Главная страница

Статья Лабораторная работа на уроках литературы



Скачать 81.71 Kb.
НазваниеСтатья Лабораторная работа на уроках литературы
Дата18.04.2016
Размер81.71 Kb.
ТипСтатья

Божко Елена Васильевна

Статья

Лабораторная работа на уроках литературы

как средство мотивации к познавательной деятельности и

формирования универсальных учебных действийй.

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых занятий. Всероссийская олимпиада школьников показывает, что дети не хотят идти на олимпиаду по литературе, а если и идут, то получают минимальное количество баллов. Редкий выпускник выбирает экзамен по литературе в форме ГИА и ЕГЭ, а если и выбирает, то показывает низкий результат.

Учителя тоже жалуются: к уроку не готовятся, не читают, тексты не приносят, на уроке работают одни и те же, не умеют писать сочинения и т.д.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно – деятельностном подходе. Следовательно, задачей учителя становится включить каждого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Но как это сделать, ведь все мы знаем, что часть детей, имея направленность гуманитарных знаний, любит этот предмет, активны на уроке, занимают на олимпиадах призовые места, участвуют в научных конференциях. Но так же есть школьники с математическим уклоном, и у них уроки литературы вызывают сложности.

Значит, в данный момент особенно актуальной становится задача поиска эффективных технологий, приемов, методов, форм преподавания литературы, которые мотивируют к познавательной деятельности и формируют УУД.

Одной из таких эффективных форм, на наш взгляд, является лабораторная работа на уроке литературы.

Многие скажут: нам это знакомо. Согласны: это не новая форма урока в образовательном процессе. Каждый из нас выполнял лабораторные работы на уроках физики, химии, биологии, где мы проводили опыты, результаты заносили в таблицу, делали вывод

Но в литературе мы этого не встречали.

Название урока уже интересно детям. Слово "лаборатория" происходит от латинского слова "labor" – труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные занятия, лабораторные работы – один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся в разных видах учебных заведений.

При этом лабораторная работа выступает в роли метода, формы и средства обучения. Авторы различных методических пособий определяют лабораторную работу по-разному. Некоторые говорят, что лабораторная работа – это метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания. Другие рассматривают лабораторную работу как форму или средство обучения. Мы сделали вывод, что лабораторная работа – это не только форма проведения занятия, но и средство, оказывающее сильное воздействие на весь процесс обучения литературы, и метод, позволяющий достичь поставленных целей.

Нами разработана серия уроков, проходящих по типу научно-исследовательской лаборатории, для учащихся 5-11 классов.

На уроках литературы опыты не проводятся, но мы имеем дело с текстами, иногда очень большими. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Поэтому лабораторная работа начинается с прочтения и анализа текста, отрывка, эпизода, чаще всего это делается дома.

Лабораторная работа состоит из двух частей. Первая часть – исследование текста и заполнение таблицы. Так как в теме лабораторной работы заложена проблема, то задания могут быть различными: сравнить, цитировать, моделировать, классифицировать, обобщить и т.д. Вторая часть - это развернутый ответ на вопрос с опорой на таблицу (5-7 классы), или сочинение – рассуждение (8-11 классы).

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Важно так ставить лабораторные задания, чтобы они вели учащихся к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами самостоятельной практической работы.

Как традиционно используемая на уроках литературы беседа, так и лабораторная работа ведут учащегося к нужному ответу, но если беседа позволяет вовлечь в активную работу на уроке 5-6 учащихся класса, то лабораторная работа – весь класс. Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе лабораторной работы создает ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.

Именно педагог задает формы и условия литературной учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и дома. Каждая лабораторная работа дает направление поиска, требует от ученика знания литературного текста, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы в виде сочинения – рассуждения, развернутого ответа на вопрос.

Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент лабораторной работы, позволяет развивать такие умения, как «разворачивать и сворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий, цитат, составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по принципу «необходимо и достаточно». Именно здесь происходит «сворачивание» информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. На экзамене же по литературе происходит «разворачивание» материала, который получен в ходе лабораторной работы, и преобразование его в объёмную творческую работу – сочинение. Лабораторные работы можно проводить и при изучении художественного мира писателя, поэта, и при рассмотрении отдельных содержательных моментов, и при изучении языка художественного произведения, и при рассмотрении произведения с точки зрения жанра и т.д. Таким образом, данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в активную литературную учебно-исследовательскую деятельность.

Предложенная система лабораторных работ является также и ступенью в развитии исследовательских умений и навыков в области литературы. Для примера возьмём лабораторную работу для учащихся 9 класса. Изучая поэму «Мёртвые души», мы видим, что автор изображает помещиков в определенной последовательности. Что он хотел этим показать? Какова его цель? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть эти образы. В этом поможет таблица, которую учащиеся заполняют на уроке, исследуя текст. Далее учащиеся увидят закономерность, и об этом они должны написать в сочинении.

Лабораторная работа

9 класс

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

ФИО помещика

Образ жизни

Внешность

Характер

Усадьба

Отношение к хозяйству и крепостным

Поведение во время продажи мертвых душ

Манилов

Служил в армии,

теперь отставной офицер, хотя по возрасту ещё молодой человек. Ведёт праздный образ жизни, умственно ограничен (который год читает книгу на 14 странице). Привык жить за счет других.


«Человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, чересчур было передано сахару…»

«Был белокур с голубыми глазами».

В нём было что – то заискивающее расположения и знакомства…»

Ленив.

Единственное занятие предаваться несбыточным мечтам (построить мост, прорыть подземный ход и т. д.)

Владеет порядочным имением, в котором было свыше двухсот изб, следовательно, от двухсот до четырёхсот душ крепостных крестьян.

Хозяйством не занимался, «Хозяйство шло как-то само собою». Имением управлял приказчик, который разорял бедных крестьян. Манилов не знал сколько у него душ, сколько умерло. Не интересовало его, как живут крестьяне.

Удивлён необычно-стью товара (мёртвые души), растерялся…

Уступил мёртвых душ «безынтересно» (то есть бесплатно) и купчую взял на себя.

Сочинение – рассуждение:

Итак, лабораторная работа на уроках литературы призвана помочь учащимся увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. И если этот поиск начинается на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира встают при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.

Ученик усматривает смысл в действиях, соотнося действия с результатом, осознает приобретенный опыт, а это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту в последующем и самостоятельности в любом виде деятельности: мышлении, учении, труде, творчестве и т.д.

Лабораторные работы я провожу, начиная с 5 класса, и это даёт хорошие результаты. Ребята с удовольствием идут на олимпиаду по литературе и занимают призовые места на разных уровнях, пишут научные работы по литературе, а самое главное сдают экзамены в форме ЕГЭ и ГИА, и показывают высокие результаты. В 2012 году мой выпускник 11 класса получил 100 баллов на экзамене по литературе.

Список литературы

1. Быстрова Л.П. Формирование самообразовательных усилий – РЯШ, №1, 2002

2. Влащенко В. И. Современный учитель — воспитатель или литературовед? Литература в школе, 2000 г., № 4.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Просвещение, 1994 г.

4. Загашев И.О. Умение задавать вопрос. Перемена. – 2001. - № 4

5. Ипполитов Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение – РЯШ №6, 1998; №1, 1999.

6. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988 г.

7. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы: методическое пособие .- М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М, 1998 г.

9. Терентьева Н. От чтения к исследованию литературы. Первое сентября, 2000 г., №29.