|
Развитие музыкального слуха младших дошкольников через игровую деятельность Развитие музыкального слуха младших дошкольников
через игровую деятельность. Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Прекрасная форма музыкальной работы с детьми – музыкальные игры, важность которых, состоит в том, что, будучи самым близким и доступным для ребёнка видом деятельности, способствуют естественному ходу его личностного развития с помощью создания взрослым соответствующих для этого условий. Эти игры проводятся на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества и могут быть самыми разнообразными по характеру. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия – упражнения, другие имеют определённое содержание, правила, которые организуют детей в игре. Обучении через музыкальную игру интересное и увлекательное занятие, способствует постепенному переносу интереса с игровой на учебную деятельность. Занимательная игра не перегружает ни умственно, ни физически.. Воздействие музыкальных образов делает игру ярче, интереснее, помогает проявиться детской индивидуальности. Игра же, в свою очередь способствует полноценному восприятию музыкальных произведений. По мнению учёных, музыкально-дидактические игры являются важным средством обучения и сенсорного воспитания, основное назначение их развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности. Задачи, которые решаются в ходе музыкальных игр, связаны с задачами музыкального воспитания: - учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить звуки контрастной высоты; - передавать несложные ритмические рисунки хлопками и в движении; - различать громкую и тихую музыку, соизмеряя силу звука во время пения и движения в упражнениях и играх; - узнавать по тембру различные детские музыкальные инструменты и уметь изменять тембр голоса в игре; - различать характер музыки и действовать в соответствии с этой музыкой.
Игры:
Игры для развития музыкального слуха Ребенок начинает слышать звуки, еще находясь в утробе матери. Поэтому если вы мечтаете развить музыкальный слух у своего чада, можно начинать это делать еще в период беременности. Включайте дома спокойные, негромкие мелодии, но избегайте музыки с низкими частотами. Они могут только испугать кроху и не принесут никакой пользы.
Включайте музыку не только, когда ребенок засыпает. Для развития музыкального слуха у детей можно слушать музыку во время игр, гимнастики с ребенком – в таких случаях включайте ритмичные, подвижные мелодии. Ваш кроха не любит одеваться? Подберите соответствующую мелодию, которая понравиться ребенку и вместо того, чтобы плакать, кроха будет внимательно слушать музыку, работая в такт ручками-ножками.
Если у мамы хороший слух, она может сама напевать малышу детские песенки, подходящие по ситуации. Это способствует не только развитию слуха, но и памяти, а также способностей восприятия окружающего мира. Мелодии, которые вы включаете ребенку или песенки, которые поете должны быть и веселыми, и грустными. Тогда малыш научится улавливать и понимать настроение музыки.
Как только ребенок начнет ходить, можно начать осваивать ритмы. Включайте музыку, топайте и хлопайте вместе с ребенком, отбивая ритм. Только для начала выбирайте мелодии, где ритм более или менее медленный, чтобы ребенок успевал уловить его.
Основное развитие слуха возможно, когда ребенок заговорит. Для начала познакомьте его с низкими и высокими звуками. Для этого можно использовать игрушечные музыкальные инструменты, к примеру, ксилофон, дудочку, барабан. Покажите малышу, какой инструмент звучит высоко, а какой низко. Если в вашем доме есть настоящее пианино, то это просто замечательно! С помощью низких и высоких нот можно изображать звуки разных животных. Например, мышка пищит на высокой ноте. А медведь рычит на низкой. Нажимайте поочередно высокие и низкие клавиши, а ребенок должен будет представить и изобразить какое животное издает такой звук.
Существуют также различные игры для развития музыкального слуха. Например, игра «Угадай что звучит». В нее можно играть, начиная с 3,5 лет. Разные предметы быта, игрушки расставьте перед ребенком, попросите его отвернуться и постучите по одному из предметов карандашом. Ребенок должен простучать карандашиком сам по этим предметам, чтобы угадать звук какого из них он услышал. Если с первого раза у малыша ничего не получится, повторите попытку еще раз. Усложняйте игру, постепенно добавляя новые предметы.
Еще одна игра — «Стеклянные бутылки». Возьмите бутылку, стакан или бокал. Наполните его некоторым количеством воды, возьмите в руки вилку за самый кончик и постучите по краю стакана. Дайте ребенку такой же стакан и попросите долить в него столько воды, чтобы получился такой же звук. Играть в эту игру можно начиная с 5 лет. Другой вариант этой игры выполняется с несколькими стаканами или бутылками. Наполните их водой, в одни налейте больше, в другие меньше. Попросите ребенка постучать по ним вилкой, и отставить в одну сторону те стаканы, которые издают низкий звук, а в другую – высокий. Со временем можно сочинить с помощью бутылок, наполненных водой небольшую мелодию. Сначала придумайте мелодию сами, потом предложите сделать это ребенку.
«Угадай мелодию» — игра для развития музыкального слуха и чувства ритма у ребенка. Вам нужно будет прохлопать ритм известной вашему малышу детской песенки. Причем манер исполнения должна быть такая, чтобы хлопки были тише в том месте, где мелодия должна звучать тише и громче в тех местах, где мелодия звучит громко. Поскольку эта игра довольно непростая, вы можете предупредить малыша, какие именно песенки вы выбрали для этой игры, а он должен угадать какой именно. После того как малыш справиться с поставленной задачей, предложите ему самому прохлопать любую мелодию, но на этот раз отгадывать будете вы.
Можно использовать музыкальный инструмент. Сыграйте известную мелодию, например, «Антошка- Антошка» и предложите ребенку угадать мелодию. Более упрощенный вариант этой игры – исполнение мелодии голосом. Уверены, что такие игры принесет максимум пользы и удовольствия вам обоим!
2. Игра «Озорное эхо» Цель игры: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада Музыкальный материал: короткие фразы, содержащие имена детей, и слова, определяющие настроение Дидактический материал: мячик Prezentacii.com
3. Методика организации игры • Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с мячиком- эхом. Бросая мячик кому-либо из играющих, педагог пропевает его имя или слово настроение. Ребенок должен вернуть , интонационно точно повторяя музыкальную фразу, пропетую педагогом
4. «Музыкальная лесенка» Цель игры: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии Музыкальный материал: песенка «про лесенку» (до-мажорный звукоряд) Дидактический материал: восьмиступенчатая лесенка и фигурка (животного, героя мультфильма и т.п.)
5. Методика организации игры • Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках. • Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. ее ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать. • Детям предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки Сту-пень-ки –зву-ки вверх и-дут, За-тем о-ни нас вниз све-дут. • Упражнение повторяется несколко раз вместе с детьми
6. «Музыкальный домик» • Цель игры: развитие инструментального тембрового слуха Дидактический материал: «музыкальный домик» - ширма и различные инструменты, окружающие детей в повседневной жизни детского сада
7. Методика организации игры • Педагог устанавливает домик-ширму и объясняет детям, что это – необыкновенный домик, в котором живут различные инструменты. «Поскольку эти инструменты ваши хорошие знакомые, вы можете узнать их по звучанию. • Поочередно педагог извлекает звуки из различных инструментов. Дети должны узнать их.
8. «Угадай инструмент» Цель игры: развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания Музыкальный материал: аудиозапись разнообразной инструментальной музыки Дидактический материал: Карточки с изображениями музыкальных инструментов.
9. Методика организации игры • Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся картинки с изображениями различных инструментов • Педагог предлагает им прослушать различные инструментальные произведения. • После прослушивания дети должны определить, какой инструмент или инструменты участвовали в исполнении каждого музыкального произведения и выбрать карточки с их изображениями.
10. «Музыкальное лото» Цель игры: закрепление работы над развитием вокального и инструментального тембрового слуха. Музыкальный материал: аудиозапись со звучанием вокальных (мужских, женских, детских) и инструментальных (инструментов симфонического и народного оркестров) тембров. Дидактический материал: большие карточки, являющиеся основным полем лото и разделённые на сектора; маленькие карточки, соответствующие каждому сектору.
11. Методика организации игры • Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров. Предполагается, что педагог, знакомя детей с теми или иными тембрами, например симфонического или народного оркестра, параллельно демонстрирует рисунок или сам инструмент. • Звучит аудиозапись с ярко выраженным тембром того или иного инструмента или голоса. • Дети выбирают соответствующую этому звучанию маленькую карточку и накрывают ею определённый сектор на основном поле лото.
12. «Тихо – громко» Цель игры: дать детям о контрастной динамике (тихо – громко). Музыкальный материал: песня Е. Тиличеевой «Тише – громче в бубен бей!» (сб. «Музыка в детском саду». М.: Музыка, 1982. Вып.1). Дидактический материал: бубен.
13. Методика организации игры • Дети стоят, образуя круг, возле которого находится педагог с бубном в руках. • Педагог исполняет песню Е. Тиличеевой «тише – громче в бубен бей!» с использованием бубна для контрастной характеристики образов грома и ручейка. В процессе исполнения песни в определённых смысловых моментах педагог подключает детей к изображению этого контраста на бубне. • Усложнять игру можно, предлагая детям самим исполнять песню, т. е. выбирать на роль водящего ребёнка.
14. «Игра с платочками» Цель игры: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков. Музыкальный материал: аудиозапись вариаций В. А. Моцарта из оперы «Волшебная флейта».
15. Методика организации игры • Дети сидят или стоят в небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. • Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое – прячут платочки за спину.
16. «Колобок» Цель игры: развитие динамического слуха в сочетании с чистотой интонирования песни. Музыкальный материал: любая знакомая дтям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения. Дидактический материал: игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающий стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку.
17. Методика организации игры • Педагог расставляет все фигуры на игровом поле в любом порядке. • Дети рассматривают фигурки, а затем вместе с педагогом выбирают водящего. • Водящий выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. • Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок», и зовут водящего: Укатился колобок, колобок – румяный бок. • Как же нам его найти, к деду с бабкой привести? • Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи • И по песенке весёлой колобочек отыщи. • Дети поют любимую знакомую песенку, а водящий в то время берёт молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко.
18. «Найди щенка» • Цель игры: развитие динамического слуха в сочетании с выразительным пением. Музыкальный материал: любая знакомая детям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения. Дидактический материал: маленькая фигурка щенка.
19. Методика организации игры • Дети сидят на стульчиках, образуя полукруг. • Педагогом выбирают водящего, который выходит за дверь. • Дети протягивают свои ладошки педагогу, кому-то он в ладошки прячет щенка ( по принципу игры «Колечко»). • После этого дети зовут водящего: Вот щенок наш убежал, спрятался за бочки. Во дворе их много так, не найти его не как. Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи! Мы не будем помогать, будем песню распевать! Водящий подставляет каждому ребёнку обе ладошки, в каторые дети выкладывают закрытые свои. При этом дети тише или громче поют знакомую песенку и по её динамическому звучанию
20. «Сколько нас поет?» Цель игры: развитие музыкальной памяти и звуковысотного слуха. Дидактический материал: планшет со вставными карманами и 3 матрешки, музыкальные инструменты: металлофон или фортепиано.
21. Методика организации игры • Дети сидят на стульчиках, образуя полукруг • Перед детьми находится планшет с карманами и столик, на котором стоят три матрешки • Педагог играет песенку, содержащую в себе не более 3-х звуков, различных по высоте • По желанию к планшету подходит ребенок и подставляет в его карманы количество матрешек, соответствующее числу музыкальных звуков в этой песне.
22. «Музыкальный волчок» Цельигры: развитие музыкальной памяти и звуковысотного слуха Музыкальный материал: все песни, выученные ранее Дидактический материал: карточки с изображением знакомых песен и волчок со стрелой
23. Методика организации игры • Дети стоят, образуя круг. В центре которого находится стол с карточками, с в середине карточного круга – волчок со стрелой • Педагог вращает волчок, после остановки которого стрелочка указывает на определенную карточку • Дети по наглядному изображению должны сказать название песни и чисто ее проинтонировать
|
|
|