|
Статья Лабораторная работа на уроках литературы Божко Елена Васильевна
Статья
Лабораторная работа на уроках литературы
как средство мотивации к познавательной деятельности и
формирования универсальных учебных действийй.
Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых занятий. Всероссийская олимпиада школьников показывает, что дети не хотят идти на олимпиаду по литературе, а если и идут, то получают минимальное количество баллов. Редкий выпускник выбирает экзамен по литературе в форме ГИА и ЕГЭ, а если и выбирает, то показывает низкий результат.
Учителя тоже жалуются: к уроку не готовятся, не читают, тексты не приносят, на уроке работают одни и те же, не умеют писать сочинения и т.д.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно – деятельностном подходе. Следовательно, задачей учителя становится включить каждого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Но как это сделать, ведь все мы знаем, что часть детей, имея направленность гуманитарных знаний, любит этот предмет, активны на уроке, занимают на олимпиадах призовые места, участвуют в научных конференциях. Но так же есть школьники с математическим уклоном, и у них уроки литературы вызывают сложности.
Значит, в данный момент особенно актуальной становится задача поиска эффективных технологий, приемов, методов, форм преподавания литературы, которые мотивируют к познавательной деятельности и формируют УУД.
Одной из таких эффективных форм, на наш взгляд, является лабораторная работа на уроке литературы.
Многие скажут: нам это знакомо. Согласны: это не новая форма урока в образовательном процессе. Каждый из нас выполнял лабораторные работы на уроках физики, химии, биологии, где мы проводили опыты, результаты заносили в таблицу, делали вывод
Но в литературе мы этого не встречали.
Название урока уже интересно детям. Слово "лаборатория" происходит от латинского слова "labor" – труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные занятия, лабораторные работы – один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся в разных видах учебных заведений.
При этом лабораторная работа выступает в роли метода, формы и средства обучения. Авторы различных методических пособий определяют лабораторную работу по-разному. Некоторые говорят, что лабораторная работа – это метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания. Другие рассматривают лабораторную работу как форму или средство обучения. Мы сделали вывод, что лабораторная работа – это не только форма проведения занятия, но и средство, оказывающее сильное воздействие на весь процесс обучения литературы, и метод, позволяющий достичь поставленных целей.
Нами разработана серия уроков, проходящих по типу научно-исследовательской лаборатории, для учащихся 5-11 классов.
На уроках литературы опыты не проводятся, но мы имеем дело с текстами, иногда очень большими. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.
Поэтому лабораторная работа начинается с прочтения и анализа текста, отрывка, эпизода, чаще всего это делается дома.
Лабораторная работа состоит из двух частей. Первая часть – исследование текста и заполнение таблицы. Так как в теме лабораторной работы заложена проблема, то задания могут быть различными: сравнить, цитировать, моделировать, классифицировать, обобщить и т.д. Вторая часть - это развернутый ответ на вопрос с опорой на таблицу (5-7 классы), или сочинение – рассуждение (8-11 классы).
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.
Важно так ставить лабораторные задания, чтобы они вели учащихся к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами самостоятельной практической работы.
Как традиционно используемая на уроках литературы беседа, так и лабораторная работа ведут учащегося к нужному ответу, но если беседа позволяет вовлечь в активную работу на уроке 5-6 учащихся класса, то лабораторная работа – весь класс. Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе лабораторной работы создает ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.
Именно педагог задает формы и условия литературной учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и дома. Каждая лабораторная работа дает направление поиска, требует от ученика знания литературного текста, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы в виде сочинения – рассуждения, развернутого ответа на вопрос.
Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент лабораторной работы, позволяет развивать такие умения, как «разворачивать и сворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий, цитат, составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по принципу «необходимо и достаточно». Именно здесь происходит «сворачивание» информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. На экзамене же по литературе происходит «разворачивание» материала, который получен в ходе лабораторной работы, и преобразование его в объёмную творческую работу – сочинение. Лабораторные работы можно проводить и при изучении художественного мира писателя, поэта, и при рассмотрении отдельных содержательных моментов, и при изучении языка художественного произведения, и при рассмотрении произведения с точки зрения жанра и т.д. Таким образом, данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в активную литературную учебно-исследовательскую деятельность.
Предложенная система лабораторных работ является также и ступенью в развитии исследовательских умений и навыков в области литературы. Для примера возьмём лабораторную работу для учащихся 9 класса. Изучая поэму «Мёртвые души», мы видим, что автор изображает помещиков в определенной последовательности. Что он хотел этим показать? Какова его цель? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть эти образы. В этом поможет таблица, которую учащиеся заполняют на уроке, исследуя текст. Далее учащиеся увидят закономерность, и об этом они должны написать в сочинении.
Лабораторная работа
9 класс
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
ФИО помещика
| Образ жизни
| Внешность
| Характер
| Усадьба
| Отношение к хозяйству и крепостным
| Поведение во время продажи мертвых душ
| Манилов
| Служил в армии,
теперь отставной офицер, хотя по возрасту ещё молодой человек. Ведёт праздный образ жизни, умственно ограничен (который год читает книгу на 14 странице). Привык жить за счет других.
| «Человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, чересчур было передано сахару…»
«Был белокур с голубыми глазами».
| В нём было что – то заискивающее расположения и знакомства…»
Ленив.
Единственное занятие предаваться несбыточным мечтам (построить мост, прорыть подземный ход и т. д.)
| Владеет порядочным имением, в котором было свыше двухсот изб, следовательно, от двухсот до четырёхсот душ крепостных крестьян.
| Хозяйством не занимался, «Хозяйство шло как-то само собою». Имением управлял приказчик, который разорял бедных крестьян. Манилов не знал сколько у него душ, сколько умерло. Не интересовало его, как живут крестьяне.
| Удивлён необычно-стью товара (мёртвые души), растерялся…
Уступил мёртвых душ «безынтересно» (то есть бесплатно) и купчую взял на себя.
| Сочинение – рассуждение:
Итак, лабораторная работа на уроках литературы призвана помочь учащимся увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. И если этот поиск начинается на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира встают при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.
Ученик усматривает смысл в действиях, соотнося действия с результатом, осознает приобретенный опыт, а это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту в последующем и самостоятельности в любом виде деятельности: мышлении, учении, труде, творчестве и т.д.
Лабораторные работы я провожу, начиная с 5 класса, и это даёт хорошие результаты. Ребята с удовольствием идут на олимпиаду по литературе и занимают призовые места на разных уровнях, пишут научные работы по литературе, а самое главное сдают экзамены в форме ЕГЭ и ГИА, и показывают высокие результаты. В 2012 году мой выпускник 11 класса получил 100 баллов на экзамене по литературе.
Список литературы
1. Быстрова Л.П. Формирование самообразовательных усилий – РЯШ, №1, 2002
2. Влащенко В. И. Современный учитель — воспитатель или литературовед? Литература в школе, 2000 г., № 4.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Просвещение, 1994 г.
4. Загашев И.О. Умение задавать вопрос. Перемена. – 2001. - № 4
5. Ипполитов Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение – РЯШ №6, 1998; №1, 1999.
6. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988 г.
7. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы: методическое пособие .- М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М, 1998 г.
9. Терентьева Н. От чтения к исследованию литературы. Первое сентября, 2000 г., №29. |
|
|