Главная страница


Конкурс «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и эксперементальной работы в образовательных учреждениях»



НазваниеКонкурс «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и эксперементальной работы в образовательных учреждениях»
страница1/2
Дата18.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипКонкурс
  1   2

Всероссийский конкурс

«Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и эксперементальной работы в образовательных учреждениях».
Номинация №3.

Модели, технологии, методики, приёмы и формы успешного обучения. Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности учителя.

Методика комплексного развития выносливости у старшеклассников с использованием системы полос препятствий.




Авторский проект.
Моисеенко Андрея Владимировича учителя Физической культуры

муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 136.

603065, г.Н.Новгород ул. Дьяконова дом 1Б

тел., факс: 53-53-09

E-mail: [email protected]
Оглавление.

Введение. …………………………………………………………………… 2



  1. Теоретико-практические основы развития выносливости. .......... 3


1.1 Выносливость – важная мера здоровья человека. ……………….... 4

1.2. Возрастные морфо-функциональные особенности старших

школьников. …………………………………………………………. 6

1.3. Характеристика содержания школьной программы для учащихся

10-11 классов. ………………………………………………………… 9

1.4. Особенности методики развития выносливости у школьников

старших классов. ……………………………………………………... 10


  1. Система полос препятствий, как средство комплексного

развития выносливости у учащихся 10-11 классов. ………………. 13
2.1. Содержание и структура системы. ………………………………….. 13

2.2. Технология разработки системы полос препятствий. ……………... 16

2.3. Основные требования к системе уроков с использованием полос

препятствий. …………………………………………………………... 17

2.4. Основные требования к содержанию и организации уроков с

использованием полос препятствий. ……………………………...... 22

2.5. Проектирование системы полос препятствий на уроках

физической культуры. ………………………………………………... 27

3. Заключение. ……………………………………………………………… 37
4. Приложение. ……………………………………………………………... 39
5. Литература. ………………………………………………………………. 53

Введение.
Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Как отмечают учёные НИИ возрастной физиологии РАО, дети, поступившие в 1 класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность, а учащиеся старших классов, 85% времени своего бодрствования проводят за учебным столом и 24 часа в неделю посвящают просмотру телепередач и компьютерным играм. В результате среднесуточный объём двигательной активности у большей части школьников составляет чуть больше половины гигиенической нормы.

Становится всё более очевидным, что действующая система медицинского обслуживания не в полной мере обеспечивает профилактику отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения.

В сложившихся условиях возрастает роль системы физического воспитания, как составной части гармоничного развития молодого поколения. Повышается значение уроков физкультуры – основной формы занятий физическими упражнениями в школьной программе. Возрастает роль и ответственность преподавателей.

В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых можно достичь гармоничного развития детского и юношеского организма и личности в целом. Важным и существенным является то, что в настоящее время созданы основные правовые условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми. В «Положении об образовательном учреждении» обозначено право учителя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик.

Из всех физических качеств человека, наиболее точно определяющим состояние его здоровья, является выносливость. На фоне понижающейся функциональной подготовленности современных школьников, развитие именно выносливости приобретает особую актуальность. Поскольку развитие выносливости эффективно происходит вместе с развитием других двигательных способностей, меня заинтересовал метод с использованием системы полос препятствий, как средства комплексного развития различных видов выносливости. Этому методу, на мой взгляд, не заслуженно мало отводится внимание в специальной литературе и практической деятельности.

Хотел бы предложить, на примере использования системы полос препятствий, свой вариант развития, такого важного для здоровья юного организма, физического качества, как выносливость.

1. Теоретико-практические основы развития выносливости.
Физическими качествами называют врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л.П. Матвеев,1991).

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляют термин «развитие» и «воспитание». Естественный ход изменений физического качества характеризует термин развитие, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей того или иного физического качества.

В настоящее время используют еще термин «физические (двигательные)

способности». Однако они нетождественны. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Когда мы говорим об основных физических качествах, мы говорим о выносливости, а когда о форме проявления двигательной способности – упоминаем общую и специфическую выносливость.
У каждого человека двигательные способности развиты по – своему. На их развитие влияют разные индивидуальные анатомо-физиологические особенности человека (физиологические, биологические, телесные, генные), а также свойства психодинамических процессов, характер, темперамент.

О двигательных способностях человека судят не только по его достижениям в процессе выполнения, какой – либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он ей овладел. Практические пределы двигательных способностей человека вовсе не заложены в самих способностях. Они определяются методами воспитания и обучения, продолжительностью человеческой жизни и т.д.
Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определённые условия деятельности и применять соответствующие физические упражнения. Однако надо учитывать тот факт, что эффективность развития способностей зависит и от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

1.1. Выносливость – важная мера здоровья человека.


В большинстве болезней

виновата не природа, а

только сам человек.
Академик Н.М.Амосов

известный хирург, учёный,

писатель.

Сегодня, размышляя о социальной справедливости, стоит каждому спросить с себя: что делаю я для того, чтобы потомки были здоровы и счастливы?
Классическое определение здоровья сейчас известно многим и не только специалистам. Уж очень широко обсуждается эта проблема в обществе последнее время. Но, к сожалению положительных сдвигов, в физическом, психическом и социальном благополучии нашего общества практически не наблюдается. Соображения эти относятся к нынешней озабоченности перспективами в состоянии здоровья детей. Заботиться о здоровье следующего поколения людей – это, значит, заботиться о сегодняшних девочках – завтрашних матерях, заботиться о сегодняшних мальчиках – завтрашних отцах и защитниках отечества.

«Здоровый быт – основа бытия, культура тела сберегает душу» - так говорили древние, утверждая одну из важнейших истин: сколько прекрасных возможностей таит в себе здоровье!

Эта легкая поступь, готовая к стремительному бегу…

Это, наконец, упоение естественной, желанной усталостью от физического труда, спортивной игры, нелегких состязаний в ловкости и силе, что дарует гармонию духа, тела и окружающего мира.

Итак, здоровье, только здоровье даёт нам ту первозданную красоту и чистоту ощущений, без которых трудно определиться в своих духовных запросах, в отборе ценностей и осознании своих возможностей, а значит, трудно быть счастливым.

Таким образом, вопросы здоровья выходят за рамки чисто медицинской проблемы и приобретают социальное звучание.

А если какой-то количественный показатель здоровья?

Наиболее информативным из всех физических качеств человека, способных определить меру или уровень здоровья, является – физическое качество Выносливость. Её развитие в школьном возрасте имеет большое значение.

Теория физического воспитания определяет Выносливость, как способность человека выполнять работу заданной интенсивности в течение длительного времени. Спортивная физиология добавляет – данная динамическая мышечная работа должна выполняться преимущественно или исключительно в аэробном режиме. Это условие лежит и в основе требований школьной программы физического воспитания к упражнениям для развития выносливости.

Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для наращивания

«количества здоровья» приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении организма кислородом.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точных движений (спортивная гимнастика, фигурное катание), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

В спортивной литературе можно встретить характеристики многих форм проявления выносливости. Например, выделяют выносливость статическую и динамическую, скоростную и силовую, локальную, региональную и глобальную, общую и специальную, эмоциональную и психическую, игровую, дистанционную, выносливость к проявлению взрывных усилий и т.д.

Выносливость традиционно связывалась с необходимостью борьбы с утомлением и повышением устойчивости по отношению к неблагоприятным сдвигам внутренней среды организма.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности.

Специальная выносливость классифицируется;

  • по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

  • по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

  • по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, координационная выносливость и т.д.).

1.2.Возрастные морфо-функциональные особенности организма старших школьников.

В возрасте 15-17 лет рост и развитие организма продолжается, но в отличие от подросткового возраста этот процесс происходит медленнее и более равномерно. Юноши растут быстрее, чем девушки, и опережают последних по всем показателям физического развития. Старший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового созревания. Половые и индивидуальные различия в строении и функциях организма в это время достигают своего максимума.

Развитие скелета к окончанию школы почти завершается, и костный аппарат становится способным выдерживать значительные нагрузки.

Интенсивно развивается мышечная система, особенно у юношей. Мышечная масса у них достигает 40-44% веса тела. Юношам становятся доступными силовые упражнения, требующие проявления значительных,

а при соответствующей подготовке и максимальных мышечных усилий.

У девушек прирост веса мышц по отношению к весу тела и увеличение мышечной силы выражены значительно меньше, чем у юношей. Для девушек в этот период становятся весьма трудными, а в ряде случаев просто недоступными упражнения в висах и упорах, подтягивания, лазания. Не следует использовать прыжки с большой высоты, поднимание и переноску больших тяжестей. Заметное снижение функциональных возможностей и возникающее в связи с этим затруднения в осуществлении двигательных действий вселяют в девушек неуверенность в своих возможностях, делают их робкими, стеснительными, малоактивными. Именно в этот период уроки физической культуры нередко становятся для девушек, ранее не занимавшихся достаточно активно, неприятной обязанностью. Снижение двигательной активности и потерю интереса к урокам физкультуры необходимо предупредить заблаговременно, воспитывая у школьниц потребность к систематическим занятиям в начальной школе и в средних классах. Важно также при организации занятий учитывать склонность и интересы девушек. Ни в коем случае нельзя заставлять их выполнять явно непосильные двигательные действия, надо давать им больше подготовительных и подводящих упражнений, чаще предлагать любимые, хорошо освоенные движения.

В юношеском возрасте продолжается развитие сердечно-сосудистой системы. В связи с увеличением размера сердца и повышении мощности сердечной мышцы значительно возрастает ударный и минутный объём сердца. Частота сердечных сокращений уменьшается. Работа сердца становится более рациональной. Этому способствует и развитие сосудистой системы. Имевшее место в подростковом возрасте отставание величины просвета сосудов по отношению к размерам сердца, к этому времени ликвидируется. Высокого совершенства достигает нервная и гуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Её реакции на нагрузки становятся более адекватными.

Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

Всё это способствует повышению выносливости организма к физическим напряжениям. Создаются благоприятные условия и предпосылки для планомерного и целенаправленного развития этого двигательного качества.

Повышение функциональных возможностей организма связанно с развитием органов дыхания. В этот период заметно увеличивается, особенно у юношей, окружность грудной клетки её экскурсия и жизненная ёмкость лёгких, повышается сила дыхательных мышц. Более эффективным становится газообмен в лёгких, в частности повышается процент использования кислорода. Однако по сравнению с взрослыми школьники старших классов всё же более чувствительны к гипоксии. Они хуже переносят затруднения дыхания (задержка дыхания, натуживание) при физических упражнениях; у них быстрее наступает кислородная недостаточность, которая резче, чем у взрослых, сказывается на работоспособности. Для развития выносливости большое значение имеет выработка глубокого и равномерного дыхания.

Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у девушек значительно ниже, чем у юношей. В связи с этим на занятиях с девушками необходима более строгая дозировка упражнений, требующих проявления выносливости. Повышение физических нагрузок должно быть более постепенным.

В старшем школьном возрасте завершается развитие центральной нервной системы. Более подвижным и уравновешенным становится взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Значительно улучшается аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга. Расширяются возможности применения на занятиях методов и приёмов обучения, при которых ведущую роль в создании двигательных представлений играет вторая сигнальная система. В юношеском возрасте становится возможным применение самых разнообразных методов использования слова.
Приведённые морфо-функциональные особенности организма старших школьников дают представление об общей картине его развития и функциональных возможностях. Необходимо отметить, что в ходе возрастного развития школьников возможны самые различные и порой весьма существенные индивидуальные отклонения. В связи с этим, планируя занятия направленные на повышение функциональных возможностей (развитие выносливости), необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся.

Старший школьный возраст – наиболее оптимальный возраст для развития специальной выносливости. В более раннем возрасте организм школьника ещё недостаточно приспособлен к длительной работе с повышенной интенсивностью, без которой нельзя существенно влиять на развитие выносливости. В детском и подростковом возрасте организм тратит большую часть энергетических ресурсов на возрастное развитие, и чрезмерная дополнительная нагрузка может отрицательно сказаться на процессах роста.

Однако из сказанного не следует делать вывода, что в младшем и среднем школьном возрасте вообще исключается всякая забота о развитии выносливости. Для того чтобы в юношеском возрасте можно было приступить к целенаправленной и эффективной работе по развитию выносливости, необходима базовая подготовка этого качества, заложенная в начальной и средней школе средствами и методами развития общей выносливости.

Психические особенности старшего школьного возраста также способствуют развитию выносливости. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Их отличает высокая целеустремлённость, у них усиленно формируется моральный компонент воли.

1.3. Характеристика содержания школьной программы для учащихся 10-11 классов.
1.3.1 Лёгкая атлетика.
В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского бега и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных возможностей (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей (ориентирования в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакций, точность дифференцирования основных параметров движений). Увеличивается процент упражнений, сопряжённого воздействия на совершенствование техники и развитие кондиционных способностей. Уроки всё больше приобретают черты тренировки.
1.3.2. Спортивные игры.
В 10-11 классах продолжается углублённое изучение одной или нескольких спортивных игр. Совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведения, броски, финты). Усложняется набор технико-тактических взаимодействий в защите и нападении. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается развитие функциональных возможностей. Продолжается овладение более сложными приёмами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.
1.3.3. Гимнастика.

В старших классах продолжается более углублённое изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, строевых упражнениях, общеразвивающих упражнениях с предметами и без предметов. Наряду с этим включаются для освоения и новые гимнастические упражнения.

На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения направленные на развитие силовой выносливости: с гирями, гантелями, штангой. В занятиях с девушками используют более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, мячом, обручем и комбинации этих упражнений (координационная выносливость).

Если проанализировать содержание школьной программы для 10-11 классов, можно определить общие задачи, которые решает учитель в каждом её разделе:

  • расширение двигательного опыта учащихся посредством овладения новыми двигательными действиями;

  • формирование умений применять новые двигательные действия в различных по сложности условиях;

  • дальнейшее развитие у старшеклассников двигательных способностей в сочетании с совершенствованием старых и овладением новых двигательных умений;

  • подъём уровня общей работоспособности и специальной выносливости для будущей трудовой деятельности, выполнения функций отцовства и материнства, подготовки к службе в вооружённых силах.

  • воспитание мобильности психофизических, волевых качеств проявляемых в нестандартных или экстремальных ситуациях.


1.4. Особенности методики развития выносливости у школьников старших классах.

В старшем школьном возрасте уроки физической культурой с юношами и девушками рекомендуется проводить раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки.
В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделять внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

Интенсификация обучения в этом возрасте идёт по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения проблемно-поисковых методов, методов сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей. Продолжается работа по освоению новых специальных подготовительных упражнений, их совершенствованию и адекватному применению в вариативных нестандартных условиях.

Для одновременного закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответствующих кондиционных способностей целесообразно многократно повторять специальные подготовительные упражнения, чаще изменять отдельные параметры движений или их сочетания, условия выполнения этих упражнений, постепенно повышая объём и интенсивность физической нагрузки. Для этого необходимо шире применять методы вариативного упражнения, не исключать игровой и соревновательный методы. Таким образом, достигается разностороннее развитие различных двигательных способностей и обеспечивается их связь с углублённым техническим и тактическим совершенствованием, что является одной из главных особенностей методики физического воспитания детей старшего школьного возраста.

В работе со старшеклассниками используются все известные методы. Вместе с тем в этих классах значительно шире, чем в предыдущих, используется метод

индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учётом индивидуальности ученика.

При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках. Нельзя забывать и о профессионально-прикладной физической подготовке, как об органической части системы физического воспитания старших школьников. Базируясь на общей физической подготовке, она направлена на развитие профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций, создаёт предпосылки для формирования специальной физической подготовленности к конкретной профессии. Для обеспечения большей прикладности, разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности надо чаще проводить занятия на местности, в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. Занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.
На уроках по лёгкой атлетике следует создавать условия для выполнения трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создавать благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.

На уроках спортивных игр для устранения отдельных недостатков в технике и отставаний в развитии выносливости или других двигательных способностей, необходимо больше использовать индивидуальные и дополнительные задания.


На уроках гимнастики используются упражнения с большой избирательной направленностью. Прежде всего, на развитие силовой и скоростной выносливости различных мышечных групп. Упражнения для девушек направлены на развитие мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функций материнства. Материал для них содержит упражнения для воспитания грациозности, легкости и красоты движений.

Необходимо широко использовать гимнастические предметы. Давать возможность девушками проявить свои способности в самостоятельном составлении комбинаций упражнений с обручем, скакалкой, мячом. При этом использовать музыкальное сопровождение. Творческий подход приемлем и при составлении комбинаций и небольших связок, из ранее освоенных элементов, на гимнастическом бревне и разновысоких брусьях.

Для учащихся старших классов большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путём соединения различных движений и положения рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, акробатическими элементами, объединенными в различные комбинации.

На мой взгляд, применение на уроках физкультуры, специфичных полос препятствий, в полной мере удовлетворяет все эти требования.
  1   2