|
Протокол № От 2014г. Рабочая программа «Художественная обработка древесины» Утверждаю
Директор школы-интерната №95
Гундерчук Л.А.
_________________
«___» ______ 2014г.
| Согласовано:
Зам. директора по УВР
Шляхова Т.Н.
___________________
| Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ____
От «___»___________2014г.
|
Рабочая программа
«Художественная обработка древесины» Учитель
профессионально-трудового обучения
Завьялов С.Э.
г. Нижний Новгород
2014-2015 учебный год. Пояснительная записка.
Развитие трудовых навыков у школьников с особыми образовательными потребностями возможно только при наличии специальной подготовки обучающихся, воспитанников, опоры на их возможности (природные и социальные задатки), учёте состояния здоровья. В этом случае труд может стать мотивированным. Мотивацию можно развить, опираясь на внутренние и внешние возможности и склонности, которые есть у каждого ребёнка. Чем раньше начнётся эта работа, тем она будет успешнее.
По программе развития в специальной (коррекционной) школе создаются специальные среды и условия сопровождения учебной деятельности обучающихся, воспитанников, которые несут пропедевтическую функцию в процессе освоения профессиональных умений и навыков при овладении профессией. Осуществляя деятельность в каждой из этих сред, любой ребёнок овладевает собственным набором трудовых возможностей-действий. У каждого обучающегося, воспитанника этот набор будет своим. Таким образом, ребёнок погружён в индивидуальную траекторию развития предпрофессиональных действий-возможностей. Данная программа даёт возможность обучающимся, воспитанникам школы-интерната дополнительно к школьной программе овладеть профессиональными навыками резчика по дереву в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями самого ребёнка. Этот фактор значительно повышает уровень социальной адаптации выпускников школы-интерната.
Данная программа рассчитана на пять лет обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного профессионального, творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины". Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на усвоение минимума программного материала всеми обучающимися, воспитанниками в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Цель программы:
- создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников;
- формирование профессиональных навыков у обучающихся, воспитанников по специальности «резчик дерева» с целью дальнейшей успешной трудовой адаптации в окружающем современном обществе;
-повышение уровня познавательной активности обучающихся, воспитанников и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
- приобщение подростков с особыми образовательными потребностями к процессу создания резных изделий, к активной деятельности по изменению и улучшению условий той среды, в которой они живут, учатся и отдыхают; воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности и к той продукции, которая была создана в результате этой деятельности. Задачи программы:
Образовательные:
- дать представление обучающимся, воспитанникам об основах материаловедения для резьбы по дереву, о видах художественной обработки древесины, об основах композиции;
- изучение и исследование свойств древесины;
- овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора;
- познакомить обучающихся, воспитанников с иллюстративным материалом, раскрывающим красоту резьбы по дереву, рассказывающим о видах творчества народных мастеров;
- дать представление обучающимся, воспитанникам о ходе подготовки режущего инструмента, о подготовке материалов к резьбе;
- сформировать навык безопасной трудовой деятельности при работе с режущим инструментом;
- приобретение общих трудовых и специальных трудовых умений и навыков в области художественно- технической деятельности в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- познакомить обучающихся, воспитанников с народными промыслами Нижегородского края; Коррекционно-развивающие:
- сформировать навык осознанной регуляции собственной трудовой деятельности у обучающихся, воспитанников;
- повышение уровня познавательной активности у обучающихся, воспитанников;
- развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности обучающихся, воспитанников;
- развитие восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. Воспитательные:
- для усиления профессиональной направленности обучения дети знакомятся с разными специальностями, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью;
- воспитывать у обучающихся, воспитанников уважительное отношение к трудовой деятельности и бережное отношение к тем предметам, которые были созданы в процессе этой деятельности;
- воспитание уважения к культурным традициям Нижегородского края;
- воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
- воспитывать у детей и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;
- воспитание приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность;
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Столярное дело":
материаловедение;
технология обработки древесины;
элементы машиноведения;
графика.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся, воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа обучения определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки обучающихся, воспитанников.
В программе предложена система самопроверки знаний обучающимися, воспитанниками и контроля знаний – учителем по труду.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний и формирования навыков у обучающихся, воспитанников. Для чего в работе используются:
учебники, справочники;
дидактический материал;
дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда. По завершению изучения данной программы обучающиеся, воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Обучающиеся, воспитанники должны -
Знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
иметь представление о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, токарного станка по обработке древесины);
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы геометрической резьбы, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их геометрической резьбой;
контурная резьба и её особенности;
плоскорельефная резьба и её особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
читать и выполнять элементарные чертежи, эскизы, технические рисунки;
работать по технологической карте;
планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;
вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность;
доводить начатое дело до конца;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания;
выполнять простейшие элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы, контурной и плоскорельефной резьбы;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
владения основными ручными инструментами по резьбе по дереву;
выполнения операции выжигания, резьбы;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для различных видов резьбы и выжигания;
выполнение декорирования изделий выжиганием и различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
групповая.
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
использование приёмов самоконтроля;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход (индивидуально);
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков большое значение имеет коллективный анализ работ обучающихся, воспитанников. При этом отмечаются также наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Программа
1 года занятий.
Художественное выжигание.
(занятия проводятся 1 раз в неделю). Теоретические сведения.
Устройство электровыжигателя и правила безопасной работы с ним. Основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости. Перенос рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Подготовка поверхности к выжиганию. Разные приёмы выжигания и их особенности. Раскраска рисунка водными красками. Отделка изделия лаком. Правила безопасности при работе с лаком. Способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями. Правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Практические работы.
Подготовка изделия и базовой поверхности к выжиганию. Упражнения по освоению приемов работы с электровыжигателем. Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги.. Контроль качества изделия.. Выполнение рисунка электровыжигателем. Раскраска рисунка водными красками. Покрытие изделия лаком.
Примерный перечень изделий.
Разделочная доска, кухонная лопатка, кухонная вилка, подставка под горячее, панно, рамка для фото и др. Программа
2-го года занятий.
Контурная резьба по дереву.
(занятия проводятся 1 раз в неделю). Теоретические сведения.
Выполнение эскиза изготовляемого изделия. Назначение шаблонов и их приме6нение. Последовательность сборки изделия на гвоздях и на клею. Экономное использование материала. Правила безопасности труда.
История контурной резьбы. Инструменты применяемые при выполнении контурной резьбы. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на тёмный фон. Приемы резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы.
Творческий проект. Выполнение проекта. Структура проекта.
Практические работы.
Примерный перечень изделий: разделочные доски, эстампы, шкатулки, панно и др.
Программа
3-го года занятий.
(занятия проводятся 1 раз в неделю).
Глухая трехгранно-выемчетая резьба.
Геометрическая резьба по дереву.
Теоретические сведения. Славянское народное искусство, прошлое и настоящее Художественное оформление древесины. Орнамент в славянском народном искусстве. Породы древесины. Части дерева. Понятие о пиломатериалах. Конструкции изготовляемых изделий.
Выполнение эскиза изготовляемого изделия. Назначение шаблонов и их приме6нение. Последовательность сборки изделия на гвоздях и на клею. Экономное использование материала. Правила безопасности труда.
Строение древесины. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Приемы резных композиций. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность их исполнения. Композиционное сочетание различных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов узора. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы.
Приемы резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон. Прием резьбы шашечек .Приемы резьбы сетки. Создание композиций. Приемы выполнения трехгранно-выемчатой резьбы. Куличики.Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Треугольники.Змейка, витейка.Бусы, елочка.Сколышек, чешуйка.Шишки, лесенки. Кубики, решетка.
Составление композиций из основных элементов геометрической резьбы.
Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д.) в резьбе на изделиях.
Создание эскизов геометрических узоров для оформления изделий. Эскиз, чертеж, рисунок изделия. Технологическая карта.
Практические работы. Изготовление изделия. Пиление, разметка. Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы . Составление композиций. Украшение изделия резьбой. Отделка изделия. Тонирование . Проверка качества изделия, резьбы. Технологическая карта.
Примерный перечень изделий: разделочная доска, кухонная лопатка, кухонная вилка, подставка под горячее, шкатулка и др.
Программа
4-го года занятий.
(занятия проводятся 1 раз в неделю).
Плоскорельефная резьба по дереву .
Теоретические сведения. Плоскорельефная резьба в славянском народном искусстве. Абрамцево-кудринский промысел –один из видов плоскорельефной резьбы, ее подвиды: резьба заоваленными контурами, заоваленная резьба с подушечным фоном , рельефно-заоваленная резьба. История абрамцево-кудринского промысла.
Инструменты для резьбы . этапы выполнения резьбы. Подготовка поверхности. Перевод рисунка на поверхность изделия.
Отделочные операций. Шлифование резной поверхности , тонирование ее красителями и нанесение защитного прозрачного покрытия .
Практическая работа . Подготовка изделия под резьбу. Перевод рисунка на материал и подрезание контура . Обработка фона и моделирование элементов резной композиции. Отделка поверхности резьбы .
Примерный перечень изделий. Декоративное панно, разделочная доска, шкатулка и др.. Программа
5-го года обучения.
Токарная обработка древесины .
Теоретические сведения. История токарного станка. Основные узлы. Принцип работы станка. Выполняемые операции. Подготовка инструментов к работе. Резцы для чернового и чистового точения .Измерительные инструменты. Чертеж и эскиз изделия. Приемы точения. Требования безопасности труда. Отделка точёных поверхностей. Контроль качества изделия.
Примеры выполнения проектов на токарном станке по дереву .
Практические работы. Изготовление изделия . Подготовка заготовки к точению. Точение : цилиндрическое, внутреннее. Отделка изделия: шлифование, тонирование, покрытие лаком .
Примерный перечень изделий . Валки ,скалки , городки ,матрешки, коробочки, кувшины, шахматы и др. Тематический план 1 года занятий.
Художественное выжигание.
| №
| Тема:
| Количество часов:
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
| Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом работы.
Художественное выжигание в прикладном творчестве. ТБ при работе с электровыжигателем
| 1
| 1
| -
| 2
| Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
| 4
| 1
| 3
| 3
| Породы древесины. Заготовление материала для выжигания. Конструкции изготовляемых изделий. Основы композиции.
| 7
| 2
| 5
| 4
| Перевод рисунка на изделие.. ТБ при работе с электровыжигателем. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Выполнение рисунка электровыжигателем..
| 6
| 1
| 5
| 5
| Основные приёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания. ТБ при работе с электровыжигателем.
| 11
| 2
| 9
| 6
| Изготовление изделий и декорирование их выжиганием . Отделка изделия, проверка качества изделия.
| 3
| 1
| 2
|
| Итого:
| 34
| 8
| 26
|
Тематический план 2 года занятий.
Контурная резьба по дереву.
| №
| Тема:
| Количество часов:
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
| Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом работы.
Контурная резьба по дереву в народном искусстве.
Прошлое и настоящее.
| 1
| 1
| -
| 2
| Виды резцов для контурной резьбы. Выполнение эскиза. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы.
| 4
| 1
| 3
| 3
| Породы древесины. Заготовление материала для контурной резьбы. Конструкции изготовляемых изделий.
| 7
| 2
| 5
| 4
| Перевод рисунка на изделие. Контурная резьба. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы.
| 8
| 2
| 6
| 5
| Изготовление изделия. Художественное оформление изделий контурной резьбой: разделочная доска, поднос, панно, шкатулка и др. работа с технологической картой. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы.
| 11
| 2
| 9
| 6
| ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы. Поднятие ворса. Отделка изделия, проверка качества изделия.
| 3
| 1
| 2
|
| Итого:
| 34
| 9
| 25
| Тематический план 3 года занятий.
Глухая трехгранно-выемчатая резьба.
Геометрическая резьба по дереву.
| №
| Тема:
| Количество часов:
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
| Глухая трехгранно-выемчетая резьба в славянском народном искусстве.
Прошлое и настоящее.
| 1
| 1
| -
| 2
| Орнамент в геометрической резьбе. Правила и приемы резьбы. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 3
| Строение древесины. Основные виды узоров. Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 4
| Изготовление изделия. Выбор заготовки. ТБ при выполнении резьбы.
Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 5
| ТБ при выполнении резьбы.
Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 6
| Нанесение рисунка на изделие. ТБ при выполнении резьбы. Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 7
| Композиционное сочетание различных элементов. ТБ при выполнении резьбы.
Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 8
| Способы отделки резной поверхности. ТБ при выполнении резьбы.
Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 9
| Чертёж, эскиз изделия. ТБ при выполнении резьбы.
Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 10
| Технологическая карта. ТБ при выполнении резьбы.
Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 11
| Прозрачная отделка изделия.
| 3
| 1
| 2
|
| Итого:
| 34
| 11
| 23
|
Тематический план 4 года занятий.
Плоскорельефная резьба по дереву.
| №
| Тема:
| Количество часов:
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
| Ознакомление с планом работы. Правила ТБ. Народное декоративное искусство. Художественные центры плоскорельефной и объемной резьбы по дереву.
| 1
| 1
| -
| 2
| Знакомство с художественно-техническими приемами плоскорельефной резьбы. Древесина и ее свойства. Инструменты для резьбы. Подготовка инструментов к работе. ТБ при работе с резцом.
| 4
| 1
| 3
| 3
| Инструменты для создания плоскорельефной резьбы.
Резьба с заоваленным контуром. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 4
| Выполнение «розетки» в технике заоваленного контура. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 5
| Выполнение несложных узоров с подушечным фоном. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 6
| Выполнение узоров резьбы с подобранным фоном. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы.
| 3
| 1
| 2
| 7
| Создание вариантов плоскорельефной резьбы. Копирование образцов плоскорельефной резьбы на бумаге.
| 2
| 1
| 1
| 8
| Метод вариантного повтора в народном декоративно-прикладном искусстве.
| 2
| 1
| 1
| 9
| Разработка эскизов композиции плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративное панно, блюда, коробочки, шкатулки.
| 2
| 1
| 1
| 10
| Подготовка материалов. Разработка конструкции
Выполнение основы изделия.
| 4
| 1
| 3
| 11
| Перевод эскизов узора на материал.
Выполнение в материале плоскорельефной резьбы.
Отделка изделия.
| 3
| 1
| 2
| 12
| Выполнение резьбы несложного изделия. Работа с технологической картой. ТБ при работе с резцом. Выполнение резьбы. Отделка готового изделия.
| 4
| 1
| 3
|
| Итого:
| 34
| 12
| 22
|
Тематический план 5 года занятий.
Токарная обработка древесины.
| №
| Тема:
| Количество часов:
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
| Ознакомление с планом работы. Правила ТБ. История токарного станка. Применение токарного станка для изготовлений изделий из древесины. Особенности обработки древесины на токарном станке.
| 1
| 1
| -
| 2
| Основные узлы. Принцип работы Выполняемые операции. ТБ при работе на токарном станке. Подготовка инструментов к работе. Резцы для чернового и чистового точения Цилиндрическое точение. Практическая работа на токарном станке.
| 5
| 2
| 3
| 3
| Технология изготовления художественных изделий токарным способом. ТБ при работе на токарном станке. Практическая работа на токарном станке.
| 4
| 1
| 3
| 4
| Измерительные инструменты. Чертеж и эскиз изделия. Приемы точения. ТБ при работе на токарном станке. Работа на станке. Практическая работа на токарном станке.
| 4
| 2
| 2
| 5
| Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой. ТБ при работе на токарном станке. Практическая работа на токарном станке.. Выполнение эскиза геометрического узора. Работа с технологической картой. ТБ при работе с резаком. Резьба по дереву. Отделка готового изделия.
| 20
| 3
| 17
|
| Итого:
| 34
| 11
| 23
|
Библиографический список
для учителей:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.
9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
12. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
13. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000.
14. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001.
15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.
16. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
17. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.
18. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
19. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993.
20. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.
21. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
22. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
23. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
24. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.
25. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
26. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.
27. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
28. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.
29. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
30. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
31. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. - М.: Мир, 1993.
32. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
33. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.
34. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.
35. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
36. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
37. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. - Магнитогорск.: 1993.
38. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.
39. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.
40. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.
41. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. - Нижний Новгород.: Времена, 2000.
42. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.
43. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
44. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
46. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.
47. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985.
48. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
49. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из дерева. - М.: Просвещение, 1989.
50. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
51. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.
Библиографический список
для воспитанников:
1. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
3. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
5. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
6. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
7. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
8. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.
9. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.
10. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
11. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
12. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
13. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990. |
|
|