|  | Доклад по теме: «Организация групповой работы»| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 
 «Средняя общеобразовательная школа №5»
 
 ДОКЛАД
 
 по теме:
 «Организация групповой работы»
 
 
 Подготовила: Смирнова Е.Н.
 
 учитель математики и информатики
 
 I квалификационная категория
 
 г. Братск, 2012
 Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать природное стремление каждого человека к общению. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, аквариум.
 
 Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре), отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Однако для организаторов интерактивного обучения помимо чисто учебных целей важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.
 
 Групповая форма обучения должна одновременно решать три основные задачи:
 
 - конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
 
 - коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
 
 - социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
 
 В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
 
 - решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);
 
 - оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
 
 Организация групповой работы
 
     | Количество человек в группе
 
 | Как работать с группой
 
 |   | Работа в парах (2 человека)
 
 | Используется учителем как тренинг для закрепления усваиваемого материала. «Ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку».
 
 Поэтому чаще всего работа в парах строится на базе:
 
 - последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала,
 
 - взаимопроверки проделанной работы,
 
 - работы в режиме интервью (ответы на заранее приготовленные вопросы).
 
 |   | Работа в тройках (3 человека)
 
 | Особая эффективность учебного процесса, организованного в тройках имеет ряд преимуществ:
 
 - большая коллегиальность, аргументированность (за счет большого числа возникающих идей),
 
 - большая контактность и лабильность группы,
 
 - рефлексивность (за счет появления третьего лица) как новообразование в работе группы.
 
 Появление третьего лица в группе способно снизить накал страстей и противоположные стороны начинают не просто спорить друг с другом, но переходят к стадии убеждения, поиска поддержки третьего лица. Отстаивая свою точку зрения, учащиеся подбирают рациональные факты и аргументы в ее защиту. Получается, что в процессе убеждения школьники самостоятельно проверяют истинность высказанных предположений.
 
 |   | Работа в четверках (4 человека)
 
 | Чаще всего объединение обучающихся в группы «по четыре» происходит на зачетных занятиях.
 
 |   | Работа в пятерках (5 человек)
 
 | Класс делят на «звездочки». Сначала проблема изучается, обсуждается внутри группы из пяти человек. Каждый участник группы должен иметь общий для данной группы план решения (время 10-15 минут). Затеи первоначальные группы распадаются , формируются новые, организованные по принципу «Буквенного единства»: А-А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы предлагает свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается лучшее или вырабатывается общее решение (10-15 минут). Участники возвращаются с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности ее решений. При совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы (10-15 минут).
 
 |   | Работа в шестерках (6 человек)
 
 | «Что? Где? Когда?», «Клуб знатоков». Класс делится на группы по 6 человек, группы находят свое рабочее место. На доске – заранее подготовленные листы ватмана (число листов по числу групп). Каждый лист озаглавлен в соответствии с какой-либо учебной темой. Каждая группа делегирует 3-х человек, которые друг за другом подходят к листам и вписывают слово, понятие, термин связанные с заявленной темой. Создается банк опорных слов. После того, как все листы будут заполнены, они раздаются группам. Задание учащимся: составить конспект по данной теме с использованием опорных слов (допустима их перестановка). В конце занятия заслушиваются итоговые работы, анализируется полнота конспекта, а так же производится оценка тех слов, которые были предложены в качестве опорных.
 
 |   | Работа в семерках (7 человек)
 
 | Увеличение численного состава группы приводит к тому, что формы работ приемлемые для двоек и троек сменяются дискуссионными. Учебная дискуссия является одной из популярнейших форм познания. Обязательное условие успешной дискуссии: учащиеся должны иметь определенные знания по обсуждаемой проблеме. Если учебный диалог во взаимодействиях педагога и школьников используется регулярно, то у последних формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страз высказать «неправильное» предположение и устанавливаются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.
 
 |  | 
 |  |