Главная страница


Протокол №33 от 31 августа 2011г Директор: Исламова С. А. Рабочая программа по химии для 10 класса учителя химии



Скачать 230.77 Kb.
НазваниеПротокол №33 от 31 августа 2011г Директор: Исламова С. А. Рабочая программа по химии для 10 класса учителя химии
Дата12.02.2016
Размер230.77 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа р.п. Сулея
Утверждено: педагогическим советом

протокол №33 от 31 августа 2011г

Директор:_________ Исламова С.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

ДЛЯ 10 КЛАССА

УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

ГРИШИНОЙ СВЕТЛАНЫ РИНАТОВНЫ


МОУ СОШ р.п. Сулея

2011г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного )общего образования по химии(базовый уровень, а также Программа курса химии для 10 -11 кл. общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений, автор: О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2010,

и рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 6контрольных и 2 практических работ,1 экскурсия.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Химия .10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян - М.: Дрофа, 2011.
Методическая литература:
1. Книга для учителя. Химия.10 класс. Базовый уровень: методическое пособие/. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков- М.: «Дрофа», 2009.

2.Химия.10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10класс. Базовый уровень»/ О.С.Габриелян и др.- М.: Дрофа, 2011.

3. Химия.10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: «Дрофа», 2011.

4.Химия. Электронное учебное издание.10 класс. Базовый уровень. ООО «Дрофа».2011.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2.Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г №04 - 997)

3.Примерные программы общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263).

4. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;

5. приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 №103/3431 «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году;

6.приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28.06.2010 №103/3073 «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году;

7. Методические рекомендации по преподаванию химии в общеобразовательных учреждениях в 2011 -2012 учебном году.(письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 года № 103/4275)

8. Учебный план МОУ СОШ р.п. Сулея на 2011 -2012 учебный год.

9. «Об утверждении положения о рабочих программах». Приказ МОУ СОШ р.п. Сулея №22/1от 1.12.2010года

10. Положение о рабочих программах.

11. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
Региональный и национальный компонент: 7ч.


  1. Тема 2, урок 5. Применение алкенов – производство полимеров на предприятиях Челябинской области.(0,5ч)

  2. Тема 2, урок 12. Крекинг алканов. Фракционная перегонка нефти на предприятиях Урала. (семинар -1ч.)

  3. Тема 3, урок 3. Применение фенола и его производных на предприятиях Челябинской области. (0,5ч)

  4. Тема 3, урок 11. Производство жиров на предприятиях Челябинской области. (0,5ч)

  5. Тема 3, урок 14. Получение мыла и СМС на предприятиях Челябинской области. (0,5ч)

  6. Тема 4, урок 4. Проблема белкого голодания у жителей Урала и пути ее решения. (0,5ч)

  7. Тема 4, урок 6. Трансгенные формы животных и растений на Урале. (0,5ч)

  8. Тема 5, урок 2. Нормы потребления витаминов жителями Урала. (0,5ч)

  9. Тема 5, урок 8.Антибиотики, их классификация по строению и спектру действия. (Экскурсия в аптеку п.Сулея – 1,5 ч)

  10. Тема 6, урок 4. Производство искусственных и синтетических полимеров на Урале. (семинар- 1ч)



Требования к уровню подготовки


В результате изучения данного предмета в 10 классе учащиеся должны

знать / понимать

важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.

уметь

•называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент.

•использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

•проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа:

• позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии школе;

• представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;

• включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника;

• полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.

Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса.

Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».

мии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.

Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.

Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически — на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Данная программа реализована в следующих учебниках: Габриелян О. С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. — М.: Дрофа. 2009

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:

1.Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде

2.Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.

3.Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 34 часа. Содержание программы носит образовательный характер. При проведении уроков используются беседы, работа в группах.

Содержание тем учебного курса

Введение -1 час

Тема 1. «Теория строения органических соединений» ( 6 часов)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие химические понятия : валентность, углеродный скелет, изомерия, гомология, основные теории химии: строения органических соединений.

уметь

  • определять валентность и степень окисления химических элементов

объяснять

  • зависимость свойств веществ от их состава и строения.

иметь опыт

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Межпредметные связи: неорганическая химия: валентность.

.Тема 2. «Углеводороды и их природные источники» ( 16 часов)

П р и р о д н ы й г а з. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов ( на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение ( дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции ( обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен. Его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.

А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена –1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол.

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

  • Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

  • Характеризовать основные классы углеводородов, их строение и химические свойства.

  • Выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.

иметь опыт

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Безопасного обращения с горячими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

Межпредметные связи: география: месторождения природного газа и нефти в мире и Российской Федерации, физика: разделение жидкостей методом перегонки.

Лабораторные опыты.

  1. Изготовление моделей молекул углеводородов.

  2. Определение элементарного состава органических соединений.

  3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

  4. Получение и свойства ацетилена.

  5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».



Тема 3. «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе».( 19 часов)

Углеводы, их классификация: моносахариды(глюкоза), дисахариды(сахароза), полисахариды(крахмал и целюллоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое).применение глюкозы на основе её свойств.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основении его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз(омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегилов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно – этилового и уксусно – изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества и материалы: этанол, жиры, мыла, глюкозу, крахмал, сахарозу, клетчатку.

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

  • определять принадлежность вещества к классам кислородсодержащих органических веществ.




  • характеризовать основные классы кислородсодержащих органических веществ, их строение и свойства.

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию кислородсодержащих органических веществ.

иметь опыт

  • определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

Межпредметные связи: биология: Углеводы(глюкоза, крахмал, клетчатка), жиры. Каменный уголь. физика: кокс, коксохимическое производство.

Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Лабораторные опыты.

  1. Свойства крахмала.

  2. Свойства глюкозы.

  3. Свойства этилового спирта.

  4. Свойства глицерина.

  5. Свойства формальдегида.

  6. Свойства уксусной кислоты.

  7. Свойства жиров.

  8. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

Тема 4. «Азотсодержащие соединения и их роль в живой природе» ( 9 часов)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое соединение. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений : взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом( реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетках из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации.

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков : ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нитки. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен → этиленгликоль → этиленгликолят меди (II). Этанол → этаналь → этановая кислота.

учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества: анилин, аминокислоты, белки.

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

  • определять принадлежность веществ к классам азотсодержащих соединений.

  • Характеризовать основные классы азотсодержащих соединений, их строение и химические свойства.

Межпредметные связи. биология: аминокислоты, пептидная связь, белки, структуры белков, функции белков. Нуклеиновые кислоты РНК и ДНК.Биотехнология и генная инженерия.

Лабораторные опыты.

  1. Свойства белков.

Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.

Тема 5. «Биологически активные органические соединения» (8 часов)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и в народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами : авитаминозы, гипо – и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия : от ятрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества: ферменты, гормоны, витамины, лекарства.

уметь

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников : научно – популярных изданий, компьютерной базы данных.

иметь опыт

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе и в быту.

Межпредметные связи. Биология: Ферменты, гормоны, витамины, лекарства.
Тема 6. «Искусственные и синтетические органические соединения» ( 7 часов)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна(ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2 распознавание пластмасс и волокон.

учащиеся должны знать/ понимать

  • искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.

уметь

  • называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон.

иметь опыт

  • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

Межпредметные связи. Технология: пластмассы, волокна(натуральные, искусственные, синтетические).
СИСТЕМА ФОРМ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Практическая часть (состоит из 2 практических работ)

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Представленные в рабочей программе практические работы проводятся на отдельных уроках.

Практическая работа №1

по теме: «Решение экспериментальных задач на идентификация органических соединений»

Цель: повторение правил ТБ, идентификация органических соединений.

Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты

Ход работы

1.Инструкция по технике безопасности

2.Задание 1. Идентификация органических соединений ( работа по вариантам)

2.Задание 2. Определение свойств глюкозы.

Практическая работа №2

по теме: «Распознавание пластмасс и волокон»

Цель: повторение правил ТБ, распознавание пластмасс и волокон.

Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты

Ход работы

1.Инструкция по технике безопасности

2.Задание 1. Распознавание пластмасс и волокон.

3. Сделайте вывод

Интернет-ресурсы

● chem.msu.su

● hemi.nsu.ru  

● college.ru

● school-sector.relarn.ru

● alhimikov.net

● alhimik.ru

● chemworld.narod.ru

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Габриелян О.С.

Химия . 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10 класс. Базовый уровень.»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А. А. Ушакова и др.: М. : Дрофа,2011




тема

страница

1

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений»

Приложение№1

2

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды».

Стр.: 219

3

Контрольная работа №3 по теме: «Спирты, фенолы, карбонилсодержащие соединения»

Приложение №2

4

Контрольная работа №4 по теме: «Карбоновые кислоты и их производные».

Стр:190

5

Контрольная работа №5 по теме: «Углеводы и азотсодержащие соединения»

Стр.:201

6

Контрольная работа по курсу органической химии

Стр.:240

Приложение №1

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений»

Вариант №1

  1. Выпишите формулы изомеров из предложенных ниже веществ:


а) СН3 – СН = СН – СН3, б) СН3 – СН = СН – СН2 – СН3
в) СН2 =СН – СН2 – СН3, г) СН2 = СН

|

СН2 – СН3.

  1. С какими из перечисленных ниже веществ может взаимодействовать этиловый спирт: СаСО3, КОН,СН 3СООН,Nа? Составьте уравнения возможных реакций.

  2. Какие из веществ, формулы которых приведены ниже, относятся к органическим кислотам: СН 3ОН, С 3Н 6, СН 3СООН, С 2Н 4, С 17Н 35СООН, НСООСН 3, СН 3СОН,

С 2Н 5ОН. По какому признаку вы выбрали эти вещества? Дайте им названия.

  1. Сколько граммов метилового спирта вступило в реакцию с металлическим натрием, если при этом образовалось 8 граммов водорода?

( ответ: 256г.)

Вариант №2

  1. Выпишите формулы изомеров из предложенных ниже веществ:


а) СН 3 – СН 2 – СН2 – СН3, б) СН 3 – СН2

|

СН2 – СН 3
в) СН 3 – СН2 – СН 2 г) СН 3 – СН – СН 3

| |

СН 3, СН 3.

  1. С какими из перечисленных ниже веществ может взаимодействовать уксусная кислота: Nа 2СО 3, КОН ,Сu, Мg, Н 2О? Составьте уравнения возможных реакций.

  2. Какие из веществ, формулы которых приведены ниже, относятся к спиртам: СН 3ОН,

С3 Н 6, СН 3СООН, С 2Н 4, С 17Н 35СООН, НСООСН 3, СН 3СОН, С 2Н 5ОН. По какому признаку вы выбрали эти вещества? Дайте им названия.

  1. Сколько граммов метилового спирта сгорело, если при этом образовался оксид углерода (IV) массой 110г и вода?

( ответ 80 г)
Приложение №2

Контрольная работа №3 по теме: «Спирты, фенолы, карбонилсодержащие соединения»

1 вариант.

Опишите:

  1. химические свойства предельных одноатомных спиртов;

  2. различие в строении первичных, вторичных и третичных спиртов.

  1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:

этилен → ацетилен → бензол → хлорбензол → фенол

Укажите условия их протекания.

  1. При восстановлении водородом уксусного альдегида массой 90г получили 82г этилового спирта. Определите массовую долю выхода спирта.


2 вариант.

  1. Опишите:

  1. Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот;

  2. Особенности состава двухосновных карбоновых кислот.

  1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:

метан → хлорметан → метанол → формальдегид → метанол

Укажите условия их протекания.


  1. Какая масса бромэтана образуется при взаимодействии этилового спирта массой 92г с избытком бромоводорода? Массовая доля выхода продукта реакции составляет 85%