|
Работа с родителями (из опыта работы) Златоуст Муниципальное автономно образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей»
Гузь Я.В. Работа
с родителями (из опыта работы)
Златоуст
2012 Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУДОД «ЦЭВД» Чернова Е.К.
Взаимодействие руководителя детского творческого объединения с родителями воспитанников – одно из важнейших направлений его деятельности. Представленный методический сборник содержит материалы (тесты, методики, анкеты, творческие задания для детей и взрослых), которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования в целях изучения семей обучающихся. Некоторые анкеты содержат вопросы, направленные в том числе на выявление ожиданий родителей от деятельности детского творческого объединения, которое посещает их ребёнок. Ответы взрослых помогут педагогу более эффективно организовать как учебную, так и воспитательную работу.
Сборник одобрен методическим советом МАОУДОД «ЦЭВД».
Анкета 1
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ» На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
Какого мнения вы о нашем Центре и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Анкета 2
«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.
Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?
Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?
Анкета 3
«ВАШ РЕБЁНОК» С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Методика
«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми. Предложения для учащихся:
- Центр для меня – это …
- Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …
- Педагог для меня – это человек, который …
- Мои товарищи по коллективу – это …
- Занятия для меня – это …
- Деятельность, которая мне нравится, - это …
- Деятельность, которая мне не нравится, - это … Предложения для родителей:
- Центр, где занимается мой ребенок, - это …
- Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …
- Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …
- Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …
- Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это … В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения. Для воспитанников:
- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда…
- Я плачу, когда…
- Я злюсь, когда…
- Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда….
- Я верю, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я…
- Если у меня, плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я… Для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребёнок….
- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….
- Я плачу, когда мой ребёнок….
- Я злюсь, когда ребёнок…
- Мне нравится, когда мой ребёнок…
- Мне не нравится, когда мой ребёнок…
- Я не верю, когда мой ребёнок…
- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
- Если у моего ребенка хорошие новости, то…
- Если у моего ребёнка плохие новости, то ….
- Если у моего ребёнка что-то не получается, то….
Рисуночный тест
«ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В МОЕЙ СЕМЬЕ» Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в них нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день, которые чем-то заняты.
Это может выглядеть так:
мама
|
| папа
|
| я
| книга
|
| газета
|
| уроки
| кухня
|
| диван
|
| друзья
|
Сравнительный анализ результатов позволяет руководителю творческого коллектива выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.
Тест
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ» Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам после занятия можно предложить расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в их семьях.
Можно также предложить детям и родителям построить ассоциативный ряд к словосочетанию «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях воспитанников.
Сочинение-размышление Такая диагностика возможна там, где руководитель коллектива и родители – единомышленники, объединенные единой целью – сделать жизнь учащихся и в Центре, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное – родители и дети должны быть в них искренними.
Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:
«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,
«Мой дом – моя крепость?!»,
«Моя будущая семья… Какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Радости моего дома»,
«Праздники и будни моей семьи»,
«Истории и предания моего рода»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи»,
«Советы родителям по воспитанию детей»,
«Законы жизни семьи» и др.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем. Тест
«Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!» На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.
Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?
А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;
Б) попросите подождать, так как фильм скоро закончится;
В) не обращаете внимания на просьбу ребёнка;
Г) злитесь на ребёнка за то, что он обратился с такой просьбой.
Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
Какую причёску вы предпочитаете?
А) которая больше всего вам подходит;
Б) которая отвечает последней моде;
В) которая копирует чью-то причёску;
Г) которая копирует стиль ребёнка.
Немного о возрасте родителей:
А) знают ли дети ваш возраст;
В) вы подчёркиваете возрастную черту между собой и детьми;
В) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
Г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
А) стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля;
Б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребёнок;
В) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;
Г) следуете своему пониманию стиля;
Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
А) посчитаете это личным делом ребёнка;
Б) станете подшучивать над его (её) поступком;
В) признаете, что это стильно;
Г) сделаете то же самое.
Если музыка звучит в доме на полную громкость:
А) вы затыкаете уши ватой;
Б) уменьшаете громкость;
В) миритесь с увлечением своего ребёнка;
Г) включаете еще громче.
Если вы спорите со своим ребёнком, то:
А) стараетесь ему возразить;
Б) признаёте его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
Ваш ребёнок празднует день рождения:
А) вы сидите вместе с ним за одним столом;
Б) обслуживаете детей за столом;
В) уходите из дома.
Ребёнок идёт на дискотеку:
А) вы идёте вместе с ним;
Б) вы не разрешаете ему идти;
В) вы выясняете, с кем идёт ваш ребёнок;
Г) вы ограничиваете его во времени.
В общении со своими детьми вы:
А) откровенны;
Б) закрыты;
В) сдержанны;
Г) открыты.
В отношениях со своими детьми вы:
А) ведёте себя как приятель;
Б) как строгий судья;
В) как друг;
Г) как родитель.
Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.
На основе данной диагностики можно провести с родителями воспитанников вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих взрослых иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения.
В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребёнке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
Определение самостоятельности ребёнка
Можно предложить родителям выполнить следующее задание: определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.
Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Ваш ребёнок самостоятельно
| Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения
| …
| …
|
Перечень действий:
- собирается в школу;
- выбирает себе одежду для занятий и для праздника;
- делает уроки;
- определяет, с кем ему дружить;
- выбирает направление для занятий в Центре;
- готовит еду, если это необходимо;
- убирает квартиру по собственной инициативе;
- ходит в магазин за покупками;
- помогает по дому и на даче;
- приглашает друзей к себе домой;
- определяет время возвращения домой после школьного вечера и дискотеки;
- принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
- распоряжается денежными средствами, которые вы ему даёте;
- объективно оценивает себя и свои поступки;
- сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;
- терпимо относится к младшим братьям и сёстрам;
- помогает в воспитании младших.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Выявление эмоциональной атмосферы в семье Ещё одна таблица, которую уместно заполнить родителям, – это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребёнку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации. Она позволяет определить причину высокой тревожности воспитанников. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано ещё и с изменением положения ребёнка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменения эмоционального восприятия ребёнка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах. Таблица для родителей
Слова и фразы, с помощью которых я
| Поддерживаю ребёнка
| Ругаю его
| …
| …
|
Если в коллективе есть трудные дети, а значит, и проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и воспитанникам заполнить аналогичную таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблиц родителей и детей. Таблица для детей
Слова и фразы, которыми мои родители меня
| Поощряют
| Как часто
| Ругают
| Как часто
| …
| …
| …
| …
| |
|
|