|
Разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции» Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакций Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакций
Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное
Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.
Задачи урока:
Образовательные
Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
Способствовать усвоению понятий «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».
Воспитательные
Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;
Воспитание интереса к изучению придмета
Развивающие
Развивать познавательную активность;
Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;
Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Основные понятия: химические реакции, признаки химических реакций
Демонстрации: реакция горения магния Лабораторные опыты: реакция соды с раствором соляной кислоты, сульфата меди со щелочью, осадка с кислотой, реакция щелочи на фенолфталеина
Оборудование: лабораторное оборудование: комплект химической посуды, реактивы: раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор HCL, пищевая сода, фенолфталеин, пробирки, мультимедийное оборудование, презентация «Химические реакции».
Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся получат представление о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций, узнают условия возникновения и протекания реакций и закрепят изученный материал.
Ход урока:
1.Актуализация знаний. Введение в тему урока.
1) Учитель. Свечи имеет символическое значение, их зажигают по разному поводу, один из них – День рождения. Сегодня у нашей любимой школы – День рождения. (Зажигает свечу и читает стихи «При свечах» )
Мы ради нашей встречи зажгли сегодня свечи.
Они горят меж нами волшебными огнями.
Теней настенных блики причудливоязыки, а теплый дым от свечек кудрявее овечек (С,Белорусец)
Одно дело просто смотреть на свечу, а другое дело – уметь наблюдать. Что вы наблюдаете?»
Какие явления происходят при горении свечи?
(физические – плавление и химические - образование нового вещества - углекислого газа)
2) Учитель. Вопрос:
Какие явления называются физическими?
Какие явления называются химическими?
Итак, мы вспомнили, что химия изучает явления, которые можно разделить на две группы.
Задание № 1: Слайд 1. Какие явления происходят с водой и почему?
Задание №2: Давайте посмотрим, картинки с различными явлениями Слайды № 2 - 7
. Разделите явления на физические и химические Слайд №8-9
3)Учитель: Слайд10 Значение химических реакций. Нас с вами окружают многочисленные химические реакции. Только в данный момент в нашем организме их протекает более 2000. Многообразие веществ и явлений – всему этому мы обязаны химическим реакциям.
2. Изучение нового материала
1)Учитель. Какая тема нашего урока? Что можно узнать о химических реакциях?
(Учащиеся формулируют тему урока и задачи)
Слайд №11 «Тема урока: химические реакции»
Слайд № 12 узнаем на уроке
Девиз урока: Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Гете.
2) Учитель: А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов.
Б) Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
Химические реакции играют большую роль, а какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
3)Учитель. Найдите ответ в учебнике на стр. 138-
Каковы же условия течения химических реакций?
Озвучивание схем на экране слайд №13
1)
2)
3)
4)
8) Задание№3 Рабочая тетрадь, стр.127 №5 (письменно)
2)Учитель. Химические реакции сопровождаются внешними признаками, которые вам надо определить экспериментально.
Класс на время урока превращается в 5 исследовательских лабораторий:
-экспериментаторы (проводят эксперимент),
-наблюдатели (ведут рабочую тетрадь),
-аналитики (анализируют и фиксируют выводы),
Весь класс выполняет одни и те же опыты
Затем подводим итоги, заслушивая ответы экспериментаторов, аналитиков, наблюдателей.
3). Задание №1 Тетрадь стр. 126 №3
Проведите исследование «Признаки химических реакций» выполните опыты и заполните таблицу раб. При выполнении любого эксперимента надо помнить:
Учитель: ТБ :Чтобы жизнь свою не подвергать опасности,
Соблюдайте дети, правила безопасности.
Предлагаем вашему вниманию простые и интересные опыты. Вам необходимо определить какие признаки химических реакций в этих опытах.
Опыт
| Признаки химической реакции
| Наблюдение
| Взаимодействие щелочи с фенолфталеином
| Изменение цвета
| Цвет стал малиновый
| Взаимодействие раствора соды и кислоты
| Образование газа
| Выделение пузырьков газа
| Взаимодействие раствора щелочи и медного купороса
| Образование осадка
| Появление непрозрачной массы
| Растворение полученного осадка кислотой
| Растворение осадка
| Исчезновение непрозрачной массы
| Слайд №14-15
4)На основании наблюдений за экспериментом и демонстрационного эксперимента учителя учащиеся делают выводы о признаках химических реакций:
№ опыта
| Что делаем
| Что наблюдаем
| Выводы:
Признак реакции
| 1.
| К раствору NaOH прилить несколько капель фенолфталеина
| Наблюдается малиновое окрашивание раствора
| Изменение цвета
| 2.
| К соде добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCL в
| Выделение пузырьков газа
| Образование газа
| 3.
| раствор CuSO4 смешать с раствором NaOH
| Появление непрозрачной массы сине-голубого цвета
| Образование осадка
| 4.
| В полученный осадок Cu(OH)2 прилить 3-5 капель раствора HCL
| Исчезновение непрозрачной массы
| Растворение осадка
| 5.
| Наблюдение видеофрагмента
Горение магния
| Яркая вспышка
| Выделение или поглощение тепла и света
|
|
|
|
| После краткой беседы с учащимися появляется обобщающий Слайд №16
с классификацией «Признаки и условия протекания химических реакций»
Итогом исследования являются выводы, которые учащиеся делают самостоятельно:
- Происходит изменение цвета;
- Происходит выделение газа;
- Происходит выпадение осадка;
- Происходит растворение осадка;
- Происходит выделение света, тепла и появление запаха
5)Учитель. Горение магния - это частный случай большой группы химических реакций, которые идут с выделением теплоты
6)Задание № 3 Учебник стр.137найдите ответ на вопрос: химические реакций по признаку выделения или поглощения теплоты классифицируют …………Слайд №17 3.Закрепление (эффектные опыты)
Учитель: вы потрудились и наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть и отправиться в увлекательное путешествие с нашим корреспондентом местного телевидения.
Корреспондент: Итак, приглашаем вас на программу новостей.
3)Ведущий корреспондент объявляет программу новостей и поочередно приглашает посетить:
Районную больницу (опыт 1)
Кафе (опыт 2)
Путешествие на машине времени (опыт 3)
Опыт 1 «Режим без крови»
Оборудование и реактивы.
Нож, вата, кристаллизатор с водой, 2 белых халата, роданид калия в прозрачной бутылочке с надписью Спирт, хлорид железа(III) в склянке с этикеткой Йод.
Врач. Вот еще одно развлечение:
Кто руку даст на отсечение?
Жалко руку на отсечение?
Тогда нужен ведущий для лечения. (приглашает ведущего)
-Оперируем без боли,
Правда будет много крови,
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите ассистент, дайте йод.
-Один момент. (Подает Йод)
-Йодом смочим мы обильно.
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент.
(Делает «разрез» ножом (плашмя), «течет кровь»)
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода,
Но сейчас я вытру руку, От пореза – ни следа.
(Рану вытирает мокрой ватой)
Опыт 2 «Волшебный кувшин напитков»
Оборудование и реактивы.
Кувшин, 3 хим. стакана, соляная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, вода
В кувшине находится вода, в стаканах: соляная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин в небольшом количестве.
Бармен.
Я возьму один кувшин и к нему стаканы (выставляет перед зрителями)
Из кувшина я налью воду из-под крана (наливает из кувшина в стаканы).
-Но не хочется воды - хочется сиропа
Вылью все опять в кувшин
-Посмотрите – оппа ! (выливает из двух стаканов : гидроксид натрия, фенолфталеин в кувшин)
Вкусный розовый сироп я налью в стаканы (наливает в пустые два стакана «сироп»)
А попробуем опять этот опыт заново.(содержимое всех трех стаканов сливает в кувшин и вновь разливает по стаканам)
-нет сиропа – есть вода.
Что случилось «господа»?
(Розовый цвет приобретает фенолфталеин в щелочи.
Обесцвечивание происходит в результате реакции нейтрализации при добавлении кислоты из третьего стакана)
Опыт 3 «Вулкан»
Оборудование и реактивы.
Основа вулкана (макет из глины), спички, демонстрационный столик, лоток, пипетка, спирт, бихромат аммония
Готовят модель «вулкана»: бихромат аммония насыпают горкой в углубление макета из глины и добавляют 5 капель спирта.
Историк.
А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ.
Ночью или утром рано спали горожане.
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Так под лавой и под пеплом погиб город славный.
Показала как умела гибель города Помпеи.
4.Оценочно-рефлекторный этап
1.Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?» Предлагаю заполнить лист самооценки. Слайд№18 Лист самооценки
| Я знаю
| +-да
--нет
| Я умею
| +-да
--нет
| -признаки химических реакций;
|
| -опытным путем определять признаки химических реакций;
|
| -условия течения химических реакций;
|
|
|
| -классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты
|
| -классифицировать химические реакции по признаку выделения или поглощения теплоты
|
| Итого:
|
|
|
| Учитель: Сегодня вы узнали о химических реакциях и на следующих уроках мы продолжим изучение этой большой и важной темы, ведь полученные знания вы сможете применить в дальнейшем, как например американские ученые: создали прекрасные цветы из соли бария. Слайд№19-21
5.Итог урока.
Слайд №22 Домашнее задание:§26,
Учебник: стр.138-139упр.1-3(эксперимент дома)
Рабочая тетрадь: стр.127часть2, №2 (творческий рисунок) Лист самооценки
| Я знаю
| +-да
--нет
| Я умею
| +-да
--нет
| -признаки химических реакций;
|
| -опытным путем определять признаки химических реакций;
|
| -условия течения химических реакций;
|
|
|
| -классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты
|
| -классифицировать химические реакции по признаку выделения или поглощения теплоты
|
| Итого:
|
|
|
|
Лист самооценки
| Я знаю
| +-да
--нет
| Я умею
| +-да
--нет
| -признаки химических реакций;
|
| -опытным путем определять признаки химических реакций;
|
| -условия течения химических реакций;
|
|
|
| -классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты
|
| -классифицировать химические реакции по признаку выделения или поглощения теплоты
|
| Итого:
|
|
|
| |
|
|