Главная страница


Рабочая программа по химии 9 класс Составитель: Гордий О. В. Учитель химии моу сош с. Утан с. Утан 2014 год Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по химии 9 класс Составитель: Гордий О. В. Учитель химии моу сош с. Утан с. Утан 2014 год Пояснительная записка
страница2/3
Дата25.02.2016
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3

В результате изучения химии ученик должен


знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.



Формы и средства контроля

Приложение.

Контрольные работы:

Входная контрольная работа

Контрольная работа. Тема: «Неметаллы».

Контрольная работа. Тема: «Органические вещества».

Итоговая контрольная работа.
Входная контрольная работа

Вариант№1
ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. Если вы выбрали не ту букву ответа, то зачеркните её крестом, а затем напишите букву правильного ответа.

1. К простым веществам относят:

а) нефть;

б) вода;

в) золото;

г) питьевая сода.

2. Химический элемент, в атоме которого электроны распределены по слоям так:

2,8,8,2, в периодической системе находится:

а) в 4-ом периоде, 2-ой группе побочной подгруппе;

б) в 4-ом периоде, 2-ой группе главной подгруппе;

в) в 3-ем периоде, 5-ой группе главной подгруппе;

г) в 3-ем периоде, 5-ой группе побочной подгруппе.

З. В сероводороде (H2S) и сернистом газе (SO2) степени окисления соответственно равны:

a) +2 и +6;

б) +4 и +6;

в) -2 и +2;

г) -2 и +4.

4. Неполярная ковалентная связь образуется между атомами:

а) хлора и хлора; б) хлора и серы;

в) хлора и водорода; г) хлора и натрия.

5. К химическим явлениям относится процесс:

а) гниение опавших листьев;

б) плавление пчелиного воска;

в) испарение спирта;

г) чеканка монет.
6. Ряд формул, состоящий только из кислот:

а) Na2O, HCl, SO2 в) HCl, HNO3, H2SO4

б) CO2, Cl2O7, NaOH г) K2O, Ba(OH)2, KCl

7. Укажите химическую реакцию, которая относится к реакциям соединения:
а) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 в) AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
б) 4P + 5O2 = 2P2O5 г) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O

8. Верны ли суждения о правилах техники безопасности в школьной лаборатории?

А. В лаборатории запрещается трогать реактивы руками.

Б. Чтобы погасить пламя спиртовки, следует его задуть.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.

9. Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором хлорида меди(II) вступают: a) Fe; б) SiO2; в) НСl; г) H2S; д) K2SO4; е) AgNO3.

Выберите ответ с соответствующим набором букв:

а) вгд; б) абд; в) аге; г) бвд

ЧАСТЬ 2 Ответами к заданиям №10-11является последовательность букв, которая соответствует буквам правильных ответов (№10), либо буквам абв, расположенным в левом столбце (№11). Запишите полученные цифры в соответствующем порядке.

10. В ряду химических элементов Si → Al → Mg

а) возрастают заряды ядер атомов:

б) возрастает число электронов во внешнем электронном слое атомов;

в) уменьшается электроотрицательность;

г) уменьшаются радиусы атомов;

д) усиливаются металлические свойства.

11. Установите соответствие между названием вещества и массовой долей кислорода в нем:

Название оксида Массовая доля кислорода

а) оксид марганца (IV) 1) 25,4%

б) гидроксид меди (II) 2) 32,7%

3) 36,8%

4) 47,1%

ЧАСТЬ 3. При выполнении заданий №12-13 подробно запишите ход их решения и полученный результат.

12. Напишите три уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
CuSO4 → Cu(OH)2 → Cu(NO3)2 → Cu

13. Какая масса водорода выделится при взаимодействии магния с соляной кислотой массой 7,3г?

Вариант№2
ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. Если вы выбрали не ту букву ответа, то зачеркните её крестом, а затем напишите букву правильного ответа.

1. К сложным веществам относят:

а) поваренную соль;

б) белый фосфор;

в) морская вода;

г) алюминий.

2. Химический элемент, в атоме которого электроны распределены по слоям так:

2,8,8,2, в периодической системе находится:

а) в 3-ем периоде, 2-ой группе побочной подгруппе;

б) в 2-ом периоде, 4-ой группе главной подгруппе;

в) в 4-ом периоде, 2-ой группе главной подгруппе;

г) в 4-ом периоде, 2-ой группе побочной подгруппе.

З. Степень окисления -1 и +7 хлор проявляет в соединениях:

a) Cl2O5 и HCl;

б) CaCl2 и Cl2O7;

в) Cl2O7 и NaClO4;

г) AlCl3 и HClO3.

4. Формулы соединений только с ионной связью записаны в ряду:

а) PH3, P4, BaCl2, NO б) CaO, NaCl, MgF2, K2S

в) MgCl2, N2, CH4, K2O г) HBr, Br2, NaBr, MgO

5. К физическим явлениям относится процесс:

а) образование воды из водорода и кислорода;

б) гашение соды уксусом;

в) образование зеленого налета на бронзовых памятниках;

г) высыхание лужи на асфальте.

6. Ряд формул, состоящий только из оснований:

а) CO2, SO3, NaOH в) Cl2O7, P2O5, KOH

б) NaOH, Ba(OH)2, Fe(OH)3 г) Mg(OH)2, HCl, ZnO
7. Укажите химическую реакцию, которая относится к реакциям разложения:

а) 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4 в) 2H2 + O2 = 2H2O
б) CuSO4 +Fe = Fe SO4 + Cu г) CaCO3 = CaO + CO2
8. Верны ли суждения о правилах техники безопасности в школьной лаборатории?

А. В лаборатории запрещается переливать излишек взятого вещества обратно в исходную склянку.

Б. При нагревании пробирки держатель закрепляют в её центральной части.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.

9. Из предложенного перечня формул веществ в реакцию с раствором серной кислоты вступают: а) О2; б) Fe; в) CuO; г) CO2; д) NaCl; е) Al(OH)3.

Выберите ответ с соответствующим набором букв:

а) бве; б) агд; в) бге; г) авд.
ЧАСТЬ 2 Ответами к заданиям №10-11 является последовательность букв, которая соответствует буквам правильных ответов (№10), либо буквам абв, расположенным в левом столбце (№11). Запишите полученные цифры в соответствующем порядке.

10. В ряду химических элементов Cl → Br → I

а) возрастает число протонов в ядрах атомов:

б) не изменяется число электронов во внешнем электронном слое атомов;

в) увеличивается электроотрицательность;

г) уменьшаются радиусы атомов;

д) увеличивается максимальная степень окисления.

11. Установите соответствие между названием вещества и массовой долей кислорода в нем:

Название оксида Массовая доля кислорода

а) оксид фосфора (V) 1) 25,4%

б) гидроксид железа (III) 2) 36,8%

3) 44,9%

4) 56,3%

ЧАСТЬ 3. При выполнении заданий №12-13 подробно запишите ход их решения и полученный результат.

12. Напишите три уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
P → P2O5 Na3PO4 → Ag3PO4

13. Какая масса сульфата цинка выделится при взаимодействии цинка с серной кислотой массой 49 г?

Контрольная работа. Тема: «Неметаллы».

1 вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть

2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот

А2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2,8,5 2) 2,3 3) 2,8,3 4) 2,5

А3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:

1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах

2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность

А4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле

1) F2 2) Cl2 3) O2 4) N2

А5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:

1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена

А6. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag+ + Cl-  AgCl

соответствует взаимодействию между растворами:

1) карбоната серебра и соляной кислоты

2) нитрата серебра и серной кислоты

3) нитрата серебра и соляной кислоты

4) сульфата серебра и азотной кислоты

А7. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:

1) не хватает кислорода 3) повышается содержание азота

2) повышается температура 4) образуется водяной пар, гасящий пламя

А8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:

1) медь  сульфат меди (II) 3) карбонат натрия  оксид углерода ( IV)

2) углерод оксид углерода (IV) 4) хлорид серебра  хлороводород

Часть В.

В1. Неметаллические свойства в ряду элементов Si  P  S  Cl слева направо:

1) не изменяются 3) ослабевают

2) усиливаются 4) изменяются периодически
Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В2. Смещение равновесия системы N2 + 3H2 <=>2 NH3 + Q в сторону продукта реакции произойдет в случае:

А) увеличения концентрации аммиака

Б) использования катализатора

В) уменьшения давления

Г) уменьшения концентрации аммиака

В3. Какой объем (н.у.) хлороводорода можно получить из 2 моль хлора?

Часть С.

С1. Найти массу серной кислоты, необходимой для нейтрализации 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.
Контрольная работа. Тема «Неметаллы».

2 вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему.Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:

1) растения, животные и человек дышат кислородом

2) кислород входит в состав воды

3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых - кислород

4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая

клетка

А2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно

равны: 1) 31 и 4 2) 15 и5 3) 15 и 3 4) 31 и 5

А3. Сумма протонов и нейтронов в атоме углерода равны:

1) 14 2) 12 3) 15 4) 13

А4. Ковалентная полярная химическая связь характерна для:

1) KCl 2) HBr 3) P4 4) CaCl2

А5. Реакция, уравнение которой 3N2 + H2 <=> 2NH3 + Q , относят к реакциям:

1) обратимым, экзотермическим 3) обратимым, эндотермическим

2) необратимым, экзотермическим 4) необратимым, эндотермическим

А6. Для того, чтобы доказать, что в пробирке находится раствор угольной кислоты,

необходимо использовать: 1) соляную кислоту 3) тлеющую лучинку

2) раствор аммиака 4) раствор гидроксида натрия

А7. Признаком реакции между соляной кислотой и цинком является:

1) появление запаха 3) выделение газа

2) образование осадка 4) изменение цвета раствора

А8. Сокращенному ионному уравнению Ba2+ + SO42-  BaSO4 соответствует

Взаимодействие между: 1) фосфатом бария и раствором серной кислоты

2) растворами сульфата натрия и нитрата бария

3) растворами гидроксида бария и серной кислоты

4) карбонатом бария и раствором серной кислоты

Часть В.

В1. С уменьшением порядкового номера в А(главных)подгруппах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов :

1) не изменяются 3) изменяются периодически

2) усиливаются 4) ослабевают

Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В2. Какие из перечисленных условий не повлияют на смещение равновесия в системе

H2 + Cl2 <=> 2HCl – Q : А) понижение температуры

Б) повышение температуры

В) введение катализатора

Г) понижение концентрации HCl

Д) понижение давления

В3. Какой объем газа ( н.у.) выделится при полном сгорании 600 г угля?

Часть С.

С1. При обработке 300 г древесной золы избытком соляной кислоты, получили 44,8л(н.у.) углекислого газа. Какова массовая доля (%) карбоната калия в исходном образце золы?

Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение заданий:

«5» - 13-15 баллов

«4» - 10-12 баллов

«3» - 7 - 9 баллов

«2» - 1 – 6 баллов

Ответы и решения

№ А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 В1 В2 В3 С1

1 4 1 4 4 2 3 1 3 2 ВГ 89,6л 49г

2 1 3 2 2 1 1 3 2 2 ВД 1120л 92%

1 вариант (С1)

1) Составлено уравнение реакции H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O

2) Рассчитана масса гидроксида натрия

m(NaOH)=200*20/100=40(г)

3) Найдена масса серной кислоты m(H2SO4)=98*40/80=49(г)

2 вариант (С1)

1) Составлено уравнение реакции K2CO3 + 2HCl= 2KCl + CO2 + H2O

2) Рассчитана масса карбоната калия

m(K2CO3)=138*44,8/22,4=276(г)

3) Определена массовая доля карбоната калия в образце золы

w(K2CO3)=276*100/300=92(%)

Контрольная работа. Тема: «Органические вещества».

1- Вариант

1.Назовите вещества, укажите, к какому классу они относятся: O

А) СH3-CH-CH2-CH-CH3 Б) CH3- C = C H- CH3 В) CH3-CH2-OH Г) CH3-CH2-C

2.Начертите структурные формулы: 2,2- диметилбутана; 2- метил- 3,3-диэтил-пентана.

3.Напишите и назовите возможные изомеры гексана.

4. Напишите реакции гидрирования, хлорирования, гидрохлорирования, гидратации бутена -1.

5. Вычислите массу спирта, полученного при гидратации 50г этилена, если практический выход спирта составляет 96%.

2- Вариант

1.Назовите вещества, укажите, к какому классу они относятся:

CH3 CH3 O

А) CH3-CH2-C-CH2-CH3 Б) CH3 – CH = C-CH2-CH3 В) CH3 –OH Г) CH3 -C

CH3 OH

2.Начертите структурные формулы: 2,3- диметилпентана; 2- метил- 3,3-диэтил-гексана.

3.Напишите и назовите возможные изомеры гептана.

4. Напишите реакции гидрирования, хлорирования, гидрохлорирования, гидратации пентена-1

5. Вычислите массу спирта, полученного при гидратации 70г этилена, если практический выход спирта составляет 94%.


Итоговая контрольная работа.

Вариант 1.

Часть 1.

Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7) и из 4 предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

А1

К основным оксидам относится

1) оксид брома (VII)

2) оксид натрия

3) оксид серы (IV)

4) оксид алюминия

А2

Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом алюминия и серной кислотой равна

1) 6

2) 8

3) 10

4) 12

А3

Электрический ток проводит

1) водный раствор глюкозы

2) водный раствор хлорида натрия

3) расплав серы

4) расплав оксида кремния

А4

Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

1) хлорида калия и нитрата меди (II)

2) серной кислоты и хлорида бария

3) сульфата натрия и гидроксида калия

4) нитрата натрия и хлорида железа (III)

А5

В реакцию с разбавленной серной кислотой вступает

1) медь

2) вода

3) оксид углерода (IV)

4) оксид натрия

А6

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Твердую щелочь нельзя брать руками.

Б. Чтобы определить газ по запаху необходимо наклониться над сосудом и глубоко

вдохнуть.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7

Массовая доля кислорода в карбонате кальция равна

1) 15 %

2) 27 %

3) 48 %

4) 54 %

Часть 2

Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.

В1

Выберите уравнения реакций, в которых элемент азот является восстановителем.

1) N2 + O2 = 2NO

2) 2NO + O2 = 2NO2

3) N2 + 3H2 = 2NH3

4) N2 + 3Mg = Mg3N2

5) N2 + 6Li = 2Li3N

Ответ: ___________


В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.

В2.

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

Аline 67line 70) SO2 + H2O 1) H2SO4

Бline 68line 71) SO3 + NaOH 2) H2SO3

Вline 69line 72) H2SO4 + Na2O 3) SO3 + H2

line 73 4) Na2SO4 + H2O

line 74 5) Na2SO4 + H2

А

Б

В










Ответ: ___________
1   2   3