Главная страница


Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально ритмических движений



Скачать 454.48 Kb.
НазваниеРазвитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально ритмических движений
страница2/3
Музыкальный руководитель
Дата14.04.2016
Размер454.48 Kb.
ТипРеферат
1   2   3
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по развитию памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально- ритмической деятельности.

2.1. Выявление начального уровня памяти и внимания у детей.

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников старшей группы МАДОУ комбинированного типа «Теремок» ,Кабанского района, республики Бурятия.

Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития памяти и внимания у детей данного возраста посредством музыкально – ритмических движений

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Выявить начальный уровень памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста, в процессе музыкально – ритмических движений;

3. Выявить динамику развития внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста.

Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня памяти и внимания у детей.

Были поставлены следующие задачи:

Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития;

Выявить первоначальный уровень;

Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

Методы диагностики: наблюдение за детьми в процессе движений под музыку в условиях обычных заданий на основе репертуара «Ритмическая мозаика».

К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание, воспроизведение с одновременным слуховым контролем в выразительных ритмических движениях, сопоставление с принятыми эталонами.

Показатели:

Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.

Подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.

Внимание:

Детям предлагалось выполнить знакомую композицию «Чебурашка».Экспериментатор наблюдал за выполнением композиции.

Критерии: если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно – это высокий уровень. Оценка 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4 до 2 баллов. В случае затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания- 0 баллов.

Память:

После разучивания композиции «Веселые путешественники» ( 6-8 повторений вместе с педагогом), детям предлагалось выполнить композицию самостоятельно. Если ребенок справился с заданием – это норма;3,4 балла. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу- это высокий уровень развития памяти- оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.

Подвижность нервных процессов:

Звучат фрагменты из 3 различных жанров музыки: полька, вальс, марш. Ребенку предлагалось потанцевать под музыку.

Критерии: Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом: N – норма (5 баллов); В (возбудимость), З ( заторможенность) – от 1 до 4 баллов.

В соответствии с критериями и оценками выделено 3 уровня развития: высокий - 15-13 баллов, средний – 9-12 баллов, и ниже среднего-3-6 баллов. Использовалась 5- балльная система оценок.

Анализ результатов представлен в таблице 1

Таблица 1

№/п

Имя, фамилия ребенка

память

внимание

Подвижность нервных процессов

Общий балл

1

Митрофанова Альбина

3

3

5

11

2

Пузанов Вова

3

1

2

6

3

Пугачев Толя

1

1

2

4

4

Брянская Марина

3

1

3

7

5

Копытова Настя

1

1

2

4

6

Давыдов Данил

1

1

2

4

7

Кляцов Влад

3

3

4

10

8

Астахов Вася

3

1

4

8

9

Купчина Лена

1

1

2

4

0

Ландина Марина

1

3

3

7

1

Осокина Вика

4

4

3

11

2

Перевалов Костя

3

1

3

7

3

Лебедев Иван

1

1

2

4

4

Стаисупов Артем

1

3

4

8

5

Некипелова Ксюша

2

3

2

7

6

Брянский Денис

4

1

2

7

По итогам выполненных заданий учитывая общий балл, распределили детей по уровням развития (см. Таблица 2)

Таблица 2

1

Митрофанова Альбина

11

С

2

Пузанов Вова

6

Н

3

Пугачев Толя

4

Н

4

Брянская Марина

7

С

5

Копытова Настя

4

Н

6

Давыдов Данил

4

Н

7

Кляцов Влад

10

С

8

Астахов Вася

8

С

9

Купчина Лена

4

Н

0

Ландина Марина

7

С

1

Осокина Вика

11

С

2

Перевалов Костя

7

С

3

Лебедев Иван

4

Н

4

Стаисупов Артем

8

С

5

Некипелова Ксюша

7

С

6

Брянский Денис

7

С

Данные результаты перевели в проценты( см. Рис 1)

Рисунок 1

Уровень развития внимания и памяти на начальном этапе

Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, 10 детей (62%), находится на среднем уровне развития, 6 детей (38%)- на низком уровне. С высоким уровнем развития детей нет.

В целом можно сказать, что у детей развитие памяти и внимания находится на среднем уровне развития.

Анализируя отдельно каждый показатель развития, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвали задания на умение выполнить движения последовательно, внимательно, не отвлекаясь, и задания на умение изменять движения в соответствии с различным жанром и формой музыки. Так, при выполнении первого задания на умение выполнить композицию внимательно , не отвлекаясь - 10 детей выполнили не внимательно, отвлекались.

При определении развития памяти -8 детей путали последовательность движений.

При выполнении задания на развитие подвижности нервных процессов, умение изменять движения в различном ритме и темпе – 8 человек не справились с заданием.

В целом можно констатировать, что у детей развитие памяти и внимания находится не на должном уровне.

2.2. Система музыкально - ритмических упражнений для развития памяти и внимания.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, намечена дальнейшая работа по развитию памяти и внимания.

В начале формирующего эксперимента сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка системы музыкально - ритмических упражнений для развития памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста.

При разработке таких упражнений соблюдались следующие требования:

Требования к подбору музыки.

Требования к подбору движений.

Критерии определения доступности.

Подбирая музыку, стремились к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. С точки зрения доступности музыка для движения:

- небольшая по объему( 3-4 минуты);

- разнообразная по темпу ( быстрая, медленная, с ускорениями, замедлениями);

- 2-х или 3-х частная и разнообразная по форме (вариации, рондо);

Музыкальные произведения достаточно разнообразны по жанру ( плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру ( веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные…). Подбирая музыку для ритмических упражнений использовали детские песни, народные мелодии, эстрадные мелодии, классические произведения. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей. Воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.

Движения соответствуют музыке, а также:

- доступны двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

- понятны по содержанию игрового образа( например- герои волшебных сказок, персонажи мультфильмов и т.д.)

- разнообразны, нестереотипны, включают различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленях и пр.)

Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений . Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, галопы, прыжки, приседания выполняемые в умеренно быстром темпе. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений соответственно темпу музыки:

- быстрый бег-160 акцентов в минуту;

- подскоки, галоп- 120-150 акцентов в минуту;

- маховые движения- 80-90 акцентов в минуту;

- наклоны- 70 акцентов в минуту

- повороты, наклоны головы, растягивания- 40-60 акцентов в минуту.

Все характеристики соотнесены с индивидуальными возможностями детей, и ориентированы на средние показатели уровня развития детей в группе.

Ритмические композиции подобраны из программы по ритмопластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

октябрь

«Танец сидя» ( любая полька), «Чебурашка» ( Муз. В. Шаинского)

ноябрь

«Плюшевый медвежонок» ( муз. В. Кривцова), «Разноцветная игра» (муз. Б. Савельева)

декабрь

«Куклы – неваляшки» (муз.З Левиной).

январь

«Кузнечик» (муз. В.Шаинского).

февраль

«Белочка» (муз. В. Шаинского), «Лошадки» (муз.- ритм. композ.)

март

«Белые кораблики» ( муз.ВШаинского), «Чунга – Чанга» ( муз. В. Шаинского).

апрель

«Упражнение с цветами» ( музыкальна пьеса «Добрая фея» В. Гладкова), «Волшебный цветок» (муз. В.Чичкова)

Данные упражнения разучивались в течении учебного года , занятие проводилось 1 раз в неделю. Но использовались и интенсивные методы- это увеличение времени занятий движениями, то есть двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду ( на зарядке, занятиях, на музыкальных занятиях, между занятиями , на прогулке и т.д.).Работа требует определенного времени, постепенного усложнения заданий, и варьирование методов и форм работы.

1 этап обучения - подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» (выражение С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.. Показ должен быть еще и «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо, чтобы дети успели перевести восприятие в двигательную реакцию. И еще одна особенность показа - он должен быть в «зеркальном» отображении, поскольку дети повторяют движения автоматически.

2этап занятий - развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнения движений самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае только по показу , у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно предлагается детям самостоятельно исполнить всю композицию от начала и до конца. Использовались также следующие приемы- показ упражнения условными жестами, мимикой, словесные указания, «провокации» , т.е. специальные ошибки педагога при показе. С целью активизации внимания детей и побуждении к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

3 этап – творческое самовыражение в движении под музыку. Происходит это постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно – ответная» форма исполнения, где предлагается импровизация на определенный музыкальны фрагмент - проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции «Танец сидя» дети на проигрыш сами придумывают танцевальные движения. В композиции «Чунга- Чанга»- пляску. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой – готовят на импровизации на целые музыкальные произведения.

В предлагаемом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, но это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведениях, а значит в разных ситуациях, разном ритме, темпе. С первых занятий важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания музыки. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, все виды памяти ( двигательная, зрительная, слуховая), развивается слуховое восприятие.

Итак, при выполнении данных музыкально - ритмических композиций, в которых происходит постепенное увеличение объема движений, продолжительность звучания музыки, разнообразные сочетания упражнений у детей происходит развитие внимания и памяти, тренировка нервных процессов.

2.3. Анализ результатов эксперимента

С целью определения эффективности разработанных упражнении для развития внимания и памяти дошкольников, был проведен контрольный эксперимент.

Задачи контрольного эксперимента:

Выявить динамику развития внимания и памяти старших дошкольников;

Определить эффективность разработанных упражнений для развития внимания и памяти детей.

На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты контрольной диагностики приведены в таблице ( см. Таблица 4).

Таблица 4

/п

Имя,фамилия ребенка

память

внимание

Подвижность нервных процессов

Общий балл

1

МитрофановаАльбина

5

4

5

14

2

Пузанов Вова

4

3

3

10

3

Пугачев Толя

3

3

3

9

4

Брянская Марина

5

4

4

13

5

Копытова Настя

2

2

3

7

6

Давыдов Данил

1

1

4

6

7

Кляцов Влад

5

4

5

10

8

Астахов Вася

5

3

5

13

9

Купчина Лена

1

1

3

5

0

Ландина Марина

4

4

5

13

1

Осокина Вика

5

5

4

14

2

Перевалов Костя

4

3

4

11

3

Лебедев Иван

3

3

4

10

4

Стаисупов Артем

4

4

5

13

5

Некипелова Ксюша

4

4

5

13

6

Брянский Денис

5

4

4

13

По итогам выполненных заданий учитывая общий балл, распределили детей по уровням развитии ( см.Таблица 5)

Таблица 5

1

Митрофанова Альбина

14

В

2

Пузанов Вова

10

С

3

Пугачев Толя

9

С

4

Брянская Марина

13

В

5

Копытова Настя

7

Н

6

Давыдов Данил

6

Н

7

Кляцов Влад

10

С

8

Астахов Вася

13

В

9

Купчина Лена

5

Н

0

Ландина Марина

13

В

1

Осокина Вика

14

В

2

Перевалов Костя

11

С

3

Лебедев Иван

10

С

4

Стаисупов Артем

13

В

5

Некипелова Ксюша

13

В

6

Брянский Денис

13

В

Данные результаты перевели в проценты (см.Рисунок 2)

Рисунок 2

Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики

Как видно из гистограмм в развитии детей произошли значительные изменения.

Так, на начальном этапе детей с высоким уровнем развития не было, а на контрольном этапе свой результат улучшило 8 человек (50%), 5 человек улучшили свой результат и показали средний уровень развития (32%), лишь у 3детей (18%) , к сожалению, не произошло никаких улучшений.
1   2   3