Главная страница

Доклад по теме: «Организация групповой работы»



Скачать 44.35 Kb.
НазваниеДоклад по теме: «Организация групповой работы»
Дата12.04.2016
Размер44.35 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

ДОКЛАД

по теме:
«Организация групповой работы»


Подготовила: Смирнова Е.Н.

учитель математики и информатики

I квалификационная категория

г. Братск, 2012
          Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать природное стремление каждого человека к общению. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, аквариум.  

Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре), отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Однако для организаторов интерактивного обучения помимо чисто учебных целей важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основные задачи:

- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Организация групповой работы

Количество человек в группе

Как работать с группой

Работа в парах (2 человека)

Используется учителем как тренинг для закрепления усваиваемого материала. «Ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку».

Поэтому чаще всего работа в парах строится на базе:

- последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала,

- взаимопроверки проделанной работы,

- работы в режиме интервью (ответы на заранее приготовленные вопросы).

Работа в тройках (3 человека)

Особая эффективность учебного процесса, организованного в тройках имеет ряд преимуществ:

- большая коллегиальность, аргументированность (за счет большого числа возникающих идей),

- большая контактность и лабильность группы,

- рефлексивность (за счет появления третьего лица) как новообразование в работе группы.

Появление третьего лица в группе способно снизить накал страстей и противоположные стороны начинают не просто спорить друг с другом, но переходят к стадии убеждения, поиска поддержки третьего лица. Отстаивая свою точку зрения, учащиеся подбирают рациональные факты и аргументы в ее защиту. Получается, что в процессе убеждения школьники самостоятельно проверяют истинность высказанных предположений.

Работа в четверках (4 человека)

Чаще всего объединение обучающихся в группы «по четыре» происходит на зачетных занятиях.

Работа в пятерках (5 человек)

Класс делят на «звездочки». Сначала проблема изучается, обсуждается внутри группы из пяти человек. Каждый участник группы должен иметь общий для данной группы план решения (время 10-15 минут). Затеи первоначальные группы распадаются , формируются новые, организованные по принципу «Буквенного единства»: А-А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы предлагает свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается лучшее или вырабатывается общее решение (10-15 минут). Участники возвращаются с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности ее решений. При совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы (10-15 минут).

Работа в шестерках (6 человек)

«Что? Где? Когда?», «Клуб знатоков». Класс делится на группы по 6 человек, группы находят свое рабочее место. На доске – заранее подготовленные листы ватмана (число листов по числу групп). Каждый лист озаглавлен в соответствии с какой-либо учебной темой. Каждая группа делегирует 3-х человек, которые друг за другом подходят к листам и вписывают слово, понятие, термин связанные с заявленной темой. Создается банк опорных слов. После того, как все листы будут заполнены, они раздаются группам. Задание учащимся: составить конспект по данной теме с использованием опорных слов (допустима их перестановка). В конце занятия заслушиваются итоговые работы, анализируется полнота конспекта, а так же производится оценка тех слов, которые были предложены в качестве опорных.

Работа в семерках (7 человек)

Увеличение численного состава группы приводит к тому, что формы работ приемлемые для двоек и троек сменяются дискуссионными. Учебная дискуссия является одной из популярнейших форм познания. Обязательное условие успешной дискуссии: учащиеся должны иметь определенные знания по обсуждаемой проблеме. Если учебный диалог во взаимодействиях педагога и школьников используется регулярно, то у последних формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страз высказать «неправильное» предположение и устанавливаются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.