Главная страница

Развитие музыкального слуха младших дошкольников через игровую деятельность



Скачать 94.98 Kb.
НазваниеРазвитие музыкального слуха младших дошкольников через игровую деятельность
Дата14.04.2016
Размер94.98 Kb.
ТипДокументы

Развитие музыкального слуха младших дошкольников

через игровую деятельность.
Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Прекрасная форма музыкальной работы с детьми – музыкальные игры, важность которых, состоит в том, что, будучи самым близким и доступным для ребёнка видом деятельности, способствуют естественному ходу его личностного развития с помощью создания взрослым соответствующих для этого условий. Эти игры проводятся на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества и могут быть самыми разнообразными по характеру. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия – упражнения, другие имеют определённое содержание, правила, которые организуют детей в игре. Обучении через музыкальную игру интересное и увлекательное занятие, способствует постепенному переносу интереса с игровой на учебную деятельность. Занимательная игра не перегружает ни умственно, ни физически.. Воздействие музыкальных образов делает игру ярче, интереснее, помогает проявиться детской индивидуальности. Игра же, в свою очередь способствует полноценному восприятию музыкальных произведений. По мнению учёных, музыкально-дидактические игры являются важным средством обучения и сенсорного воспитания, основное назначение их развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности. Задачи, которые решаются в ходе музыкальных игр, связаны с задачами музыкального воспитания: - учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить звуки контрастной высоты; - передавать несложные ритмические рисунки хлопками и в движении; - различать громкую и тихую музыку, соизмеряя силу звука во время пения и движения в упражнениях и играх; - узнавать по тембру различные детские музыкальные инструменты и уметь изменять тембр голоса в игре; - различать характер музыки и действовать в соответствии с этой музыкой.

Игры:

Игры для развития музыкального слуха


Ребенок начинает слышать звуки, еще находясь в утробе матери. Поэтому если вы мечтаете развить музыкальный слух у своего чада, можно начинать это делать еще в период беременности. Включайте дома спокойные, негромкие мелодии, но избегайте музыки с низкими частотами. Они могут только испугать кроху и не принесут никакой пользы.

Включайте музыку не только, когда ребенок засыпает. Для развития музыкального слуха у детей можно слушать музыку во время игр, гимнастики с ребенком – в таких случаях включайте ритмичные, подвижные мелодии. Ваш кроха не любит одеваться? Подберите соответствующую мелодию, которая понравиться ребенку и вместо того, чтобы плакать, кроха будет внимательно слушать музыку, работая в такт ручками-ножками.

Если у мамы хороший слух, она может сама напевать малышу детские песенки, подходящие по ситуации. Это способствует не только развитию слуха, но и памяти, а также способностей восприятия окружающего мира. Мелодии, которые вы включаете ребенку или песенки, которые поете должны быть и веселыми, и грустными. Тогда малыш научится улавливать и понимать настроение музыки.

Как только ребенок начнет ходить, можно начать осваивать ритмы. Включайте музыку, топайте и хлопайте вместе с ребенком, отбивая ритм. Только для начала выбирайте мелодии, где ритм более или менее медленный, чтобы ребенок успевал уловить его.

Основное развитие слуха возможно, когда ребенок заговорит. Для начала познакомьте его с низкими и высокими звуками. Для этого можно использовать игрушечные музыкальные инструменты, к примеру, ксилофон, дудочку, барабан. Покажите малышу, какой инструмент звучит высоко, а какой низко. Если в вашем доме есть настоящее пианино, то это просто замечательно! С помощью низких и высоких нот можно изображать звуки разных животных. Например, мышка пищит на высокой ноте. А медведь рычит на низкой. Нажимайте поочередно высокие и низкие клавиши, а ребенок должен будет представить и изобразить какое животное издает такой звук.

Существуют также различные игры для развития музыкального слуха. Например, игра «Угадай что звучит». В нее можно играть, начиная с 3,5 лет. Разные предметы быта, игрушки расставьте перед ребенком, попросите его отвернуться и постучите по одному из предметов карандашом. Ребенок должен простучать карандашиком сам по этим предметам, чтобы угадать звук какого из них он услышал. Если с первого раза у малыша ничего не получится, повторите попытку еще раз. Усложняйте игру, постепенно добавляя новые предметы.

Еще одна игра — «Стеклянные бутылки». Возьмите бутылку, стакан или бокал. Наполните его некоторым количеством воды, возьмите в руки вилку за самый кончик и постучите по краю стакана. Дайте ребенку такой же стакан и попросите долить в него столько воды, чтобы получился такой же звук. Играть в эту игру можно начиная с 5 лет. Другой вариант этой игры выполняется с несколькими стаканами или бутылками. Наполните их водой, в одни налейте больше, в другие меньше. Попросите ребенка постучать по ним вилкой, и отставить в одну сторону те стаканы, которые издают низкий звук, а в другую – высокий.
Со временем можно сочинить с помощью бутылок, наполненных водой небольшую мелодию. Сначала придумайте мелодию сами, потом предложите сделать это ребенку.

«Угадай мелодию» — игра для развития музыкального слуха и чувства ритма у ребенка. Вам нужно будет прохлопать ритм известной вашему малышу детской песенки. Причем манер исполнения должна быть такая, чтобы хлопки были тише в том месте, где мелодия должна звучать тише и громче в тех местах, где мелодия звучит громко. Поскольку эта игра довольно непростая, вы можете предупредить малыша, какие именно песенки вы выбрали для этой игры, а он должен угадать какой именно. После того как малыш справиться с поставленной задачей, предложите ему самому прохлопать любую мелодию, но на этот раз отгадывать будете вы.

Можно использовать музыкальный инструмент. Сыграйте известную мелодию, например, «Антошка- Антошка» и предложите ребенку угадать мелодию. Более упрощенный вариант этой игры – исполнение мелодии голосом. Уверены, что такие игры принесет максимум пользы и удовольствия вам обоим!


  1. 2. Игра «Озорное эхо» Цель игры: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада Музыкальный материал: короткие фразы, содержащие имена детей, и слова, определяющие настроение Дидактический материал: мячик Prezentacii.com

  2. 3. Методика организации игры • Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с мячиком- эхом. Бросая мячик кому-либо из играющих, педагог пропевает его имя или слово настроение. Ребенок должен вернуть , интонационно точно повторяя музыкальную фразу, пропетую педагогом

  3. 4. «Музыкальная лесенка» Цель игры: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии Музыкальный материал: песенка «про лесенку» (до-мажорный звукоряд) Дидактический материал: восьмиступенчатая лесенка и фигурка (животного, героя мультфильма и т.п.)

  4. 5. Методика организации игры • Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках. • Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. ее ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать. • Детям предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки Сту-пень-ки –зву-ки вверх и-дут, За-тем о-ни нас вниз све-дут. • Упражнение повторяется несколко раз вместе с детьми

  5. 6. «Музыкальный домик» • Цель игры: развитие инструментального тембрового слуха Дидактический материал: «музыкальный домик» - ширма и различные инструменты, окружающие детей в повседневной жизни детского сада

  6. 7. Методика организации игры • Педагог устанавливает домик-ширму и объясняет детям, что это – необыкновенный домик, в котором живут различные инструменты. «Поскольку эти инструменты ваши хорошие знакомые, вы можете узнать их по звучанию. • Поочередно педагог извлекает звуки из различных инструментов. Дети должны узнать их.

  7. 8. «Угадай инструмент» Цель игры: развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания Музыкальный материал: аудиозапись разнообразной инструментальной музыки Дидактический материал: Карточки с изображениями музыкальных инструментов.

  8. 9. Методика организации игры • Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся картинки с изображениями различных инструментов • Педагог предлагает им прослушать различные инструментальные произведения. • После прослушивания дети должны определить, какой инструмент или инструменты участвовали в исполнении каждого музыкального произведения и выбрать карточки с их изображениями.

  9. 10. «Музыкальное лото» Цель игры: закрепление работы над развитием вокального и инструментального тембрового слуха. Музыкальный материал: аудиозапись со звучанием вокальных (мужских, женских, детских) и инструментальных (инструментов симфонического и народного оркестров) тембров. Дидактический материал: большие карточки, являющиеся основным полем лото и разделённые на сектора; маленькие карточки, соответствующие каждому сектору.

  10. 11. Методика организации игры • Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров. Предполагается, что педагог, знакомя детей с теми или иными тембрами, например симфонического или народного оркестра, параллельно демонстрирует рисунок или сам инструмент. • Звучит аудиозапись с ярко выраженным тембром того или иного инструмента или голоса. • Дети выбирают соответствующую этому звучанию маленькую карточку и накрывают ею определённый сектор на основном поле лото.

  11. 12. «Тихо – громко» Цель игры: дать детям о контрастной динамике (тихо – громко). Музыкальный материал: песня Е. Тиличеевой «Тише – громче в бубен бей!» (сб. «Музыка в детском саду». М.: Музыка, 1982. Вып.1). Дидактический материал: бубен.

  12. 13. Методика организации игры • Дети стоят, образуя круг, возле которого находится педагог с бубном в руках. • Педагог исполняет песню Е. Тиличеевой «тише – громче в бубен бей!» с использованием бубна для контрастной характеристики образов грома и ручейка. В процессе исполнения песни в определённых смысловых моментах педагог подключает детей к изображению этого контраста на бубне. • Усложнять игру можно, предлагая детям самим исполнять песню, т. е. выбирать на роль водящего ребёнка.

  13. 14. «Игра с платочками» Цель игры: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков. Музыкальный материал: аудиозапись вариаций В. А. Моцарта из оперы «Волшебная флейта».

  14. 15. Методика организации игры • Дети сидят или стоят в небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. • Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое – прячут платочки за спину.

  15. 16. «Колобок» Цель игры: развитие динамического слуха в сочетании с чистотой интонирования песни. Музыкальный материал: любая знакомая дтям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения. Дидактический материал: игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающий стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку.

  16. 17. Методика организации игры • Педагог расставляет все фигуры на игровом поле в любом порядке. • Дети рассматривают фигурки, а затем вместе с педагогом выбирают водящего. • Водящий выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. • Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок», и зовут водящего: Укатился колобок, колобок – румяный бок. • Как же нам его найти, к деду с бабкой привести? • Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи • И по песенке весёлой колобочек отыщи. • Дети поют любимую знакомую песенку, а водящий в то время берёт молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко.

  17. 18. «Найди щенка» • Цель игры: развитие динамического слуха в сочетании с выразительным пением. Музыкальный материал: любая знакомая детям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения. Дидактический материал: маленькая фигурка щенка.

  18. 19. Методика организации игры • Дети сидят на стульчиках, образуя полукруг. • Педагогом выбирают водящего, который выходит за дверь. • Дети протягивают свои ладошки педагогу, кому-то он в ладошки прячет щенка ( по принципу игры «Колечко»). • После этого дети зовут водящего: Вот щенок наш убежал, спрятался за бочки. Во дворе их много так, не найти его не как. Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи! Мы не будем помогать, будем песню распевать! Водящий подставляет каждому ребёнку обе ладошки, в каторые дети выкладывают закрытые свои. При этом дети тише или громче поют знакомую песенку и по её динамическому звучанию

  19. 20. «Сколько нас поет?» Цель игры: развитие музыкальной памяти и звуковысотного слуха. Дидактический материал: планшет со вставными карманами и 3 матрешки, музыкальные инструменты: металлофон или фортепиано.

  20. 21. Методика организации игры • Дети сидят на стульчиках, образуя полукруг • Перед детьми находится планшет с карманами и столик, на котором стоят три матрешки • Педагог играет песенку, содержащую в себе не более 3-х звуков, различных по высоте • По желанию к планшету подходит ребенок и подставляет в его карманы количество матрешек, соответствующее числу музыкальных звуков в этой песне.

  21. 22. «Музыкальный волчок» Цельигры: развитие музыкальной памяти и звуковысотного слуха Музыкальный материал: все песни, выученные ранее Дидактический материал: карточки с изображением знакомых песен и волчок со стрелой

  22. 23. Методика организации игры • Дети стоят, образуя круг. В центре которого находится стол с карточками, с в середине карточного круга – волчок со стрелой • Педагог вращает волчок, после остановки которого стрелочка указывает на определенную карточку • Дети по наглядному изображению должны сказать название песни и чисто ее проинтонировать