Главная страница

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами



Скачать 210.31 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами
Угриновича Н.Д
Дата13.04.2016
Размер210.31 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

 Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

За счет школьного компонента на изучение курса «Информатика и ИКТ» отводится 70 часов в 10 и 11 классах (по 1 часу в неделю).

Тематическое планирование включает в себя тематику теоретических и практических занятий с отведенным на их изучение количеством часов. Так же в планировании отведено время для проведения контрольных работ.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

7. Основные законы логики и правила преобразования логических выражений.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Используются также индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, формы организации учебного процесса.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного года, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.

Содержание учебного курса

Информационные технологии (17 часов)

Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Практические работы

Подготовка и ввод текстового документа

Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика

Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

Растровая графика

Векторная графика

Разработка презентации «История развития ВТ»

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Построение диаграмм различных типов

Коммуникационные технологии (77 часов)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практические работы

Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети

Создание подключения к Интернету

Настройка браузера

Работа с электронной почтой

Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях

Работа с файловыми архивами

Поиск в Интернете

Поиск информации в Интернете

Разработка сайта с использованием web-редактора

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Практические работы:

Сведения об архитектуре компьютера

Сведения о логических разделах дисков. Значки и ярлыки на Рабочем столе

Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

Защита от компьютерных вирусов, сетевых червей, троянских программ.

Моделирование и формализация (8 часов)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Информационные системы (10 часов)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Практические работы:

Создание табличной базы данных

Создание формы в табличной базе данных

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

Сортировка записей в табличной базе данных

Создание отчёта в табличной базе данных

Информационная деятельность человека (5 часов)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Учебные пособия

  1. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  4. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информатика. Задачник – практикум в 2 т.» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

  5. «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2012»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011

  6. «Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА – 2012»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011


Календарно-тематическое планирование 10 класс

(1 час в неделю, 35 часов)


урока

Тема урока

Д.З.

Дата

Примеч.

Информационные технологии (17 часов)



Техника безопасности в компьютерном классе




I-е полугодие






Кодирование текстовой информации.









Создание документов в текстовых редакторах









Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.









Системы оптического распознавания документов.









Кодирование графической информации.









Растровая графика.









Векторная графика.









Кодирование звуковой информации.









Компьютерные презентации.









Представление числовой информации с помощью систем счисления.









Перевод чисел в позиционных системах счисления.









Двоичная арифметика.









Электронные таблицы.









Способы представления математических зависимостей между данными.









Построение диаграмм в среде электронных таблиц.









Построение графиков функций в среде электронных таблиц.







Коммуникационные технологии (17 часов)



Каналы связи и их основные характеристики.




II-е полугодие






Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.









Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети.









Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена.









Всемирная паутина.









Электронная почта.









Общение в Интернете в реальном времени.









Файловые архивы.









Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы









Поиск информации в Интернете.









Электронная коммерция в Интернете









Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.









Wеb - сайты и Wеb – страницы.









Основы языка разметки гипертекста.









Разработка Wеb-сайта на заданную тему.









Повторение.









    Обобщающий урок









Обобщающий урок











Календарно-тематическое планирование 11 класс

(1 час в неделю, 34 часа)


урока

Тема урока

Д.З.

Дата

Примеч.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов)

1

Инструктаж по ОТ. История развития вычислительной техники.




I-е полугодие




2

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура.







3-5

Основные характеристики операционных систем Windows и Linex.










Защита от несанкционированного доступа к информации.







7

Физическая защита данных на дисках.







8

Защита от вредоносных программ.







9

Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».







Моделирование и формализация – 8 часов.

10

Моделирование как метод познания.




I-е полугодие




11

Системный подход в моделировании.







12

Формы представления моделей.







13

Формализация.







14

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.







15

Исследование интерактивных компьютерных моделей.







16

Оптимизационное моделирование в экономике.







17

Создание моделей с помощью линейных программ







Информационные системы (СУБД) – 10 часов.

18

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).




II-е полугодие




19-20

Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.







21-22

Использование формы для просмотра и редактирование записей в табличной базе данных.







23

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.







24

Сортировка записей в табличной базе данных.







25

Печать данных с помощью отчётов.







26

Иерархическая модель данных.







27

Сетевая модель данных.







Информационная деятельность человека – 5 часов

28

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.




II-е полугодие




29

Этика и право при создании и использовании информации.







30

Информационная безопасность.







31

Правовая охрана информационных ресурсов.







32

Основные этапы развития средств информационных технологий.







33

    Повторение.







34

Обобщающий урок