Главная страница


Рабочая программа по химии 10 класс базовый уровень Составил: Гордий О. В. Учитель химии моу сош с. Утан с. Утан 2014 год пояснительная записка



Скачать 395.48 Kb.
НазваниеРабочая программа по химии 10 класс базовый уровень Составил: Гордий О. В. Учитель химии моу сош с. Утан с. Утан 2014 год пояснительная записка
Дата25.02.2016
Размер395.48 Kb.
ТипРабочая программа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УТАН


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ с. Утан

___________/Постникова М.Ю./

«___» ______________ 2014 г

« Утверждена»

Руководитель

МОУ СОШ с. Утан

__________ /Матафонова В.А./

«___» _____________2014 г


Рабочая программа

по химии 10 класс

базовый уровень

Составил:

Гордий О.В.

Учитель химии

МОУ СОШ с. Утан

с. Утан

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для 10 класса (базовый уровень) разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.),а также-на основе примерной программы из сборника(Примерные программы по учебным предметам. Химия, 10-11 классы.М.:Просвещение,2012)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

задачи:

Повторение важнейших химических понятий органической химии. Изучение строения и классификации органических соединений. Ознакомление с классификацией химических реакций в органической химии м механизмах их протекания. Закрепление и развитие знаний на богатом фактическом материале химии классов органических соединений от более простых углеводородов до сложных - биополимеров.

Содержание программы.

Тема 1. Введение. (1 час).

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Ученик должен знать и понимать:

- химические понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы, гомология, изомерия;

-теорию строения органических соединений;

Уметь:

-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Тема 2. Строение органических соединений. (2часа).

Углеродный скелет. Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия.

Реакции органических соединений. Типы реакций в органической химии.

Ученик должен знать и понимать:

Важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки.


Уметь:

-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к различным классам органических

Тема 3. Углеводороды.(10 часов).

Алканы. Алкены, алкадиены, алкины. Бензол. Качественный анализ веществ.

Ученик должен знать и понимать:

- химические понятия: строение органических соединений;

-важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.

Уметь:

-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать общие химические свойства органических соединений;

- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды»

Тема 4. Кислородосодержащие органические соединения. (11 часов).

Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

Ученик должен знать и понимать:

- химические понятия: функциональная группа;

-важнейшие вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;

Уметь:

-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать общие химические свойства органических соединений;

- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.

Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды.

Ученик должен знать и понимать:

- важнейшие вещества и материалы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка.

Уметь:

-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать общие химические свойства органических соединений;

- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.

Контрольная работа №2 по темам: Кислородосодержащие органические соединения.

Тема 5. Азотсодержащие соединения.(5 часов).

Нитросоединения. Амины. Анилин. Белки.

Идентификация органических соединений.

Ученик должен знать и понимать:

- важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.

Уметь:

-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать общие химические свойства органических соединений;

- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.

Пр.р.№1. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.»

Тема 6. Биологически активные вещества.(2часа)

Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.

Тема 7. Искусственные и синтетические органические соединения.(3часа)

Основные понятия: Полимеры. Пластмассы, волокна.

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Контрольная работа № 3. Итоговая.

Учебно-методический комплект

1. О.С. Габриелян. Химия.10 класс. Базовый уровень. Учебник. М.:Дрофа,2011г;

2. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова . Настольная книга для учителя.М.:Дрофа,2004;

3. О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев. Методическое пособие для учителя. Химия-10.М.:Дрофа,2003

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.

«Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010», рассчитана на 34 учебных часа, согласно уставу МОУ СОШ с. Утан и учебному плану образовательного учреждения, учащиеся занимаются 1 час в неделю, 34 учебных недель в год, поэтому рабочая программа предусматривает:

контрольных работ-3,

практических работ- 2

и внесены следующие изменения:

  1. Увеличено число часов на изучение тем:

- № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 10 часов вместо 8;

- № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 11 часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.

  1. Уменьшено число часов на изучение тем:

- № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» до 5 вместо 6 часов за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как этот раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;

- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.

- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 3 часов до 2 часов так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.

Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1\2 часа в неделю.

Учебно-тематический план по химии, 10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

УМК О.С.Габриеляна.



Тема (глава)

Ко-во

часов

В т.числе

уроки

Практич.раб.

Контр.раб

1

Введение. Предмет органической химии. Инструктаж по ТБ

1

1







2

Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии

2

2







3

Углеводороды и их природные источники

10

9




К.р.№1

4

Кислородсодержащие органические соединения

10

9




К.р.№2

5

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

5

4

П.р №1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.»




6

Биологически активные органические соединения

2

2







7

Искусственные и синтетические органические соединения

3

2

П.р №2«Распознавание пластмасс и волокон»




8

Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии

1







К.р.№3




Итого:

34

29

2

3



Календарно-тематический план по химии 10 класс ( 1 час в неделю – 34 часа), УМК О.С.Габриеляна



ур

Кол-во час.

Тема урока

Изучаемые вопросы

Примечания

Демонстрации,

ЛО,ПР

Виды и формы контроля

Дом.

Зад.

1

1

Предмет органической химии.

Инструктаж по ТБ.

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения




Коллекция органических веществ и изделий из них.

Фронт.контроль

§1,в5,6(п)

2-3

2

Теория строения органических соединений.

Вводная контрольная работа.

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.




Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Фронтальный
Входной контроль.

§2,в2,8,

10(п)

4-5

2

Алканы.


Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Горение метана, отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул алканов.


Текущий

§3,в7,8,

12(п)

6

1

Алкены

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия.

Лабораторный опыт . Изготовление моделей молекул алкенов.

Фронтальный

§4,в4,7,8(п)

7

1

Алкадие

ны. Каучуки.

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.





Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность.

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами каучуков

Фронтальный

§5,в3,4(п)

8-9

2

Алкины.

Ацетилен

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.



CD диск «Виртуальная лаборатория»

Получение и свойства ацетилена.

Лабораторный опыт. Изготовление модели молекулы ацетилена.


Фронтальный текущий

§6,в3,4(а),5(в),7(п)

10

1

Нефть.

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе.





Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

Лабораторный опыт. Обнаружение непредельных соединений в жидких

нефтепродуктах

Фронтальный текущий

§8,в 6,7(п)

11

1

Арены.

Бензол.

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.

CD диск «Виртуальная лаборатория»

Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.


Фронтальный текущий,

тестирование

§7,в3,4(а)

12

1

Систематизация и обобщение знаний по теме № 2.











Решение задач

Подгот. к контрольной работе

13

1

Контрольная работа № 1 по теме № 2

«Углеводороды и их природные источники».








Контроль знаний

Провести РНО

14

1

Спирты.

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов.








Фронтальный текущий,

тестирование

§9,в13(а),14

15

1

Химические свойства спиртов и их применение.

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Демонстрации. Окисление этанола в альдегид. Лабораторный опыт. Свойства глицерина.


Фронтальный текущий,

тестирование

§9,в12,13(б)

16

1

Фенол.

Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Демонстрации: коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»;

качественные реакции на фенол.


Фронтальный текущий,

тестирование

§10,в5,6(п)

17

1

Альдегиды.

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Демонстрации: реакция «серебряного зеркала»;

окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (||).


Фронтальный текущий,

тестирование

§11,в6,7(п)

18

1

Карбоновые кислоты.


Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных карбоновых кислот.




Лабораторный опыт. Свойства уксусной кислоты.



Фронтальный текущий,

тестирование

§12,в6,8,10(п)

19

1

Сложные эфиры.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации; нахождение в природе. Применение сложных эфиров на основе их свойств.





Демонстрация. Коллекция эфирных масел.


Фронтальный текущий,

тестирование

§13,в11(п)

20

1

Жиры.

Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Лабораторный опыт. Свойства жиров.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Лабораторный опыт. Свойства жиров.


Фронтальный текущий,

тестирование,

отчет по ЛР

§13,в12(п)

21

1

Углеводы

Единство химической организации живых организмов. Углеводы, их классификация. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкозы в полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарида в глюкозу). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Демонстрации. Ознакомление с образцами углеводов.

Лабораторный опыт. Свойства крахмала.


Фронтальный текущий,

тестирование

§14,15,в7(п)

22

1

Глюкоза.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Лабораторный опыт. Свойства глюкозы.


Фронтальный текущий,

тестирование,

отчет по ЛР

§14,в9(б,в), 10

23

1

Систематизация и обобщение знаний по теме № 3.











Решение задач и упражнений

Подгот.

к контр. работе

24

1

Контрольная работа № 2 по теме №3


«Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе».







Контроль знаний

Провести РНО

25

1

Амины. Анилин.

Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Демонстрации. Реакция анилина с бромной водой.


Фронтальный текущий,

тестирование,

§16,в5,7(п)

26

1

Аминокислоты.

Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.


CD диск «Виртуальная лаборатория»







§17,в11(п)

27

1

Белки.

Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.


CD диск «Виртуальная лаборатория»

Демонстрации. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Лабораторный опыт. Свойства белков.


Фронтальный текущий,

тестирование,

§17,с128-133,в9,10(п)

28

1

Генетическая связь между классами органических соединений.


Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

CD диск «Виртуальная лаборатория»

Демонстрации. Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (//); этанол – этаналь – этановая кислота.


Фронтальный текущий,

Записать

уравн. р-й согл.схеме превращ.

29

1

Практическая работа № 1.

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.








Фронтальный текущий, ,отчет по ПР

Подготовить отчет по ПР

30

1

Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы ,связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней.,

Подготовка к итоговой контрольной работе.




Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля; коллекция СМС, содержащих энзимы.





§19, §20 подгот. сообщ. по теме

31

1

К.р.№3

Органические соединения







Итоговый




32

1

Искусственные

полимеры.


Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Ацетатный шелк и вискоза, их свойства и применение.


.





Фронтальный текущий,

§21,

подгот. сообщ.по теме

33-34

2

Синтетические полимеры.

Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение.





Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков

Фронтальный текущий, ,отчет по ПР

§22,в5-8(сообщ)



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

1.Требования к усвоению теоретического учебного материала.

  • Знать/понимать: основные положения теории химического строения веществ, гомологию, структурную изомерию, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей (одинарную, двойную, ароматическую, водородную), их электронную трактовку и влияние на свойства веществ. Знать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации линейная, разветвлённая и пространственные структуры, влияние строения на свойства полимеров.

  • Уметь: разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.

2.Требования к усвоению фактов.

  • Знать строение, свойства, практическое значение: предельных, непредельных и ароматических углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, глюкозы и сахарозы, крахмала и целлюлозы, аминов и аминокислот, белков. Знать особенности строения, свойства, применения важнейших представителей пластмасс, каучуков, промышленную переработку нефти, природного газа.

  • Уметь пользоваться строением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале органической химии; высказывать суждения о свойствах вещества на основе их строения и о строении вещества по их свойствам.

3.Требования к усвоению химического языка.

Знать и уметь разъяснять смысл структурных и электронных формул органических веществ и обозначать распределение электронной плотности в молекулах, называть ве5щества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь.

4.Требования к выполнению химического эксперимента.

  • Знать правила работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность и пожарную опасность органических соединений.

  • Уметь практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических вещества; определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, амины, аминокислоты и белки.


В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Оснащение учебного процесса 10 кл.

Натуральные объекты:

Коллекции минералов и горных пород;

Металлов и сплавов;

Минеральных удобрений;

Пластмасс, каучуков, волокон.

Химические реактивы и материалы:

Наиболее часто используемые :

1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;

2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;

3)кислоты: серная, соляная, азотная;

4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;

5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;

6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1)Приборы для работы с газами;

2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;

3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

Модели:

Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;

Кристаллические решетки солей.

Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;

Дидактические материалы: инструкции, карточки с заданиями, таблицы.

Экранно-звуковые средства обучения:

CD, DVD-диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в формате Ppt.

ТСО:

Компьютер;

Мультимедиа проектор;

Список полезных образовательных сайтов:

Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus

 Химия и Жизнь – XXI век https://hij.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования

http://www.chemnet.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

http://www.hemi.nsu.ru

WebElements: онлайн-справочник химических элементов

http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии

http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа

http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах

http://all-met.narod.ru

Мир химии

http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой

http://www.104.webstolica.ru

Органическая химия: электронный учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова

http://chemistry.r2.ru

Школьная химия

http://schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике

http://rushim.ru/books/books.htm

Практические работы:

Практическая работа №1

Тема: Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений- стр.180, учебник. Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 7-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Практическая работа №2

Тема: Распознавание пластмасс и волокон ( инст. карта)

Оборудование и реактивы: образцы пластмасс и волокон под номерами, спиртовка, спички, стеклянные палочки, тигельные щипцы, асбестовые сетки.

Распознавание пластмасс

В разных пакетах под номерами имеются образцы пластмасс. Пользуясь при­веденными ниже данными, определите, под каким номером какая пластмасса находится.

Полиэтилен. Полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит сине­ватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.

Поливинилхлорид. Эластичный или жесткий материал, при нагревании быстро размягчается, разлагается с выделением хлороводорода. Горит коптящим пламенем, вне пламени не горит.

Полистирол. Может быть прозрачным и непрозрачным, часто хрупок. При нагревании размягчается, из расплава легко вытянуть нити. Горит коптящим пламенем, распространяя запах стирола, продолжает гореть вне пламени.

Полиметилметакрилат. Обычно прозрачен, может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пла­менем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.

Фенолформальдегидная пластмасса. Темных тонов (от коричневого до чер­ного). При нагревании разлагается. Загорается с трудом, распространяя запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.

Распознавание волокон

В разных пакетах под номерами содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными ниже данными, определите, под каким номером какое волокно находится.

Хлопок. Горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел.

Шерсть, натуральный шелк. Горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок.

Ацетатное волокно. Горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне.

Капрон. При нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит, распространяя неприятный запах.

Лавсан. При нагревании плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит коптящим пламенем с образованием темного блестящего шарика.

Содержание работы:

  1. Цвет, внешний вид.

  2. Горит или нет. Характер горения. Запах.

  3. Запишите формулы исходных веществ и формулы полимеров образцов. К какому классу относятся данные образцы волокон.

Формы и средства контроля

Контрольные работы:

Входное тестирование

  1. Газ и раствор вещества, в котором приобретает малиновую окраску фенолфталеин, образуется при взаимодействии:
    1) воды с оксидом кальция;
    2) цинка с соляной кислотой;
    3) воды с натрием;
    4) серной кислотой с сульфитом натрия.

  2. Последовательности оксид-гидроксид-соль соответствует ряд веществ:
    1)H2O – LiOH – KCN;
    2) OF2 – NaOH – PbI2;
    3) P2O5 – ZnSO4 – KOH;
    4) CaO – HCl – NaOH.

  3. Бромную воду не обесцвечивают вещества, указанные в паре:
    1) ацетилен и этилен;
    2) этан и этилен;
    3) бензол и гексан;
    4) бензол и этилен.

  4. Межклассовая изомерия характерна для:
    1) алканов и алкенов;
    2) алкадиенов и алкенов;
    3) алкенов и циклоалканов;
    4) алканов и алкинов.

  5. Для молекулярного уравнения реакции, схема которой
    KMnO
    4 + H2SO4 + K2SO3 ? K2SO4 + MnSO4 + H2O            сумма коэффициентов равна:
    1) 15;
    2) 17;
    3) 19;
    4)21.

  6. Какая из кислот в растворе одинаковой концентрации имеет большее значение степени диссоциации:
    1) иодоводородная;
    2) сернистая;
    3) сероводородная;
    4) азотистая?

  7. Какой продукт преимущественно образуется при присоединении одной молекулы бромоводорода к бутадиену-1,3:
    1) 3-бромбутен-1;
    2) 4-бромбутен-1;
    3) 1-бромбутен-2;
    4) 3-бромбутен-2?

  8. Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
    1) гидроксида натрия;
    2) азотной кислоты;
    3) хлорида калия;
    4) лакмуса.

  9. Какой объем газа выделится при растворении в избытке соляной кислоты 14 г железа:
    1) 11,2 л;
    2) 8,4 л;
    3) 5,6 л;
    4) 2,24 л?

9  баллов

Ответы:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9




№ ответа

3

1

3

3

4

1

3

2

3




Итоговая контрольная работа

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение. 

1. ( 2 балла). Общая формула алкенов: 
А. Сn Н 2n Б. С n Н 2n +1 В. С n Н 2n + 2 Г. Сn Н 2 n – 2 

2 ( 2 балла). Название вещества, формула которого 
СН3 ─ СН 2 ─ СН ─ СН ─ С ═ О: 
│ │ │ 
СН3 СН3 Н 
А. 2,3 – Диметилбутанол. 
Б. Пентаналь. 
В. 2, 3 – Диметилпентаналь. 
Г. 3, 4 – Диметилпентаналь. 

3 (2 балла). Вид гибридизации электронных орбиталей атома углерода, обозначенного звёздочкой в веществе, формула которого * 
СН 3 ─ СН2 ОН : 
А. sp 3 Б. sp 2 B. sp Г. Не гибридизирован. 

4 ( 2 балла). Вещество, изомерное алкенам, но не обесцвечивающее бромную воду, относится к классу: 
А. Алкинов В. Аренов 
Б. Алкадиенов Г. Циклоалканов 

5 ( 2 балла). Продукт реакции пропанола – 2 с оксидом меди ( II ): 

А. Пропаналь В. Пропен. 
Б. Пропанон Г. Пропин 

6 ( 2 балла). Окраска смеси глюкозы с гидроксидом меди ( II ) при нагревании: 

А. Голубая. В. Красная. 
Б. Синяя Г. Фиолетовая 

7 ( 2 балла). Бутадиен – 1,3 из этанола можно получить при помощи реакции: 

А. Вюрца В. Кучерова 
Б. Зинина Г. Лебедева 

8 ( 2 балла). В спелых ягодах брусники и клюквы содержится кислота: 

А. Бензойная. В. Муравьиная. 
Б. Лимонная. Г. Уксусная. 

9 ( 2 балла). Веществом Х в цепочке превращений бензол → Х → анилин является: 

А. Бромбензол В. Фенол. 
Б. Нитробензол Г. Бензальдегид. 

10 ( 2 балла). Углеводород, 13 г которого способны присоединить 1 моль брома: 

А. Ацетилен . В. Бутен – 2. 
Б. Бутадиен – 1, 3 Г. Пропин. 

11 ( 6 баллов). Установите соответствие. 
Формула вещества: 
I. СН 3СООН. II . С2 Н 4 III. С6 Н5 ОН. 
Класс соединений: 
А. Алкены. В. Карбоновые кислоты 
Б. Альдегиды. Г. Фенолы. 
Реагент для распознавания: 
1. Лакмус 3. Перманганат калия ( раствор) 
2. Оксид меди ( II ) 4. Хлорид железа ( III). 

Часть Б. Задания со свободным ответом 

12 ( 8 баллов). Составьте уравнения реакций по приведённой ниже схеме и укажите условия их осуществления: 
С6 Н12 О6→ С2 Н 5ОН → СН3 СООС2 Н 5→ СН3 СООН → СН2 ClCOOH. 
Дайте название каждого вещества. 

13 ( 6 баллов). Напишите формулы веществ X, Y, Z в цепочке превращений: 
+CuO +Cu(OH2), t +C2 H 5OH 
С Н ОН → X → Y → Z. 

14. ( 4 балла). Составьте схему получения уксусной кислоты из метана. Над стрелками переходов укажите условия осуществления реакций и формулы необходимых для этого веществ. 

15 ( 6 баллов ). При полном сгорании 5,2 г углеводорода получили 8, 96 л ( н.у.) оксида углерода (IV ) и 3,6 г воды. Плотность углеводорода равна 1, 16 г/л. Выведите его молекулярную формулу. 


часть А: 1=А_2=В_3=А_4=Г_5=Б_6=В_7=Г_8=Б_9=Б_10=А_11=1-В(Карбоновые кислоты)+1(Лакмус),2-А+3,3-Г+4