Главная страница

Работа с родителями (из опыта работы) Златоуст



Скачать 116.43 Kb.
НазваниеРабота с родителями (из опыта работы) Златоуст
Дата18.04.2016
Размер116.43 Kb.
ТипАнкета

Муниципальное автономно образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей»

Гузь Я.В.
Работа

с родителями
(из опыта работы)


Златоуст

2012
Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012.
Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУДОД «ЦЭВД» Чернова Е.К.

Взаимодействие руководителя детского творческого объединения с родителями воспитанников – одно из важнейших направлений его деятельности. Представленный методический сборник содержит материалы (тесты, методики, анкеты, творческие задания для детей и взрослых), которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования в целях изучения семей обучающихся. Некоторые анкеты содержат вопросы, направленные в том числе на выявление ожиданий родителей от деятельности детского творческого объединения, которое посещает их ребёнок. Ответы взрослых помогут педагогу более эффективно организовать как учебную, так и воспитательную работу.

Сборник одобрен методическим советом МАОУДОД «ЦЭВД».


Анкета 1

«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения вы о нашем Центре и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?

  2. Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?

  3. Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?

  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

  5. Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?

  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?



Анкета 2

«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»


  1. С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?

  2. Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?

  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.

  4. Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?

  5. Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?

  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?



Анкета 3

«ВАШ РЕБЁНОК»
С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?

  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

  3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?

  4. Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?

  5. Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?

  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?



Методика

«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.
Предложения для учащихся:

- Центр для меня – это …

- Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …

- Педагог для меня – это человек, который …

- Мои товарищи по коллективу – это …

- Занятия для меня – это …

- Деятельность, которая мне нравится, - это …

- Деятельность, которая мне не нравится, - это …
Предложения для родителей:

- Центр, где занимается мой ребенок, - это …

- Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …

- Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …

- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …

- Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …

- Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …
В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения.
Для воспитанников:

- Я радуюсь, когда …

- Я огорчаюсь, когда…

- Я плачу, когда…

- Я злюсь, когда…

- Мне нравится, когда…

- Мне не нравится, когда….

- Я верю, когда…

- Если у меня хорошие новости, то я…

- Если у меня, плохие новости, то я …

- Если у меня что-то не получается, то я…
Для родителей:

- Я радуюсь, когда мой ребёнок….

- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….

- Я плачу, когда мой ребёнок….

- Я злюсь, когда ребёнок…

- Мне нравится, когда мой ребёнок…

- Мне не нравится, когда мой ребёнок…

- Я не верю, когда мой ребёнок…

- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

- Если у моего ребенка хорошие новости, то…

- Если у моего ребёнка плохие новости, то ….

- Если у моего ребёнка что-то не получается, то….

Рисуночный тест

«ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в них нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день, которые чем-то заняты.

Это может выглядеть так:

мама




папа




я

книга




газета




уроки

кухня




диван




друзья


Сравнительный анализ результатов позволяет руководителю творческого коллектива выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

Тест

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам после занятия можно предложить расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в их семьях.

Можно также предложить детям и родителям построить ассоциативный ряд к словосочетанию «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях воспитанников.

Сочинение-размышление
Такая диагностика возможна там, где руководитель коллектива и родители – единомышленники, объединенные единой целью – сделать жизнь учащихся и в Центре, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное – родители и дети должны быть в них искренними.

Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:

«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,

«Мой дом – моя крепость?!»,

«Моя будущая семья… Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Тест

«Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»
На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

  1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;

Б) попросите подождать, так как фильм скоро закончится;

В) не обращаете внимания на просьбу ребёнка;

Г) злитесь на ребёнка за то, что он обратился с такой просьбой.


  1. Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе;

Б) людей, копирующих вас в молодости;

В) маленьких взрослых;

Г) благодарных слушателей.


  1. Какую причёску вы предпочитаете?

А) которая больше всего вам подходит;

Б) которая отвечает последней моде;

В) которая копирует чью-то причёску;

Г) которая копирует стиль ребёнка.


  1. Немного о возрасте родителей:

А) знают ли дети ваш возраст;

В) вы подчёркиваете возрастную черту между собой и детьми;

В) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

Г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.


  1. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

А) стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля;

Б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребёнок;

В) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;

Г) следуете своему пониманию стиля;



  1. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

А) посчитаете это личным делом ребёнка;

Б) станете подшучивать над его (её) поступком;

В) признаете, что это стильно;

Г) сделаете то же самое.



  1. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

А) вы затыкаете уши ватой;

Б) уменьшаете громкость;

В) миритесь с увлечением своего ребёнка;

Г) включаете еще громче.


  1. Если вы спорите со своим ребёнком, то:

А) стараетесь ему возразить;

Б) признаёте его правоту;

В) спорите до полной победы;

Г) уходите от спора.


  1. Ваш ребёнок празднует день рождения:

А) вы сидите вместе с ним за одним столом;

Б) обслуживаете детей за столом;

В) уходите из дома.


  1. Ребёнок идёт на дискотеку:

А) вы идёте вместе с ним;

Б) вы не разрешаете ему идти;

В) вы выясняете, с кем идёт ваш ребёнок;

Г) вы ограничиваете его во времени.


  1. В общении со своими детьми вы:

А) откровенны;

Б) закрыты;

В) сдержанны;

Г) открыты.


  1. В отношениях со своими детьми вы:

А) ведёте себя как приятель;

Б) как строгий судья;

В) как друг;

Г) как родитель.

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.

На основе данной диагностики можно провести с родителями воспитанников вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих взрослых иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения.

В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребёнке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

Определение самостоятельности ребёнка

Можно предложить родителям выполнить следующее задание: определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.

Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.


Ваш ребёнок самостоятельно

Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения






Перечень действий:

- собирается в школу;

- выбирает себе одежду для занятий и для праздника;

- делает уроки;

- определяет, с кем ему дружить;

- выбирает направление для занятий в Центре;

- готовит еду, если это необходимо;

- убирает квартиру по собственной инициативе;

- ходит в магазин за покупками;

- помогает по дому и на даче;

- приглашает друзей к себе домой;

- определяет время возвращения домой после школьного вечера и дискотеки;

- принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;

- распоряжается денежными средствами, которые вы ему даёте;

- объективно оценивает себя и свои поступки;

- сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;

- терпимо относится к младшим братьям и сёстрам;

- помогает в воспитании младших.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

Выявление эмоциональной атмосферы в семье
Ещё одна таблица, которую уместно заполнить родителям, – это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребёнку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации. Она позволяет определить причину высокой тревожности воспитанников. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано ещё и с изменением положения ребёнка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменения эмоционального восприятия ребёнка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.
Таблица для родителей


Слова и фразы, с помощью которых я

Поддерживаю ребёнка

Ругаю его






Если в коллективе есть трудные дети, а значит, и проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и воспитанникам заполнить аналогичную таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблиц родителей и детей.
Таблица для детей


Слова и фразы, которыми мои родители меня

Поощряют

Как часто

Ругают

Как часто