Главная страница

Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся 5"Б" класса



Скачать 380.27 Kb.
НазваниеРабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся 5"Б" класса
страница2/2
Дата16.04.2016
Размер380.27 Kb.
ТипРабочая программа
1   2


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.

Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах – 45-50 слов.

- в подробных изложениях – 20-45 слов.

- в словарном диктанте – 10-15 слов.

- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.


Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать речь обучающихся, обогащать её словарь;

  • воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха.

  2. Коррекция артикуляционного аппарата.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция мышц мелкой моторики.

  5. Коррекция познавательных процессов.


Специфика программы
При планировании учебного материала учитываются психологические особенности обучающихся.

Состав класса разнообразен по своим возможностям усвоения учебного материала. Детей данного класса можно разделить на четыре уровня по способностям и степени обучаемости:

I уровень- обучющиеся не выявлены.

II уровень. К нему относятся: Шунейкин В, Дектярова А, Трынкина Д. В основном обучюащиеся успевают по предмету и без особых трудностей усваивают программный материал. В коррекционно-воспитательной работе они нуждаются в организации их деятельности и в постоянной стимуляции- «подбадривании», похвале. В индивидуальном подходе к этим детям необходимо учитывать их возможности, всячески развивать мыслительные способности, инициативу, использовать все их положительные качества.

III уровень. К нему относятся: Клюкова А.,Мокеев Н.,Раззоренов И., Сулеков Н. У детей этой группы отмечается низкая работоспособность, безынициативность. Они плохо участвуют во фронтальной работе, не воспринимают общую инструкцию педагога, невнимательны. Если дать им индивидуальную инструкцию, они в состоянии выполнять многие задания, хотя медленно и не всегда точно.

Следовательно в индивидуальном подходе к таким детям необходимо активизировать их во всех видах деятельности, инструкции им давать индивидуально, в расчлененной, конкретной форме.

IV уровень. К нему относятся: Молева Л.,Трынкин А..Никишин И. . Усвоение учебного материала для этих детей составляет большую трудность. Обучающиеся затрачивают много усилий, но с заданием справляются еле-еле, а иногда вообще не справляются(низкий уровень познавательных способностей).

Таким обучающимся необходима организация индивидуальной коррекционной помощи, где используется совместная с педагогом деятельность, коррекция всех основных (мотивационного, операционного, оценочного) компонентов саморегуляции. Обучение ведется индивидуальное, пошаговое, которое доступно ребенку. Создаются специальные ситуации, позволяющие позитивно проявить себя ребенку на уроке и во внеурочное время.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основные приемы:

  1. сравнение растений по внешним признакам, строению, приспообслений к климатическим условиям произрастания;

  2. привлечение различных дополнительных источников знаний;

  3. постановка проблемных вопросов;

  4. анализ иллюстративного материала;

  5. выборочное чтение;

  6. составление описательных рассказов по наглядным схематическим (графическим, картинным, словесным) опорам.

Основные виды деятельности

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация полученных знаний;

  • составление связных рассказов по плану и вопросам;

  • установление причинно-следственных связей;

  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.


Планируемые результаты освоения курса
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по письму и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Обучающиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).

Минимальный уровень

Обучающиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Обучающиеся должны знать:

- алфавит;
Словарь.

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).
Формы и методы контроля знаний,

умений и навыков учащихся

В 5 классе при изучении курса письма и развития речи используются различные формы контроля (предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль), которые осуществляются посредствам тестовых заданий, устного опроса, диктантов, контрольных списываний.

Учебно – методическое обеспечение.

Литература.

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

  2. Русский язык. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 263с.

  3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.

  4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).


Календарно - тематическое планирование

Письмо 5 класс.

темы

Тема урока


количество часов

дата проведения

коррек

ция




ПОВТОРЕНИЕ.

9







1-2.

Предложение. Связь слов в предложении.

2

2,4.09




3-4.

Главные и второстепенные члены предложения.

2

4,5




5.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений.

1

6




6.

Р.р. Творческая работа по картине И.Левитана "Золотая осень" с использованием опорных слов

1

8




7.

Различение предложений по интонации.

1

9




8.

Диктант по теме: «Повторение».

1

11




9.

Работа над ошибками диктанта.

1

11







ЗВУКИ И БУКАЫ.

16







1.

Звуки и буквы. Алфавит.

1

11




2-3.

Гласные и согласные звуки.

2

12,13




4.

Согласные твердые и мягкие. Р.р. Составление рассказа по картинке и опорным словам.(№42)

1

15




5.

Р.р. Составление рассказа по картинке и опорным словам.(№42)

1

16




6,7.

Разделительный мягкий знак.

2

18,18




8.

Дифференциация ь смягчающего и разделительного.

1

19




9-10

Звонкие и глухие согласные. Правописание и проверка.

2

20,22




11-12.

Ударные и безударные гласные. Правописание и проверка.

2

23,25




13.

Тренировочные упражнения.

1

26




14

Диктант по теме: «Звуки и буквы».

1

27




15.

Работа над ошибками диктанта.

1

29




16.

Р.р. Составление рассказа по данным вопросам (№ 57 ).

1

30







СОСТАВ СЛОВА.

38







1-3.

Корень слова. Однокоренные слова.

3

2,2,3-

10

4.

Р.р. Сочинение по картинке , подробному плану и отдельным предложениям ( № 65 ).

1

4




5-6.

Окончание.

2

6,7




7.

Р.р. Составление рассказа по рисункам и вопросам (№71 ).

1

9




8-9.

Приставка. Словообразующая роль приставки.

2

9,10




10.

Р.р. Составление диалога по рисунку и вопросам (№ 78 ).

1

11




11-13.

Суффикс. Словообразующая роль суффикса.

3

13,14,16




14-15.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.

2

16,17




16.

Диктант по теме: «Состав слова».

1

18




17.

Работа над ошибками диктанта.

1

20




18.

19.

20

Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные в корне.

Р.р.Работа с неполным текстом ( № 102 ).

1

1

1

21

23

23




21-23.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

3

24,25,27




24-25.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

2

28,30




26.

Р.р. Работа с деформированным текстом ( № 127 ).

1

31




27-28.

Тренировочные упражнения на закрепление изученного.

2

1,10.

11

29,30,31.

Приставки и предлоги.

Р.р. Составление рассказа по опорным словам.

2

1

11,13

13




32-33.

Разделительный Ъ после приставок.

2

14,15




34-35.

Тренировочные упражнения на закрепление изученного.

2

17,18




36.

Диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках и корнях слов».

1

20




37.

Работа над ошибками диктанта.

1

20




38.

Р.р. Деловое письмо. Записка.

1

21







ЧАСТИ РЕЧИ.

10







1.

Понятие о частях речи.

1

21




2-4.

Упражнения в различении частей речи по вопросам и значениям.

3

22,24,25




5-7.

Упражнения в определении частей речи.

3

27,27,28




8.

Диктант по теме: «Части речи».

1

29




9.

Работа над ошибками диктанта.

1

1.12




10.

Р.р. Изложение по опорным словосочетаниям ( № 155).

1

2







ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

82







1.

Понятие об имени существительном.

1

4




2.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

4




3.

Р.р. Сочинение по рисунку и началу предложений (№ 167).

1

5




4-5.

Собственные и нарицательные имена существительные.

2

6,8




6-7.

Изменение имен существительных по числам.

2

9,11




8-9

Род имен существительных.

2

11,12




10

Род и число имен существительных

1

13




11-13.

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей ( Ж, Ш, Ч, Щ ) на конце.

3

15-18




14-15.

Тренировочные упражнения на закрепление и повторение изученного. Грамматический разбор имен существительных.

2

18,19




16.

Диктант по теме: «Имя существительное».

1

20




17.

Работа над ошибками.

1

22




18.

Р.р. Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте.

1

23




19-20.

Изменение имен существительных по падежам. Название и значение падежей.

2

25,25




21.

Именительный падеж.

1

26




22.

Родительный падеж.

1

27




23.

Дательный падеж.

1

12. 01




24.

Р.р. Работа с деформированным текстом (№ 410).

1

13




25.

Винительный падеж.

1

15




26.

Творительный падеж.

1

15




27.

Предложный падеж.

1

16




28-29.

Упражнения в определении падежей.

2

17,19




30.

Р.р. Описание картины В.М.Васнецова «Ковер-самолет».Работа с деформированным текстом(№236)

1

20




31.

Диктант по теме: «Изменение имен существительных по падежам».

1

22




32.

Работа над ошибками диктанта.

1

22




33.

Три склонения имен существительных единственного числа. Понятие о начальной форме слова. 1 склонение имен существительных.

1

23




34.

2 склонение имен существительных.

1

24




35.

3 склонение имен существительных.

1

26




36.

Упражнения в определении склонений имен существительных единственного числа.

1

27




37.

Именительный падеж имен существительных 1 склонения.

1

29




38.

Родительный падеж имен существительных 1 склонения.

1

29




39.

Дательный падеж имен существительных 1 склонения.

1

30




40.

Р.р. Пересказ текста по вопросам.(№272)

1

31




41.

Диктант по теме: «Склонение и падеж имен существительных».

1

2.02




42.

Работа над ошибками.

1

3




43.

Винительный падеж имен существительных 1 склонения.

1

5




44.

Творительный падеж имен существительных 1 склонения.

1

5




45.

Предложный падеж имен существительных 1 склонения.

1

6




46-48.

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1 склонения единственного числа.

3

7,9,10




49.

Р.р. Деловое письмо. Поздравительная открытка по опорным словам.

1

12




50.

Диктант по теме: «Окончания имен существительных 1 склонения единственного числа».

1

12




51.

Работа над ошибками диктанта.

1

13




52.

Второе склонение имен существительных единственного числа в единственном числе.

1

14




53.

Именительный падеж имен существительных 2 склонения.

1

16




54.

Родительный падеж имен существительных 2 склонения.

1

17




55.

Дательный падеж имен существительных 2 склонения.

1

19




56.

Винительный падеж имен существительных 2 склонения.

1

19




57.

Творительный падеж имен существительных 2 склонения.

1

20




58.

Предложный падеж имен существительных 2 склонения.

1

21




59-61.

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного числа.

3

24,26,26




62.

Диктант по теме: «Окончания имен существительных 2 склонения единственного числа».

1

27




63.

Работа над ошибками диктанта.

1

28




64.

Р.р. Письмо родным, друзьям, знакомым.

1

2.03




65.

Третье склонение имен существительных в единственном числе.

1

3




66.

Именительный падеж имен существительных 3 склонения.

1

5




67-69.

Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3 склонения.

3

5,6,7




70.

Винительный падеж имен существительных 3 склонения.

1

9




71.

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

10




72.

Работа над ошибками диктанта.

1

12




73.

Творительный падеж имен существительных 3 склонения.

1

12




74-76.

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 3 склонения единственного числа.

3

13,14,16




77-79.

Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа трех склонений.

3

17,19,19




80.

Диктант по теме: «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1,2, 3 склонений».

1

20




81.

Работа над ошибками диктанта.

1

21




82.

Р.р. Сочинение по картине и началу (№ 367).

1

2.04







ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

19







1-2.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

2

2,3




3-4.

Нераспространенные и распространенные предложения.

2

4,6




5.

Р.р. Изложение с опорой на краткую запись.

1

7




6-8.

Однородные члены предложения без союзов.

3

9,9,10




9.

Однородные члены предложения с союзом И.

1

11




10.

Р.р. Сочинение по картине Пластова А.А. «Фашист пролетел.» по данному началу и опорным словам.

1

13




11-12

Однородные члены предложения с союзом И.

2.

14,16




13-15.

Упражнения на постановку запятых при однородных членах предложения.

3

16-18




16.

Р.р. Составление рассказа из ответов на вопросы (№ 415).

1

20




17.

Диктант по теме: «Предложение».

1

21




18.

Работа над ошибками диктанта.

1

23




19.

Р.р.Сочинение с основой на жизненный опыт "Мои друзья в классе."

1

23







ПОВТОРЕНИЕ.

24







1-3.

Звонкие и глухие согласные, безударные гласные.

3

24-27




4.

Р.р. Пересказ по плану и словосочетаниям (№ 403).

1

28




5-7.

Приставки и предлоги. Ъ после приставок.

3

30,30,2.

05

8-9

Правописание имен существительных с шипящей на конце.

2

4,5




10-13

Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонений.

4

7-11




14

Р.р. Сочинение по картине Григорьева С.А. "Вратарь" по данному плану и словосочетаниям.

1

12




15-18

Части речи

4

14-16




19

Итоговый контрольный диктант .

1

18




20

Работа над ошибками диктанта.

1

19




21,22

Урок-экскурсия в природу. Р.р. Сочинение по личным наблюдениям.

2

21,21




23,24

Обобщение изученного. Викторина по русскому языку.

2

22,23







Резерв.

6

25-30



1   2