Главная страница


Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для начальной



Скачать 262.77 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для начальной
Дата11.04.2016
Размер262.77 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №19»


 Согласовано

заместитель директора по УВР

___________________

«____» ____________ 2014 г.

Утверждена приказом
директора школы
 _________________________
№ _______ от_________ 2014г.






 Согласовано

Руководитель МО

___________________

«____» ____________ 2014 г.






Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ» для учащихся 3 класса


Разработана:

Дорофеевой Александрой Андреевной

учитель информатики

2 квалификационной категории


Ленинск - Кузнецкий

2014 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной

школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе

авторской программы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова «Программа по информатике и ИКТ».

Программы по учебным предметам 1-4 классы:/ Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/

Учебник, 2011. – ч.2 .

Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета
Цель:

Формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также

формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без

них).

Задачи:

Образовательная – научить учащихся искать, отбирать, организовывать и использовать

информацию для решения стоящих перед ними задач, сформировать первоначальные навыки

планирования целенаправленной учебной деятельности;

Развивающая – дать первоначальные представления о компьютере и современных

информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

Воспитательная – дать представление об этических нормах работы с информацией,

информационной безопасности личности и государства.

Место учебного предмета в учебном плане

        В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»,  учебный предмет  «Информатика и ИКТ»  представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается по одному часу в неделю. В 3 классе 34 часа.        

Формирование УУД

Личностные УУД

Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией

коллективного пользования и личной информацией учащегося. Формирование умений

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять

нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании

компьютерной техники коллективного пользования.

Нравственно – этическое оценивание

Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией,

информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с

помощью компьютера.

Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в

компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья

одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование

Формирование устойчивости учебно-познавательной мотивации учения, умения находить

ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование

современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях

самообразования?» Использование в курсе «Информатика и ИКТ» специальных обучающих

программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему

учиться самостоятельно.

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном

обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих

осознанию их практической значимости.

Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у учащихся умений ставить учебные

цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять

итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в

действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью и т. д.

Планирование и целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий

при решении задачи или достижении цели (задания типа «Составь алгоритм...», «Заполни

пропуски в алгоритме...»), с формированием действий самостоятельного целеполагания,

анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема)

с целью выделения необходимой информации.

Контроль и коррекция

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной

среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из

начального состояния в конечное. Сличение способа действия и его результата (соответствие

конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправлений в

алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного

эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на

компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном,

внесение изменений в случае необходимости

Оценивание

Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного

выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки

из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том

числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического

комплекта, а также в других источниках информации.

2. Знаково-символическое моделирование:

- составление знаково-символических моделей («Кодирование информации»),

пространственно -графических моделей реальных объектов («Устройство компьютера» и

«Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач («Алгоритмы и

исполнители. Ветвление», «Алгоритмы перехода объектов из начального состояния в

конечное состояние);

- табличные модели (для записи условия и решения логической задачи, описания группы

объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком);

- опорные конспекты — знаково-символические модели.

3. Смысловое чтение:

- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой

текстовой и графической информации;

- работа с различными справочными информационными источниками.

4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных

условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.

5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных

информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,

поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические УУД

1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с

развитием смыслового чтения, при изучении тем «Объекты и их свойства», «Действия

объектов».

2. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов:

решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Та-

блицы», «Порядок записей в таблице», темы «Организация информации в виде дерева»,

«Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» — задания на создание

алгоритмов упорядочивания объектов.

3. Синтез как составление целого из частей: темы «Устройство компьютера» при изучении

принципа открытой архитектуры, «Сборка компьютера» из его частей — в виде схемы, в форме

объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «Сборка компьютера

Малыш».

4. Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых - собрать архитектурные

сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.

5. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с

рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.

Построение логической цепи рассуждений:

- введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания (задания на

определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые,

каждый, ни один и т. д.);

- сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и

составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме,

образованном с помощью действий логического сложения и умножения) - 3 класс;

- задания на составление логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных

работ, предполагающих групповую работу.

2. Деятельность учащихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный

фестиваль — командные соревнования).

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность учащихся к продолжению

образования, достигнут необходимый уровень их развития.

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в

учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;

- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и

фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения

задач;

- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной

задачи из текстов, таблиц, схем;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- устанавливать аналогии;

- строить логическую цепь рассуждений;

- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения

существенных признаков и их синтеза;

- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных

объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

осознанно владеть общими приемами решения задач;

- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении

проблем творческого и поискового характера.
Содержание курса.

3 КЛАСС (34 ч)

Информационная картина мира (16 ч)

Способы организации информации

Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в

алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).

Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.

Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц.

Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись

информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную

учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц

(расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.)

вручную и с помощью компьютера.

Алгоритмы и исполнители (11ч)

Линейные алгоритмы с переменными

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения

алгоритмов.

Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд

формального исполнителя.

Создание алгоритмов методом последовательной детализации

Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования

деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.

Условный алгоритм (ветвление)

Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись

условного алгоритма с помощью блок-схем. Использование простых и сложных

высказываний в качестве условий.

Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей.

Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.

Объекты и их свойства (6 ч)

Объекты

Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение

свойства — красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по

его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая

модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и

более классов.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)

Носители информации коллективного пользования

Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как

носители информации коллективного пользования.

Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного

отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.

Тематическое планирование

3А класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Впервые вводимые дидактические единицы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1




Раздел 1 Объекты и их свойства (5 ч)

Информация - что мы о ней знаем.







1







2




Компьютер – что мы о нем знаем.







1







3




Объекты и их свойства.







1







4




Объекты и их свойства. Список







1







5




Порядок элементов в списке. Практическая работа на теме «Поиск дополнительной информации»










1

Практическая работа

6




Раздел 2 Информационная картина мира(11 ч)

Упорядоченные списки







1







7




Многоуровневые списки







1







8




Простые и многоуровневые списки
















9




Многоуровневый список







1







10




Твои успехи. Самостоятельная работа учеников










1

Самостоятельная работа

11




Классы объектов







1







12




Таблицы







1







13




Таблицы. Цифровой диктант










1

Цифровой диктант

14




Порядок записей в таблице







1







15




Поиск информации в таблице







1







16




Контрольная работа по теме «Списки и таблицы».










1

Контрольная работа

17




Раздел 3 Алгоритмы и исполнители (17 ч)

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?







1







18




Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной.







1







19




Имя и значение переменной.







1







20




Блок-схема алгоритма. Ветвление.







1







21




Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление










1

Самостоятельная работа

22




Простое и сложное высказывание







1







23




Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление







1







24




Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление







1







25




Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команда с параметрами. Тест










1

Тест

26




Составление и выполнение алгоритмов Чертежника







1







27




Повторение по теме «Алгоритм»







1







28




Исполнитель алгоритмов Пожарный







1







29




Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»







1







30




Самостоятельная работа по теме «Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный»










1

Самостоятельная работа

31




Метод последовательной детализации







1







32




Простые и сложные условия в алгоритме







1







33




Итоговая контрольная работа










1

Контрольная работа

34




Твои успехи







1













Всего




34

26

8





3Б класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Впервые вводимые дидактические единицы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1




Раздел 1 Объекты и их свойства (5 ч)

Информация - что мы о ней знаем.







1







2




Компьютер – что мы о нем знаем.







1







3




Объекты и их свойства.







1







4




Объекты и их свойства. Список







1







5




Порядок элементов в списке. Практическая работа на теме «Поиск дополнительной информации»










1

Практическая работа

6




Раздел 2 Информационная картина мира(11 ч)

Упорядоченные списки







1







7




Многоуровневые списки







1







8




Простые и многоуровневые списки
















9




Многоуровневый список







1







10




Твои успехи. Самостоятельная работа учеников










1

Самостоятельная работа

11




Классы объектов







1







12




Таблицы







1







13




Таблицы. Цифровой диктант










1

Цифровой диктант

14




Порядок записей в таблице







1







15




Поиск информации в таблице







1







16




Контрольная работа по теме «Списки и таблицы».










1

Контрольная работа

17




Раздел 3 Алгоритмы и исполнители (17 ч)

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?







1







18




Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной.







1







19




Имя и значение переменной.







1







20




Блок-схема алгоритма. Ветвление.







1







21




Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление










1

Самостоятельная работа

22




Простое и сложное высказывание







1







23




Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление







1







24




Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление







1







25




Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команда с параметрами. Тест










1

Тест

26




Составление и выполнение алгоритмов Чертежника







1







27




Повторение по теме «Алгоритм»







1







28




Исполнитель алгоритмов Пожарный







1







29




Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»







1







30




Самостоятельная работа по теме «Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный»










1

Самостоятельная работа

31




Метод последовательной детализации







1







32




Простые и сложные условия в алгоритме







1







33




Итоговая контрольная работа










1

Контрольная работа

34




Твои успехи







1













Всего




34

26

8





Учебно-методический комплект

1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. - М. :

Академкнига/Учебник. 2013

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для

учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

3. Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Комплект компьютерных программ.

Методическое пособие + СД. — М. : Академкнига/Учебник.

Материально техническое обеспечение

Электронно – образовательные и Интернет ресурсы

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в

действие федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования» (содержит текст федерального государственного

образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской

Федерации https://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

(содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской

Федерации https://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Сайт издательства Академкнига/Учебник https://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi

Материально – техническое обеспечение (оборудование)

Компьютер 14

Проектор 1

Принтер 1

Модем 1

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер 1 микрофон 1

Программные средства

Операционная система – Windows XP, Linux.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и

векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные

таблицы.

Простая система управления базами данных.

Программа-переводчик.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся должны иметь представление:

- об организации информации в виде списка и таблицы;

- о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);

- о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;

- о переменной, ее имени и значении, о присваивании пере��еной значения;

- о выборе продолжения действий в условном алгоритме;

- об объектах и их свойствах;

- об имени и значении свойства;

- о классах объектов.

Обучающиеся научатся:

- осознанно применять правила пользования различными носителями информации

коллективного пользования.

- фиксировать собранную информацию в виде списка;

- упорядочивать короткие списки по алфавиту;

- фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена

учителем;

- находить нужную информацию в таблице;

- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;

- находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;

- находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;

- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

- с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;

- приводить примеры объектов и их свойств;

- находить и конструировать объект с заданными свойствами;

- выделять свойства, общие для различных объектов;

- определять истинность сложных высказываний;

- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;

- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

- ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;

- находить и конструировать объект с заданными свойствами;

- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.