|  | Разработка урока по теме: "Типы химических реакций. Реакции обмена." Цели урока: Образовательная| 
 Методическая разработка
 
 урока химии по теме:
 
 «Типы химических реакций. Реакции обмена»
 
 Разработка урока по теме: "Типы химических реакций. Реакции обмена."
 
 Цели урока:
 
 Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.
 Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.
 Воспитательные -формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.
 
 Задачи:
 
 1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
 
 2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
 3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).
 
 Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.
 
 Планируемые результаты:
 урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
 1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
 2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
 3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
 4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
 
 Форма учебного процесса: классный урок.
 
 Тип урока: комбинированный.
 
 Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, оценочные карты, рефлексивные карты, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария, карбонат натрия, индикатор), чёрный и белый экраны, фишки)
 
 Хронометраж урока:
 
  Организационный момент ……………………………… 1 мин.
 
Актуализация опорных знаний ………………………… 3 мин.
 
Мотивация знаний ………………………………………..2 мин.
 
Изучение нового материала …………………………….. 15 мин. (физкультминутка)
 
Первичное закрепление знаний ………………………… 4 мин.
 
Рефлексия ………………………………………………….3 мин.
 
Подведение итогов урока.
 
 Информация о домашнем задании …………………….. 2 мин.
 
 Ход урока.
 
 I. Организационный момент.(1 мин)
 
 Приветствие.
 
 Мы – умные, мы – дружные,
 
 Мы – внимательные, мы – старательные,
 
 Мы отлично учимся, всё у нас получится!
 
 II.Актуализация опорных знаний (3 мин)
 
 Учитель:
 
 - Эти явления знаете вы
 
 В жизни нашей встречаются они,
 
 А отличают эти явления – взаимные превращения,
 
 И образуются всегда – новые вещества.
 - Что же это за явления?
 
 Обучающиеся:
 
 - Химические реакции (слайд)
 
 На предыдущих уроках вы познакомились с тремя типами химических реакций. По числу вступивших в реакцию веществ и, образовавшихся продуктов реакции, вспомним. «СЛАЙД 3,4»
 III. Мотивация знаний
 
  Сравним уравнения химических реакций. «СЛАЙД 5»
 
Fe + H2SO4  → FeSO4 + H2↑
 
FeO + H2SO4  → FeSO4 + H2O
 
Как вы думаете, в чём проявляется сходство и различие этих уравнений химических реакций? (Сходства: одинаковое количество исходных веществ и продуктов реакции, продуктом является соль,
 
 Различия: исходными веществами одной из реакций являются сложные вещества-2, а другой - простое и сложное вещество (1), реакции относятся к разным типам.)
 
 Обратили вы внимание на состав веществ?
 
 Что происходит во втором случае? (обмен составными частями)
 
 Совершенно верно происходит обмен.
 
 Сформулируйте тему урока?
 
 Записать тему урока в тетради. «СЛАЙД 6»
 
 IV. Сообщение нового материала.
 
 Попробуйте сформулировать определение реакций обмена? Если вы испытываете затруднения, обратитесь к тексту параграфа 32 на с. 165.
 
 «СЛАЙД 7» (записать в тетрадь)
 
 Проведём с вами небольшой эксперимент. Я называю вещества, а вы записывайте в тетрадь формулы веществ и составляете уравнения химических реакций, которые я буду демонстрировать!
 
 Демонстрационный опыт №1 «Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия».
 
 К какому классу соединений относится кабонат натрия?
 
 «СЛАЙД 9» Вспомним правила техники безопасности при работе с кислотами.
 
 Назвать признак химической реакции? (выделение пузырьков газа). Какой это газ?
 
 Записать уравнение химической реакции (1 обучающийся у доски, остальные в тетради). «СЛАЙД 10»
 
 Как мы обозначим выделение газа?
 
 Демонстрационный опыт №2 «Взаимодействие раствора гидроксида натрия с сульфатом меди».
 
 «СЛАЙД 11»
 
 Каким был раствор сульфата меди? Что произошло после того, как я добавила раствор гидроксида натрия
 
 Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, назовите образовавшиеся соединения:
 
 CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
 
 Cu(OH)2 + HCl → CuCl2 + H2O
 
 По какому признаку вы определили, что протекает химическая реакция?(образовался осадок голубого цвета)
 
 Записать уравнение химической реакции на доске.
 
 Демонстрационный опыт №3 Взаимодействие серной кислоты с раствором хлорида бария.
 
 «СЛАЙД 13»Назовите признак, по которому вы определили, что химическая реакция произошла? (Выпадение осадка белого цвета).
 
 Как узнать, выпадет осадок или нет в результате реакции обмена?
 
 Работа с таблицей растворимости на форзаце учебника. !!!
 
 -Необходимо вспомнить определение такого класса неорганических соединений, как СОЛИ?
 
 Демонстрационный опыт №4 Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия в присутствии индикатора – фенолфталеина.
 
 ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции
 
 Физкультминутка
 
 Если выделится газ-
 
 Это раз;
 
 И получится вода -
 
 Это два;
 
 А еще - нерастворимый
 
 Осаждается продукт…
 
 "Есть осадок", - говорим мы.
 
 Это третий важный пункт.
 
 Химик "правила обмена"
 
 Не забудет никогда:
 
 В результате - непременно
 
 Будет газ или вода,
 
 Выпадет осадок –
 
 Вот тогда порядок!
 
 Давайте подумаем!!! Где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?
 
 «СЛАЙД 13»
 
  Разрыхлители теста.
 
Определение качества воды.
 
Устранение жесткости воды.
 
Определение качества продуктов питания.
 
Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.
 
 
 И это далеко не полный перечень областей применения реакций обмена. Т.Е сделайте вывод: жизнь современного человека немыслима без реакций обмена!!!
 
 
       | №
 
 | Реагенты
 
 | Продукты реакции
 
 | Признак протекания
 
 химической реакции
 
 |   | 1
 
 | HCl + Na2СO3→
 
 | NaCl + H2СO3 (СО2↑+ Н2О)
 
 | выделение газа
 
 |   | 2
 
 | HCl+ Сu(OH)2 →
 
 | CuCl2 + H2O
 
 | образование воды
 
 |   | 3
 
 | H2SO4 + BaCl2 →
 
 | HCl + BaSO4 ↓
 
 | выпадение осадка
 
 |   | 4
 
 | NaCl+ H2SO4→
 
 | → ? + ?
 
 | Будет идти реакция?
 
 |  V. Закрепление изученного материала.
 
 «СЛАЙД 14» Работа в парах с последующей взаимопроверкой. «СЛАЙД 15»
 
 Кто может нам объяснить?
 
 Кто справился с заданием без ошибок? (поднимите руку.)
 
 Кто из вас испытал затруднения при выполнении? Почему?
 
 Молодцы ребята!
 
 VI. .Подведение итогов. Рефлексия
 
  Написано на доске:
 
«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.»
 
 Релаксация. Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
 
  У вас на столе лежат карты, для анализа нашего с вами урока. Предлагаю вам заполнить карту, для того, чтобы………………..для этого вы можете воспользоваться выражениями, указанными на слайде презентации «СЛАЙД 18»
 
     | Плюс (что понравилось на уроке)
 
 | 
 
 
 |   | Минус (что не понравилось, непонятно)
 
 | 
 
 
 |   | Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)
 
 | 
 
 
 |  VI. Домашнее задание. (инструктаж по его выполнению).
 
 §32, № 2-5 с.168
 
 «Исследовательская работа»
 
 1.Запишите формулы химических веществ, которые применяются в быту:
 
  Уксус-
 
Пищевая сода-
 
Кальцинированная сода-
 
Медный купорос-
 
Марганцовка-
 
Хлористый кальций-
 
Магнезия жжёная-
 
Аккумуляторная кислота-
 
 2.Проведите реакции между веществами:
 
         | Нужно взять
 
 | Наблюдение
 
 | Идет ли реакция?
 
 | Уравнение реакции
 
 |   | 1. Железный гвоздь и раствор медного купороса
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2. Заварить крахмал + йод
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 3. Сода + уксус
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 4. Сода + хлористый кальций (апт.)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 5.Монетка + р-р поваренной соли
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 Информационные ресурсы
 
  Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
 
Габриелян О.С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
 
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2007.
 
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001.
 
https://yandex.ru
 
httpHYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"://HYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"chemistryHYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"-HYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"chemistsHYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/".HYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"comHYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"/
 
https://yandex.ru/
 
httpHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"://HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"ruHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н".HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"wikipediaHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н".HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"orgHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"/HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"wikiHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"/HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"Бекетов_Н.
 
httpHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"://HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"wwwHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm".HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"hemiHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm".HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"nsuHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm".HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"ruHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"/HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"uchebHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"188.HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"htm
 
https://google.ru
 
 
 Физкультминутка «Реакции обмена»
 
 Слоганы
 
 Упражнения
 Реакции обмена
 
 Правое плечо вверх - вниз;
 Вы словно перемена.
 
 Левое плечо вверх – вниз.
 Их признаки запомним навсегда!
 
 Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад;
 Нам газа запах сладок,
 
 Руки вверх – 2 раза;
 И выпавший осадок,
 
 Руки вниз – 2 раза;
 И абсолютно новая вода!
 
 Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.
 
 Физкультминутка « Периодическая система»
 
 Слоганы
 
 Упражнения
 Раз – два – руки в горизонтали,
 
 Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;
 Три – четыре – руки по вертикали.
 
 Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.
 Помни, период – это горизонталь,
 
 Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;
 Ну а группа – это вертикаль!
 
 Руки на пояс, прыжки на месте.
 
 Домашнее задание
 «Исследовательская работа»
 
 1.Запишите формулы химических веществ, которые применяются в быту:
 
  Уксус-
 
Пищевая сода-
 
Кальцинированная сода-
 
Медный купорос-
 
Марганцовка-
 
Хлористый кальций-
 
Магнезия-
 
Аккумуляторная кислота-
 
 
 2.Проведите реакции между веществами:
 
         | Нужно взять
 
 | Наблюдение
 
 | Идет ли реакция?
 
 | Уравнение реакции
 
 |   | 1. Железный гвоздь и раствор медного купороса
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2. Заварить крахмал + йод
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 3. Сода + уксус
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 4. Сода + хлористый кальций (апт.)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 5.Монетка + р-р поваренной соли
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 Признаки протекания химических реакций
 
       | 
 
 
 | Реагенты
 
 | Продукты реакции
 
 | Признак протекания
 
 химической реакции
 
 |   | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 3
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 
       | реакции соединения
 A + B = AB
 Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное
 
 | реакции разложения
 AB = A + B
 Из сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ
 
 | реакции замещения
 A + BC =AC + B
 Атом простого вещества замещает один из атомов сложного
 
 | реакции обмена
 AB+CD = AD+CB
 Сложные вещества обмениваются своими составными частями
 
 |  
 Рефлексия
 
     | Плюс (что понравилось на уроке)
 
 
 | 
 
 
 |   | Минус (что не понравилось, непонятно)
 
 
 | 
 
 
 |   | Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)
 
 | 
 
 
 |  Рефлексия
 
     | Плюс (что понравилось на уроке)
 
 
 | 
 
 
 |   | Минус (что не понравилось, непонятно)
 
 
 | 
 
 
 |   | Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)
 
 | 
 
 
 |  __Фамилия Имя___________________________________________________
 
 Бланк ответов
 
 Задание 1
 
 Задание 2
 
 Задание 3
 
 Задание для самостоятельного выполнения
 
 | 
 |  |