|
Протокол № от «Согласовано» Заместитель директора по увр мбоу оош с. Вязовое Старых Т. Н Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Вязовое Долгоруковского района Липецкой области
« Рассмотрено заседании
ШМО»
Руководитель ШМО
----------------Вдовченко Е.П.
Протокол № ___от
| « Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ ООШ с. Вязовое
________Старых Т.Н.
«__»__________20__г.
| «Утверждаю
Директор МБОУ ООШ с. Вязовое
_______Белолипецких А.В.
Приказ №___от «__»_____20__г.
| Рабочая программа
учебного курса по биологии
для 8 класса.
Составитель: Зарочинцева Татьяна Сергеевна. Должность : учитель химии и биологии. Категория : первая Год составления : 2014-2015.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» авторов Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие чловека, наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек » - М.: Дрофа, 2010.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (3 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления*. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание (4 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (7 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (8 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье III.Учебно-тематический план
Название темы
| Количество часов
| Тема 1. Место человека в системе органического мира
| 2
| Тема 2. Происхождение человека
| 2
| Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека
| 1
| Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
| 3
| Тема 5. Координация и регуляция
| 11
| Тема 6. Опора и движение
| 7
| Тема 7. Внутренняя среда организма
| 4
| Тема 8. Транспорт веществ
| 4
| Тема 9. Дыхание
| 4
| Тема 10. Пищеварение
| 5
| Тема 11. Обмен веществ и энергии
| 2
| Тема 12. Выделение
| 2
| Тома 13. Покровы тела
| 3
| Тема 14. Размножение и развитие
| 3
| Тема 15. Высшая нервная деятельность
| 7
| Тема 16. Человек и его здоровье
| 8
| ИТОГО
| 68
|
IV.Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать: Базовый уровень – основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение); – особенности строения и жизнедеятельности клетки; – особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов; – биологический смысл разделения функций и органов; – как обеспечивается целостность организма; – интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов; – о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза); – как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств; – о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти; – о строении и функциях органов размножения; – элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека; – элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле; – основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье; – приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях. Учащиеся должны уметь: Базовый уровень – находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций; – соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков; – оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах; – пользоваться медицинским термометром; – объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.; – готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы. V.Литература Для учителя
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек. В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология. Г. И. Лернер. ГИА.Биология: Сборник заданий. М.: Эксмо, 2009 г. Т. В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы. Волгоград, 2009 Для ученика.
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек. Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2010.
VI.Приложение
Календарно- тематическое планирование
№
| Тема урока
| Лабораторные
работы
| Дата
План. Факт.
|
| Человек как биологический вид
|
| 1
| Место человека в системе органического мира
|
|
|
| 2
| Особенности человека
|
|
|
| Происхождение человека
|
|
| 3
| Происхождение человека. Этапы его становления
|
|
|
| 4
| Расы человека. Их происхождение и единство
|
|
|
| Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека
|
|
| 5
| История развития знаний о строении и функциях организма человека
|
|
|
| Общий обзор организма человека
|
|
| 6
| Клеточное строение организма
| Л.р. №1
«Строение животной клетки
|
|
| 7
| Ткани и органы
| Л.р. №2 «Ткани»
|
|
| 8
| Органы. Системы органов. Организм
|
|
|
| Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности
|
|
| 9
| Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности
|
|
|
| 10
| Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения
|
|
|
| Нервная система
|
|
| 11
| Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы
|
|
|
| 12
| Спинной мозг
|
|
|
| 13
| Строение
и функции головного мозга
| Л.р. №3 «Изучение головного мозга человека »
|
|
| 14
| Полушария большого мозга
|
|
|
| 15
| Зачет по темам : « Координация и регуляция»
|
|
|
| Анализаторы
|
|
| 16
| Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор
| Л.р № 4 «Изучение изменения размера зрачка»
|
|
| 17
| Анализаторы слуха и равновесия
|
|
|
| 18
| Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус
|
|
|
| 19
| Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах
|
|
|
| Опора и движение
|
|
| 20
| Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение
|
|
|
| 21-22
| Строение, свойства костей, типы их соединений
| Л.р. №5 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Хим. состав костей»
|
|
| 23
| Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
|
|
|
| 24
| Мышцы, их строение и функции
|
|
|
| 25
| Работа мышц
| Л.р.№6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
|
|
| 26
| Контрольная работа по темам : «Анализаторы. Опора и движение
|
|
|
| Внутренняя среда организма
|
|
| 27
| Внутренняя среда организма и ее значение
|
|
|
| 28
| Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции
| Л.р.№8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
|
|
| 29
| Иммунитет
|
|
|
| 30
| Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор
|
|
|
| Транспорт веществ
|
|
| 31
| Органы кровообращения
|
|
|
| 32
| Работа сердца
| Л.р№9 «Измерение кровяного давления»
|
|
| 33
| Движение крови и лимфы по сосудам
| Л.р.№10 «Подсчет пульса в разных условиях»
|
|
| 34
| Тестирование по теме : Транспорт веществ»
|
|
|
| Дыхание
|
|
| 35
| Строение органов дыхания
|
|
|
| 36-37
| Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция
| П.р № 11 «Определения частоты дыхания»
|
|
| 38
| Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения
|
|
|
| Пищеварение
|
|
| 39
| Пищевые продукты и питательные вещества
|
|
|
| 40
| Пищеварение в ротовой полости
|
|
|
| 41-42
| Пищеварение в желудке и кишечнике
| Л.р.№12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»
|
|
| 43
| Зачет по темам : « Дыхание. Пищеварение»
| Л.р № 13 «Определение норм рационального питания»
|
|
| Обмен веществ и энергии. Витамины.
|
|
| 44
| Обмен веществ
|
|
|
| 45
| Витамины
|
|
|
| Выделение
|
|
| 46
| Выделение. Строение и работа почек.
|
|
|
| 47
| Заболевания почек, их предупреждение
|
|
|
| Покровы тела
|
|
| 48
| Строение и функции кожи
|
|
|
| 49
| Роль кожи в терморегуляции организма
|
|
|
| 50
| Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви
|
|
|
| Размножение и развитие
|
|
| 51-52
| Половая система человека
|
|
|
| 53
| Возрастные процессы
|
|
|
| Высшая нервная деятельность
|
|
| 54
| Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни
|
|
|
| 55
| Торможение, его виды и значение
|
|
|
| 56
| Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна
|
|
|
| 57
| Сознание и мышление. Речь
|
|
|
| 58
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Память
|
|
|
| 59
| Типы нервной системы
|
|
|
| 60
| Тестирование по темам
« Размножение. ВНД.»
|
|
|
| Человек и его здоровье
|
|
| 61
| Здоровье и влияющие на него факторы Оказание первой
доврачебной помощи
| Л.р.№14 «Изучение приемов остановки кровотечений»
|
|
| 62
| Вредные привычки
|
|
|
| 63
| Заболевания человека
|
|
|
| 64
| Двигательная активность и здоровье человека
|
|
|
| 65
| Гигиена человека
|
|
|
| 66-67
| Обобщение знаний
|
|
|
| 68
| Итоговое тестирование
|
|
| 69-70
| Обобщающее повторение по курсу
|
|
|
|
|
|