Главная страница

Программа по технологии. 1 класс. «Начальная школа 21 века»



Скачать 163.43 Kb.
НазваниеПрограмма по технологии. 1 класс. «Начальная школа 21 века»
Дата10.04.2016
Размер163.43 Kb.
ТипПрограмма


Рабочая программа по технологии.

1 класс. «Начальная школа 21 века»

Пояснительная записка.

В 21 веке технологическое образование становится технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004 года и авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

  1. развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;

  2. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;

  3. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

  4. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  5. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

  6. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

  7. овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

  8. расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;

Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  1. качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

  2. степень самостоятельности;

  3. уровень творческой деятельности

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации

Содержание курса.



Тема раздела

Кол -во часов

Планируемые результаты

Корректировка

Универсальные учебные деятельности

Предметные задания

Знать


Уметь


1.

Что нас окружает

3

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • поиск необходимой информации;

    • произвольное построение речевого высказывания;

  1. Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • классификация объектов.

Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • владение монологической и диалогической речью.

Личностные

    • Самоопределение

    • Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

  • Наблюдать

сравнивать, делать простейшие обобщения;


  • передавать

смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение




2.

Кто где живет

6

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.

  2. Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение объектов.

Коммуникативные

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • планирование учебного сотрудничества

  • владение диалогической и монологической речью

Личностные

    • самоопределение

    • смыслообразование

    • нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

  • прогнозирование

  • планирование

  • контроль

  • коррекция

  • оценка

  • о роли и месте

человека в окружающем ребенка мире;

  • о созидательной,

творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

  • о человеческой

деятельности утилитарного и эстетического характера;

  • о некоторых

профессиях, о силах природы, их пользе и опасности для человека;

  • когда деятельность

человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;


самостоятельно

выполнять композицию иллюстрации, выделять и узнавать главное

  • передавать

свои наблюдения и переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в поделках смысловые связи между предметами




3.

Азбука мастерства

7

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • моделирование

    • структурирование знаний;

    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

  2. Логические:

    • анализ;

    • синтез;

    • сравнение, классификация объектов.

    • Выдвижение гипотез и их обоснование

  3. Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества;

  • постановка вопросов;

  • управление поведением партнера;

  • умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

  • планирование;

  • контроль;

  • коррекция

  • оценка.

Личностные

    • самоопределение

    • смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

  • технику работы с

природными материалами.

  • правила работы с

несъедобными семенами растений

  • приёмы соединения

деталей пластилином.


  • выполнять

аппликацию из засушенных растений

  • выполнять

мозаику из семян.

  • Изготавливать

сказочных героев из природного материала




4.

Работаем с бумагой

5

Познавательные

  1. Общеучебные:

  • выбор эффективных способов решения задач.

  • структурирование знаний

  • рефлексия

  1. Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  1. Постановка и решение проблемы:

  • Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

  • планирование;

  • контроль;

  • оценка;

  • коррекция.

Личностные

  • самоопределение

  • смыслообразование

  • технику выполнения

аппликации

  • технику выполнения

мозаики.

  • приёмы разметки

складыванием.

  • приёмы плетения

из бумажных полос.


  • выполнять

мозаику из мятой бумаги.

  • выполнять

мозаику из рваной бумаги

  • выполнять

симметричное вырезание

  • выполнять

аппликацию из бумажных полос.




5

Помощники мастерства

2

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • структурирование знаний.

  2. Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение; и классификация объекта.

  1. Постановка и решение проблемы

  • самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные

  • планирование;

  • контроль;

  • коррекция;

  • оценка

Коммуникативные

  • планирование

  • постановка вопросов

  • управление поведением партнера

  • умение полно и точно выражать свои мысли

  • правила безопасной

работы с иглами и ножницами.


  • изображать форму,

общее пространственное расположение, пропорции, цвет.




6

Сначала рисуем

5

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    • выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    • структурирование знаний

    • рефлексия

  2. Постановка решения проблемы:

  • самостоятельное создание способов решения проблемы

Регулятивные

  • планирование;

  • контроль;

  • коррекция;

  • оценка.

Личностные

  • самоопределение

  • смыслообразование

  • приёмы разметки

складыванием.


  • чертить

развёртку.

Выполнять

технику «гармошка».

Выполнять

аппликацию из геометрических фигур.





Технология 1 класс

Поурочно - тематическое планирование.

1 час в неделю - 33 часа

п/п

Название темы урока

Дата

Тип урока

Кол.ч

Наглядность

Примечание.

1

Экскурсия, игры на воздухе: «Кто назовет больше предметов окружающего мира»




общеметодологической направленности

1







2

Мир природы. Как засушить листья.




открытие нового

знания

1

листья




3

Мир рукотворный. Любимые занятия.




урок рефлексии

1

различные материалы




4

Экскурсия «как люди нашего города, села, деревни относятся к природе». Фантазия из листов и цветов.




общеметодологической направленности

1

листья, цветы, бумага, клей




5

Экскурсия в краеведческий музей. Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем?




общеметодологической направленности

1







6

Если хочешь - сделаешь (значение трудовой деятельности для человека).




открытие нового

знания

1

изделия трудовой деятельности




7

Готовим праздник.




открытие нового знания

1

различные материалы




Подари сказку «Колобок»




общеметодологической направленности










8

Из чего сделан рукотворный мир (общее представление о материалах).




открытие нового знания

1

различные материалы




9

Как устроены разные изделия (общее представление о конструкции).




открытие нового знания

1

различные материалы




10

Шаг за шагом (общее представление о конструкции изделий). Пластилин волшебник.




открытие нового знания

1

пластилин




11

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?




открытие нового знания

1

бумага, ткань




12-13

Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки.




открытие нового знания

2

бумага, ткань




14-15

Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать детали (клеевое соединение бумажных деталей)




открытие нового знания

2

бумага, ножницы, клей




16

Фантазии из бумаги (приемы работы ножницами).




рефлексия

1

бумага, ножницы, клей




17

Почему ножницы разные? (особенности конструкции инструментов в зависимости от их назначения).




открытие нового знания

1

иллюстрации ножниц




18

С кем линии дружат (понятие линии).




открытие нового знания

1

различные материалы




19

Из ниток и веревочек (виды линий).




открытие нового знания

1

нитки




20

Путь - дорожка (виды линий).




рефлексия




линейка, бумага




21

Размечаем круги (разметка деталей по шаблону).




открытие нового знания

1

шаблоны




22

Размечаем прямоугольники (разметка деталей по шаблону).




открытие нового знания




линейка, бумага, образец




23

Размечаем треугольники ( разметка деталей по шаблону)




открытие нового знания




шаблоны




24-25

Несложные прямые сгибания.




рефлексия

2

линейка, бумага




26-27

Изготовление памятки.




открытие нового знания

2

различные материалы




28

Свойство бумаги и ткани.




открытие нового знания

1

бумага, ткань




29-30

Иглы и булавки (швейные приспособления)




открытие нового знания

2

швейные приспособления




31

Домики для иголок и булавок.




рефлексия

1

булавки, иголки




32

Самостоятельная работа с опорой на инструкцию. Бант-заколка




развивающий контроль

1

различные материалы




33

Комплексная работа «Книжкина больница».




развивающий контроль

1

различные материалы