Главная страница

Протокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ №



Скачать 314.57 Kb.
НазваниеПротокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ №
Дата17.04.2016
Размер314.57 Kb.
ТипПротокол

Министерство образования и науки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 ст.Паницкая

Красноармейского района Саратовской области»

Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании ШМО Директор МКОУ СОШ № 7

Протокол № ____ ст.Паницкая»

от «___» _________ 2013г __________М.В.Бурова

Принято на заседании Приказ № ______________

Научно- методического совета

от «_____»_________2013 г. «_____» ____________2013 г

Рабочая программа

по биологии

для обучающихся 6 класса

основного общего образования

(базовый уровень)
Разработана:

Кружаловой Ольгой Владимировной

учителем химии и биологии

I квалификационной категории

2013-2014 уч.год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации .Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю.

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфоло­гии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микро­биологии, растениеводства. Содержание и структура этого кур­са обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоз­зрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой раз­вития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения расте­ний к надорганизменному - биогеоценотическому и способству­ет формированию эволюционного и экологического мышле­ния, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоцио­нально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнооб­разия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способно­сти использовать приобретенные знания в практической дея­тельности.


Цели изучения курса
Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Учебно-тематический план.



п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе на:

Лаборат. работы

Контр. работы

экскурсии

1

Введение. Общее знакомство с растени­ями.

3

1




1

2

Клеточное строение растений.

2

1







3

Органы цветковых растений.

9

3

1




4

Основные процессы жизнедеятельности.

7

2







5

Основные отделы царства растений.

5







1

6

Историческое развитие растительного мира на Земле.

1










7

Царство Бактерии.

2










8

Царство Грибы. Лишайники.

3

1

1




9

Природные сообщества.

2







1

Всего:

34

8

2

3



Календарно – тематическое планирование




п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов




План.

Факт.

теоретические

Практические и лабораторные




Введение. Общее знакомство с растени­ями - 3 часа




1







Наука о растениях – ботаника.

Экскурсия № 1. Мир растений вокруг нас.

1

-

1




2







Разнообразие растений. Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.

1

-

1




3







Условия жизни растений.


1

1

-




Клеточное строение растений – 2 часа




4







Особенности растительной клетки. Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растения.

1

-

1




5







Жизнедеятельность клетки.


1

1

-




Органы цветковых растений – 9 часов




6







Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лабораторная работа № 3. Изучение строения семени двудольных растений.

1

-

1




7







Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.


1

1







8







Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа № 4. Строение вегетативных и генеративных почек.

1

-

1




9







Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растения.




1

1



-




10







Стебель, его внешнее и внутреннее строение и

значение.


1

1

-




11







Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 5. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

1

-

1




12







Цветок - генеративный орган, его строение и значение.


1

1

-




13







Плод. Разнообразие и значение плодов.


1

1

-




14







Контрольная работа № 1 по теме «Органы цветковых растений».

1

-

-




Основные процессы жизнедеятельности – 7 часов




15







Минеральное (почвенное) питание растений.



1

1

-




16







Воздушное питание растений – фотосинтез.


1

1

-




17







Дыхание и обмен веществ у растений.



1

1

-




18







Значение воды в жизнедеятельности растений.

Лабораторная работа № 6. «Растения разных экологических групп по отношению к воде».

1

-

1




19







Размножение оплодотворение у растений.


1

1

-




20







Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа № 7. Черенкование комнатных растений.


1

-


1




21







Рост и развитие растительного организма.

1

1

-




Основные отделы царства растений – 5 часов



















22







Понятие о систематике растений.



1

1

-




23







Водоросли и их значение.


1

1

-




24







Отдел Моховидные. Плауны. Хвощи. Папоротники.



1

1

-




25







Отдел Голосеменные.


1

1

-




26







Отдел Покрытосеменные. Экскурсия № 2. Представители отделов царств растений.

1

-

1




Историческое развитие растительного мира на Земле – 1 час



















27







Многообразие и происхождение культурных растений.


1

1

-




Царство Бактерии – 2 часа




28







Бактерии. Общая характеристика, строение.


1

1

-




29







Значение бактерий в природе и в жизни человека.


1

1

-




Царство Грибы. Лишайники – 3часа




30







Царство Грибы. Многообразие и значение грибов.

Лабораторная работа № 8 Изучение строения плесневых грибов.

1

-

1




31







Лишайники. Общая характеристика и значение.


1

1

-




32







Контрольная работа № 2 по теме «Обзор систематических групп растений».

1

-

-






Природные сообщества – 2 часа




33







Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Экскурсия № 3.

Жизнь растений в весенний период года. Приспособленность растений к совместной

жизни в природном сообществе.

1

-

1




34







Итоговое тестирование за курс биологии растений.

1

-

-





Содержание тем учебного курса

(34 часа)

1. Введение. (3ч)

Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. основные органы растений. Растение живой организм или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.
2. Клеточное строение растений (2 ч)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка -основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. Разнообразиетканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

3. Органы цветковых растений (9 ч)
Семя
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых раcтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Корень
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие воздушные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Побег
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега и почки. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.
Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.
Цветок и плод
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распростра­нению плодов и семян.Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система биосистема.


4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез — процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ — обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканям.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
5. Основные отделы царства растений (5ч)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения Ярославской области. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные(Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства).
6. Историческое развитие растительного мира на Земле (1ч)

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
7. Царство Бактерии (2ч)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
9. Природные сообщества (2ч)

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов).Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.


Перечень лабораторных работ



Тема


1.

Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.

2.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растения.

3.

Лабораторная работа № 3. Изучение строения семени двудольных растений.

4.

Лабораторная работа №4. Строение вегетативных и генеративных почек.

5.

Лабораторная работа № 5. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

6.

Лабораторная работа № 6. «Растения разных экологических групп по отношению к воде».

7.

Лабораторная работа № 7. Черенкование комнатных растений.

8.

Лабораторная работа № 8. Изучение строения плесневых грибов.



Перечень проверочных работ




Тема

Вид проверки


1.

Органы цветковых растений.


Контрольная работа № 1

2.

Обзор систематических групп растений.


Контрольная работа № 2


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ним


Учебно – методическое обеспечение

Основная литература:

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф,

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф,

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф,

  4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф,

  5. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф,

  6. Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен»

  7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: ,



Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон,

  3. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс,

  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (https://school-collection.edu.ru/).

  5. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  6. https://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

7www.bio.nature.ru – научные новости биологии

8. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

9www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. https://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

11.https://floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.

12.https://plant.geoman.ru/ - Растения

13.www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

14. www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах

15.www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный