|  | Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами| Пояснительная записка
 
 Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
 
 Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
 
  Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
 
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
 
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
 
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
 
 Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
 
 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
 
 За счет школьного компонента на изучение курса «Информатика и ИКТ» отводится 70 часов в 10 и 11 классах (по 1 часу в неделю).
 
 Тематическое планирование включает в себя тематику теоретических и практических занятий с отведенным на их изучение количеством часов. Так же в планировании отведено время для проведения контрольных работ.
 
 Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
 
  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
 
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
 
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
 
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
 
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
 
 
 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
 ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
 знать/понимать
 
 1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
 
 2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
 
 3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
 
 4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
 
 5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
 
 6. Назначение и функции операционных систем.
 
 7. Основные законы логики и правила преобразования логических выражений.
 
 уметь
 
 1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
 
 2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
 
 3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
 
 4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
 
 5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
 
 6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
 
 7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
 
 8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
 
 9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
 
 10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
 
 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 
 1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
 
 2. автоматизации коммуникационной деятельности;
 
 3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
 Формы организации учебного процесса
 
 Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.
 
 Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
 
 Используются также индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, формы организации учебного процесса.
 
 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
 
 Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
 
 Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
 
 Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного года, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
 
 Критерий оценки устного ответа
 
 Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
 
 Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
 
 Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
 
 Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
 
 Отметка «1»: отсутствие ответа.
 
 Критерий оценки практического задания
 
 Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
 
 Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
 
 Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
 
 Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
 
 Отметка «1»: работа не выполнена.
 
 Содержание учебного курса
 
 Информационные технологии (17 часов)
 
 Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.
 
 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
 
 Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
 
    | Практические работы
 
 |   | Подготовка и ввод текстового документа
 
 |   | Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
 
 |   | Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
 
 |   | Растровая графика
 
 |   | Векторная графика
 
 |   | Разработка презентации «История развития ВТ»
 
 |   | Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
 
 |   | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
 
 |   | Построение диаграмм различных типов
 
 |  Коммуникационные технологии (77 часов)
 
    | Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
 
 Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
 
 Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
 
 Инструментальные средства создания Web-сайтов.
 
 Практические работы
 
 Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
 
 |   | Создание подключения к Интернету
 
 |   | Настройка браузера
 
 |   | Работа с электронной почтой
 
 |   | Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях
 
 |   | Работа с файловыми архивами
 
 |   | Поиск в Интернете
 
 |   | Поиск информации в Интернете
 
 |   | Разработка сайта с использованием web-редактора
 
 |  Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов)
 
 Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
 
 Практические работы:
 
 Сведения об архитектуре компьютера
 
 Сведения о логических разделах дисков. Значки и ярлыки на Рабочем столе
 
 Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
 
 Защита от компьютерных вирусов, сетевых червей, троянских программ.
 
 Моделирование и формализация (8 часов)
 
 Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
 
 Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
 
 Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
 
 Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
 
 Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
 
 Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
 
 Информационные системы (10 часов)
 
 Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
 
 Практические работы:
 
 Создание табличной базы данных
 
 Создание формы в табличной базе данных
 
 Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
 
 Сортировка записей в табличной базе данных
 
 Создание отчёта в табличной базе данных
 
 Информационная деятельность человека (5 часов)
 
 Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
 
 Учебные пособия
 
  Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
 
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
 
Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
 
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информатика. Задачник – практикум в 2 т.» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
 
«Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2012»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011
 
«Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА – 2012»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011
 
 
 Календарно-тематическое планирование 10 класс
 
 (1 час в неделю, 35 часов)
 
 
        | № урока
 
 | Тема урока
 
 | Д.З.
 
 | Дата
 
 | Примеч.
 
 |   | Информационные технологии (17 часов)
 
 |   |  
 
 | Техника безопасности в компьютерном классе
 
 | 
 
 
 | I-е полугодие
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Кодирование текстовой информации.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Создание документов в текстовых редакторах
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Системы оптического распознавания документов.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Кодирование графической информации.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Растровая графика.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Векторная графика.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Кодирование звуковой информации.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Компьютерные презентации.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Представление числовой информации с помощью систем счисления.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Перевод чисел в позиционных системах счисления.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Двоичная арифметика.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Электронные таблицы.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Способы представления математических зависимостей между данными.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Построение диаграмм в среде электронных таблиц.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Построение графиков функций в среде электронных таблиц.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Коммуникационные технологии (17 часов)
 
 |   |  
 
 | Каналы связи и их основные характеристики.
 
 | 
 
 
 | II-е полугодие
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Всемирная паутина.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Электронная почта.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Общение в Интернете в реальном времени.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Файловые архивы.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Поиск информации в Интернете.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Электронная коммерция в Интернете
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Wеb - сайты и Wеb – страницы.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Основы языка разметки гипертекста.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Разработка Wеb-сайта на заданную тему.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Повторение.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 |  | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Обобщающий урок
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 Календарно-тематическое планирование 11 класс
 
 (1 час в неделю, 34 часа)
 
 
        | № урока
 
 | Тема урока
 
 | Д.З.
 
 | Дата
 
 | Примеч.
 
 |   | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов)
 
 |   | 1
 
 | Инструктаж по ОТ. История развития вычислительной техники.
 
 | 
 
 
 | I-е полугодие
 
 | 
 
 
 |   | 2
 
 | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 3-5
 
 | Основные характеристики операционных систем Windows и Linex.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Защита от несанкционированного доступа к информации.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 7
 
 | Физическая защита данных на дисках.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 8
 
 | Защита от вредоносных программ.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 9
 
 | Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Моделирование и формализация – 8 часов.
 
 |   | 10
 
 | Моделирование как метод познания.
 
 | 
 
 
 | I-е полугодие
 
 | 
 
 
 |   | 11
 
 | Системный подход в моделировании.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 12
 
 | Формы представления моделей.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 13
 
 | Формализация.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 14
 
 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 15
 
 | Исследование интерактивных компьютерных моделей.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 16
 
 | Оптимизационное моделирование в экономике.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 17
 
 | Создание моделей с помощью линейных программ
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Информационные системы (СУБД) – 10 часов.
 
 |   | 18
 
 | Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
 
 | 
 
 
 | II-е полугодие
 
 | 
 
 
 |   | 19-20
 
 | Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 21-22
 
 | Использование формы для просмотра и редактирование записей в табличной базе данных.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 23
 
 | Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 24
 
 | Сортировка записей в табличной базе данных.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 25
 
 | Печать данных с помощью отчётов.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 26
 
 | Иерархическая модель данных.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 27
 
 | Сетевая модель данных.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Информационная деятельность человека – 5 часов
 
 |   | 28
 
 | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
 
 | 
 
 
 | II-е полугодие
 
 | 
 
 
 |   | 29
 
 | Этика и право при создании и использовании информации.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 30
 
 | Информационная безопасность.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 31
 
 | Правовая охрана информационных ресурсов.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 32
 
 | Основные этапы развития средств информационных технологий.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 33
 
 |  | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 34
 
 | Обобщающий урок
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 
 | 
 |  |