|
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
За счет школьного компонента на изучение курса «Информатика и ИКТ» отводится 70 часов в 10 и 11 классах (по 1 часу в неделю).
Тематическое планирование включает в себя тематику теоретических и практических занятий с отведенным на их изучение количеством часов. Так же в планировании отведено время для проведения контрольных работ.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
7. Основные законы логики и правила преобразования логических выражений.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Используются также индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, формы организации учебного процесса.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного года, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Содержание учебного курса
Информационные технологии (17 часов)
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Практические работы
| Подготовка и ввод текстового документа
| Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
| Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
| Растровая графика
| Векторная графика
| Разработка презентации «История развития ВТ»
| Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
| Построение диаграмм различных типов
| Коммуникационные технологии (77 часов)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практические работы
Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
| Создание подключения к Интернету
| Настройка браузера
| Работа с электронной почтой
| Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях
| Работа с файловыми архивами
| Поиск в Интернете
| Поиск информации в Интернете
| Разработка сайта с использованием web-редактора
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы:
Сведения об архитектуре компьютера
Сведения о логических разделах дисков. Значки и ярлыки на Рабочем столе
Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
Защита от компьютерных вирусов, сетевых червей, троянских программ.
Моделирование и формализация (8 часов)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Информационные системы (10 часов)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практические работы:
Создание табличной базы данных
Создание формы в табличной базе данных
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
Сортировка записей в табличной базе данных
Создание отчёта в табличной базе данных
Информационная деятельность человека (5 часов)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Учебные пособия
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информатика. Задачник – практикум в 2 т.» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
«Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2012»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011
«Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА – 2012»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011
Календарно-тематическое планирование 10 класс
(1 час в неделю, 35 часов)
№ урока
| Тема урока
| Д.З.
| Дата
| Примеч.
| Информационные технологии (17 часов)
|
| Техника безопасности в компьютерном классе
|
| I-е полугодие
|
|
| Кодирование текстовой информации.
|
|
|
| Создание документов в текстовых редакторах
|
|
|
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
|
|
|
| Системы оптического распознавания документов.
|
|
|
| Кодирование графической информации.
|
|
|
| Растровая графика.
|
|
|
| Векторная графика.
|
|
|
| Кодирование звуковой информации.
|
|
|
| Компьютерные презентации.
|
|
|
| Представление числовой информации с помощью систем счисления.
|
|
|
| Перевод чисел в позиционных системах счисления.
|
|
|
| Двоичная арифметика.
|
|
|
| Электронные таблицы.
|
|
|
| Способы представления математических зависимостей между данными.
|
|
|
| Построение диаграмм в среде электронных таблиц.
|
|
|
| Построение графиков функций в среде электронных таблиц.
|
|
| Коммуникационные технологии (17 часов)
|
| Каналы связи и их основные характеристики.
|
| II-е полугодие
|
|
| Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.
|
|
|
| Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети.
|
|
|
| Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена.
|
|
|
| Всемирная паутина.
|
|
|
| Электронная почта.
|
|
|
| Общение в Интернете в реальном времени.
|
|
|
| Файловые архивы.
|
|
|
| Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы
|
|
|
| Поиск информации в Интернете.
|
|
|
| Электронная коммерция в Интернете
|
|
|
| Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
|
|
|
| Wеb - сайты и Wеb – страницы.
|
|
|
| Основы языка разметки гипертекста.
|
|
|
| Разработка Wеb-сайта на заданную тему.
|
|
|
| Повторение.
|
|
|
| |
|
|
| Обобщающий урок
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(1 час в неделю, 34 часа)
№ урока
| Тема урока
| Д.З.
| Дата
| Примеч.
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов)
| 1
| Инструктаж по ОТ. История развития вычислительной техники.
|
| I-е полугодие
|
| 2
| Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура.
|
|
| 3-5
| Основные характеристики операционных систем Windows и Linex.
|
|
|
| Защита от несанкционированного доступа к информации.
|
|
| 7
| Физическая защита данных на дисках.
|
|
| 8
| Защита от вредоносных программ.
|
|
| 9
| Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».
|
|
| Моделирование и формализация – 8 часов.
| 10
| Моделирование как метод познания.
|
| I-е полугодие
|
| 11
| Системный подход в моделировании.
|
|
| 12
| Формы представления моделей.
|
|
| 13
| Формализация.
|
|
| 14
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
|
|
| 15
| Исследование интерактивных компьютерных моделей.
|
|
| 16
| Оптимизационное моделирование в экономике.
|
|
| 17
| Создание моделей с помощью линейных программ
|
|
| Информационные системы (СУБД) – 10 часов.
| 18
| Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
|
| II-е полугодие
|
| 19-20
| Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.
|
|
| 21-22
| Использование формы для просмотра и редактирование записей в табличной базе данных.
|
|
| 23
| Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
|
|
| 24
| Сортировка записей в табличной базе данных.
|
|
| 25
| Печать данных с помощью отчётов.
|
|
| 26
| Иерархическая модель данных.
|
|
| 27
| Сетевая модель данных.
|
|
| Информационная деятельность человека – 5 часов
| 28
| Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
|
| II-е полугодие
|
| 29
| Этика и право при создании и использовании информации.
|
|
| 30
| Информационная безопасность.
|
|
| 31
| Правовая охрана информационных ресурсов.
|
|
| 32
| Основные этапы развития средств информационных технологий.
|
|
| 33
| |
|
| 34
| Обобщающий урок
|
|
|
|
|
|
|