|
Психолого-педагогическая поддержка школьников при подготовке к егэ и гиа по математике Психолого-педагогическая поддержка школьников при подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике
Ледовская Н.В. , г Старый Оскол
Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья школьников. Важное значение придается охране психического и психологического здоровья детей и подростков.
Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников, особенно выпускников, в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения. Более того, исследованиями доказано, что педагогические ошибки или неправильные педагогические технологии отрицательно сказываются на детской психике. Как следствие этого – низкий уровень познавательной активности, мотивации учебной деятельности, высокий уровень тревожности, неустойчивость эмоциональной сферы.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся. Это в свою очередь улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья.
В последнее время качественно меняются условия выпускных и вступительных экзаменов по математике, приближаясь к более объективной своей форме – ЕГЭ и ГИА. Такие изменения диктуют и новые методы подготовки к этим серьезным испытаниям. Хочется сказать, что даже небольшие пробелы в знаниях ведут к существенным потерям в баллах. Но очень часто выпускники ,хорошо успевающие по математике, но совершенно не подготовленные к ЕГЭ и ГИА психологически, также не получают высоких баллов.
Сегодня, когда уже закончена организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Ведь для успешного решения разнообразных задач за ограниченный промежуток времени ученик обязан:
иметь отработанную технику «ручного» счета, владеть эффективными алгоритмами решения стандартных задач;
кроме формальных знаний формул и теорем демонстрировать определенный уровень математической культуры и интуиции, позволяющей решать задачи незнакомого типа, в том числе и нестандартные.
Приступая к работе по подготовке к ЕГЭ и ГИА, учителю, прежде всего, надо сломить сопротивление и неуверенность учащихся. Эти качества возникают у них каждый раз, когда приходят нововведения.
Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психолого-педагогической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.
А для этого, прежде всего, каждый должен определить степень обученности каждого ученика и класса в целом на данный момент. Обученность – это определенный итог предыдущего обучения, прошлого опыта, все то, на что можно опереться в работе с учеником. Обученность – это совокупность знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в результате их учебной деятельности.
Здесь же мы не должны забывать и об обучаемости каждого ученика. Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Я получаю необходимую информацию с помощью системы тестов, фронтальной работы, устных опросов и т.д.. Предварительную проверку сочетаю с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях и умениях.
Хочу отметить следующее: есть две крайние точки зрения на обучение:
первая – провести ученика за руку через все возникающие на его пути препятствия;
вторая – поступить с позиции того преподавателя плавания, который руководствуется принципом – барахтайся, пока не научишься. На разных этапах подготовки к ЕГЭ и ГИА возможны элементы и того, и другого, но все же истина, наверное, между ними.
Я убеждена, что преподавание математики в целом, и подготовка к ЕГЭ и ГИА, в частности, выполнят свое предназначение только в том случае, когда дадут ученику необходимый объем информации и технических навыков, но и помогут ему овладеть культурой математических рассуждений, т.е. научат его самостоятельно пользоваться математическими методами и методами самоорганизации и самоконтроля. А учитель получит удовлетворение только в том случае , если он передаст ученику не просто знания, но и разовьет гибкость его мышления и обеспечит психологическую готовность к различным испытаниям, в том числе и к ЕГЭ, и к ГИА..
И здесь ни одному педагогу не обойтись без овладения одной из наиболее значимых здоровье сберегающих технологий – индивидуального подхода к обучению школьников. Формы и способы осуществления дифференциации при подготовке к ЕГЭ и ГИА могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным особенностям учащегося уровня сложности заданий в приделах стандартных или повышенных требований. Но дифференцированный подход к обучающимся при подготовке к ЕГЭ и ГИА невозможно осуществлять без знания психологических особенностей школьников.
Экзамены представляют собой нелёгкую, но неизбежную часть нашей жизни . Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на них, уверенные в успехе. У других экзамен и оценки за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе, тревоги.
В связи с этим хочу остановиться на классификации групп детей с точки зрения их психологических особенностей и рассказать о некоторых педагогических подходах к математической и психологической подготовке к ЕГЭ и ГИА. 1.Тревожные дети Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде. Как распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное , причем это может и не привести к существенному улучшению качества работы.. При устных ответах они, как правило, пристально наблюдают за реакциями учителя. Они задают много уточняющих вопросов; при выполнении индивидуального задания обычно просят преподавателя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручку, теребят пальцы, волосы. Ситуация экзамена очень сложна для тревожных детей, потому что по природе она – оценочная. Самая трудная сторона ЕГЭ и ГИА – отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Какова же стратегия поддержки тревожных детей в предэкзаменационный период ?
Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов этих детей при подготовке к ЕГЭ и ГИА нужно постепенно «приучать» к экзаменационной обстановке: предлагать тексты на время; большую часть тестовых заданий выполнять на цветных бланках ответов №1; Предлагать карточки с тестовыми заданиями точно такого же формата для оформления, как на настоящем экзамене. Задача взрослого- в создании ситуации успеха, поощрении, поддержке. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверена, ты справишься!»
Хорошо использовать сдвоенную контрольную работу или письменный зачёт. В первом круге (черновая контрольная работа) при выполнении задания каждый участник может обратиться за помощью к учителю или сильным ученикам, во время чистовой контрольной. Задания повторяются, но подсказки не используются. Это отличный тренинг для преодоления учебной тревожности. 2.Правополушарные дети Такое название группы, конечно, условно. У этих детей, как у всех здоровых людей, ведущим является левое полушарие, но актуальность правого полушария повышена. У них богатое воображение, хорошо развито образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Понятно, что такие школьники могут очень хорошо справиться с ЕГЭ и ГИА по гуманитарным предметам и испытывать сложности с предметами естественно-математического цикла. Правда, тестирование для них сложно в обеих категорий предметов, ведь оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять факты.
На этапе подготовки к ЕГЭ и к ГИА правополушарным детям необходимо осуществлять модульное повторение: все учебные темы повторять блоками, обязательно использовать сравнения, примеры из жизни, рисунки, чертежи. Любой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами! Повторяете способы решения задач на движение – выполняйте рисунки, решайте задачи на концентрацию веществ – составляйте формулы; в задачах на переливания – обязательно таблица; Решаете геометрические задачи – чертежи выполняйте цветными мелками.
Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях, сколько там, где требуется развернутый ответ. Возможно, с таких заданий им нужно начинать, а потом переходить к тестам.
В тестовых заданиях этой группе школьников нравятся «красивые» способы их решения: методы исключения и подстановки, практические приемы решения, метод «пристального взгляда».
Хорошие результаты по адаптации правополушарных детей к тестам дают понятийные разминки перед непосредственной работой с тестами.
3. Неуверенные дети Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, а склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми задачами, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. ( Если они работают дома или у доски под присмотром родителей, учителя, то им иногда достаточно чьего-либо взгляда, чтобы осуществлять решение задачи без ошибок). Эти дети часто списывают не потому, что не знают, а потому, что не уверены в своих знаниях. Они не умеют отстоять свою точку зрения, а потому часто свое правильное решение, заменяют неправильным. Потому не могут приступить к выполнению задания, но если им подсказать первый шаг, и они начинают работать.
Неуверенным детям нелегко на любом экзамене! А на ЕГЭ и на ГИА очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими учениками его личного выбора. ( Подчеркивать рациональность выбранного им способа решения, оформления решения, быстроту выполнения тестовых заданий разных групп )
Старайтесь не давать таким детям таких рекомендаций: «Сначала реши простые, а потом переходи к сложным заданиям». Пусть школьник выбирает сам, а вы терпеливо ждите, когда он примет решение («Как думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»)
Неуверенным детям можно рекомендовать просматривать весь материал. Никогда нельзя говорить неуверенным детям «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько».
Хорошо бы 2 – 3 раза за год провести пробный экзамен в форме ЕГЭ и ГИА: это поможет неуверенным детям запланировать свою деятельность на настоящем экзамене; позволит им привыкнуть к бланкам ответов; «примирит» их с правилами исправления неправильных ответов в поле ответов . Неуверенным детям просто необходима «Генеральная репетиция ЕГЭ и ГИА», (возможно только с ними) незадолго до экзамена.
И еще. При подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике неуверенным детям очень помогают таблицы по обобщению разных учебных тем. Мы использовали таблицы Е.П. Нелина, сами создавали необходимые, по нашему мнению, таблицы-памятки.
Неуверенные дети при подготовке к ЕГЭ и ГИА обычно много работают самостоятельно: обязательно проверяйте их работы и подчеркивайте любой незначительный успех.
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.
Обычно таких детей мы характеризуем как невнимательных, рассеянных. Но нарушения внимания у них бывают очень редко. Гораздо чаще – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. Работоспособность у таких детей неустойчивая, характерны колебания темпа деятельности, они очень часто отвлекаются.
ЕГЭ и ГИА требуют высокой организованности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.
На этапе подготовки к ЕГЭ и ГИА необходимо научить выпускника саморегуляции деятельности: отводить строгое время на выполнение заданий; составлять алгоритм работы на уроке; на индивидуальную работу с КИМами. Посоветовать план деятельности во время самого ЕГЭ или ГИА..
Немаловажно приучать к внимательному чтению инструкций, отрабатывать навыки заполнения бланков ответов, почаще предлагать задания с так называемыми «длинными» условиями. Можно посоветовать вести «список важных дел» (алгоритмов решения тех или иных заданий), учить составлять примерный план решения заданий и вычеркивать этапы по мере выполнения. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее». Просто при работе на экзамене можно посоветовать класть линейку на то задание, которое сейчас выполняется. Но учите этому во время подготовки к ЕГЭ или к ГИА, иначе на экзамене это займет много времени и сил. 4.Гипертимные дети Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, не склонные к педантизму. У них высокий тип деятельности, они порой несдержанны. Задания они выполняют быстро, но зачастую небрежно, не проверяют себя, не видят собственных ошибок. Гипертимные дети пренебрегают точностью, аккуратностью. Огромные трудности они испытывают в ходе работы, требующей тщательности, собранности. Особенностью этой категории детей часто является невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Во время подготовки к ЕГЭ и ГИА не надо пытаться изменить темп деятельности гипертимных детей, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Здесь лучше обратить внимание на развитие у таких детей функции контроля, то есть навыков самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить выполнение задания и оценить себя. Основной принцип: «Сделал – проверь». Необходимо создать ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда с огромной серьезностью надо разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ или ГИА.
Этим детям необходимо посоветовать во время решений заданий ни с кем не общаться.
Во время подготовки к ЕГЭ и ГИА почаще предлагать гипертимным детям задания с ошибкой, привлекать их к работе в качестве консультантов. Очень хорошая форма работы – защита своих проверочных работ.
Первый шаг –учитель подчеркивает допущенные учеником ошибки и просит его в течение некоторого времени объяснить подчеркнутое. Позже можно просто назвать задания с ошибкой, попросить найти эти ошибки и показать, как их исправить. Еще позже, можно указать количество допущенных ошибок, а найти и исправить их должен сам ученик.
При подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике обращать внимание гипертимных детей на особенности заданий: например, определять вид уравнения, неравенства, напоминать способы решения; выделять самые важные этапы в решении. Если есть алгоритмы решения каких-то заданий - обязательно нумеровать в решении каждый этап.
Надо отметить, что знание психологических особенностей школьников позволяет успешно осуществлять индивидуальный подход к подготовке к ЕГЭ и ГИА, эффективно реализовывать уровневую дифференциацию обучения математике. Различным по уровню подготовленности учащимся в ходе обучения ставятся посильные учебные задачи и их решение достигается с помощью различных дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов, индивидуальных рабочих тетрадей для подготовки к ЕГЭ и ГИА) и различных современных технологий (в частности, групповыми и парными формами работы). При этом создается успешная положительная мотивация усвоения минимума содержания: слабым учащимся показывается посильность задач и необходимость их выполнения.
Возможно и решение специально поставленной задачи по обучению хорошо подготовленных учащихся на повышенном уровне: реально предусмотреть использование такого раздаточного материала, где применяются идеи варьирования исходных данных, нестандартно поставленные вопросы, разные трактовки заданий. («Реальные задания на ЕГЭ» Клово А.В., задания группы С). Здесь особую роль играют и разно уровневые домашние задания.
Особенно ценно – тематический подбор тренировочных заданий (Специальные тетради – например «Логарифмические уравнения и неравенства на ЕГЭ» и т.п.)
К сожалению, количество часов, отводимое на изучение математики, не достаточно для качественного решения задач подготовки к ЕГЭ и ГИА. Поэтому учителю необходим высокий профессионализм, трудолюбие, настойчивость, широкие познания в области психологии и других смежных наук, чтобы ЕГЭ или ГИА не стал для выпускников тяжелым испытанием , нанес ущерб их здоровью.
Практика работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА показывает, что каждому педагогу необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся.
Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности мыслительной деятельности. Если сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах учащихся, то выпускник средней школы станет социально грамотной и социально мобильной личностью, сознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. |
|
|