|
Разработка урока по теме: "Типы химических реакций. Реакции обмена." Цели урока: Образовательная
Методическая разработка
урока химии по теме:
«Типы химических реакций. Реакции обмена»
Разработка урока по теме: "Типы химических реакций. Реакции обмена."
Цели урока:
Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека. Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов. Воспитательные -формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.
Задачи:
1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. 3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.
Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия: 1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм. 2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией. 3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы. 4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, оценочные карты, рефлексивные карты, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария, карбонат натрия, индикатор), чёрный и белый экраны, фишки)
Хронометраж урока:
Организационный момент ……………………………… 1 мин.
Актуализация опорных знаний ………………………… 3 мин.
Мотивация знаний ………………………………………..2 мин.
Изучение нового материала …………………………….. 15 мин. (физкультминутка)
Первичное закрепление знаний ………………………… 4 мин.
Рефлексия ………………………………………………….3 мин.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании …………………….. 2 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.(1 мин)
Приветствие.
Мы – умные, мы – дружные,
Мы – внимательные, мы – старательные,
Мы отлично учимся, всё у нас получится!
II.Актуализация опорных знаний (3 мин)
Учитель:
- Эти явления знаете вы
В жизни нашей встречаются они,
А отличают эти явления – взаимные превращения,
И образуются всегда – новые вещества. - Что же это за явления?
Обучающиеся:
- Химические реакции (слайд)
На предыдущих уроках вы познакомились с тремя типами химических реакций. По числу вступивших в реакцию веществ и, образовавшихся продуктов реакции, вспомним. «СЛАЙД 3,4» III. Мотивация знаний
Сравним уравнения химических реакций. «СЛАЙД 5»
Fe + H2SO4 → FeSO4 + H2↑
FeO + H2SO4 → FeSO4 + H2O
Как вы думаете, в чём проявляется сходство и различие этих уравнений химических реакций? (Сходства: одинаковое количество исходных веществ и продуктов реакции, продуктом является соль,
Различия: исходными веществами одной из реакций являются сложные вещества-2, а другой - простое и сложное вещество (1), реакции относятся к разным типам.)
Обратили вы внимание на состав веществ?
Что происходит во втором случае? (обмен составными частями)
Совершенно верно происходит обмен.
Сформулируйте тему урока?
Записать тему урока в тетради. «СЛАЙД 6»
IV. Сообщение нового материала.
Попробуйте сформулировать определение реакций обмена? Если вы испытываете затруднения, обратитесь к тексту параграфа 32 на с. 165.
«СЛАЙД 7» (записать в тетрадь)
Проведём с вами небольшой эксперимент. Я называю вещества, а вы записывайте в тетрадь формулы веществ и составляете уравнения химических реакций, которые я буду демонстрировать!
Демонстрационный опыт №1 «Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия».
К какому классу соединений относится кабонат натрия?
«СЛАЙД 9» Вспомним правила техники безопасности при работе с кислотами.
Назвать признак химической реакции? (выделение пузырьков газа). Какой это газ?
Записать уравнение химической реакции (1 обучающийся у доски, остальные в тетради). «СЛАЙД 10»
Как мы обозначим выделение газа?
Демонстрационный опыт №2 «Взаимодействие раствора гидроксида натрия с сульфатом меди».
«СЛАЙД 11»
Каким был раствор сульфата меди? Что произошло после того, как я добавила раствор гидроксида натрия
Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, назовите образовавшиеся соединения:
CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Cu(OH)2 + HCl → CuCl2 + H2O
По какому признаку вы определили, что протекает химическая реакция?(образовался осадок голубого цвета)
Записать уравнение химической реакции на доске.
Демонстрационный опыт №3 Взаимодействие серной кислоты с раствором хлорида бария.
«СЛАЙД 13»Назовите признак, по которому вы определили, что химическая реакция произошла? (Выпадение осадка белого цвета).
Как узнать, выпадет осадок или нет в результате реакции обмена?
Работа с таблицей растворимости на форзаце учебника. !!!
-Необходимо вспомнить определение такого класса неорганических соединений, как СОЛИ?
Демонстрационный опыт №4 Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия в присутствии индикатора – фенолфталеина.
ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции
Физкультминутка
Если выделится газ-
Это раз;
И получится вода -
Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок", - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик "правила обмена"
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда порядок!
Давайте подумаем!!! Где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?
«СЛАЙД 13»
Разрыхлители теста.
Определение качества воды.
Устранение жесткости воды.
Определение качества продуктов питания.
Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.
И это далеко не полный перечень областей применения реакций обмена. Т.Е сделайте вывод: жизнь современного человека немыслима без реакций обмена!!!
№
| Реагенты
| Продукты реакции
| Признак протекания
химической реакции
| 1
| HCl + Na2СO3→
| NaCl + H2СO3 (СО2↑+ Н2О)
| выделение газа
| 2
| HCl+ Сu(OH)2 →
| CuCl2 + H2O
| образование воды
| 3
| H2SO4 + BaCl2 →
| HCl + BaSO4 ↓
| выпадение осадка
| 4
| NaCl+ H2SO4→
| → ? + ?
| Будет идти реакция?
| V. Закрепление изученного материала.
«СЛАЙД 14» Работа в парах с последующей взаимопроверкой. «СЛАЙД 15»
Кто может нам объяснить?
Кто справился с заданием без ошибок? (поднимите руку.)
Кто из вас испытал затруднения при выполнении? Почему?
Молодцы ребята!
VI. .Подведение итогов. Рефлексия
Написано на доске:
«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.»
Релаксация. Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
У вас на столе лежат карты, для анализа нашего с вами урока. Предлагаю вам заполнить карту, для того, чтобы………………..для этого вы можете воспользоваться выражениями, указанными на слайде презентации «СЛАЙД 18»
Плюс (что понравилось на уроке)
|
| Минус (что не понравилось, непонятно)
|
| Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)
|
| VI. Домашнее задание. (инструктаж по его выполнению).
§32, № 2-5 с.168
«Исследовательская работа»
1.Запишите формулы химических веществ, которые применяются в быту:
Уксус-
Пищевая сода-
Кальцинированная сода-
Медный купорос-
Марганцовка-
Хлористый кальций-
Магнезия жжёная-
Аккумуляторная кислота-
2.Проведите реакции между веществами:
-
Нужно взять
| Наблюдение
| Идет ли реакция?
| Уравнение реакции
| 1. Железный гвоздь и раствор медного купороса
|
|
|
| 2. Заварить крахмал + йод
|
|
|
| 3. Сода + уксус
|
|
|
| 4. Сода + хлористый кальций (апт.)
|
|
|
| 5.Монетка + р-р поваренной соли
|
|
|
|
Информационные ресурсы
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
Габриелян О.С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001.
https://yandex.ru
httpHYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"://HYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"chemistryHYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"-HYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"chemistsHYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/".HYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"comHYPERLINK "https://chemistry-chemists.com/"/
https://yandex.ru/
httpHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"://HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"ruHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н".HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"wikipediaHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н".HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"orgHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"/HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"wikiHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"/HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекетов_Н"Бекетов_Н.
httpHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"://HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"wwwHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm".HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"hemiHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm".HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"nsuHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm".HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"ruHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"/HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"uchebHYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"188.HYPERLINK "https://hemi.nsu.ru/ucheb188.htm"htm
https://google.ru
Физкультминутка «Реакции обмена»
Слоганы
Упражнения Реакции обмена
Правое плечо вверх - вниз; Вы словно перемена.
Левое плечо вверх – вниз. Их признаки запомним навсегда!
Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад; Нам газа запах сладок,
Руки вверх – 2 раза; И выпавший осадок,
Руки вниз – 2 раза; И абсолютно новая вода!
Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.
Физкультминутка « Периодическая система»
Слоганы
Упражнения Раз – два – руки в горизонтали,
Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево; Три – четыре – руки по вертикали.
Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз. Помни, период – это горизонталь,
Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево; Ну а группа – это вертикаль!
Руки на пояс, прыжки на месте.
Домашнее задание «Исследовательская работа»
1.Запишите формулы химических веществ, которые применяются в быту:
Уксус-
Пищевая сода-
Кальцинированная сода-
Медный купорос-
Марганцовка-
Хлористый кальций-
Магнезия-
Аккумуляторная кислота-
2.Проведите реакции между веществами:
-
Нужно взять
| Наблюдение
| Идет ли реакция?
| Уравнение реакции
| 1. Железный гвоздь и раствор медного купороса
|
|
|
| 2. Заварить крахмал + йод
|
|
|
| 3. Сода + уксус
|
|
|
| 4. Сода + хлористый кальций (апт.)
|
|
|
| 5.Монетка + р-р поваренной соли
|
|
|
|
Признаки протекания химических реакций
| Реагенты
| Продукты реакции
| Признак протекания
химической реакции
| 1
|
|
|
| 2
|
|
|
| 3
|
|
|
|
реакции соединения A + B = AB Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное
| реакции разложения AB = A + B Из сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ
| реакции замещения A + BC =AC + B Атом простого вещества замещает один из атомов сложного
| реакции обмена AB+CD = AD+CB Сложные вещества обмениваются своими составными частями
|
Рефлексия
Плюс (что понравилось на уроке)
|
| Минус (что не понравилось, непонятно)
|
| Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)
|
| Рефлексия
Плюс (что понравилось на уроке)
|
| Минус (что не понравилось, непонятно)
|
| Интересно (любопытно, что ещё хотелось бы узнать)
|
| __Фамилия Имя___________________________________________________
Бланк ответов
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание для самостоятельного выполнения |
|
|