Главная страница

Протокол № от «Согласовано» Заместитель директора по увр мбоу оош с. Вязовое Старых Т. Н



Скачать 206.77 Kb.
НазваниеПротокол № от «Согласовано» Заместитель директора по увр мбоу оош с. Вязовое Старых Т. Н
Дата11.04.2016
Размер206.77 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Вязовое Долгоруковского района Липецкой области


« Рассмотрено заседании

ШМО»

Руководитель ШМО

----------------Вдовченко Е.П.

Протокол № ___от


« Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ ООШ с. Вязовое

________Старых Т.Н.

«__»__________20__г.

«Утверждаю

Директор МБОУ ООШ с. Вязовое

_______Белолипецких А.В.

Приказ №___от «__»_____20__г.


Рабочая программа

учебного курса по биологии

для 8 класса.


Составитель: Зарочинцева Татьяна Сергеевна.
Должность : учитель химии и биологии.
Категория : первая
Год составления : 2014-2015.

I.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» авторов Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие чловека, наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек » - М.: Дрофа, 2010.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (3 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  1. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  1. Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (7 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание (4 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (7 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (8 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
III.Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека

2

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

3

Тема 5. Координация и регуляция

11

Тема 6. Опора и движение

7

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

Тема 8. Транспорт веществ

4

Тема 9. Дыхание

4

Тема 10. Пищеварение

5

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

2

Тома 13. Покровы тела

3

Тема 14. Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

7

Тема 16. Человек и его здоровье

8

ИТОГО

68


IV.Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
V.Литература
Для учителя

Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек.
В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология.
Г. И. Лернер. ГИА.Биология: Сборник заданий. М.: Эксмо, 2009 г.
Т. В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы. Волгоград, 2009
Для ученика.

Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек.
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2010.


VI.Приложение

Календарно- тематическое планирование



Тема урока

Лабораторные

работы

Дата

План. Факт.




Человек как биологический вид




1

Место человека в системе органического мира










2

Особенности человека










Происхождение человека







3

Происхождение человека. Этапы его становления










4

Расы человека. Их происхождение и единство










Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека







5

История развития знаний о строении и функциях организма человека










Общий обзор организма человека







6

Клеточное строение организма

Л.р. №1

«Строение животной клетки







7

Ткани и органы

Л.р. №2 «Ткани»







8

Органы. Системы органов. Организм










Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности







9

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности











10

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения










Нервная система








11

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы










12

Спинной мозг










13

Строение

и функции головного мозга

Л.р. №3 «Изучение головного мозга человека »







14

Полушария большого мозга











15

Зачет по темам : « Координация и регуляция»











Анализаторы







16

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор

Л.р № 4 «Изучение изменения размера зрачка»







17

Анализаторы слуха и равновесия










18

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус










19

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах










Опора и движение








20

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение










21-22

Строение, свойства костей, типы их соединений



Л.р. №5 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Хим. состав костей»







23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей










24

Мышцы, их строение и функции










25

Работа мышц

Л.р.№6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»







26

Контрольная работа по темам : «Анализаторы. Опора и движение










Внутренняя среда организма








27

Внутренняя среда организма и ее значение










28

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции

Л.р.№8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»







29

Иммунитет










30

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор










Транспорт веществ








31

Органы кровообращения










32

Работа сердца

Л.р№9 «Измерение кровяного давления»







33

Движение крови и лимфы по сосудам

Л.р.№10 «Подсчет пульса в разных условиях»







34

Тестирование по теме : Транспорт веществ»










Дыхание







35

Строение органов дыхания










36-37

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

П.р № 11 «Определения частоты дыхания»







38

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения










Пищеварение









39

Пищевые продукты и питательные вещества










40

Пищеварение в ротовой полости










41-42

Пищеварение в желудке и кишечнике


Л.р.№12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»







43

Зачет по темам : « Дыхание. Пищеварение»

Л.р № 13 «Определение норм рационального питания»







Обмен веществ и энергии. Витамины.







44

Обмен веществ










45

Витамины










Выделение








46

Выделение. Строение и работа почек.










47

Заболевания почек, их предупреждение












Покровы тела







48

Строение и функции кожи










49

Роль кожи в терморегуляции организма










50

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви










Размножение и развитие







51-52

Половая система человека











53

Возрастные процессы











Высшая нервная деятельность








54

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни










55

Торможение, его виды и значение










56

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна











57

Сознание и мышление. Речь










58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Память










59

Типы нервной системы












60

Тестирование по темам

« Размножение. ВНД.»










Человек и его здоровье







61

Здоровье и влияющие на него факторы Оказание первой

доврачебной помощи

Л.р.№14 «Изучение приемов остановки кровотечений»







62

Вредные привычки










63

Заболевания человека










64

Двигательная активность и здоровье человека










65

Гигиена человека










66-67

Обобщение знаний











68

Итоговое тестирование







69-70

Обобщающее повторение по курсу