|
Ребенок с особыми образовательными потребностями Использование средств музыкального воспитания для коррекции произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста
с особыми образовательными потребностями Ребенок с особыми образовательными потребностями – это термин, отражающий меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии. Он вытесняет иные термины, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека и фиксирует внимание общества на потребностях таких детей в особых условиях и средствах образования для достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются принятыми в обществе способами массового образования [3].
Образование детей с особыми потребностями является одной из приоритетных задач системы общего образования. Задача педагога - дать возможность каждому ребенку, полностью реализовать свой потенциал, полноценно социализироваться.
Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями:
дистанционное обучение; обучение на дому; обучение в массовых школах в общеобразовательных классах; обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, школах-интернатах [4]. Основная цель – создание психологически и технологически комфортных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего (полного) общего образования.
В настоящее время существует несколько программ по музыке для общеобразовательных школ, но наиболее предпочтительной нам представляется программа Д.Б. Кабалевского.
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека [1].
Но, несмотря на хорошо продуманное построение программы Д.Б.Кабалевского, она требует адаптации к условиям обучения детей с особыми образовательными потребностями. Долгое время, эти дети находились в определенной изоляции от общей образовательной среды. Реализация программы дистанционного обучения позволяет детям охватить все школьные дисциплины, недоступные при традиционном надомном обучении. Между тем, возникает ряд проблем, так как, каждый ребенок к началу обучения обладает своим собственным багажом знаний, который и становится отправной точкой обучения, и имеет индивидуальные особенности развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д.
Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфических логопедических приемов. Усиление руководящей и организующей деятельности учителя, позволит, не меняя структуры урока усилить коррекционное воздействие, т.е. комплексно подойти к проблеме устранения речевых нарушений и других отклонений в развитии. Ведь своевременное выявление и преодоление нарушений играет важную роль в формировании личности ребенка, способствует успешному освоению школьной программы и дальнейшей социальной адаптации в целом.
Для успешной коррекционной работы по устранения речевых нарушений и других отклонений в развитии ребенка с особое значение имеет преподнесение изучаемого материала в легкой, доступной, непринужденной игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. Именно к такой форме коррекционного воздействия можно отнести занятия по музыкальному воспитанию.
Использование различных видов музыкальной деятельности для коррекции произносительной стороны речи очень актуально для детей с особыми образовательными потребностями, так как восприятие музыки, исполнение музыки, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, а также побуждают детей к творческой активности, инициативе, развивают волевую сферу, быстроту реакции, формируют коммуникативные способности.
Интеграция логопедических приемов на музыкальные занятия поможет решить не только специфические музыкально-развивающие задачи, но и усилят коррекционное логопедическое воздействие на детей с особыми образовательными потребностями.
На уроках музыки для детей младшего школьного возраста для улучшения произносительной стороны речи можно использовать упражнения на:
1. Развитие просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии;
2. Развитие речевого и певческого дыхания;
3. Развитие артикуляционной моторики;
4. Формирование звукопроизношения, фонематического восприятия и развитие голоса.
Раздел 1. Развитие просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии.
Для развития просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии в структуру музыкальных занятий включаются музыкально-дидактические игры на различение регистровых, темповых и динамических оттенков, на развитие чувства ритма [8].
Музыкально-дидактические игры проводятся в начале урока перед изучением основной темы в течение 5-7 минут. Предлагаемые игры не связаны с определенной темой и другими разделами урока и поэтому учитель имеет возможность, для решения определенных коррекционных задач, выбирать игры на свое усмотрение, а также при недостаточном усвоении материала повторять задания на последующих уроках.
Формирование речевого и певческого дыхания, развитие артикуляции-
оной моторики, работу над звукопроизношением проводится в разделе
«Пение». Обычно, формирование дыхания и развитие артикуляционного аппарата на уроках музыки проводится в ходе разучивания или исполнения попевок и песен. Для усиления коррекционного воздействия нужно включить упражнения на дыхание и развитие артикуляционного аппарата в каждое занятие.
Раздел 2. Развитие речевого и певческого дыхания.
Основная задача данного раздела - обучить детей глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать, не поднимая плечи. Упражнения вводятся в работу в определенной последовательности: сначала упражнения простые в выполнении, затем, по мере их освоения, постепенно упражнения усложняются [7].
Виды упражнений на дыхание и последовательность введения в работу:
1) упражнения без звуков;
2) упражнения с правильно произносимыми звуками;
3) упражнения на произнесение различные звукосочетаний;
4) произнесение на выдохе звукоподражаний;
5) произнесение на выдохе коротких фраз.
Раздел 3. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения для развития артикуляционной моторики заимствованы из логопедических занятий. Упражнения эти несложные и не занимают много времени [6].
Раздел 4. Формирование звукопроизношения, фонематического восприятия и развитие голоса.
В структуру уроков музыки в разделе «Пение» входят упражнения на развитие голоса и музыкального слуха. В предлагаемых интегрированных музыкальных занятиях упражнения подбираются таким образом, чтобы одновременно с задачами музыкального воспитания решались логопедические задачи по улучшению звукопроизношения. Последовательность закрепления правильного произношения звуков на музыкальных занятиях соответствует программе фронтальных занятий по произношению изложенной в учебно-методическом пособии Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» [5]. Произношение всех закрепляемых звуков должно быть исправлено детям заранее на логопедических занятиях. В сложных случаях дизартрии, сопутствующей ДЦП, когда постановка звуков очень затруднена, можно использовать только упражнения с правильно произносимыми звуками.
Остальная работа на уроке проводится по традиционной программе музыкального воспитания младших школьников Д.Б.Кабалевского.
Программа коррекции произносительной стороны речи с использованием средств музыкального воспитания
Месяц
| Неделя
| Урок
| Задачи
| Содержание работы
|
| Сентябрь
| I
| 1
| Выявление уровня произносительных возможностей и музыкальной подготовки детей
| Обследование, диагностика
|
| II
| 2
| Развитие чувства ритма
Звук «А»
| Дидактическая игра «Повтори ритмический рисунок»
1) Упр. на дыхание «Ракета»
2) Упр. для развития артикуляционного аппарата «Бегемот»
3) Упр. для развития голоса и музыкального слуха «Лесенка» (Пропевание вокализа на звук «А»)
٭
|
| III
| 3
| Развитие чувства ритма
Звук «У»
| Игра «Придумай свой ритмический рисунок»
1) Упр. «Подуем в дудочку»
2) Упр. «Бегемот» - «Дудочка»
3) Попевка «Пароход гудит» (Пропевание звукоподражания «У-у-у»
|
| IV
| 4
| Развитие чувства ритма
Звуки «А-У»
| Игра «Угадай имя по ритму рисунку» 1) Упр. «Стеснительный путешественник»
2) Упр. «Бегемот» - «Дудочка»
3) Попевка «Заблудились мы в лесу» (Пропевание звукоподражаний «Ау», «Уа»)
|
| Октябрь
| I
| 5
| Развитие чувства ритма
Звуки «И-А»
| Игра «Найди свое место» 1) Упр. «Хохотушки»
2) Упр. «Бегемот» - «Улыбка»
3) Попевка «Ай ли, ай люли» (Пропевание вокализа со звуками «А-и»)
|
| II
| 6
| 1)Развитие силы голоса
2) Отработка побудительной и вопросительной интонации
1) Звук «Э»
2) Дифференциация звуков «А»,«У»,«Э»
| Музыкально-дидактическая игра «Эхо» 1) Беззвучное произнесение «Э» на выдохе
2) Упр. «Качели»
3) Пропевание вокализа со звуками «А-э-у»
|
| III
| 7
| Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи
Звук «П»
| Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто поет?» 1) Упр. «Шарик сдулся»
2) Упр. «Иголочка»
3) Пропевание слогов «Па», «Пэ», «Пу»
|
| IV
| 8
| Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи
Звук «Пь»
| Музыкально-дидактическая игра «Пропой как…»
1) Упр. «Шарик сдулся»
2) Упр. «Пятачок»
3) Попевка «Птички запели» (Пропевание вокализа со звукоподражанием «Пи»)
|
| V
| 9
| Работа над темпом
Звук «Т»
| Музыкально-дидактическая игра «Паровоз»
1) Упр. «Паровоз гудит»
2) Упр. «Поплевывание»
3) Попевка «Дятел» (Пропевание звукоподражания «Тук»)
|
| Ноябрь
| I
| 10
| Работа над темпом, ритмом, высотой
Звук «К»
| Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные животные»
1) Беззвучное произнесение гласных «у-о-а» на выдохе
2) Упр. «Покашливание»
3) Попевка «Кукушка» (Пропевание звукоподражания «Ку-ку»)
|
| II
| 11
| Работа над веселыми и грустными интонациями
Звук «Кь»
| Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно» 1) Упр. «Ослик кричит»
2) Упр. «Покашливание»
3) Попевка «Чаепитие»
|
| III
| 12
| Работа над темпом
Звук «Ль»
| Музыкально-дидактическая игра «Быстро-медленно»
1) Упр. «Долго-коротко»
2) Упр. «Лопаточка»
3) Попевка «Ай ли, ай люли»
|
|
| IV
| 13
| Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи
Звук «О»
| Музыкально-дидактическая игра «Поздоровайся как…» 1) Беззвучное произнесение гласного «о» на выдохе
2) Артикуляция звуков «а-о-у»
3) Упр. «Лесенка». (Пропевание вокализа
на звук «О»)
|
| V
| 14
| Развитие слухового внимания
Звук «Х»
| Музыкально-дидактическая игра «Услышь акцент и хлопни»
1) Упр. «Погреем ладошки»
2) Упр. «Дровосек»
3) Попевка «Мы поймали петуха»
|
| Декабрь
| I
| 15
| Развитие внимания, мышления, памяти
Звук «Хь»
| Музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным»
1) Упр. «Хохотушки»
2) Упр. «Вкусное варенье»
3) Попевка «Боевые петухи»
|
| II
| 16
| Развитие слухового восприятия, отработка доброжелательных интонаций
Звук «Й»
| Музыкально-дидактическая игра «Кто сядет?»
1) Упр. «Ай-ай-ай!»
2) Артикуляция звуков «и-я-и-о»
3) Пропевание: «Маленькой елочке холодно зимой»
|
| III
| 17
| Развитие слухового внимания; работа над высотой звука
Звук «Ы»
| Музыкально-дидактическая игра «Самолеты»
1) Беззвучное произнесение звукосочетания «хы-ы» на выдохе
2) Упр. «Почистим зубки»
3) Попевка «Я и ты – мы умыты»
|
| IV
| 18
| Работа над ласковыми интонациями
Звуки «М», «Мь»
| Музыкально-дидактическая игра «Пропой ласково»
1) Упр. «Мяу»
2) Упр. «Сытый хомячок»-«Голодный хомячок»
3) Пропевание слогов «Ма-мэ-ми-мо-му»
|
| Январь
| III
| 19
| Развитие эмоциональной экспрессии, внимания, мышления, памяти
Звук «С»
| Музыкально-дидактическая игра «Небылицы»
1) Упр. «Пузырь»
2) Упр. «Лопаточка»
3) Попевка «Дятел»
| IV
| 19
| Развитие эмоциональной экспрессии, умений импровизировать
Звук «Сь»
| Музыкально-дидактическая игра «Покажи, что услышал»
1) Упр. «Пузырь»
2) Упр. «Накажем непослушный язычок»
3) Попевка «Смелый пилот»
| I
| 20
| Работа над грустными и веселыми интонациями
Звук «З»
| Музыкально-дидактическая игра «Скажи с различной интонацией» 1) Упр. «Комарики»
2) Упр. «Часики»
3) Попевка «Зайка-зазнайка»
| Ф
е
в
р
а
л
ь
| II
| 21
| Работа над высотой, длительностью, силой голоса
Звук «Зь»
| Музыкально-дидактическая игра «Комар»
1) Упр. «Кто дольше?»
2) Упр. «Лошадка»
3) Попевка «Зайку бросила хозяйка…»
| III
| 22
| Работа над высотой, длительностью, силой голоса
Звук «Ц»
| Музыкально-дидактическая игра «Угадай, какой звук мы будем петь?» 1) Упр. «Мама спит»
2) Упр. «Лошадка» (с ускорением-замедлением темпа)
3) Попевка «Цок-цок»
| IV
| 23
| Работа над акцентами
Звук «Ть»
| Музыкально-дидактическая игра «Горячая вода»
1) Упр. Беззвучное произнесение гласных «и», «я», «ё» на выдохе
2) Упр. «Поплевывание»
3) Попевка «Тень-тень-потетень..»
| Март
| I
| 24
| Работа над высотой звука, развитие слухового внимания
Звук «Б»
| Музыкально-дидактическая игра «Два барабана» 1) Беззвучное произнесение звукосочетаний «ба», «бо», «бу» на выдохе
2) Упр. «Маляр»
3) Попевка «Колыбельная»
| II
| 25
| Отработка вопросительных и побудительных интонаций
Звук «Бь»
| Музыкально-дидактическая игра «Ручей»
1) Упр. «Машинки»
2) Упр. «Забияки»
3) Попевка «Бьют часы»
| III
| 26
| Работа над ритмом
Звук «Д»
| Музыкально-дидактическая игра «Послушай ритм и повтори»
1) Упр. «Ау»
2) Упр. «Молоточек»
3) Попевка «Дудочка»
| IV
| 27
| Работа над тембром
Звук «Дь»
| Музыкально-дидактическая игра «Догодайся кто поет?»
1) Упр. «Задуй свечу»
2) Комплекс упр. «Строим дом»
3) Попевка «Строим дом»
| А
п
р
е
л
ь
| I
| 28
| Работа над тембром, слуховым вниманием
Звук «Г»
| Музыкально-дидактическая игра «Узнай по голосу» 1) Упр. «Перекличка животных»
2) Упр. «Расческа»
3) Попевка «Гуси-гусенята»
| II
| 29
| Развитие эмоциональной экспрессии, умений импровизировать
Звук «Гь»
| Музыкально-дидактическая игра «Веселый музыкант» 1) Упр. «В лесу»
2) Упр. «Качели»
3) Попевка «Гуси-гусенята»
| III
| 28
| Работа над высотой, тембром, слуховым вниманием
Звук «Ш»
| Музыкально-дидактическая игра «Зайцы и медведи» 1) Упр. «Накачаем шину»
2) Упр. «Накажем непослушный язычок»
3) Попевка «Мишка в лесу»
| IV
| 29
| Развитие чувства ритма, слухового внимания
Звук «Л»
| Музыкально-дидактическая игра «Кулачки и ладошки» 1) Упр. «Вьюга»
2) Упр. «Индюк»
3) Попевка «Кукла пела и плясала»
| V
| 30
| Звук «Ж»
| 1) Музыкально-дидактическая игра Весенние голоса» с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений
2) Попевка «пчела жужжит»
| Май
| I
| 31
| Развитие слухового внимания Звук «Р»
| Музыкально-дидактическая игра «Пес Шарик»
1) Упр. «Ворона»
2) Упр. «Заведи мотор»
3) Песенка поросят из мультфильма «Три поросенка»
| II
| 32
| Развитие эмоциональной экспрессии
Звук «Рь»
| Музыкальная инсценировка «Три поросенка» 1) Упр. «Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф»
2) Комплекс упр. «Строим дом»
3) Попевка «Строим дом»
| III
| 33
| Работа над грустными и веселыми интонациями
Звук «Ч»
| Музыкально-дидактическая игра «Грустный и веселый колокольчик» 1) Упр. «Тише»
2) Упр. «Паровоз»
3)Пропевание чистоговорки «Чики-чики-чикалочки…»
| IV
| 34
| Развитие слухового внимания, чувства ритма; Закрепление навыков импровизации
Звук «Щ»
| Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?» 1) Упр. «Подуй на кончик языка»
2) Упр. «Кошка лакает молоко»
3) Пропевание чистоговорки «Мама, ты нас не ищи…»
|
٭В разделе «Содержание работы» на 2-ом и последующий уроках под номерами 1) – указаны упражнения на дыхание; 2) упражнения для развития артикуляционного аппарата; 3) - для развития голоса и музыкального слуха. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007
2. Макшанцева Е.Д.: Детские забавы: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М., Просвещение, 1991
3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.: Ребенок с особыми образовательными потребностями [электронный ресурс] – Режим доступа - ISBN:
https://psyinst.ru/library.php?part=article&id=2449
4. https://izh.ru/izh/info/49100.html
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.: Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение - М., Гном-Пресс, 1999
6. Краузе Е.Н.: Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие – СПб., КОРОНА принт, 2004
7. Левина Р.Е.: Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение, 1967
8. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет – М., Просвещение, 1986
9. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет – М., Просвещение, 1987
10. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет – М., Просвещение, 1988
11. Радынова О.П.: Музыкальное воспитание дошкольников – М., 2001 |
|
|