|
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для начальной Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №19»
-
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________________
«____» ____________ 2014 г.
| Утверждена приказом директора школы _________________________ № _______ от_________ 2014г.
|
|
| Согласовано
Руководитель МО
___________________
«____» ____________ 2014 г.
|
|
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ» для учащихся 3 класса
Разработана:
Дорофеевой Александрой Андреевной
учитель информатики
2 квалификационной категории
Ленинск - Кузнецкий
2014 г.
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной
школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе
авторской программы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова «Программа по информатике и ИКТ».
Программы по учебным предметам 1-4 классы:/ Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/
Учебник, 2011. – ч.2 .
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета Цель:
Формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также
формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без
них).
Задачи:
Образовательная – научить учащихся искать, отбирать, организовывать и использовать
информацию для решения стоящих перед ними задач, сформировать первоначальные навыки
планирования целенаправленной учебной деятельности;
Развивающая – дать первоначальные представления о компьютере и современных
информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
Воспитательная – дать представление об этических нормах работы с информацией,
информационной безопасности личности и государства.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается по одному часу в неделю. В 3 классе 34 часа.
Формирование УУД
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией
коллективного пользования и личной информацией учащегося. Формирование умений
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять
нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании
компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно – этическое оценивание
Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией,
информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с
помощью компьютера.
Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в
компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья
одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивости учебно-познавательной мотивации учения, умения находить
ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование
современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях
самообразования?» Использование в курсе «Информатика и ИКТ» специальных обучающих
программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему
учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном
обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих
осознанию их практической значимости.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у учащихся умений ставить учебные
цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять
итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в
действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью и т. д.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий
при решении задачи или достижении цели (задания типа «Составь алгоритм...», «Заполни
пропуски в алгоритме...»), с формированием действий самостоятельного целеполагания,
анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема)
с целью выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной
среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из
начального состояния в конечное. Сличение способа действия и его результата (соответствие
конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправлений в
алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного
эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на
компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном,
внесение изменений в случае необходимости
Оценивание
Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного
выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки
из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том
числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического
комплекта, а также в других источниках информации.
2. Знаково-символическое моделирование:
- составление знаково-символических моделей («Кодирование информации»),
пространственно -графических моделей реальных объектов («Устройство компьютера» и
«Алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач («Алгоритмы и
исполнители. Ветвление», «Алгоритмы перехода объектов из начального состояния в
конечное состояние);
- табличные модели (для записи условия и решения логической задачи, описания группы
объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком);
- опорные конспекты — знаково-символические модели.
3. Смысловое чтение:
- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой
текстовой и графической информации;
- работа с различными справочными информационными источниками.
4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.
5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных
информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,
поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические УУД
1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с
развитием смыслового чтения, при изучении тем «Объекты и их свойства», «Действия
объектов».
2. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов:
решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Та-
блицы», «Порядок записей в таблице», темы «Организация информации в виде дерева»,
«Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» — задания на создание
алгоритмов упорядочивания объектов.
3. Синтез как составление целого из частей: темы «Устройство компьютера» при изучении
принципа открытой архитектуры, «Сборка компьютера» из его частей — в виде схемы, в форме
объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «Сборка компьютера
Малыш».
4. Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых - собрать архитектурные
сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.
5. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с
рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Построение логической цепи рассуждений:
- введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания (задания на
определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые,
каждый, ни один и т. д.);
- сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и
составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме,
образованном с помощью действий логического сложения и умножения) - 3 класс;
- задания на составление логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных
работ, предполагающих групповую работу.
2. Деятельность учащихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный
фестиваль — командные соревнования).
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность учащихся к продолжению
образования, достигнут необходимый уровень их развития.
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в
учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и
фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения
задач;
- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной
задачи из текстов, таблиц, схем;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
- устанавливать аналогии;
- строить логическую цепь рассуждений;
- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
осознанно владеть общими приемами решения задач;
- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера. Содержание курса.
3 КЛАСС (34 ч)
Информационная картина мира (16 ч)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в
алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц.
Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись
информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную
учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц
(расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.)
вручную и с помощью компьютера.
Алгоритмы и исполнители (11ч)
Линейные алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения
алгоритмов.
Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд
формального исполнителя.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования
деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись
условного алгоритма с помощью блок-схем. Использование простых и сложных
высказываний в качестве условий.
Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей.
Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Объекты и их свойства (6 ч)
Объекты
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение
свойства — красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по
его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая
модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и
более классов.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как
носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного
отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Тематическое планирование
3А класс
№ п/п
| Дата
| Наименование разделов и тем
| Впервые вводимые дидактические единицы
| Количество часов
| Форма контроля
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
|
| Раздел 1 Объекты и их свойства (5 ч)
Информация - что мы о ней знаем.
|
|
| 1
|
|
| 2
|
| Компьютер – что мы о нем знаем.
|
|
| 1
|
|
| 3
|
| Объекты и их свойства.
|
|
| 1
|
|
| 4
|
| Объекты и их свойства. Список
|
|
| 1
|
|
| 5
|
| Порядок элементов в списке. Практическая работа на теме «Поиск дополнительной информации»
|
|
|
| 1
| Практическая работа
| 6
|
| Раздел 2 Информационная картина мира(11 ч)
Упорядоченные списки
|
|
| 1
|
|
| 7
|
| Многоуровневые списки
|
|
| 1
|
|
| 8
|
| Простые и многоуровневые списки
|
|
|
|
|
| 9
|
| Многоуровневый список
|
|
| 1
|
|
| 10
|
| Твои успехи. Самостоятельная работа учеников
|
|
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 11
|
| Классы объектов
|
|
| 1
|
|
| 12
|
| Таблицы
|
|
| 1
|
|
| 13
|
| Таблицы. Цифровой диктант
|
|
|
| 1
| Цифровой диктант
| 14
|
| Порядок записей в таблице
|
|
| 1
|
|
| 15
|
| Поиск информации в таблице
|
|
| 1
|
|
| 16
|
| Контрольная работа по теме «Списки и таблицы».
|
|
|
| 1
| Контрольная работа
| 17
|
| Раздел 3 Алгоритмы и исполнители (17 ч)
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
|
|
| 1
|
|
| 18
|
| Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной.
|
|
| 1
|
|
| 19
|
| Имя и значение переменной.
|
|
| 1
|
|
| 20
|
| Блок-схема алгоритма. Ветвление.
|
|
| 1
|
|
| 21
|
| Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление
|
|
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 22
|
| Простое и сложное высказывание
|
|
| 1
|
|
| 23
|
| Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление
|
|
| 1
|
|
| 24
|
| Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление
|
|
| 1
|
|
| 25
|
| Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команда с параметрами. Тест
|
|
|
| 1
| Тест
| 26
|
| Составление и выполнение алгоритмов Чертежника
|
|
| 1
|
|
| 27
|
| Повторение по теме «Алгоритм»
|
|
| 1
|
|
| 28
|
| Исполнитель алгоритмов Пожарный
|
|
| 1
|
|
| 29
|
| Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»
|
|
| 1
|
|
| 30
|
| Самостоятельная работа по теме «Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный»
|
|
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 31
|
| Метод последовательной детализации
|
|
| 1
|
|
| 32
|
| Простые и сложные условия в алгоритме
|
|
| 1
|
|
| 33
|
| Итоговая контрольная работа
|
|
|
| 1
| Контрольная работа
| 34
|
| Твои успехи
|
|
| 1
|
|
|
|
| Всего
|
| 34
| 26
| 8
|
|
3Б класс
№ п/п
| Дата
| Наименование разделов и тем
| Впервые вводимые дидактические единицы
| Количество часов
| Форма контроля
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
|
| Раздел 1 Объекты и их свойства (5 ч)
Информация - что мы о ней знаем.
|
|
| 1
|
|
| 2
|
| Компьютер – что мы о нем знаем.
|
|
| 1
|
|
| 3
|
| Объекты и их свойства.
|
|
| 1
|
|
| 4
|
| Объекты и их свойства. Список
|
|
| 1
|
|
| 5
|
| Порядок элементов в списке. Практическая работа на теме «Поиск дополнительной информации»
|
|
|
| 1
| Практическая работа
| 6
|
| Раздел 2 Информационная картина мира(11 ч)
Упорядоченные списки
|
|
| 1
|
|
| 7
|
| Многоуровневые списки
|
|
| 1
|
|
| 8
|
| Простые и многоуровневые списки
|
|
|
|
|
| 9
|
| Многоуровневый список
|
|
| 1
|
|
| 10
|
| Твои успехи. Самостоятельная работа учеников
|
|
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 11
|
| Классы объектов
|
|
| 1
|
|
| 12
|
| Таблицы
|
|
| 1
|
|
| 13
|
| Таблицы. Цифровой диктант
|
|
|
| 1
| Цифровой диктант
| 14
|
| Порядок записей в таблице
|
|
| 1
|
|
| 15
|
| Поиск информации в таблице
|
|
| 1
|
|
| 16
|
| Контрольная работа по теме «Списки и таблицы».
|
|
|
| 1
| Контрольная работа
| 17
|
| Раздел 3 Алгоритмы и исполнители (17 ч)
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
|
|
| 1
|
|
| 18
|
| Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной.
|
|
| 1
|
|
| 19
|
| Имя и значение переменной.
|
|
| 1
|
|
| 20
|
| Блок-схема алгоритма. Ветвление.
|
|
| 1
|
|
| 21
|
| Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление
|
|
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 22
|
| Простое и сложное высказывание
|
|
| 1
|
|
| 23
|
| Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление
|
|
| 1
|
|
| 24
|
| Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление
|
|
| 1
|
|
| 25
|
| Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команда с параметрами. Тест
|
|
|
| 1
| Тест
| 26
|
| Составление и выполнение алгоритмов Чертежника
|
|
| 1
|
|
| 27
|
| Повторение по теме «Алгоритм»
|
|
| 1
|
|
| 28
|
| Исполнитель алгоритмов Пожарный
|
|
| 1
|
|
| 29
|
| Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»
|
|
| 1
|
|
| 30
|
| Самостоятельная работа по теме «Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный»
|
|
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 31
|
| Метод последовательной детализации
|
|
| 1
|
|
| 32
|
| Простые и сложные условия в алгоритме
|
|
| 1
|
|
| 33
|
| Итоговая контрольная работа
|
|
|
| 1
| Контрольная работа
| 34
|
| Твои успехи
|
|
| 1
|
|
|
|
| Всего
|
| 34
| 26
| 8
|
|
Учебно-методический комплект
1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. - М. :
Академкнига/Учебник. 2013
2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для
учителя. — М. : Академкнига/Учебник.
3. Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Комплект компьютерных программ.
Методическое пособие + СД. — М. : Академкнига/Учебник.
Материально техническое обеспечение
Электронно – образовательные и Интернет ресурсы
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (содержит текст федерального государственного
образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации https://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации https://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Сайт издательства Академкнига/Учебник https://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi
Материально – техническое обеспечение (оборудование)
Компьютер 14
Проектор 1
Принтер 1
Модем 1
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер 1 микрофон 1
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
Простая система управления базами данных.
Программа-переводчик.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны иметь представление:
- об организации информации в виде списка и таблицы;
- о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
- о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
- о переменной, ее имени и значении, о присваивании перееной значения;
- о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
- об объектах и их свойствах;
- об имени и значении свойства;
- о классах объектов.
Обучающиеся научатся:
- осознанно применять правила пользования различными носителями информации
коллективного пользования.
- фиксировать собранную информацию в виде списка;
- упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена
учителем;
- находить нужную информацию в таблице;
- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
- находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
- приводить примеры объектов и их свойств;
- находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- выделять свойства, общие для различных объектов;
- определять истинность сложных высказываний;
- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
- находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств. |
|
|