Главная страница

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Актуальность проблемы



Скачать 169.9 Kb.
Название«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Актуальность проблемы
Дата14.04.2016
Размер169.9 Kb.
ТипДокументы

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Актуальность проблемы

На сегодняшний день, особенно актуальна проблема развития внимания у дошкольного возраста, особенно у детей с общим недоразвитием речи, так как данный вид нарушения из года в год возрастает. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни. Поэтому данная проблема на сегодняшний день стоит очень остро и ею необходимо заниматься, начиная с детьми уже дошкольного возраста.

Проблема внимания достаточно актуальна не только в настоящее время, ею занимались такие научные исследователи, Е.В. Овчинникова, В.А.Калягин, Н.В. Разживина и др. А в настоящее время занимаются Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филечева.

Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к производительности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, начинающие обучаться в школе, часто всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.

Развивать и совершенствовать свое внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

В настоящее время стали актуальны проблемы развития внимания и проведение психо-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение внимания. Для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем- либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности»

«Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результат является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует» Л.А. Венгер.

Избирательность внимания понимают, прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объемов.

При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении ( длительном удержании определенных образов в сознании).

Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности сосредоточение субъекта на объекте, чем больше внимание отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание.

Первый этап концентрации внимания осуществляется уже на уровне органов чувств. Исключительно яркий пример перцептивной концентрации – зрительное внимание.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. На ряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор – пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. Некоторые советские психологи – П.Я. Гальперин и другие – даже определяют внимание как свернутое автоматизированное умственное действие контроля.

С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы, как ожидание, установка, апперцепция.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и в мнемических, мыслительных и двигательных процессах. В зависимости от характера направленности и сосредоточия выделяют непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) внимание.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что либо, то есть складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом"

Послепроизвольное внимание было введено в употребление Н.Ф.Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

  • Непроизвольное

  • Произвольное

  • Послепроизвольное

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. К началу обучения в школе у ребенка формируется произвольное внимание. При оказании помощи взрослым. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Виды - нарушения внимания – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой – либо деятельностью.

Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточится на чем – либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание.

Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность вниманиямалая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность.

Внимание у ребенка появляется рано. Первым проявлением внимания является непроизвольное внимание, которое возникает из инстинктивного реагирования на громкие звуки, яркий свет, смену температуры. Постепенно внимание становится более сконцентрированным дифференцированным.

На протяжении всего дошкольного возраста продолжает преобладать непроизвольное внимание. Наличие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Формирование произвольности внимания происходит под руководством взрослых и имеет огромное значение для дальнейшего обучения в школе.

Исследование внимания у детей

Подбирая материал для диагностического исследования, мы остановились на методиках А.А. Осиповой и Л.И. Малашинской, соответствующих возрасту детей «Запомни и расставь точки», «Диагностика особенностей внимания», «Оценка уровня развития произвольного внимания».

Авторы выбранных диагностических методик предлагают использовать следующие критерии оценки выполнения заданий:

  • Степень сформированности внимания;

  • Устойчивость и произвольность внимания;

  • Учета объема внимания;

  • Распределение внимания.

Следует рассмотреть методики, выбранные для диагностики особенностей внимания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методика №1 «Запомни и расставь точки»

Цель методики: определение объема внимания.

Описание методики: ребенок работает по инструкции с восьмью квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: Показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ребенок ставит точки в пустые клетки в тех местах, где он видел эти точки на карточках.

Объем внимания оценивается по десятибалльной системе.

БАЛЛЫ

ВОСПРОИЗВЕДЕННЫЕ

ТОЧКИ

10

6 и более

8-9

4-5

6-7

3-4

4-5

2-3

0-3

1









БАЛЛЫ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ

10

очень высокий

8-9

высокий

6-7

средний

4-5

низкий

0-3

очень низкий







Методика №2 «Диагностика особенностей внимания»

Цель методики: определение концентрации внимания.

Описание методики: ребенок работает по инструкции с сюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.

Оборудование: сюжетные картинки, стол, часы с секундной стрелкой, протокол.

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.

Нормативы:

Уровень развития

внимания

Баллы

Время

Выполнения

задания

Количество

Названных

отличий

Число

ошибок

Очень высокий

10

1-1,5

15

-

Выше среднего

8-9

1,5-2

14-13

1-2

Средний

6-7

2-2,5

12-11

3

Ниже среднего

5

2,5-3

10-9

4

Низкий

3-4

3-3,5

8-6

7-5

Очень низкий

1-2

3,5-4

Менее 6

Более 7

Методика №3 «Оценка уровня развития произвольного внимания»

Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема и распределения произвольного внимания.

Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1-м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе – зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе – зачеркивает во всех во всех фигурках нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.

Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур;2)образ реальных предметов – рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз; 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы. В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого, простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров

Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. А ребенок должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ребенок может сверять свои действия с образцом». – Первый этап.

«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Попросить ребенка зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». – Второй этап.

«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратике забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ребенок должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух и гусениц». – Третий этап.

Нормативы:

Уровень развития

Произвольного внимания

Время

заполнения

Количество

ошибок

Баллы

Очень высокий

1мин.15 сек.

-

10

Высокий

1мин.45 сек.

2

8-9

Средний

1мин.50 сек.

3

6-7

Ниже среднего

2мин.10 сек.

6

4-5

Низкий

Более2мин.10

Сек.

Более 6

1-3

Рассмотрев подробно данные диагностические методики, можно сказать, что подобранные методики позволят изучить такие свойства внимания как:

  • - устойчивость;

  • - переключаемость;

  • - распределяемость;

  • - концентрацию;

  • - объем;

Данные методики надежны, соответствуют возрасту данной группы детей, позволяют рассмотреть главные свойства внимания, интересны для детей.
По мнению авторов диагностических методик, обследование лучше проводить в утренние часы, пока дети полны сил и желание заниматься, во второй половине дня у большинства детей наступает утомление, и дети часто не хотят заниматься или выполняют задания с нежеланием.

Методические рекомендации

Внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности.

Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может, сосредоточится на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него происходит переключение, распределение внимания, его потеря. Так как внимание не является отдельным психическим процессом (А.В.Петровский), а сопровождает и обеспечивает все познавательные процессы, то и формирование внимания проходит при работе над другими психическими процессами. Развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные характеристики памяти и мыслительных процессов. Целью коррекционно-развивающей работы становится развитие свойств внимания:

  • Концентрация,

  • Устойчивость,

  • Переключаемость,

  • Объем,

  • Произвольность

Коррекция концентрации внимания включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности. Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребенка.

Также для развития концентрации внимания можно использовать

  • Упражнения на поиск известных изображений, имеющих от 2 до 4 мелких деталей при средней или высокой плотности штриховки;

  • Поиск контуров предметов, наложенных друг на друга частично.

Формирование объема памяти в этом возрасте направлено на расширение количества объектов, одномоментное удержание 5-7 объектов (предметов или изображений).

При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие приемы:

  • Обводить 1 длинную, достаточно переплетенную линию с разветвлениями; затем 2-3 линии; затем одну сильно переплетенную;

  • Зачеркивать два различных знака (например, букву А и цифру 4) в тексте объемом в 2 строки, постепенно меняя знаки и увеличивая текст до 5 строк.

Для формирования переключения внимания необходимо подбирать упражнения и деятельность, в которых идет частая смена действия. Например, корректурная проба, в которой необходимо одну букву подчеркивать, а другую зачеркивать.

Также учитывая особенности внимания, отдельной рекомендацией для педагогов и родителей будет наблюдение за вниманием ребенка в обычной жизни. Так как внимание обеспечивает взаимодействие с окружающей действительностью и практическую деятельность ребенка, то и упражнения и игры по развитию внимания следует проводить не только на специально организованных занятиях, но и в обычной жизни, во время режимных процессов.

Таким образом, исходя из особенности внимания, как необходимой стороны всех психических процессов и деятельности человека, можно выделить принципы реализации коррекционной работы по формированию внимания:

  • Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • Единства диагностики и коррекции;

  • Деятельностный принцип коррекции

  • Учета возрастно-психических и индивидуальных особенностей ребенка;

  • Комплексности методов психического воздействия;

  • Активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;

  • Опоры на разные уровни организации психических процессов;

  • Возрастание сложности;

  • Учета объема и степени разнообразия материала.



Перспективный план работы на год

«Развитие познавательных способностей на внимание у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами развивающих игр и упражнений».

Методическое обеспечение образовательного процесса

1.Подбор литературы.

2.Картотека дидактических игр.

3.Картотека математических загадок в стихотворной форме.

4.Картотека физкультурных минуток.

5.картотека упражнений пальчиковой гимнастики.

6.схемы.

Основные задачи

1.Закрепить с помощью игр полученные знания по лексическим темам.

2.Способствовать обогащению словаря

3.Способствовать развитию фонематического слуха.

4.Способствовать развитию памяти, логического мышления.

5.Закреплять умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

6.Учить сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

7.Воспитывать устойчивое внимание.

8.Воспитовать чувство настойчивости в решении ребусов, кроссвордов.

9.способствовать развитию мелкой моторики, основных движений.

10.Задание – ребус.

11.Кукла Петрушка.

Месяц

Дидактические игры, игровые упражнения, используемые в работе с детьми.



Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь

Дидактические игры на закрепление лексических тем:

«Сложи листок», «Собери букет», «Сложи картинку», «Чей пень», «Вершки корешки». «Что растет на грядке, а что на дереве», «Чудесный мешочек», «Какой сок», «Найди похожие по форме предметы». «Угадай по описанию», «Узнай дерево по листу и плоду», «Четвертый лишний», «Подбери предметы к признакам», «Птицы». «Я знаю», «Съедобный, не съедобный», «Чей лист», «Какие бывают леса», «Скажи наоборот». «Один – много», «Что изменилось», «Чего не стало», «Назови родителей».

Дидактические игры на развитие лексико-грамматических процессов:

«Подбери родственные слова», «Подбери признак», «Сосчитай».

Подбери антонимы (синонимы) к словам.

«Дополни предложение», «Составь предложение», (из набора слов), «Полслова за вами», «Кто наблюдательней».

Игровые упражнения математического характера:

«Помоги незнайке», «Нарисуй правильно», «Домино», «Кто в каком домике живет», «Преврати круги в предметы», «Преобразование одной фигуры в другую».



Месяц

Дидактические игры, игровые упражнения, используемые в работе с детьми.

Декабрь

Январь

Февраль

Дидактические игры на закрепление лексических тем и развитие лексико-грамматических процессов:

«Доскажи словечко», «Скажи ласково», «Составь предложение», «Подбери родственные слова», «Закончи предложение». «Запомни и назови», «Скажи наоборот», «Подбери слова – действия к предметам», «Сосчитай», «Путешествие». «Чье это», «Кто у кого», «Один – много». «Буква заблудилась», «Исправь ошибки», «Два из трех», «Звери».

Игровые упражнения математического характера:

«Слушай, смотри, делай», «Найди 9 отличий», «Дорисуй прямоугольники», «Дорисуй овалы», «Дорисуй треугольники», «Какие примеры решил снеговик?», «Из каких цифр создал мастер портрет», «Преобразование одной фигуры в другую», «Сложи квадрат».

Март

Апрель

Май

Дидактические игры на закрепление лексических тем и развитие лексико-грамматических процессов:

«Скажи ласково», «Скажи чего много», «Один – много», «Закончи предложение». «Назови по образцу», «Назови несколько», «Для чего нужен предмет», «Найди свой домик», «Кто где живет», «Волшебный круг», «Четвертый лишний», «Подскажи словечко», «Будь внимательным», «Паре к паре».

Игровые упражнения математического характера:

«Где чей домик», «Слуховой диктант», «Подбери к мячам соответствующие половинки».

Приложение – игры

«Запретный номер»

Цель игры: развивать произвольное внимание, концентрацию внимания. Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Вместо её произношения играющие хлопают в ладоши.

«Назови пропущенное число»

Цель игры: развивать устойчивость, произвольность и объем внимания. Ведущий медленно называет числа, от одного до пяти, пропуская какое-либо число. Дети должны называть пропущенное число. В зависимости от возраста, количество чисел можно увеличить или называть числа в обратном порядке.

«Движение и тело»

Цель игры: развивать наблюдательность, концентрацию и избирательность внимания.

Ведущий подаёт команду: «Нога». Дети вместе с ним топают ногами, «Руки» - хлопают в ладоши, «Волосы» - трогают руками волосы и т.д.

Ведущему разрешается говорить об одном, а показывать другое. Кто ошибается, тот выбывает из игры.

«Художник»

Цель игры: развивать наблюдательность, произвольность и объем внимания, зрительную память.

Ребёнок играет роль художника. Он внимательно изучает того, кого будет рисовать потом отворачивается и даёт его словесный портрет (время изучения портрета может меняться в зависимости от возраста и уровня развития наблюдательности у ребёнка).

Остальные участники игры и сам «художник» контролирует правильность изображения портрета.

Систематическое использование предложенных игр и упражнений поможет более эффективному формированию таких свойств внимания, как произвольность, концентрация, переключаемость и объем слухового и зрительного внимания.

«Я знаю»

Цель: Развитее речи детей, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Воспитатель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша – раз,

Дима – два,

Игорь – три,

Денис – четыре,

Володя – пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующее пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

«Догадайся, что показал»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Воспитатель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную воспитателем букву.

«Буква заблудилась»

Дети должны исправить слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонетического слуха.

Литература.

1.Волклва Л.С. Логопедия. – М.,1999.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.,1983. – Т.2.

3.Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. АПН РСФСР. – 1958. -№3. – С. 33-38.

4.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

5.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.,1972.

6.Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Сов. Педагогика. – 1938. - № 8.

7.Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.,1995.

8.Зверева Г.И. О воспитании внимания // Дошкольное внимание. – 1960. - № 12.

9.Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. – М., 1994.

10.Ланге Н.Н. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С. 103-144.

11.Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. – М., 2002.

12.Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

13.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн.-М.,1995.- Кн. 2.

14.Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. – М., 2002.

15.Петровский А.В. Общая психология. – М., 1973.

16.Рибо Т. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. С. 66-103.

17.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

18.Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

19.Христоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.