|
Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 6 «А» класса Муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 86»
-
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР __________ Спирина Г. Ф
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МКС (К)ОУ
школы-интерната №86
____________ Орлова Ю. А.
| 29.08.2014 г. Приказ от 01.09.2014г. №150-о
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
для обучающихся 6 «А» класса
2014-2015 учебный год
Учитель: Гаврилова О.А.
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2014г. №1
Нижний Новгород
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для обучающихся 6 класса.
При ее составлении за основу были взяты следующие нормативные документы:
1)Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005. – 228 с.: ил.
2)Учебный план образовательного учреждения. Учебный план составлен в соответствии с -Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273
-Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013г. № 10
- Приказом Министерства образования Нижегородской области от 31.07. 2013 года № 1830
« О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области
на переходный период до 2021 года» - Региональный базисный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области для обучающихся с умственной отсталостью (с легкой и средней степенью)
(I вариант), региональный базисный план обучения с тяжелой степенью умственной отсталости (II вариант), региональный базисный план для обучающихся с легкой и средней степенью отсталости в классах с углубленной
трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях VIII вида (III вариант) на период с 2005 по 2010 г.г., утвержденный 04.03.2005г. приказом № 57 министерства образования и
науки Нижегородской области (при составлении учебных планов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 классов);
-Действующие письма министерства образования и науки Нижегородской области, департамента образования администрации г. Н.Новгорода, НИРО; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» -Устав школы. Роль и место дисциплины в образовательном процессе В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
АДРЕСАТ
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 6 «А» класса МКС(К)ОУ школы-интерната 8 вида №86 и составлена с учётом их возрастных и психологических особенностей развития, уровня их знаний и умений.
Структура программы
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях развития.
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№
| Тема раздела
| четверти
| Итого:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Моя Родина
| 40ч.
|
|
|
| 40ч.
| 2
| Отечество, Верность, Братство.
| 4ч.
| 29ч.
|
|
| 33ч.
| 3
| Краски природы
|
| 6ч.
| 32ч.
|
| 38ч.
| 4
| Спешите делать добро
|
|
| 18ч.
| 32ч.
| 50ч
| 5
| Внеклассное чтение
| 4ч.
| 2ч.
| 3ч.
| 3ч.
|
| 6
| Резерв
|
|
|
|
| 9ч
|
| Итого:
| 44ч.
| 35ч.
| 50ч.
| 32ч.
| 170ч.
|
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по чтению и развитию речи В начале и в конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Основные направления коррекционной работы: Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности при принятии решений;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике. Коррекция и развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
развитие лексико-грамматических средств языка. Специфика программы
При планировании учебного материала учитываются психологические особенности обучающихся.
Состав класса разнообразен по своим возможностям усвоения учебного материала. Детей данного класса можно разделить на четыре уровня по способностям и степени обучаемости:
I уровень- обучюащиеся не выявлены.
II уровень. К нему относятся: Шунейкин Д.,Дектярова А.,Трынкина Д. В основном учащиеся успевают по всем предметам и без особых трудностей усваивают программный материал. В коррекционно-воспитательной работе они нуждаются в организации их деятельности и в постоянной стимуляции- «подбадривании», похвале. В индивидуальном подходе к этим детям необходимо учитывать их возможности, всячески развивать мыслительные способности, инициативу, использовать все их положительные качества.
III уровень.К нему относятся: Клюкова А.,Мокеев Н.,Раззоренов А.,Сулеков Н. У детей этой группы отмечается низкая работоспособность, безынициативность.
Они плохо участвуют во фронтальной работе, не воспринимают общую инструкцию педагога, невнимательны. Если дать им индивидуальную инструкцию, они в состоянии выполнять многие задания, хотя медленно и не всегда точно.
Следовательно в индивидуальном подходе к таким детям необходимо активизировать их во всех видах деятельности, инструкции им давать индивидуально, в расчлененной, конкретной форме.
IV уровень. К нему относятся: Никишин И.,Трынкин А. Усвоение учебного материала для этих детей составляет большую трудность. Ученики затрачивают много усилий, но с заданием справляются еле-еле, а иногда вообще не справляются(низкий уровень познавательных способностей).
Таким учащимся необходимо организация индивидуальной коррекционной помощи, где используется совместная с педагогом деятельность, коррекция всех основных (мотивационного, операционного, оценочного) компонентов
саморегуляции. Обучение ведется индивидуальное, пошаговое, которое доступно
ребенку. Создаются специальные ситуации, позволяющие позитивно проявить себя ребенку на уроке и во внеурочное время.
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны. Виды и формы организации учебного процесса Методы и приёмы обучения: Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля. Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности обучающихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение
чтение наизусть;
чтение по ролям
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Планируемые результаты освоения курса
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
по чтению и развитию речи Базовый уровень (II уровень и III уровень)
обучающиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
обучающиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Минимальный уровень ( IV уровень)
обучающиеся должны уметь:
- читать по слогам,
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
обучающиеся должны знать:
наизусть 4-6 стихотворений.
Формы и методы контроля знаний,
умений и навыков обучающихся.
В 6 классе при изучении курса чтения и развития речи используются различные формы контроля (предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль), которые осуществляются посредствам устного опроса, тестовых заданий, викторин, наблюдения, проверки техники чтения. Учебно-методическое обеспечение
Литература для внеклассного чтения
Сказки народов мира.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
6. К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
7В.В Бианки «Голубые лягушки».
8Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».
9П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка».
10В. П. Астафьев «Белогрудка».
Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 230 с.: ил.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
|
|
|