Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по развитию памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально- ритмической деятельности.
2.1. Выявление начального уровня памяти и внимания у детей.
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников старшей группы МАДОУ комбинированного типа «Теремок» ,Кабанского района, республики Бурятия.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития памяти и внимания у детей данного возраста посредством музыкально – ритмических движений
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Выявить начальный уровень памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста, в процессе музыкально – ритмических движений;
3. Выявить динамику развития внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста.
Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня памяти и внимания у детей.
Были поставлены следующие задачи:
Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития;
Выявить первоначальный уровень;
Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.
Методы диагностики: наблюдение за детьми в процессе движений под музыку в условиях обычных заданий на основе репертуара «Ритмическая мозаика».
К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание, воспроизведение с одновременным слуховым контролем в выразительных ритмических движениях, сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели:
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.
Подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
Внимание:
Детям предлагалось выполнить знакомую композицию «Чебурашка».Экспериментатор наблюдал за выполнением композиции.
Критерии: если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно – это высокий уровень. Оценка 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4 до 2 баллов. В случае затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания- 0 баллов.
Память:
После разучивания композиции «Веселые путешественники» ( 6-8 повторений вместе с педагогом), детям предлагалось выполнить композицию самостоятельно. Если ребенок справился с заданием – это норма;3,4 балла. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу- это высокий уровень развития памяти- оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность нервных процессов:
Звучат фрагменты из 3 различных жанров музыки: полька, вальс, марш. Ребенку предлагалось потанцевать под музыку.
Критерии: Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом: N – норма (5 баллов); В (возбудимость), З ( заторможенность) – от 1 до 4 баллов.
В соответствии с критериями и оценками выделено 3 уровня развития: высокий - 15-13 баллов, средний – 9-12 баллов, и ниже среднего-3-6 баллов. Использовалась 5- балльная система оценок.
Анализ результатов представлен в таблице 1
Таблица 1
№/п
| Имя, фамилия ребенка
| память
| внимание
| Подвижность нервных процессов
| Общий балл
| 1
| Митрофанова Альбина
| 3
| 3
| 5
| 11
| 2
| Пузанов Вова
| 3
| 1
| 2
| 6
| 3
| Пугачев Толя
| 1
| 1
| 2
| 4
| 4
| Брянская Марина
| 3
| 1
| 3
| 7
| 5
| Копытова Настя
| 1
| 1
| 2
| 4
| 6
| Давыдов Данил
| 1
| 1
| 2
| 4
| 7
| Кляцов Влад
| 3
| 3
| 4
| 10
| 8
| Астахов Вася
| 3
| 1
| 4
| 8
| 9
| Купчина Лена
| 1
| 1
| 2
| 4
| 0
| Ландина Марина
| 1
| 3
| 3
| 7
| 1
| Осокина Вика
| 4
| 4
| 3
| 11
| 2
| Перевалов Костя
| 3
| 1
| 3
| 7
| 3
| Лебедев Иван
| 1
| 1
| 2
| 4
| 4
| Стаисупов Артем
| 1
| 3
| 4
| 8
| 5
| Некипелова Ксюша
| 2
| 3
| 2
| 7
| 6
| Брянский Денис
| 4
| 1
| 2
| 7
| По итогам выполненных заданий учитывая общий балл, распределили детей по уровням развития (см. Таблица 2)
Таблица 2
-
1
| Митрофанова Альбина
| 11
| С
| 2
| Пузанов Вова
| 6
| Н
| 3
| Пугачев Толя
| 4
| Н
| 4
| Брянская Марина
| 7
| С
| 5
| Копытова Настя
| 4
| Н
| 6
| Давыдов Данил
| 4
| Н
| 7
| Кляцов Влад
| 10
| С
| 8
| Астахов Вася
| 8
| С
| 9
| Купчина Лена
| 4
| Н
| 0
| Ландина Марина
| 7
| С
| 1
| Осокина Вика
| 11
| С
| 2
| Перевалов Костя
| 7
| С
| 3
| Лебедев Иван
| 4
| Н
| 4
| Стаисупов Артем
| 8
| С
| 5
| Некипелова Ксюша
| 7
| С
| 6
| Брянский Денис
| 7
| С
| Данные результаты перевели в проценты( см. Рис 1)
Рисунок 1
Уровень развития внимания и памяти на начальном этапе
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, 10 детей (62%), находится на среднем уровне развития, 6 детей (38%)- на низком уровне. С высоким уровнем развития детей нет.
В целом можно сказать, что у детей развитие памяти и внимания находится на среднем уровне развития.
Анализируя отдельно каждый показатель развития, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвали задания на умение выполнить движения последовательно, внимательно, не отвлекаясь, и задания на умение изменять движения в соответствии с различным жанром и формой музыки. Так, при выполнении первого задания на умение выполнить композицию внимательно , не отвлекаясь - 10 детей выполнили не внимательно, отвлекались.
При определении развития памяти -8 детей путали последовательность движений.
При выполнении задания на развитие подвижности нервных процессов, умение изменять движения в различном ритме и темпе – 8 человек не справились с заданием.
В целом можно констатировать, что у детей развитие памяти и внимания находится не на должном уровне.
2.2. Система музыкально - ритмических упражнений для развития памяти и внимания.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, намечена дальнейшая работа по развитию памяти и внимания.
В начале формирующего эксперимента сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка системы музыкально - ритмических упражнений для развития памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста.
При разработке таких упражнений соблюдались следующие требования:
Требования к подбору музыки.
Требования к подбору движений.
Критерии определения доступности.
Подбирая музыку, стремились к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. С точки зрения доступности музыка для движения:
- небольшая по объему( 3-4 минуты);
- разнообразная по темпу ( быстрая, медленная, с ускорениями, замедлениями);
- 2-х или 3-х частная и разнообразная по форме (вариации, рондо);
Музыкальные произведения достаточно разнообразны по жанру ( плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру ( веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные…). Подбирая музыку для ритмических упражнений использовали детские песни, народные мелодии, эстрадные мелодии, классические произведения. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей. Воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.
Движения соответствуют музыке, а также:
- доступны двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
- понятны по содержанию игрового образа( например- герои волшебных сказок, персонажи мультфильмов и т.д.)
- разнообразны, нестереотипны, включают различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленях и пр.)
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений . Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, галопы, прыжки, приседания выполняемые в умеренно быстром темпе. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений соответственно темпу музыки:
- быстрый бег-160 акцентов в минуту;
- подскоки, галоп- 120-150 акцентов в минуту;
- маховые движения- 80-90 акцентов в минуту;
- наклоны- 70 акцентов в минуту
- повороты, наклоны головы, растягивания- 40-60 акцентов в минуту.
Все характеристики соотнесены с индивидуальными возможностями детей, и ориентированы на средние показатели уровня развития детей в группе.
Ритмические композиции подобраны из программы по ритмопластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
октябрь
| «Танец сидя» ( любая полька), «Чебурашка» ( Муз. В. Шаинского)
| ноябрь
| «Плюшевый медвежонок» ( муз. В. Кривцова), «Разноцветная игра» (муз. Б. Савельева)
| декабрь
| «Куклы – неваляшки» (муз.З Левиной).
| январь
| «Кузнечик» (муз. В.Шаинского).
| февраль
| «Белочка» (муз. В. Шаинского), «Лошадки» (муз.- ритм. композ.)
| март
| «Белые кораблики» ( муз.ВШаинского), «Чунга – Чанга» ( муз. В. Шаинского).
| апрель
| «Упражнение с цветами» ( музыкальна пьеса «Добрая фея» В. Гладкова), «Волшебный цветок» (муз. В.Чичкова)
| Данные упражнения разучивались в течении учебного года , занятие проводилось 1 раз в неделю. Но использовались и интенсивные методы- это увеличение времени занятий движениями, то есть двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду ( на зарядке, занятиях, на музыкальных занятиях, между занятиями , на прогулке и т.д.).Работа требует определенного времени, постепенного усложнения заданий, и варьирование методов и форм работы.
1 этап обучения - подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» (выражение С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.. Показ должен быть еще и «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо, чтобы дети успели перевести восприятие в двигательную реакцию. И еще одна особенность показа - он должен быть в «зеркальном» отображении, поскольку дети повторяют движения автоматически.
2этап занятий - развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнения движений самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае только по показу , у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно предлагается детям самостоятельно исполнить всю композицию от начала и до конца. Использовались также следующие приемы- показ упражнения условными жестами, мимикой, словесные указания, «провокации» , т.е. специальные ошибки педагога при показе. С целью активизации внимания детей и побуждении к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
3 этап – творческое самовыражение в движении под музыку. Происходит это постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно – ответная» форма исполнения, где предлагается импровизация на определенный музыкальны фрагмент - проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции «Танец сидя» дети на проигрыш сами придумывают танцевальные движения. В композиции «Чунга- Чанга»- пляску. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой – готовят на импровизации на целые музыкальные произведения.
В предлагаемом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, но это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведениях, а значит в разных ситуациях, разном ритме, темпе. С первых занятий важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания музыки. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, все виды памяти ( двигательная, зрительная, слуховая), развивается слуховое восприятие.
Итак, при выполнении данных музыкально - ритмических композиций, в которых происходит постепенное увеличение объема движений, продолжительность звучания музыки, разнообразные сочетания упражнений у детей происходит развитие внимания и памяти, тренировка нервных процессов.
2.3. Анализ результатов эксперимента
С целью определения эффективности разработанных упражнении для развития внимания и памяти дошкольников, был проведен контрольный эксперимент.
Задачи контрольного эксперимента:
Выявить динамику развития внимания и памяти старших дошкольников;
Определить эффективность разработанных упражнений для развития внимания и памяти детей.
На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты контрольной диагностики приведены в таблице ( см. Таблица 4).
Таблица 4 /п
| Имя,фамилия ребенка
| память
| внимание
| Подвижность нервных процессов
| Общий балл
| 1
| МитрофановаАльбина
| 5
| 4
| 5
| 14
| 2
| Пузанов Вова
| 4
| 3
| 3
| 10
| 3
| Пугачев Толя
| 3
| 3
| 3
| 9
| 4
| Брянская Марина
| 5
| 4
| 4
| 13
| 5
| Копытова Настя
| 2
| 2
| 3
| 7
| 6
| Давыдов Данил
| 1
| 1
| 4
| 6
| 7
| Кляцов Влад
| 5
| 4
| 5
| 10
| 8
| Астахов Вася
| 5
| 3
| 5
| 13
| 9
| Купчина Лена
| 1
| 1
| 3
| 5
| 0
| Ландина Марина
| 4
| 4
| 5
| 13
| 1
| Осокина Вика
| 5
| 5
| 4
| 14
| 2
| Перевалов Костя
| 4
| 3
| 4
| 11
| 3
| Лебедев Иван
| 3
| 3
| 4
| 10
| 4
| Стаисупов Артем
| 4
| 4
| 5
| 13
| 5
| Некипелова Ксюша
| 4
| 4
| 5
| 13
| 6
| Брянский Денис
| 5
| 4
| 4
| 13
| По итогам выполненных заданий учитывая общий балл, распределили детей по уровням развитии ( см.Таблица 5)
Таблица 5
-
1
| Митрофанова Альбина
| 14
| В
| 2
| Пузанов Вова
| 10
| С
| 3
| Пугачев Толя
| 9
| С
| 4
| Брянская Марина
| 13
| В
| 5
| Копытова Настя
| 7
| Н
| 6
| Давыдов Данил
| 6
| Н
| 7
| Кляцов Влад
| 10
| С
| 8
| Астахов Вася
| 13
| В
| 9
| Купчина Лена
| 5
| Н
| 0
| Ландина Марина
| 13
| В
| 1
| Осокина Вика
| 14
| В
| 2
| Перевалов Костя
| 11
| С
| 3
| Лебедев Иван
| 10
| С
| 4
| Стаисупов Артем
| 13
| В
| 5
| Некипелова Ксюша
| 13
| В
| 6
| Брянский Денис
| 13
| В
| Данные результаты перевели в проценты (см.Рисунок 2)
Рисунок 2
Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики
Как видно из гистограмм в развитии детей произошли значительные изменения.
Так, на начальном этапе детей с высоким уровнем развития не было, а на контрольном этапе свой результат улучшило 8 человек (50%), 5 человек улучшили свой результат и показали средний уровень развития (32%), лишь у 3детей (18%) , к сожалению, не произошло никаких улучшений.
|