|
Доклад по теме: «Организация групповой работы» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
ДОКЛАД
по теме: «Организация групповой работы»
Подготовила: Смирнова Е.Н.
учитель математики и информатики
I квалификационная категория
г. Братск, 2012 Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать природное стремление каждого человека к общению. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, аквариум.
Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре), отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Однако для организаторов интерактивного обучения помимо чисто учебных целей важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.
Групповая форма обучения должна одновременно решать три основные задачи:
- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);
- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Организация групповой работы
Количество человек в группе
| Как работать с группой
| Работа в парах (2 человека)
| Используется учителем как тренинг для закрепления усваиваемого материала. «Ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку».
Поэтому чаще всего работа в парах строится на базе:
- последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала,
- взаимопроверки проделанной работы,
- работы в режиме интервью (ответы на заранее приготовленные вопросы).
| Работа в тройках (3 человека)
| Особая эффективность учебного процесса, организованного в тройках имеет ряд преимуществ:
- большая коллегиальность, аргументированность (за счет большого числа возникающих идей),
- большая контактность и лабильность группы,
- рефлексивность (за счет появления третьего лица) как новообразование в работе группы.
Появление третьего лица в группе способно снизить накал страстей и противоположные стороны начинают не просто спорить друг с другом, но переходят к стадии убеждения, поиска поддержки третьего лица. Отстаивая свою точку зрения, учащиеся подбирают рациональные факты и аргументы в ее защиту. Получается, что в процессе убеждения школьники самостоятельно проверяют истинность высказанных предположений.
| Работа в четверках (4 человека)
| Чаще всего объединение обучающихся в группы «по четыре» происходит на зачетных занятиях.
| Работа в пятерках (5 человек)
| Класс делят на «звездочки». Сначала проблема изучается, обсуждается внутри группы из пяти человек. Каждый участник группы должен иметь общий для данной группы план решения (время 10-15 минут). Затеи первоначальные группы распадаются , формируются новые, организованные по принципу «Буквенного единства»: А-А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы предлагает свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается лучшее или вырабатывается общее решение (10-15 минут). Участники возвращаются с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности ее решений. При совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы (10-15 минут).
| Работа в шестерках (6 человек)
| «Что? Где? Когда?», «Клуб знатоков». Класс делится на группы по 6 человек, группы находят свое рабочее место. На доске – заранее подготовленные листы ватмана (число листов по числу групп). Каждый лист озаглавлен в соответствии с какой-либо учебной темой. Каждая группа делегирует 3-х человек, которые друг за другом подходят к листам и вписывают слово, понятие, термин связанные с заявленной темой. Создается банк опорных слов. После того, как все листы будут заполнены, они раздаются группам. Задание учащимся: составить конспект по данной теме с использованием опорных слов (допустима их перестановка). В конце занятия заслушиваются итоговые работы, анализируется полнота конспекта, а так же производится оценка тех слов, которые были предложены в качестве опорных.
| Работа в семерках (7 человек)
| Увеличение численного состава группы приводит к тому, что формы работ приемлемые для двоек и троек сменяются дискуссионными. Учебная дискуссия является одной из популярнейших форм познания. Обязательное условие успешной дискуссии: учащиеся должны иметь определенные знания по обсуждаемой проблеме. Если учебный диалог во взаимодействиях педагога и школьников используется регулярно, то у последних формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страз высказать «неправильное» предположение и устанавливаются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.
| |
|
|