Главная страница

Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-7 лет (III этап)



Скачать 197.84 Kb.
НазваниеВоспитание звуковой культуры речи у детей 5-7 лет (III этап)
Дата30.07.2016
Размер197.84 Kb.
ТипДокументы

Воспитание звуковой культуры речи

у детей 5-7 лет (III этап).
Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников. К началу III этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформированы, однако важно, чтобы четко различались ( как при произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые сходны по артикуляционным или акустическим признакам ( с – ш, з – ж и др.; с – сь, с – з и др.). специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха у детей, усвоению фонем как звукосмыслоразличителей (сайка – зайка, уголь – угол и т.п.).

На данном этапе используются дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.

Воспитание звуковой культуры речи строится теперь на дифференциации основных пар звуков и одновременно включает работу над дикцией, темпом, интонационной выразительностью и т.д. вместе с тем нужно учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п.

Основной задачей формирования звуковой культуры речи является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационной выразительной речи.

На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глугих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к), звуков л и р, твердых и мягких (д-дь, л-ль и др.). дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы:

1-й вид работы – дифференциация изолированных звуков.

Воспитатель проводит работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, используя при этом картины «образы», т.е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом.

Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.

2-й вид работы – дифференциация звуков в словах.

Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемым звуком, потом – слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети должны четко, правильно произносить звуки и указывать их различие. Одновременно эта работа способствует улучшению дикции, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.

3-й вид работы – дифференциация звуков речи.

Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, , загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемый звуками.

При этом он следит за тем, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не смешивали их в собственном произношении

Давая в потешках, стихотворениях, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отработать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм и их произношения.

Игры по развитию звуковой культуры речи.
Дифференциация звуков в - ф

1-й вид работы
Цель: добиваться различения звуков в –ф, умения правильно их произносить. Развивать длительный ротовой выдох, умение произвольно включать голос.
«Зима или лето?»
Содержание: летом ярко светит солнышко, дует теплый, легкий ветерок. Он дует так: ффф… зимой холодно и дует сильный ветер, он гудит вот так: ввв

Предлагаем детям сначала показать, как дует легкий ветерок, а затем – как гудит сильный ветер.

Затем нужно долго повторять то звук ф, то звук в, а ребята должны определить, какое время года: зима или лето.
Методические указания: следить за тем, чтобы дети правильно произносили звуки в и ф, длительно и на одном выдохе. Показать, что при произнесении звуков ф и в нижняя губа образует окошечко с верхними зубами, в которое выходит ветерок, но при ф он идет тихо, а при в – гудит.
2 - й вид работы
Цель: добиваться различения звуков ф и в в словах, четкого произнесения слов с этими звуками. Развивать фонематический слух.
«Поймай мяч»
Содержание: дети образуют круг. Воспитатель с мячом находится в центре. Ребятам дается установка: ловить мяч только в тех случаях, когда а в слове, названном , будет звук в. При слове со звуком ф мяч отбрасывается (слова подбираются с таким расчетом, чтобы звук в находился в разных позициях – в начале, середине, конце слов).

Затем дается следующее задание. Бросая мяч каждому из детей поочередно, он называет один из звуков (в или ф), ребенок ловит мяч и соответственно названному звуку подбирает слово ( в – вагон, ф – флаг и т.п.).
Методические указания: при проведении этой игры необходимо давать детям время на подбор нужных слов.
3 – й вид работы
Цель: учить детей правильно произносить звуки в и ф во фразовой речи, не смешивать их в произношении.
«Кому что дать?»
Содержание: воспитатель предлагает детям подобрать такие имена мальчиков и девочек, в которых есть звук в или ф. Затем он говорит: «Ваня и Фаня наводят порядок в комнате. Ваня убирает те вещи, в названии которых есть звук в, а Фаня – только те предметы, в названиях которых есть звук ф».

Он раздает детям картинки, на которых изображены предметы со звуками в или ф в названии (ваза, кофта, футболка, совок и т.д.). Каждый ребенок называет предмет и говорит, кто его должен взять. Например: «На моей картинке нарисована кофта. Кофту убирает Фаня; «Это совок. Совок берет Ваня».

Методические указания: следить, чтобы дети правильно подбирали картинки со звуком в или ф , фразы произносили четко и достаточно громко.

Речевой материал, который используется для различения звуков в или ф во фразовой речи ( включается название по усмотрению воспитателя)
Чистоговорки

Фа – ва, фа – ва, фа – ва –ва – во дворе растете трава,

Фу –ву , фу – ву, фу – ву – ву – Федя рвет козе траву,

Фы – вы, фы – вы, фы – вы – вы нарвал много он травы.
Дифференциация звуков с –ц
1-й вид работы
Цель: добиваться различения звуков с и ц, правильного изолированного их произнесения.
«Определи что это?»

Содержание: воспитатель рассказывает: «У Кати было много игрушек. Однажды игрушки расшалились, расшумелись. Чтобы успокоить их, Катя погрозила им пальцем и сказала: «Ц –ц –ц …сидите тихо». Успокоились все игрушки, сидят тихо – тихо, только слышно, как тоненькая струйка воды льется из крана: Ссс …». Затем воспитатель задает вопрос6»как Катя успокоила игрушки?» Дети по одному, а потом все вместе грозят пальчиками и говорят «Ц – ц – ц…». «А как водичка лилась из крана?» - «Ссс …».

Потом воспитатель предлагает угадать: «Что я изображаю?» Он попеременно произносит звуки ц и с, а ребята говорят «Успокоение игрушек, «Льется водичка».
Методические указания: педагог обращает внимание детей на то, что звук ц следует произносить коротко, воздух при этом должен как бы ударяться в руку (подносит тыльную сторону руки ко рту). «Водичка из крана льется непрерывно, и струйка воздуха длительная» (прикладыванием тыльной стороной руки ко рту дает ощутить это детям).
2 –й вид работы
Цель: учить детей различать звуки с и ц в словах, произносить слова четко, достаточно громко.
«Отбери и правильно назови».
Содержание: воспитатель распределяет детей на две подгруппы и предлагает одной подгруппе отбирать те картинки, на которых изображены предметы, имеющие в названии звук с, другой – предметы со звуком ц. На столе у него раскладываются картинки с изображением капусты, цапли, слона, цветов, автобуса, птицы, собаки, лисы, пуговицы и т.д., а также те картинки, в названии которых эти звуки отсутствуют. Дети из каждой подгруппы по очереди выбирают картинку, показывают ее всем и громко и четко называют предмет, изображенный на ней. Выигрывает та подгруппа, которая ни разу не ошибается.
Методические указания: следить за тем, чтобы дети называли слова громко, четко и не смешивали звуки с и ц.
3 –й вид работы
Цель: учить детей не смешивать звуки с и ц в речи. Добиваться четкого и правильного произнесения фраз.
«Секрет».
Содержание: дети сидят на стульчиках рядом друг с другом. Воспитатель передает ребенку, который сидит первым в ряду, «важное сообщение» (например, произносит такие фразы: «В оконце ярко светит солнце», «Соня видела птицу – синицу», «Соня дала Сане яйцо на блюдце» и т.п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.
Методические указания: следить за тем, чтобы все дети произносили фразу шепотом, но при этом достаточно четко, чтобы ребенок, принимающий сообщение, мог точно и правильно передать фразу другому.
Речевой материал, который используется для различения звуков с и ц во фразовой речи (включается в занятие по усмотрению воспитателя)
Чистоговорки
Ца – са, ца – са, ца – са –са – на цветке сидит оса,

Цу – су, цу – су, цу – су – су – су – гони скорей осу,

Цы –сы, цы – сы, цы – сы – сы – на цветке уже нет осы.
Скороговорки
Соне в оконце светит солнце.

У крыльца стоит овца.

Загадки

Красная девица

Сидит в темнице а коса на улице. (морковь)
Не зверь, не птица,

А нос как спица. (комар)
Стихотворение
Цыпленок Цып

Из колодца принесла курица водицы,

И цыплята всей семьей

Побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке, не желает мыться,

Потому что, как огня,

Он воды боится.

И сказала строго мама:

- Мыться, дети, все должны.

Цып играть не будет с нами.

Нам грязнули не нужны. (А. Максаков.)

Дифференциация звуков л –ль
1 –й вид работы
Цель: добиваться различения твердых и мягких согласных (звуков л и ль) и умения правильно произносить эти звуки.

«Ляна и Лана»
Содержание: воспитатель показывает картинки с изображением двух девочек ( одна круглолицая, а другая сердитая, худая) и рассказывает: «Жили – были две подружки. Одну звали Ляна (показывает на улыбающуюся девочку), а другую – Лана ( показывает на сердитую девочку). Ляна была доброй, веселой девочкой, а Лана – сердитой, злой. Все радовались, когда Ляна пела песни, потому что она очень хорошо умела петь. Лана старалась во всем подражать своей подружке, но не всегда это у нее получалось. Запоет Ляна песнь: ля – ля –ля, и получается она нежной, мягкой. Повторяет за ней Лана, а песня получается сердитой: ла – ла –ла. Запоет Ляна: лё – лё – лё, а у Ланы получается : ло – ло – ло. Запоет Ляна: ли – ли –ли, а у Ланы получается:» лы – лы – лы

Потом воспитатель предлагает внимательно послушать и угадать, поет ту или иную песню. Воспитатель произносит:»ля –ля –ля». Дети отвечают: «Ляна»; воспитатель произносит: «ла – ла – ла», дети отвечают: «Лана».

Затем воспитатель попеременно показывает картинки с изображением Ляны и Ланы, а дети соответственно произносят слоги с твердым и мягким согласным звуком л.
Методические указания: следить, чтобы дети правильно различали и произносили звуки л и ль в слогах.
2-й вид работы
Цель: добиваться различения звуков л, ль в словах.
«Угадай, чьи это картинки».
Содержание: воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены: лопата, лук, лента, лимон, юла, клетка, платье, телефон, пальто, балалайка, соль, слива и т.п. на доске вывешиваются картинки с изображением Ляны и Ланы. Каждый ребенок называет свою картинку и говорит, кому он ее отдаст: Ляне или Лане.
Методические указания: следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова, правильно соотносили предмет с изображением девочек (слова со звуком ль откладываются под картинку с изображением Ляны; слова с л - к Лане).
3 –й вид работы
Цель: добиваться правильного произношения звуков л и ль во фразовой речи и различения твердых и мягких согласных.

«Испорченный телефон».
Содержание: дети сидят на стульчиках рядом друг с другом. Воспитатель произносит фразу и предлагает ребенку повторить ее, заменив при этом имя на другое, но также включающий звук л и ль. Например, он произносит такую фразу: «У Лизы голубая лента». Ребенок должен сказать: «У Ларисы голубая лента» и т.д. аналогично детям предлагают предметы. Например, воспитатель говорит: «У Лены упала ложка со стола». Ребенок должен заменить слово ложка другим: «У Лены упала вилка со стола» и т.д.
Методические указания: следить, чтобы дети правильно подобрали и произносили слова со звуком л и ль, говорили достаточно громко и отчетливо.
Речевой материал используется для различения звуков л и ль во фразовой речи ( включается в занятие по усмотрению воспитателя)
Чистоговорки
Ля – ла, ля – ла, ля – ла – ла – у Лены куколка была,

Ли – лы, ли – лы, ли – лы – лы – кукле валенки малы,

Ле – ло, ле – ло, ле – ло – ло – в пальто куколке тепло.
Скороговорки
Юля маленькой была и вертелась, как юла.

Полет в поле Поля.

Ломали лед, ломали мы!

Летели клочья от земли! (Е. Благинина.)
Загадки
Возле елок

Без иголок

Летним днем

Построили дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион! (мураыейник)
Стихотворение
Занозила Лиска лапу,

Горько плачет, слезы льет.

Просит Лиска Лиса – папу –

Пусть он дятла позовет.

Прилетел из леса дятел,

Клювом тук, по лапе – тук

И из лапы очень ловко

Вынул щепок десять штук. (А. Максаков.)

Что делать, если рядом нет врача, а у ребенка…
Боли в животе после проглатывания инородного тела.

Попадание инородного тела в желудок почти не имеет симптомов: только тошнота, небольшие боли в животе.

Если вам точно известно, что малыш, проглотил какой – то неострый предмет из нерастворимого материала и его не слишком сильно беспокоит тошнота и боли в животе, то можно некоторое время – до осмотра ребенка врачом, час, полтора – подождать.

Самое неприятное, если это инородное тело застряло в пищеводе. Это дает самую сильную симптоматику: боль за грудиной, частую икоту, смлюнотечение, позывы к рвоте, возбуждение и страх, иногда спазматические боли в желудке.

Случай нередкий. Хорошо, если это просто большой кусок жевательной резинки или конфета, а если это пуговица, пластмассовое колесико от машины или шарик?

Пока едет сразу же вызванная вами «Скорая помощь», дайте ребенку пожевать жесткий хлеб, уговаривая проглатывать его с минимальным количеством жидкости. Обильно поить ребенка нельзя!

При уверенном диагнозе «проглотил косточку» ( пуговица, пластмассовое колесико и пр.) можно дать обволакивающую пищу – полужидкое картофельное пюре или овсяную кашу.

Обычно весь путь инородного тела от рта до горшка у детей первых восьми лет занимает два дня, а у более старших – три дня.
Внезапный, непрекращающийся приступ надсадного кашля.

Если такой кашель не проходит в течении нескольких минут и сопровождается затрудненным дыханием и страхом у ребенка, это скорее всего означает, что в его дыхательные пути попало инородное тело. Им может оказаться пуговица, конфета, кусок пищи, часть игрушки – да и все что угодно!

При инородном теле в дыхательных путях кашель сухой и не управляется ребенком. Не тратьте времени на уговоры и ожидание!

Не стучите по спине ребенка! Это может только осложнить ситуацию!

Сделайте несколько попыток вытряхнуть инородный предмет, перевернув ребенка вниз головой и встряхнув несколько раз. Если попытки не увенчались успехом !увы, это бывает довольно часто!), немедленно доставьте ребенка в медицинское учреждение, в котором есть хирургическое отделение, потому что инородные тела часто приходится удалять из дыхательных путей под наркозом.

Не теряйте головы, помните, что инородные тела всегда попадают в один из бронхов даже когда закупоривают его, то другие бронхи остаются свободными, а это значит, что ребенок не задохнется.

Надо найти такое положение туловища ребенка, при котором раздражении бронхов инородным телом наименьшее (чаще всего на боку, иногда на животе).

Не давайте ребенку обезболивающих и много питься, потому что кашель может вызвать рвоту, а при заполненном желудке рвота будет обильной.
Внезапная потеря сознания.

Чаще всего она связана с травами черепа (ушибами и ранениями), перегреванием, солнечным ударом.

Обычная ошибка – брать ребенка на руки, стараясь придать его телу вертикальное положение. Поступать надо как раз наоборот: положить ребенка так, чтобы приток крови к его голове был максимальным ( если надо, то даже немного опустить его голову вниз).

Исключением из этого правила является только одно обстоятельство – наружное кровотечение из носа, рта или раны черепа.

Ребенку надо придать удобное положение, подстелить что – либо мягкое, расстегнуть одежду (воротники, манжеты рубашек).

Нашатырный спирт («нашатырь») – одно из самых верных средств при потере сознания. Последите, чтобы он всегда был в аптечке.

Нашатырь всегда надо подносить к ноздрям на ткани – так он быстрее испаряется (используйте носовые платки, части одежды, даже бумагу!).
Судороги.

Внезапно появившиеся судороги появляются грозным симптомом какого – то серьезного заболевания, но почти никогда не указывают на свою причину.

Если есть указания на травму головы, перегревание, обезвоживание, отравление, отравление токсическим веществом и пр., то борьба с судорогами должна начаться с устранения этих причин. Во всех остальных случаях до прихода врача приходится действовать одинаково:

  • Ребенка укладывают на ровную мягкую поверхность на спину ( если у него нет рвотных позывов или рвоты) или на живот, а голову удерживают в положении на боку ( если есть рвота или позывы к ней);

  • Во время конвульсий удерживают тело ребенка, чтобы он не нанес себе травму;

  • Принимают меры по устранению возможных причин судорожного приступа (снижают температуру тела, промывают желудок и пр.).


Опасно прикусывание языка – поэтому между челюстями необходимо вставить мягкий предмет ( свернутый носовой платок, край рукава и пр.).

Не слишком сильно сдерживайте судорожные движения, чтобы не нанести ребенку дополнительных травм.

Причина судорог почти всегда одна и та же – кислородное голодание клеток мозга. Как только удается устранить эту причину, судороги проходят.
Обильное кровотечение.

Наружное кровотечение особенно опасно, если имеет своим источником повреждение артериального сосуда (кровь из поврежденного места бьет струей или толчками; при венозном кровотечении кровь темно – красного цвета и течет медленно). Капиллярное кровотечение, которым всегда сопровождается поверхностные ранения, остановить значительно легче, ( при нормальной свертываемости крови такие кровотечения нередко прекращаются сами).

Чаще всего у детей бывают капиллярно – венозные кровотечения из мягких тканей и носа в результате травм. Попытаться остановить такое носовое кровотечение можно простым прижатием мягких тканей носа к носовой перегородке в течение двух – трех минут. Можно усилить эффект этого способа, введя в носовые ходы марлевые жгуты или ватные тампоны, обильно смоченные 2-3 % раствором перекиси водорода.

Обычная ошибка – откидывать голову ребенка назад, в то время как правильное положение для скорейшей остановки носового кровотечения – наклонить голову вперед!

При кровотечении из пораненных сосудов конечностей необходимо сделать следующее:

  • Обнажить место кровотечения. Раздеть ребенка.

  • Если рана загрязнена, очень осторожно смыть грязь вокруг нее, но вода не должна попасть в рану!

  • Пережать кровеносные сосуды на 3-5 см выше места ранения.

  • Наложить на конечность жгут (поясной ремень, веревку, гибкий провод и т.п.) в 2-3 оборота, подложив под него мягкую ткань, и затянуть его.

  • Придать телу ребенка удобное положение: положить на спину.

  • Приподнять раненную конечность. Зафиксировать ее в этом положении.

  • Положить на место ранения поверх затянутого жгута холодный компресс или пузырь со льдом.

  • Согреть ребенка ( при кровотечениях дети быстро начинают мерзнуть).

  • Затянутый жгут надо распускать на 10 минут каждые полтора часа, чтобы не произошло омертвление тканей.


Тепловой или солнечный удар.

У детей до семи лет голова очень чувствительна к температуре окружающей среды, поэтому традиция предписывает покрывать ее платком или шапочкой. Дети легко перегреваются и получают тепловые удары даже при пасмурной, но жаркой погоде. Прямые солнечные лучи могут вызвать у ребенка солнечный удар.

Симптомы перегрева напоминают признаки начала воспалительного заболевания – ребенок становится вялым, жалуется на головную боль, повышается температура тела.

У маленьких или реактивных детей признаками перегрева могут быть только внезапный подъем температуры тела и психомоторное возбуждение.

В любом случае, если у вас появилось подозрение на тепловой удар (солнечный), перенесите ребенка в прохладное затемненное место и разденьте его.
Переломы костей.

Для детей до 12 лет типичны поднадкостничные закрытые переломы, которые часто мало нарушают внешний вид конечностей. Имейте это в виду и не пытайтесь «вправить вывих» или «помассировать ушиб», потому что при этих манипуляциях можно дополнительно повредить сосуды, нервы и мышцы.

При подозрении на перелом конечности следует зафиксировать поврежденные части при помощи любых подручных средств (доски, палки, хворост, плотный картон и пр.) или тугим прибинтовыванием поврежденной конечности к туловищу ( при повреждении руки) или здоровой ноге (при повреждении ноги).

Фиксацию поврежденных конечностей надо проводить так, чтобы были обездвижены суставы, расположенные выше и ниже места перелома.

При подозрении на травму позвоночника ребенка ни в коем случае нельзя усаживать или поднимать на ноги, а следует осторожно уложить на живот на твердую и ровную поверхность (снятая с петель дверь, часть забора, деревянный щит и пр.) и как можно скорее доставить в больницу.

Вывихи, растяжения и ушибы.

На месте суставных вывихов всегда возникает острая боль при движениях и часто возникает отек (опухоль).

У маленьких детей вывих лучевой кости в локтевом или лучезапястном суставе случается, когда малыш виснет и раскачивается на ваших руках или вы резко дергаете его за вытянутую руку.

Зафиксируйте конечность повязкой и доставьте ребенка в травматологический пункт или в больницу.

Растяжения связок у маленьких детей встречаются гораздо реже, чем у школьников. Симптомы растяжения всегда одни и те же – боль в суставе при движениях, отек сустава. Отличие растяжения связок сустава от вывиха в том, что при растяжении связок движения возможны.

Наложите холодный компресс на отек – и все! Остальное сделают медики.
Как правильно наложить повязку?

Все случаи не учтешь, но есть несколько неизменных правил:

  • Не прикрывать тугой повязкой загрязненные раны;

  • Нельзя класть на поврежденный участок вату (повреждения следует прикрывать только тканью – она легче отделяется);

  • Края повязки должны заходить на 3-5 см за края поврежденного участка тела;

  • Витки бинта накладывать друг на друга за треть их ширины, чтобы повязка не сползла;

  • Завязывать повязку по середине ее длины.

поврежденные конечности привязывают к жестким прямым предметам.

Поврежденную до локтевого сустава руку закрепляют с помощью широкой поддерживающей повязки (косынки).
Как раздеть пострадавшего (обожженного или травмированного) ребенка?

Если по каким – либо причинам раздеть ребенка в обычной последовательности не представляется возможным, действуйте следующим образом:

  • Обувь и одежду снимают прежде с неповрежденных частей тела;

  • Если к этому есть препятствия, одежду разрезают или разрывают по швам;

  • Прилипшую или пригоревшую к телу одежду не удаляют с кожи, а отделяют от снимаемых частей при помощи ножниц, оставляя небольшие края.



Кариес можно избежать.
В настоящее время проблема кариеса у детей стоит очень остро. Система диспансеризации разрушена. Практически полное отсутствие профилактической помощи детям привело к увеличению кариеса.

Причины такого роста заболеваемости кариесом различны. Подверженность молочных зубов кариесу зависит от протекания беременности у матери. Снижение уровня общего белка в крови, анемия, нефропатия, угрожающий выкидыш, гипотрофия плода – все это, помимо прочего, ведет к нарушению формирования тканей зуба.

Раннее искусственное вскармливание, длительное сосание смесей из бутылочки иногда приводят к полному разрушению верхних резцов уже к 3 годам. Частые инфекционные заболевания, экссудативный диатез также нарушают структуру твердых тканей зуба.

Организация правильного полноценного питания здесь тоже важна. Ребенок должен получать в пищевом рационе продукты, содержащие кальций (молочные продукты), фтор (зелень петрушки, шпинат). Потребление углеводов нужно ограничивать и привязывать по времени к основному приему пищи. Не разрешайте ребенку есть конфеты, сухарики, печенье, булочки, хлеб между

приемами пищи.

После еды предложите ему чай или молоко, твердые фрукты (яблоки, морковь, капустная кочерыжка), которые будут очищать поверхность зубов. Напомните ребенку, что нужно прополоскать рот или почистить зубы.

Жесткая пища необходима: пережевывание способствует правильному росту и развитию челюстей, укреплению пародонта, правильному глотанию и носовому дыханию.Для очищения зубов только приема твердой пищи недостаточно. Надо учить ребенка уходу за полостью рта. Хорошо, если родители подают пример, показывают как правильно держать щетку, в какой последовательности чистить зубы.Взрослые должны быть последовательны и настойчивы, приучая детей к гигиеническим процедурам. Больные зубы сильно влияют на состояние их здоровья: они являются очагами одонтогенной инфекции, которая аллергизирует весь организм.

Если у малыша зубы здоровы, то профилактический осмотр у врача – стоматолога не оставляет негативного следа в его душе. Если жеребенку предстоит лечение зубов, то ему приходится испытать чувства боли и страха. Именно эти два сильных ощущения и заставляют зачастую детей и их родителей отказываться от регулярного посещения врача.

У малышей проблема обезболивания решена не полностью из – за неадекватной реакции формирующейся коры головного мозга, в связи с чем особенно важно не только устранить боль, но и предупредить психовегетативные осложнения.

В ожидании лечения дети находятся в состоянии возбуждения. Психологическую подготовку к посещению стоматолога следует начинать дома. Родители должны понимать, что зачастую их страхи передаются детям. Красочно описывая друзьям те ощущения, которые испытывали у стоматолога, они забывают, что рядом дети, которые слышат эти «ужастики». Подобные истории дети могут услышать и от старших братьев и сестер. У ребенка необходимо формировать позитивное отношение к врачам и лечению зубов.