Главная страница

Психолого-педагогическая диагностика одаренности



НазваниеПсихолого-педагогическая диагностика одаренности
страница3/5
Дата18.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

Обработка результатов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80































Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная;

  2. Творческая;

  3. Академическая;

  4. Художественно-изобразительная;

  5. Музыкальная;

  6. Литературная;

  7. Артистическая;

  8. Техническая;

  9. Лидерская;

  10. Спортивная.

Для наглядности можно построить «профиль одаренности».
  1. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

(ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА)


В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник.

Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона. Опросник креативности (ОК) основан на двух подходах к данной проблеме. По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов. По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (см. «Возможные оценочные баллы»). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов).
В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–20

Низкий

19–15

Очень низкий

14–8

Контрольный список характеристик креативности

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

ЛИСТ ОТВЕТОВ


Дата_________________Школа___________Класс___________Возраст______________

Респондент (Ф.И.О.) _______________________________ (заполняющий анкету)

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.

Возможные оценочные баллы:
1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 -  часто, 5 - постоянно.
1   2   3   4   5