивного, роль цены в развитии рыночной экономики Уметь: Объяснять функции рынка. Выделять главные субъекты рынка и понимать механизм взаимосвязи между ними. Использовать для поиска информации мультимедийную энциклопедию Знать: Понятийный аппарат по данной теме. Функции рынка. Уметь: анализировать схему кругооборота товаров, услуг и доходов в условиях государственного вмешательства в отношения фирм и домашнего хозяйства, аргументировано объяснять пределы вмешательства государства в экономику

Индивидуальный и групповой

2.3

Экономические системы


15-16

2.2

Типы экономической системы. Традиционная экономическая система

2

25.10

Лекция - практикум

Индивидуальный и групповой

17-18

2.3

Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система

2

01.11

Практикум

Индивидуальный.

19-20

2.4

Смешанная экономическая система. Презентация исследования «Наиболее эффективная модель экономической системы

2

15.11

Семинар

Индивидуальный и групповой




21-22

2.5

Контрольная работа «Типы экономических систем»

2

22.11

Урок контроля




осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование




Раздел 3. Рынок Цель: Рассмотреть взаимодействие явлений существующих на рынке товаров и услуг. Учить пользоваться графическими методами экономического исследования. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационно-технологической компетенции

23-24

3.1

Спрос. Закон спроса. Детерминанты спроса

2

29.11

Лекция

Спрос, величина, закон, кривая спроса, ценовой барьер, эффект дохода и замещения, принцип убывания предельной полезности, эффект Гиффена, Веблена «толпы», факторы влияющие на спрос, предложение, величина и закон предложения, кривая предложения, факторы, влияющие на предложение. Индивидуальный и рыночный спрос. Рыночное равновесие, равновесная цена, точка равновесия, условия совершенной конкуренции, уравновешивающая функция цены. Изменение спроса, предложения, одновременное изменение, «потолок» цены, товарный дефицит, минимальная цена, излишек товара Ценовая эластичность спроса, эластичный, неэластичный спрос, единичная эластичность, совершенно эластичный и неэластичный спрос, измерение эластичности по цене, коэффициент эластичности. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Ценовая эластичность предложения и факторы, влияющие на нее, эластичность в долгосрочном, среднесрочном, краткосрочном периоде, факторы, объясняющие различную степень эластичности предложения.

Знать: различия между понятиями «спрос» и «величина спроса»; предложение и «величина предложения», нормальными и низшими товарами, товары – субституты и комплименты, различия их. Уметь: различать и отделять факторы, воздействующие на спрос и величину спроса, на предложение и величину предложения определять направления смещения кривой спроса и предложения, приводить примеры нормальных и низших товаров. Обосновывать закон спроса, объясняя действие эффектов дохода, замещения, принципа падения предельной полезности, обосновывать действие закона предложения, понимать, как определяются границы расширения производства различать и отделять факторы, воздействующие на спрос и величину спроса, на предложение и величину предложения определять направления смещения кривой спроса и предложения, приводить примеры нормальных и низших товаров

Знать: механизм осуществления уравновешивающей функции цены. Механизм установления взаимосвязи между различными рынками, почему рыночное равновесие недолговечно. Причины, приводящие к нарушению рыночного равновесия и возникновению дефицита и избытка. Последствия возникновения дефицита и избытка. Уметь: объяснять, как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие. Рассчитывать величину избытка и дефицита аналитически и графически. Решать задачи, анализировать полученные данные. Прогнозировать действия государства, связанные с возникновением дефицита и избытка. Знать: что такое эластичный, неэластичный спрос, единичная эластичность, совершенно эластичный и неэластичный спрос, иллюстрируя каждое понятие соответствующим ему примером. Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса различать дуговую и точечную эластичность спроса Уметь: иллюстрировать все виды ценовой эластичности спроса с помощью графиков, анализировать их. Использовать данные об изменении полной выручки от продажи товара для определения характера эластичности спроса по цене; комментировать цифровые значения коэффициента эластичности спроса по цене и использовать его при определении характера эластичности

Индивидуальный. Групповой.

2.4

Рынок и рыночный механизм.

Спрос и предложение

25-26

3.2.

Предложение. Закон предложения. Детерминанты предложения

2

6.12

Лекция

Индивидуальный и групповой

27-28

3.3

Рыночное равновесие. Дефицит и избыток на рынке

2

13.12

Практикум - семинар

Индивидуальный.

29-30

3.4

Эластичность спроса и предложения. Анализ спроса и предложения с точки зрения эластичности

2

20.12

Практикум - семинар

Индивидуальный и групповой

31-32

3.5

Презентация исследования «Анализ рынка»

2

27.12

Практикум

Индивидуальный и групповой

33-34

3.6

Контрольная работа «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»

2

17.01

Урок обобщения и систематизации знаний




осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование

Раздел 4. Экономика фирмы. Предпринимательство Цель: Познакомить с понятием предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

35-36

4.1

Фирма как коммерческая организация. Экономическая составляющая в деятельности фирмы

2

24.01

Лекция

ИП. Холдинг. Номинал акции. Дивиденд. Контрольный пакет акций. Предпринимательские сети. Совет директоров. Менеджмент. Управление, планирование, мотивация и контроль. Маркетинг. Продвижение. Реклама. Сервисное обслуживание. Фирма, типы фирм, модель функционирования фирмы Группы фирм, типы хозяйственных товариществ и обществ, ООО, ОДО, АО, акция (обыкновенная, привилегированная) открытые и закрытые общества, облигации, производственный КООП, унитарное предприятие

Знать: ключевые термины и определения параграфа. Цели предпринимательства. Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Знать: ключевые термины и определения параграфа. Основные требования к личности менеджера. Организацию процесса создания структуры предприятия и её задачи. Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять маркетинговые исследования и проводить сегментацию рынка.

Индивидуальный контроль.

2.7. Основные источники финансирования бизнеса


37-38

4.2

Малый, средний и крупный бизнес: преимущества и недостатки

2

31.01

Семинар

Групповой

39-40

4.3

Формы организации предпринимательства. Виды объединений бизнеса

2




Лекция-семинар

Индивидуальный и групповой

41-42

4.4

Менеджмент и его функции. Организация предприятия

2




Лекция – практикум

Индивидуальный и групповой

43-44

4.5

Маркетинг. Маркетинговое исследование

2




Практикум

Индивидуальный и групповой

45-46

4.6

Экономическая игра «Бизнес»

2




Игра

47-48

4.7

Контрольная работа «Фирма. Предпринимательство»

2




Урок обобщения и систематизации знаний




осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование




Раздел 5. Типы рыночной структуры. Цель: Рассмотреть различные варианты поведения фирмы в зависимости от того, в рамках какой рыночной структуры (модели рынка) она действует. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

49-50

5.1

Понятие «тип рыночной структуры». Совершенная конкуренция

2




Лекция

Типы рыночных структур. Конкуренция. Сущность монополии, кривая спроса монополиста, ценовая дискриминация, экономические последствия, антимонопольная политика государства. Олигополия, олигополистическая взаимозависимость, картель, лидерство в ценах, неценовая конкуренция, монополистическая конкуренция

Знать: критерии различия рыночных структур, сложившихся в различных отраслях экономики. Понятия: общий, средний, предельный доход фирмы, равновесное состояние фирмы. Уметь: анализировать комплекс характерных признаков, отражающих условия образования той или иной рыночной структуры. Освоить типичные экономические роли через участие в моделирующих ситуациях реальной жизни. Объяснять, почему в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство Р= АР=МР. Анализировать графики, характеризующие уровни ТР, ТС и П; различать равновесное положение фирмы и равновесное положение отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде.Знать: понятия естественная монополия, ценовая дискриминация. Уметь: анализировать поведение фирмы – монополиста, экономические последствия монополизации. Объяснять необходимость антимонопольной политики, проводимой государствами в странах с рыночной системой; различать понятия «доминирующее положение фирмы» и «фирма - монополист». Проводить экономический анализ общественных явлений и событий.. Знать: различия между совершенной и монополистической конкуренцией, в чем состоит олигополистическая взаимозависимость. Уметь: анализировать поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической структуры рынка. Анализировать социально – экономические последствия монополистической конкуренции и олигополии. Критически осмысливать экономическую информацию, поступающую из разных источников, формулируя на этой основе собственные заключения и оценочные суждения

Индивидуальный контроль.




51-52

5.2

Монополистическая конкуренция. Олигополия

2




Практикум

Групповой, индивидуальный контроль.




53-54

5.3

Монополия и её виды

2




Семинар

Групповой, индивидуальный контроль




55-56

5.4

Решение задач «Оптимальный выпуск продукции»

2




Лабораторно - практическая




Знать: ключевые термины и определения параграфа. Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный контроль.




57-58

5.5

Контрольная работа «Конкуренция»

2




Урок обобщения и систематизации знаний




Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

Индивидуальный контроль.




Раздел 6. Рынки факторов производства. Цель: Рассмотрев рынки ресурсов, уяснить природу доходов домашних хозяйств и в рыночной экономике и понять механизмы, определяющие их уровень. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

59-60

6.1

Особенности рынков факторов производства. Рынок труда

2




Лекция

Заработная плата, прибыль, рента, процент, прокатная оценка, производный спрос

Основные черты рынка труда, кривая спроса на труд, стоимость предельного продукта труда, денежное выражение предельного продукта труда, дифференциация размеров ставок заработной платы, государственное регулирование минимума заработной платы

Экономическая, земельная рента, чистая экономическая рента

Реальный, оборотный, человеческий, денежный капитал, процент, номинальная и реальная процентная ставка

Знать: своеобразие рынка ресурсов как рынка услуг факторов производства. Какие виды доходов связаны с владением определенными факторами производства. Уметь: доказывать, что спрос на ресурсы имеет производный характер. Оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения.

Знать: чем определяется спрос на труд, факторы, определяющие дифференциацию заработной платы работников. Различия рыночного спроса на труд и спроса на труд со стороны отдельной фирмы. Уметь: рассчитывать денежное вознаграждение предельного продукта труда. Характеризовать рынок труда и его особенности в России, различать кривые рыночного и индивидуального предложения труда. Осуществлять самостоятельный поиск, анализ, используя экономическую информацию. Знать: земля искусственно невоспроизводимый ограниченный экономический ресурс. Уметь: объяснять, почему предложение земельных участков для пользования, пригодных с точки зрения плодородия и местоположения, неэластично по цене. Различать экономическую ренту и земельную ренту как частный случай экономической ренты при неэластичном по цене предложении ресурса. Использовать полученную информацию и знания для решения типичных экономических задач. Знать: отличия основного и оборотного капитала, понятие «человеческий капитал». Факторы, определяющие величину номинальной  и реальной процентной ставки. Уметь: различать реальный и денежный капитал, процент и ставку процента, номинальную и реальную процентную ставку. применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях.

Групповой




61-62

6.2

Рынок земли. Рынок капитала

2




Лекция

Групповой




63-64

6.3

Особенности человеческого капитала

2




Практикум

Групповой




65-66

6.4

Контрольная работа «Рынки факторов производства»

2




Комбинированный

Групповой




67-68




Итоговый контроль за 10 класс в форме игры

2




Урок контроля, оценки и коррекции знаний.




Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Тестирование.




ИТОГО за 10 класс

68