№
| Дата проведения урока
| Название раздела, темы
| Изучаемые вопросы
| Практическая часть
| НРК
| Примечание
|
план
| факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
Введение (1 час).
Федеральный стандарт: Научные методы познания веществ и химических явлений.
Требования к уровню подготовки выпускников: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде.
|
1
|
|
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Предмет органической химии.
| Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
| Д* Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).
|
|
|
Тема 1. Теория строения органических соединений (6 часов).
Федеральный стандарт: Атом. Атомные орбитали. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Классификация химических реакций в органической химии.
Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать важнейшие химические понятия: валентность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные теории химии: строения органических соединений.
|
2
(1)
|
|
| Строение атома углерода.
| Строение атома, атомные орбитали.
|
|
|
|
3
(2)
|
|
| Валентность. Валентные состояния атома углерода.
| Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Гибридизация.
|
|
|
|
4
(3)
|
|
| Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.
| Основные положения теории химического строения органических соединений.
|
|
|
|
5
(4)
|
|
| Классификация и номенклатура органических соединений.
| Классификация органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
|
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
6
(5)
|
|
| Гомология и изомерия.
| Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.
| Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
|
|
|
7
(6)
|
|
| Типы химических реакций в органической химии.
| Типы химических реакций в органической химии.
|
|
|
|
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 часов).
Федеральный стандарт: Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Химия в повседневной жизни. Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений.
Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол. Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
|
8 (1)
|
|
| Природный газ, его состав и свойства.
| Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
|
| НРК 1
|
|
9 (2)
|
|
| Алканы: строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура.
| Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.
| Лабораторный опыт №1. Изготовление моделей молекул углеводородов.
|
|
|
10 (3)
|
|
| Химические свойства алканов.
| Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование.
| Д. Горение метана. Отношение метана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторный опыт №2 Определение элементного состава органических соединений.
|
|
|
11 (4)
|
|
| Получение и применение алканов.
| Получение и применение алканов на основе свойств.
|
| НРК 2
|
|
12 (5)
|
|
| Алкены: строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура.
| Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
|
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
13 (6)
|
|
| Химические свойства алкенов.
| Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.
| Д. Горение этилена. Отношение этилена к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторный опыт №3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Лабораторный опыт №3а* Обнаружение непредельных соединений в растительном масле.
|
|
|
14 (7)
|
|
| Получение и применение алкенов. Полиэтилен.
| Применение этилена на основе свойств. Полиэтилен, его свойства и применение.
| Д. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена.
| НРК 3
|
|
15 (8)
|
|
| Алкины: строение, изомерия, номенклатура. Ацетилен, его получение.
| Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
| Д. Получение ацетилена карбидным способом.
Лабораторный опыт №4 Получение и свойства ацетилена.
|
|
|
16 (9)
|
|
| Химические свойства алкинов.
| Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация.
| Д. Горение ацетилена. Отношение ацетилена к раствору перманганата калия и бромной воде.
|
|
|
17 (10)
|
|
| Применение алкинов. Поливинилхлорид.
| Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинил хлорид и его применение.
|
| НРК 4
|
|
18 (11)
|
|
| Алкадиены и каучуки: строение, изомерия, номенклатура.
| Алкадиены и каучук и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями.
| Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.
|
|
|
19 (12)
|
|
| Химические свойства алкадиенов. Резина.
| Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
| Д* Качественные реакции на кратные связи.
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
20 (13)
|
|
| Нефть. Бензин.
| Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
| Д. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторный опыт №5 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
| НРК 5
|
|
21 (14)
|
|
| Бензол: строение, свойства, получение и применение.
| Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
| Д. Горение ацетилена. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
| НРК 6
|
|
22 (15)
|
|
| Обобщающее повторение по теме «Углеводороды и их природные источники».
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводороды и их природные источники».
|
|
|
|
23 (16)
|
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники».
|
|
|
|
|
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (19 часов).
Федеральный стандарт: Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений.
Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: важнейшие вещества и материалы: этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с лабораторным оборудованием;
|
24 (1)
|
|
| Углеводы. Единство химической организации живых организмов.
| Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
|
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
25 (2)
|
|
| Углеводы, их классификация и значение.
| Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.
| Д. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторный опыт №6 Свойства крахмала.
Лабораторный опыт №6а* Качественная реакция на крахмал.
|
|
|
26 (3)
|
|
| Глюкоза.
| Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
| Лабораторный опыт №7 Свойства глюкозы.
|
|
|
27 (4)
|
|
| Спирты: строение, номенклатура, изомерия, получение.
| Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.
|
| НРК 7
|
|
28 (5)
|
|
| Химические свойства спиртов.
| Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
| Д. Окисление спирта в альдегид.
Лабораторный опыт №8 Свойства этилового спирта.
|
|
|