Главная страница

Психолого-педагогическая диагностика одаренности



НазваниеПсихолого-педагогическая диагностика одаренности
страница4/5
Дата18.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ РЕНЗУЛЛИ


Опросник разработан Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности. Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов требующие больших затрат времени и сил.

Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.).

Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).

Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).

Творческие характеристики


1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Лист ответов
(Шкала креативности)


Дата________________Школа___________Класс___________Возраст______________

Респондент (Ф.И.О.) _________________________________ (заполняющий анкету)

Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ

Уровень креативности


Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–21

Низкий

20–16

Очень низкий

15–10


ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ВИЛЬЯМСА

Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.
Тест состоит из трех частей:

· тест дивергентного (творческого) мышления;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).

Батарея креативных тестов Вильямса — один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подпи­сать рисунки. При этом необходимо в точности следовать за­мыслу ребенка.

ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты рабо­ты. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возни­кает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: уп­ражнения, рисунки, картинки и т.д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стре­миться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теп­лоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознатель­ности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми задани­ями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, об­разец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в боль­ших группах учащихся. Оптимальный размер группы — это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок дол­жен сидеть за столом один или с ассистентом эксперимента­тора.

Время выполнения теста 25 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий раз­личные модификации в зависимости от конкретных условий:

«На этих страницах нарисованы незаконченные фи­гуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку под­робной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 25 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появи­лись вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».

ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ

ФИО________________________________

Дата ________________________________

Возраст______________________________

Класс________________________________

Школа_______________________________

Город________________________________







Обработка теста

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергент­ного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, харак­теризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

  • беглость (Б)

  • гибкость (Г)

  • оригинальность (О)

  • разработанность {Р)

  • название (Н)

1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их со­держания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рису­нок).

2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

  • живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое расте­ние, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

  • механическое, предметное (М) — лодка, космический ко­рабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

  • символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

  • видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, ко­смос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — местоположение (внутри - снаружи от­носительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих лю­дей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дан­ной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать вну­три закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

  1. балл — рисуют только снаружи.

  2. балла — рисуют только внутри.

  3. балла — рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме бал­лов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где располо­жены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл — асимметрично вне замкнутого контура.

2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура.

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние дета­ли с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

  1. баллов — название не дано

  2. балл — название, состоящее из одного слова без опреде­ления.

  3. балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла — образное название, выражающее больше, чем пока­зано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ТЕСТУ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ

БЕГЛОСТЬ Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ Количество изменений категорий, счи­тая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Где выполняется рисунок:

  • вне стимульной фигуры — 1 балл

  • внутри стимульной фигуры — 2 балла

  • внутри и снаружи стимульной фигу­ры — 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору по всем нарисованным картин­кам). Возможно max 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ Где дополняющие детали создают асим­метрию изображения:

  • симметрично повсюду — 0 баллов

  • асимметрично вне стимульной фигу­ры — 1 балл

  • асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла

  • асимметрично внутри и снаружи — 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.

НАЗВАНИЕ

Словарный запас и образное, творчес­кое использование языка:

  • название не дано — 0 баллов

  • название из одного слова — 1 балл

  • название из нескольких слов — 2 балла

—образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов. Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.

Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возмож­ный суммарный сырой балл — 11.

Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каж­дую оригинальную картинку. Максимально возможный суммар­ный сырой балл — 36.

Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл под­пись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сы­рых баллах) за весь тест — 131.

ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

Инструкция. Способ проведения

Инструкция

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой лич­ностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном вер­но». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их сле­дует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие ут­верждения не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете придти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что вы действительно чувствуете в отношении себя. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Вам выдана тестовая тетрадь, в которой содержатся все утверж­дения и лист ответов. Пожалуйста, отмечайте свои ответы только на листе ответов, ничего не пишите в тестовой тетради. Номера за­даний тестовой тетради соответствуют номерам на листе ответов.

Способ проведения

Как уже отмечалось, мы рекомендуем проводить данный этап те­стирования для детей, начиная с 5 класса школы. При этом возмо­жен такой способ проведения. Ребенку выдается тестовая тетрадь, содержащая инструкцию и вопросы опросника. Также выдается лист ответов, на котором ребенок отмечает свои ответы. Следует преду­предить детей, что ставить свои ответы можно только на листе отве­тов. Нельзя ничего писать в тестовой тетради. Причем оптимально, когда психолог зачитывает утверждения опросника вслух, а ребенок читает их про себя и самостоятельно отмечает свой ответ.

Форма проведения тестирования — групповая. Время заполне­ния опросника не ограничено. Требуется около 20-30 минут, в за­висимости от возраста детей.

ОПРОСНИК

«Самооценка творческих характеристик личности»

  1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь дога­даться о нем.

  2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

  3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

  4. Мне не нравится планировать дела заранее.

  5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

  6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

  7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

  8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

  9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

  10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

  11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

  12. Я люблю заводить новых друзей.

  13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не слу­чалось.

  14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом или поэтом.

  15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

  16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

  17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

  18. Я люблю то, что необычно.

  19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

  20. Мне нравятся рассказы, или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

  21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

  22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

  23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

  24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

  25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

  26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

  27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

  28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

  29. Я не люблю выступать перед классом.

  30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

  31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

  32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

  33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

  34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно и не менялись.

  35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

  36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

  37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых не­ обходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

  38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

  39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

  40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

  41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

  42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

  43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из это­го выйдет.

  44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удо­вольствия, а не ради выигрыша.

  45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

  46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо не­знакомый, мне интересно узнать, кто это.

  47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

  48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

  49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

  50. У меня есть много интересных дел в школе и дома.
1   2   3   4   5