Главная страница

Ребенок с особыми образовательными потребностями



Скачать 180.15 Kb.
НазваниеРебенок с особыми образовательными потребностями
Дата18.04.2016
Размер180.15 Kb.
ТипДокументы

Использование средств музыкального воспитания для коррекции произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста

с особыми образовательными потребностями
Ребенок с особыми образовательными потребностями – это термин, отражающий меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии. Он вытесняет иные термины, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека и фиксирует внимание общества на потребностях таких детей в особых условиях и средствах образования для достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются принятыми в обществе способами массового образования [3].

Образование детей с особыми потребностями является одной из приоритетных задач системы общего образования. Задача педагога - дать возможность каждому ребенку, полностью реализовать свой потенциал, полноценно социализироваться.

Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями:

дистанционное обучение; обучение на дому; обучение в массовых школах в общеобразовательных классах; обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, школах-интернатах [4]. Основная цель – создание психологически и технологически комфортных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего (полного) общего образования.

В настоящее время существует несколько программ по музыке для общеобразовательных школ, но наиболее предпочтительной нам представляется программа Д.Б. Кабалевского.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека [1].

Но, несмотря на хорошо продуманное построение программы Д.Б.Кабалевского, она требует адаптации к условиям обучения детей с особыми образовательными потребностями. Долгое время, эти дети находились в определенной изоляции от общей образовательной среды. Реализация программы дистанционного обучения позволяет детям охватить все школьные дисциплины, недоступные при традиционном надомном обучении. Между тем, возникает ряд проблем, так как, каждый ребенок к началу обучения обладает своим собственным багажом знаний, который и становится отправной точкой обучения, и имеет индивидуальные особенности развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д.

Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфических логопедических приемов. Усиление руководящей и организующей деятельности учителя, позволит, не меняя структуры урока усилить коррекционное воздействие, т.е. комплексно подойти к проблеме устранения речевых нарушений и других отклонений в развитии. Ведь своевременное выявление и преодоление нарушений играет важную роль в формировании личности ребенка, способствует успешному освоению школьной программы и дальнейшей социальной адаптации в целом.

Для успешной коррекционной работы по устранения речевых нарушений и других отклонений в развитии ребенка с особое значение имеет преподнесение изучаемого материала в легкой, доступной, непринужденной игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. Именно к такой форме коррекционного воздействия можно отнести занятия по музыкальному воспитанию.

Использование различных видов музыкальной деятельности для коррекции произносительной стороны речи очень актуально для детей с особыми образовательными потребностями, так как восприятие музыки, исполнение музыки, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, а также побуждают детей к творческой активности, инициативе, развивают волевую сферу, быстроту реакции, формируют коммуникативные способности.

Интеграция логопедических приемов на музыкальные занятия поможет решить не только специфические музыкально-развивающие задачи, но и усилят коррекционное логопедическое воздействие на детей с особыми образовательными потребностями.

На уроках музыки для детей младшего школьного возраста для улучшения произносительной стороны речи можно использовать упражнения на:

1. Развитие просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии;

2. Развитие речевого и певческого дыхания;

3. Развитие артикуляционной моторики;

4. Формирование звукопроизношения, фонематического восприятия и развитие голоса.

Раздел 1. Развитие просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии.

Для развития просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии в структуру музыкальных занятий включаются музыкально-дидактические игры на различение регистровых, темповых и динамических оттенков, на развитие чувства ритма [8].

Музыкально-дидактические игры проводятся в начале урока перед изучением основной темы в течение 5-7 минут. Предлагаемые игры не связаны с определенной темой и другими разделами урока и поэтому учитель имеет возможность, для решения определенных коррекционных задач, выбирать игры на свое усмотрение, а также при недостаточном усвоении материала повторять задания на последующих уроках.

Формирование речевого и певческого дыхания, развитие артикуляции-

оной моторики, работу над звукопроизношением проводится в разделе

«Пение». Обычно, формирование дыхания и развитие артикуляционного аппарата на уроках музыки проводится в ходе разучивания или исполнения попевок и песен. Для усиления коррекционного воздействия нужно включить упражнения на дыхание и развитие артикуляционного аппарата в каждое занятие.

Раздел 2. Развитие речевого и певческого дыхания.

Основная задача данного раздела - обучить детей глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать, не поднимая плечи. Упражнения вводятся в работу в определенной последовательности: сначала упражнения простые в выполнении, затем, по мере их освоения, постепенно упражнения усложняются [7].

Виды упражнений на дыхание и последовательность введения в работу:

1) упражнения без звуков;

2) упражнения с правильно произносимыми звуками;

3) упражнения на произнесение различные звукосочетаний;

4) произнесение на выдохе звукоподражаний;

5) произнесение на выдохе коротких фраз.

Раздел 3. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения для развития артикуляционной моторики заимствованы из логопедических занятий. Упражнения эти несложные и не занимают много времени [6].

Раздел 4. Формирование звукопроизношения, фонематического восприятия и развитие голоса.

В структуру уроков музыки в разделе «Пение» входят упражнения на развитие голоса и музыкального слуха. В предлагаемых интегрированных музыкальных занятиях упражнения подбираются таким образом, чтобы одновременно с задачами музыкального воспитания решались логопедические задачи по улучшению звукопроизношения. Последовательность закрепления правильного произношения звуков на музыкальных занятиях соответствует программе фронтальных занятий по произношению изложенной в учебно-методическом пособии Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» [5]. Произношение всех закрепляемых звуков должно быть исправлено детям заранее на логопедических занятиях. В сложных случаях дизартрии, сопутствующей ДЦП, когда постановка звуков очень затруднена, можно использовать только упражнения с правильно произносимыми звуками.

Остальная работа на уроке проводится по традиционной программе музыкального воспитания младших школьников Д.Б.Кабалевского.

Программа коррекции произносительной стороны речи с использованием средств музыкального воспитания

Месяц

Неделя

Урок

Задачи


Содержание работы





Сентябрь


I

1

Выявление уровня произносительных возможностей и музыкальной подготовки детей


Обследование, диагностика




II

2

Развитие чувства ритма

Звук «А»

Дидактическая игра «Повтори ритмический рисунок»

1) Упр. на дыхание «Ракета»

2) Упр. для развития артикуляционного аппарата «Бегемот»

3) Упр. для развития голоса и музыкального слуха «Лесенка» (Пропевание вокализа на звук «А»)

٭




III


3


Развитие чувства ритма

Звук «У»

Игра «Придумай свой ритмический рисунок»

1) Упр. «Подуем в дудочку»

2) Упр. «Бегемот» - «Дудочка»

3) Попевка «Пароход гудит» (Пропевание звукоподражания «У-у-у»





IV

4

Развитие чувства ритма

Звуки «А-У»

Игра «Угадай имя по ритму рисунку»
1) Упр. «Стеснительный путешественник»

2) Упр. «Бегемот» - «Дудочка»

3) Попевка «Заблудились мы в лесу» (Пропевание звукоподражаний «Ау», «Уа»)




Октябрь

I

5

Развитие чувства ритма

Звуки «И-А»

Игра «Найди свое место»
1) Упр. «Хохотушки»

2) Упр. «Бегемот» - «Улыбка»

3) Попевка «Ай ли, ай люли» (Пропевание вокализа со звуками «А-и»)





II


6

1)Развитие силы голоса

2) Отработка побудительной и вопросительной интонации

1) Звук «Э»

2) Дифференциация звуков «А»,«У»,«Э»

Музыкально-дидактическая игра «Эхо»
1) Беззвучное произнесение «Э» на выдохе

2) Упр. «Качели»

3) Пропевание вокализа со звуками «А-э-у»





III

7



Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи

Звук «П»

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто поет?»
1) Упр. «Шарик сдулся»

2) Упр. «Иголочка»

3) Пропевание слогов «Па», «Пэ», «Пу»





IV


8



Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи

Звук «Пь»


Музыкально-дидактическая игра «Пропой как…»

1) Упр. «Шарик сдулся»

2) Упр. «Пятачок»

3) Попевка «Птички запели» (Пропевание вокализа со звукоподражанием «Пи»)





V



9

Работа над темпом

Звук «Т»

Музыкально-дидактическая игра «Паровоз»

1) Упр. «Паровоз гудит»

2) Упр. «Поплевывание»

3) Попевка «Дятел» (Пропевание звукоподражания «Тук»)





Ноябрь


I



10

Работа над темпом, ритмом, высотой

Звук «К»

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные животные»

1) Беззвучное произнесение гласных «у-о-а» на выдохе

2) Упр. «Покашливание»

3) Попевка «Кукушка» (Пропевание звукоподражания «Ку-ку»)





II

11

Работа над веселыми и грустными интонациями

Звук «Кь»


Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно»
1) Упр. «Ослик кричит»

2) Упр. «Покашливание»

3) Попевка «Чаепитие»





III

12

Работа над темпом

Звук «Ль»

Музыкально-дидактическая игра «Быстро-медленно»

1) Упр. «Долго-коротко»

2) Упр. «Лопаточка»

3) Попевка «Ай ли, ай люли»







IV


13

Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи

Звук «О»

Музыкально-дидактическая игра «Поздоровайся как…»
1) Беззвучное произнесение гласного «о» на выдохе

2) Артикуляция звуков «а-о-у»

3) Упр. «Лесенка». (Пропевание вокализа

на звук «О»)





V


14


Развитие слухового внимания

Звук «Х»

Музыкально-дидактическая игра «Услышь акцент и хлопни»

1) Упр. «Погреем ладошки»

2) Упр. «Дровосек»

3) Попевка «Мы поймали петуха»





Декабрь

I

15

Развитие внимания, мышления, памяти

Звук «Хь»



Музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным»

1) Упр. «Хохотушки»

2) Упр. «Вкусное варенье»

3) Попевка «Боевые петухи»





II


16

Развитие слухового восприятия, отработка доброжелательных интонаций

Звук «Й»



Музыкально-дидактическая игра «Кто сядет?»

1) Упр. «Ай-ай-ай!»

2) Артикуляция звуков «и-я-и-о»

3) Пропевание: «Маленькой елочке холодно зимой»





III


17

Развитие слухового внимания; работа над высотой звука

Звук «Ы»



Музыкально-дидактическая игра «Самолеты»

1) Беззвучное произнесение звукосочетания «хы-ы» на выдохе

2) Упр. «Почистим зубки»

3) Попевка «Я и ты – мы умыты»





IV



18

Работа над ласковыми интонациями

Звуки «М», «Мь»


Музыкально-дидактическая игра «Пропой ласково»

1) Упр. «Мяу»

2) Упр. «Сытый хомячок»-«Голодный хомячок»

3) Пропевание слогов «Ма-мэ-ми-мо-му»





Январь

III


19

Развитие эмоциональной экспрессии, внимания, мышления, памяти

Звук «С»

Музыкально-дидактическая игра «Небылицы»

1) Упр. «Пузырь»

2) Упр. «Лопаточка»

3) Попевка «Дятел»


IV


19

Развитие эмоциональной экспрессии, умений импровизировать

Звук «Сь»

Музыкально-дидактическая игра «Покажи, что услышал»

1) Упр. «Пузырь»

2) Упр. «Накажем непослушный язычок»

3) Попевка «Смелый пилот»


I


20

Работа над грустными и веселыми интонациями

Звук «З»

Музыкально-дидактическая игра «Скажи с различной интонацией»
1) Упр. «Комарики»

2) Упр. «Часики»

3) Попевка «Зайка-зазнайка»


Ф

е

в

р

а

л

ь

II


21

Работа над высотой, длительностью, силой голоса

Звук «Зь»

Музыкально-дидактическая игра «Комар»

1) Упр. «Кто дольше?»

2) Упр. «Лошадка»

3) Попевка «Зайку бросила хозяйка…»


III


22

Работа над высотой, длительностью, силой голоса

Звук «Ц»

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, какой звук мы будем петь?»
1) Упр. «Мама спит»

2) Упр. «Лошадка» (с ускорением-замедлением темпа)

3) Попевка «Цок-цок»


IV

23

Работа над акцентами

Звук «Ть»

Музыкально-дидактическая игра «Горячая вода»

1) Упр. Беззвучное произнесение гласных «и», «я», «ё» на выдохе

2) Упр. «Поплевывание»

3) Попевка «Тень-тень-потетень..»


Март

I

24

Работа над высотой звука, развитие слухового внимания

Звук «Б»

Музыкально-дидактическая игра «Два барабана»
1) Беззвучное произнесение звукосочетаний «ба», «бо», «бу» на выдохе

2) Упр. «Маляр»

3) Попевка «Колыбельная»


II

25

Отработка вопросительных и побудительных интонаций

Звук «Бь»

Музыкально-дидактическая игра «Ручей»

1) Упр. «Машинки»

2) Упр. «Забияки»

3) Попевка «Бьют часы»


III

26

Работа над ритмом

Звук «Д»

Музыкально-дидактическая игра «Послушай ритм и повтори»

1) Упр. «Ау»

2) Упр. «Молоточек»

3) Попевка «Дудочка»


IV

27

Работа над тембром

Звук «Дь»


Музыкально-дидактическая игра «Догодайся кто поет?»

1) Упр. «Задуй свечу»

2) Комплекс упр. «Строим дом»

3) Попевка «Строим дом»


А

п

р

е

л

ь

I


28


Работа над тембром, слуховым вниманием

Звук «Г»

Музыкально-дидактическая игра «Узнай по голосу»
1) Упр. «Перекличка животных»

2) Упр. «Расческа»

3) Попевка «Гуси-гусенята»


II


29

Развитие эмоциональной экспрессии, умений импровизировать

Звук «Гь»

Музыкально-дидактическая игра «Веселый музыкант»
1) Упр. «В лесу»

2) Упр. «Качели»

3) Попевка «Гуси-гусенята»


III

28

Работа над высотой, тембром, слуховым вниманием

Звук «Ш»

Музыкально-дидактическая игра «Зайцы и медведи»
1) Упр. «Накачаем шину»

2) Упр. «Накажем непослушный язычок»

3) Попевка «Мишка в лесу»


IV

29



Развитие чувства ритма, слухового внимания

Звук «Л»


Музыкально-дидактическая игра «Кулачки и ладошки»
1) Упр. «Вьюга»

2) Упр. «Индюк»

3) Попевка «Кукла пела и плясала»


V

30

Звук «Ж»


1) Музыкально-дидактическая игра Весенние голоса» с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений

2) Попевка «пчела жужжит»


Май

I


31

Развитие слухового внимания Звук «Р»

Музыкально-дидактическая игра «Пес Шарик»

1) Упр. «Ворона»

2) Упр. «Заведи мотор»

3) Песенка поросят из мультфильма «Три поросенка»


II

32

Развитие эмоциональной экспрессии

Звук «Рь»


Музыкальная инсценировка «Три поросенка»
1) Упр. «Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф»

2) Комплекс упр. «Строим дом»

3) Попевка «Строим дом»


III

33

Работа над грустными и веселыми интонациями

Звук «Ч»

Музыкально-дидактическая игра «Грустный и веселый колокольчик»
1) Упр. «Тише»

2) Упр. «Паровоз»

3)Пропевание чистоговорки «Чики-чики-чикалочки…»


IV

34

Развитие слухового внимания, чувства ритма; Закрепление навыков импровизации

Звук «Щ»

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
1) Упр. «Подуй на кончик языка»

2) Упр. «Кошка лакает молоко»

3) Пропевание чистоговорки «Мама, ты нас не ищи…»




٭В разделе «Содержание работы» на 2-ом и последующий уроках под номерами 1) – указаны упражнения на дыхание; 2) упражнения для развития артикуляционного аппарата; 3) - для развития голоса и музыкального слуха.
1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007

2. Макшанцева Е.Д.: Детские забавы: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М., Просвещение, 1991

3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.: Ребенок с особыми образовательными потребностями [электронный ресурс] – Режим доступа - ISBN:

https://psyinst.ru/library.php?part=article&id=2449

4. https://izh.ru/izh/info/49100.html

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.: Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение - М., Гном-Пресс, 1999

6. Краузе Е.Н.: Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие – СПб., КОРОНА принт, 2004

7. Левина Р.Е.: Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение, 1967

8. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет – М., Просвещение, 1986

9. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет – М., Просвещение, 1987

10. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет – М., Просвещение, 1988

11. Радынова О.П.: Музыкальное воспитание дошкольников – М., 2001