Главная страница


Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с онр, обусловленное стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству



Скачать 59.82 Kb.
НазваниеРазвитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с онр, обусловленное стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству
Дата14.04.2016
Размер59.82 Kb.
ТипДокументы


Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленное стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.
«Нельзя представить себе человека, говорящего без интонации, мимики и жеста».

Н.И. Жинкин
 В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющие общее недоразвитие речи, обусловленное стертой формой дизартрии.

Помимо нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у таких детей выявляются  нарушения компонентов просодической стороны речи.

Просодика – это инструмент, обеспечивающий эмоциональность и выразительность речи.

Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, сила голоса, его высота, ритм, пауза, модуляция голоса, логическое ударение, дикция.

Просодические элементы речи: мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска.

Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. У детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, нарушение интонационной выразительности речи влияет на разборчивость, внятность и мешает детям на более эмоциональном уровне общаться со сверстниками и взрослыми. Дети скованны, зажаты, отказываются проявлять свои эмоции. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная, отсутствует мимика, выразительность в движениях. Дети не всегда осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения.

Таким образом, проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике и требует долгой и кропотливой работы со стороны логопедов.

Наша задача - сделать речь ребёнка с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, яркой, выразительной, эмоциональной.

При этом мы не должны забывать о воспитании нравственных, патриотических качеств у детей. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка - началом рождения личности.

Ценность народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Становление интонационной системы - сложный процесс. Пословицы, поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки являются незаменимым материалом для развития интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии.

Мы поставили перед собой цель: посредством использования малых фольклорных форм развивать интонационную выразительность речи, воспитывать любовь к народному творчеству.

На начальных этапах нами было принято решение использовать игры, направленные на развитие выразительности движений и речи, типа: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Жмурки с голосом» и др.

Учить детей эмоционально проговаривать фразы, употребляя предложения с различной интонацией, нам помогли небольшие диалоги, такие как:

-Тит, пойдём молотить! (радостно)

-У меня живот болит, (с хитростью)

-Тит, пойдём кашу есть! (радостно)

- А где моя ложка большая? (удивлённо)

Мы также стали использовать в эпизодической форме на занятиях и в режимных моментах потешки, способствующие развитию темпа и ритма речи: «Сорока-ворона кашу варила», «Мальчик - пальчик, где ты был?» и др., заклички, вырабатывающие силу голоса: «Солнышко-вёдрышко…», «Дождик, дождик, припусти…» и др., дразнилки, помогающие интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы: «Андрей - воробей, не гоняй голубей….», «Ябеда, корябида, солёный огурец…и т. д., прибаутки, предлагающие детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове: «Котик, котик, коток, кудреватый лобок…», «Жил - был у бабушки серенький козлик…»

Опыт показал, что наибольший интерес у детей вызывает потешный фольклор. Он открывает ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор. В этом нам помогают заучивание и пересказ докучных сказочек, например «Жили-были два гуся - вот и сказка вся!», рассказывание перевёртышей, типа «Ехала деревня мимо мужика….», «Жив - здоров, лежу в больнице», поддёвок-загадок, например: «Тарин, барин, пощипай ехали на лодке…», искусственных диалогов:

-Скажи: медь. - Скажи: двести.

-Медь. - Двести.

-Твой отец - медведь! - Голова в тесте!

Проговаривание народных считалок незаменимо для развития чувства чёткого ритма, дикции, например: «Аты-баты, шли солдаты … » и др.

По мере развития речи детей, мы стали включать в занятия пересказ сказок, таких как «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др., требующих от детей эмоциональной выразительности, помогающих развить имитационные способности, силу голоса, умения изменять голос по высоте.

Дети незаметно для себя в игровой форме учатся передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевают средствами выразительности родного языка.

Коррекционная работа по развитию интонационной выразительности у детей ведётся нами в тесном сотрудничестве с родителями. Общее недоразвитие речи, обусловленное стёртой формой дизартрии, корректируется довольно длительное время и требует закрепления пройденного материала в домашних условиях. Для этой цели нами были разработаны индивидуальные домашние задания с использованием малых форм фольклора: пословиц, поговорок, загадок, считалок, скороговорок и чистоговорок, нацеленных не только на автоматизацию нарушенных звуков, но и на развитие интонационной выразительности речи.

Так же большое значение мы уделяем организации предметно-развивающей среды: подбираем книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки и раскраски, атрибуты для театрализации, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи.

Итогом коррекционно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

- речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

- обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

- улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

- ребята получили представления о богатстве устного народного творчества;

- дети стали более открыто проявлять свои эмоции, исчезла боязнь речевого общения.

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. От оптимального решения логопеда, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала, который он будет использовать на занятиях. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений, мы можем и должны использовать народное творчество.
Список использованной литературы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.
2. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции

речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика,

2008, № 5.

3. М. Н. Мельников «Русский детский фольклор», Москва, «Просвещение» 1987г.

4.Л.В. Лопатина. Н.В. Серебрякова Логопедическая работа в группах дошкольн. Со стёртой формой дизартрии С.-Петербург1994 г.
6. И.Ю. Кондратенко. Выявление и преодоление речевых нарушений в

дошкольном возрасте: Методическое пособие – М.:Айрис-пресс, 2005г.