|
Элективный курс по информатики базы данных шаг к успеху рассмотрено на заседании
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная
общеобразовательная школа с. Новокривовка Советского района
Саратовской области
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
МБОУ-ООШ с. Новокривовка
Кубашева О.А.
«___»____________20___г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ-ООШ с. Новокривовка
Степанова Л.И.
Приказ № ___ от
«___»_______________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Филатова Наталья Вячеславовна
II квалификационная категория
Ф.И.О., категория
Элективный курс по информатики БАЗЫ ДАННЫХ – ШАГ К УСПЕХУ Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20_ г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Концепция программы.
Основной идеей элективного курса «Базы данных – шаг к успеху» является формирование у учащихся устойчивой потребности к дальнейшему совершенствованию своих знаний в области информационных технологий.
Обоснование.
Новый федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 09.03.04 № 1312), разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, включает преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Данный элективный курс является предметным, он предполагает расширение одной из тем базового курса «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных», в рамках которой учащиеся знакомятся только с элементарными понятиями и способами организации простой базы данных; изменении её структуры; поиску и сортировки данных.
Сегодня, когда информационный бум продолжает наращивать свои темпы, профессия инженера-проектировщика баз данных на рынке труда становится одной из наиболее востребованных и высокооплачиваемых специальностей. Умение проектировать базы данных от домашних до профессиональных, применяемых в малом бизнесе и крупных корпорациях, даст возможность учащимся легко адаптироваться в современном социуме.
Особенности.
Особенностью данного курса является организация индивидуальной и групповой работы учащихся с использованием метода проектов по овладению прочными и осознанными знаниями, в результате которой создается реальная база данных с возможностью дальнейшего практического применения. Усиление практической направленности обучения информатике в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования информационной грамотности, основных навыков и умений работы с компьютером.
Усвоение теоретических знаний осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке данных, создании индивидуальных и групповых баз данных в процессе самостоятельной деятельности.
Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Данный метод является наиболее эффективным для активизации исследовательских, познавательных и творческих способностей школьников, развития их самостоятельной деятельности. Учитель дает минимальный объем нового материала, ставит задачу и в дальнейшем является лишь консультантом в процессе практической реализации проекта.
Цели, задачи и основные принципы.
Одной из основных целей изучения информатики и информационных технологий в основной школе является овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
Цели: побудить интерес и внимание к проектированию и созданию информационных структур в повседневной деятельности человека; показать актуальность и значимость баз данных при дальнейшей информатизации общества; овладеть умением организовывать собственное информационное пространство.
Задачи курса:
дать учащимся представление о месте баз данных в информационном обществе
познакомить с основными принципами построения баз данных;
помочь овладеть навыками проектирования баз данных
сформировать потребность в дальнейшем совершенствовании своих знаний в области создания баз данных.
Основные принципы.
Принцип новизны – данный курс предоставляет учащимся знания, не содержащиеся в базовом курсе.
Принцип последовательности – каждая последующая тема курса является логическим продолжением предыдущей.
Принцип практичности – итоговый проект имеет практическое применение.
Принцип мотивированности – активизирует познавательный интерес учащихся и способствует выбору профессиональной ориентации.
Принцип генерализации информации – при отборе информации выделяется первостепенное, системообразующее, концентрируется внимание учащихся на основных понятиях и законах.
Принцип индивидуализации – эффективность развития личности прямо пропорциональна индивидуальной деятельности учащихся в ходе обучения.
Основные знания и умения.
Учащиеся должны знать:
основы проектирования баз данных уметь,
создавать базу данных в среде MS Access,
импортировать и экспортировать данные,
формировать запросы,
создавать формы и отчеты.
Планируемый результат.
Результатом освоения данного курса учащимися является создание индивидуальной или групповой базы данных, которая имеет практическое применение.
Содержание курса и особенности организации учебного процесса.
Логика содержания элективного курса кратко может быть выражена следующим описанием:
рассматриваются основные принципы проектирования базы данных; показывается важность каждого этапа разработки проекта базы данных;
учащиеся знакомятся со способами построения базы данных в среде MS Access, с чисто инструментальным применением компьютера;
работа с данными в базе рассматривается по двум направлениям: запрос - выборка и импорт, экспорт и присоединение данных;
ввод и вывод информации в базу данных основан на использовании форм и отчетов, как основных структурных элементов.
Данный элективный курс разбит на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть включает минимальный лекционный материал, необходимый для реализации практической части. Многолетние педагогические эксперименты показывают, что эффективность в развитии творческих способностей учащихся прямо зависит использования возможностей и средств их самоуправления. Все, что школьники в ходе учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно. В связи с чем, особенностью организации учебного процесса по курсу является выделение на практическую часть более 60% всего времени изучения курса. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения различного уровня сложности. Кроме традиционной формы организации учебного процесса, где учитель и объясняет новый материал, и является консультантом при выполнении ими практических работ, учащиеся выполняют самостоятельные задания дома или после уроков в компьютерном классе.
Система оценки достижений учащихся.
Текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьниками практических заданий, а итоговый контроль осуществляется путем защиты зачетного проекта базы данных, перечень которых прилагается. В начале курса каждому учащемуся предлагается самостоятельно в течение изучения данного курса разработать проект по созданию практической базы данных (Приложение № 2). Во время защиты учащийся должен представить действующую базу данных, доказать её практическую значимость.
Учебно-тематический план
Примерное тематическое планирование рассчитано на 12 учебных часов в урочной форме и 6 часов во внеурочной форме, т.е. в сумме на 18 учебных часов.
На преподавание в 9-х классах из расчета 1 учебный час в урочной форме и 0,5 часа во внеурочной форме в неделю.
Теория
| Проектирование и
компьютерный практикум
| Разработка проекта базы данных – 1 ч.
| Постановка задачи
| Раздаточный материал
| Анализ данных
| Приложение № 2
| Основные принципы проектирования базы данных
|
| Построение базы данных – 1 ч.
| Создание новой базы данных
| Раздаточный материал
| Определение таблиц
| Приложение № 3
| Создание первичного ключа
| БД «Библиотека»
| Создание связей
|
| Ввод данных
|
| Работа с данными – 2 ч.
| Запрос - выборка
| Раздаточный материал
| Импорт и экспорт данных
| БД «Библиотека»
| Использование форм – 2 ч.
| Понятие формы
| Раздаточный материал
| Построение простой формы для ввода данных
| БД «Библиотека»
| Создание формы на базе запроса
|
| Разработка отчетов – 2 ч.
| Основные сведения об отчетах
| Раздаточный материал
| Создание простого отчета
| БД «Библиотека»
| Создание базового отчета
|
| Самостоятельная работа по созданию базы данных – 3 часа
| Защита итогового проекта – 1 часа
|
Литература для учителя
Вейскас д. Эффективная работа с microsoft access 2 / перев. С англ. – СПб: Питер, 1995
Intel обучение для будущего при поддержке microsoft. Общая редакция Ястребцевой Е., Быховского Я., М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004
Кучеряева Л.А. Структура урока. Структурный анализ урока. Саратов, 2002.
Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика. Учебное пособие. М.: Астпресс, 1998
Семакин И., Шеина Т. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
Угринович Н. Преподавание курса «информатика и икт в основной и старшей школе 7 – 11» Методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004
Литература для учащихся
Вейскас Д. Эффективная работа с microsoft access 2/ пер. с англ. – СПб: Питер, 1995
Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика. Учебное пособие. М.: Астпресс, 1998
|
|
|