|
Программа по технологии. 1 класс. «Начальная школа 21 века»
Рабочая программа по технологии.
1 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка.
В 21 веке технологическое образование становится технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004 года и авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;
Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации
Содержание курса.
№
| Тема раздела
| Кол -во часов
| Планируемые результаты
| Корректировка
| Универсальные учебные деятельности
| Предметные задания
| Знать
| Уметь
| 1.
| Что нас окружает
| 3
| Познавательные
Общеучебные:
поиск необходимой информации;
произвольное построение речевого высказывания;
Логические:
анализ;
синтез;
классификация объектов.
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической речью.
Личностные
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация
| сравнивать, делать простейшие обобщения;
| смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение
|
| 2.
| Кто где живет
| 6
| Познавательные
Общеучебные:
осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
поиск и выделение необходимой информации;
рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.
Логические:
анализ;
синтез;
сравнение объектов.
Коммуникативные
умение слушать и вступать в диалог;
планирование учебного сотрудничества
владение диалогической и монологической речью
Личностные
самоопределение
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
Регулятивные
прогнозирование
планирование
контроль
коррекция
оценка
| человека в окружающем ребенка мире; творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; деятельности утилитарного и эстетического характера; профессиях, о силах природы, их пользе и опасности для человека; человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
| самостоятельно
выполнять композицию иллюстрации, выделять и узнавать главное свои наблюдения и переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в поделках смысловые связи между предметами
|
| 3.
| Азбука мастерства
| 7
| Познавательные
Общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации;
моделирование
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Логические:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов.
Выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблемы: Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества;
постановка вопросов;
управление поведением партнера;
умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
планирование;
контроль;
коррекция
оценка.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
| природными материалами. несъедобными семенами растений деталей пластилином.
| аппликацию из засушенных растений мозаику из семян. сказочных героев из природного материала
|
| 4.
| Работаем с бумагой
| 5
| Познавательные
Общеучебные:
выбор эффективных способов решения задач.
структурирование знаний
рефлексия
Логические:
анализ;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Постановка и решение проблемы:
Самостоятельное создание способов решения проблем.
Регулятивные
планирование;
контроль;
оценка;
коррекция.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
| аппликации мозаики. складыванием. из бумажных полос.
| мозаику из мятой бумаги. мозаику из рваной бумаги симметричное вырезание аппликацию из бумажных полос.
|
| 5
| Помощники мастерства
| 2
| Познавательные
Общеучебные:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний.
Логические:
анализ;
синтез;
сравнение; и классификация объекта.
Постановка и решение проблемы
самостоятельное создание способов решения проблем
Регулятивные
планирование;
контроль;
коррекция;
оценка
Коммуникативные
планирование
постановка вопросов
управление поведением партнера
умение полно и точно выражать свои мысли
| работы с иглами и ножницами.
| общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
|
| 6
| Сначала рисуем
| 5
| Познавательные
Общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
структурирование знаний
рефлексия
Постановка решения проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблемы
Регулятивные
планирование;
контроль;
коррекция;
оценка.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
| складыванием.
| развёртку.
Выполнять
технику «гармошка».
Выполнять
аппликацию из геометрических фигур.
|
|
Технология 1 класс
Поурочно - тематическое планирование.
1 час в неделю - 33 часа № п/п
| Название темы урока
| Дата
| Тип урока
| Кол.ч
| Наглядность
| Примечание.
| 1
| Экскурсия, игры на воздухе: «Кто назовет больше предметов окружающего мира»
|
| общеметодологической направленности
| 1
|
|
| 2
| Мир природы. Как засушить листья.
|
| открытие нового
знания
| 1
| листья
|
| 3
| Мир рукотворный. Любимые занятия.
|
| урок рефлексии
| 1
| различные материалы
|
| 4
| Экскурсия «как люди нашего города, села, деревни относятся к природе». Фантазия из листов и цветов.
|
| общеметодологической направленности
| 1
| листья, цветы, бумага, клей
|
| 5
| Экскурсия в краеведческий музей. Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем?
|
| общеметодологической направленности
| 1
|
|
| 6
| Если хочешь - сделаешь (значение трудовой деятельности для человека).
|
| открытие нового
знания
| 1
| изделия трудовой деятельности
|
| 7
| Готовим праздник.
|
| открытие нового знания
| 1
| различные материалы
|
| Подари сказку «Колобок»
|
| общеметодологической направленности
|
|
|
| 8
| Из чего сделан рукотворный мир (общее представление о материалах).
|
| открытие нового знания
| 1
| различные материалы
|
| 9
| Как устроены разные изделия (общее представление о конструкции).
|
| открытие нового знания
| 1
| различные материалы
|
| 10
| Шаг за шагом (общее представление о конструкции изделий). Пластилин волшебник.
|
| открытие нового знания
| 1
| пластилин
|
| 11
| Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?
|
| открытие нового знания
| 1
| бумага, ткань
|
| 12-13
| Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки.
|
| открытие нового знания
| 2
| бумага, ткань
|
| 14-15
| Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать детали (клеевое соединение бумажных деталей)
|
| открытие нового знания
| 2
| бумага, ножницы, клей
|
| 16
| Фантазии из бумаги (приемы работы ножницами).
|
| рефлексия
| 1
| бумага, ножницы, клей
|
| 17
| Почему ножницы разные? (особенности конструкции инструментов в зависимости от их назначения).
|
| открытие нового знания
| 1
| иллюстрации ножниц
|
| 18
| С кем линии дружат (понятие линии).
|
| открытие нового знания
| 1
| различные материалы
|
| 19
| Из ниток и веревочек (виды линий).
|
| открытие нового знания
| 1
| нитки
|
| 20
| Путь - дорожка (виды линий).
|
| рефлексия
|
| линейка, бумага
|
| 21
| Размечаем круги (разметка деталей по шаблону).
|
| открытие нового знания
| 1
| шаблоны
|
| 22
| Размечаем прямоугольники (разметка деталей по шаблону).
|
| открытие нового знания
|
| линейка, бумага, образец
|
| 23
| Размечаем треугольники ( разметка деталей по шаблону)
|
| открытие нового знания
|
| шаблоны
|
| 24-25
| Несложные прямые сгибания.
|
| рефлексия
| 2
| линейка, бумага
|
| 26-27
| Изготовление памятки.
|
| открытие нового знания
| 2
| различные материалы
|
| 28
| Свойство бумаги и ткани.
|
| открытие нового знания
| 1
| бумага, ткань
|
| 29-30
| Иглы и булавки (швейные приспособления)
|
| открытие нового знания
| 2
| швейные приспособления
|
| 31
| Домики для иголок и булавок.
|
| рефлексия
| 1
| булавки, иголки
|
| 32
| Самостоятельная работа с опорой на инструкцию. Бант-заколка
|
| развивающий контроль
| 1
| различные материалы
|
| 33
| Комплексная работа «Книжкина больница».
|
| развивающий контроль
| 1
| различные материалы
|
| |
|
|