|
Решение химических задач Пояснительная записка
Лисун Н.М. Решение химических задач Пояснительная записка Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «химия» в общем образовании школьников.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний. Чтобы научиться химии, систематическое изучение известных истин химической науки должно сочетаться с самостоятельным поиском решения сначала малых, а затем и больших проблем. Учащихся, обучающийся по естетсвеннонаучному профилю, должен овладеть в совершенстве простейшими приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Важным компонентом этого процесса является умение решать химические задачи, так как оно всегда связано с более сложной мыслительной деятельностью.
Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что несформированность умений является следствием причин, которые обучающиеся просто не принимают во внимание. Зачастую задачи решают по тому образцу, который предложен преподавателем, и не пытаются сделать это нестандартными способами, по-своему. Решая задачу, не осознают должным образом свою собственную деятельность, т. е. не понимают сущности задач и хода их решения. Не всегда анализируют содержание задачи, проводят ее осмысление и обоснование. Не вырабатывают общие подходы к решению, не определяют последовательность действий. Часто неправильно используют химический язык, математические действия и обозначения физических величин. На первое место при решении задач ставится получение ответа любым действием, а не объяснение хода решения. При решении химической задачи не выделяют ее химическую часть и математические действия. Не задают цель проверить правильность полученного результата не по ответу в задачнике, а решением обратной задачи или другим способом. Не вырабатывают понимания определенной системы задач, и они представляются бесформенным скоплением различных типов, видов, не связанных друг с другом.
Для тех, кто сможет преодолеть эти недостатки, решение задач не будет вызывать особых трудностей. Процесс решения станет увлекательным и будет приносить удовлетворение, подобное тому, которое получают любители разгадывания кроссвордов. Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развить это умение можно только одним путем — постоянно, систематически решать задачи!
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля.
Цель курса является обеспечить обобщение знаний полученных при изучении химических дисциплин.
Основная задача курса расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к сдаче Единого государственного экзамена по части С.
При разработке занятий курса эффективно использовать коллективные и индивидуальные форма организации занятий. Использование алгоритмов решения химических задач позволит развить не только навыки решения задач, но и самостоятельного составления задач заданного типа. Содержание программы Система химических задач
Классификация задач Классификации задач по типам, предложенные разными методистами: Шаповаленко С.Г., Шевалева А.С., Плетнер Ю.В., Полосин В.С.
Химические расчетные задачи условно делятся на три группы: задачи, решаемые с использованием химической формулы вещества или на вывод формулы; задачи, для решения которых используют уравнения химических реакций; задачи, связанные с растворами веществ.
Задачи, решаемые с использованием химической формулы вещества или на вывод формулы: расчет относительной молекулярной массы соединения; вычисление отношение масс элементов в веществе; определение массовой доли элемента в соединении; расчет массы элемента по известной массе вещества, содержащего данный элемент; вычисление массы вещества по массе элемента в нем; определение относительной плотности газа; вычисление относительной молекулярной массы газа по его относительной плотности; вычисление количества вещества по его массе; расчет массы по известному количеству вещества; расчет простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении; определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа; определение формулы вещества по известной массе продуктов горения; расчет числа частиц вещества по его массе, по количеству вещества или по объему (для газов); определение массы газообразного вещества по его объему; вычисление объема газообразного вещества по его массе, по количеству вещества.
Задачи, для решения которых используют уравнения химических реакций: вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ; расчеты по термохимическим уравнениям; вычисление по химическим уравнениям объемов газов по известному количеству одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результате ее; расчеты объемных отношений газов по химическим уравнениям; вычисление относительной плотности газов; расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке; определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным; вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси; нахождение молекулярной формулы вещества в газообразном состоянии.
Задачи, связанные с растворами веществ: вычисления с использованием понятия «растворимость» вещества; задачи с применением понятия массовая доля растворенного вещества в растворе; задачи с использованием понятия «молярная концентрация»; расчеты с использованием понятия «молярная концентрация эквивалента»; задачи на перерасчет одного вида концентрации в другой. Способы решения химических задач Соотношение масс веществ. Сравнение масс веществ. Использование величины «количество вещества» и ее единицы «моль». Составление пропорции. Использование коэффициента пропорциональности. Приведение к единице. Вывод алгебраической формулы и расчет по ней. Использование закона эквивалентов. Графический метод решения химических задач. Анализ химической задачи Понятие о двух сторонах химической задачи: химическая и математическая. Понятия «прямая» и «обратная» задачи.
Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Алгоритмы решения расчетных химических задач
Линейные по структуре алгоритмы. Общий алгоритм решения расчетной задачи по химии. Алгоритмические предписания для решения задач по химическим формулам. Алгоритмические предписания для решения задач по уравнениям химических реакций.
Тематическое планирование
№ п/п
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Форма организации
| Методы работы
| Вид контроля за результа-тами образования
| 1.
| Вычисления по формулам:
- количественные отношения в химии;
- относительная атомная и молекулярная массы;
- массовая доля элемента в веществе;
- вывод химической формулы, используя массовую долю или отношения масс элементов в соединении.
| 1
| Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 2.
| Вычисления по уравнениям реакций:
- решение задач с применением понятия массовая доля растворенного вещества в растворе (правило креста);
- решение задач с использованием понятия «молярная концентрация»;
- расчеты с использованием понятия «молярная концентрация эквивалента», растворимость.
| 1
| Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 3.
| Вычисления по уравнениям реакций:
- нахождение массы (объема) одного из веществ по известной массе (объему) другого вещества;
- объемные отношения газов в реакции.
| 1
| Коллективная работа, взаимопроверка в группах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 4.
| Вычисления по уравнениям реакций:
- расчет массовой доли примесей;
- расчет с использованием выхода продукта от теоретически возможного.
| 2
| Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 5.
| Вычисления по уравнениям:
- решение задач на избыток – недостаток.
| 1
| Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 6.
| Вычисления по уравнениям:
- определение состава смеси, если в реакцию вступает один из клмпонентов;
- решение задач на последовательные реакции.
| 2
| Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 7.
| Вычисления по уравнениям:
- определение состава смеси, если в реакцию вступает оба компонента (параллельные реакции).
| 2
| Коллективная работа, взаимопроверка в группах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 8.
| Вычисления по уравнениям:
- решение задач на «разность масс»;
- решение задач на «разность объемов».
| 2
| Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 9.
| Вычисления по уравнениям:
- вывод химической формулы по массе (объему) продуктов горения;
- определение состава продуктов взаимодействия исходных веществ.
| 2
| Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
| 10.
| Контрольная работа:
- решение контрольных задач по материалу элективного курса.
| 2
| Индивидуальная работа
| Контрольная работа
| Проверка учителем
| 11.
| Обощающее занятие:
- обсуждение решений задач, анализ ошибок.
| 1
| Взаимопроверка в парах.
| Фронтально- эвристическая беседа
| Самокон-троль, сверка с кодоскопом
|
| Итого
| 17
|
|
|
|
Литература
Основная
Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1989. – 176с.
Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 64с.
Дополнительная
Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач по химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 127с.
Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 224с.
Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1995. – 80с.
Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 80с.
Николаенко В.К. Сборник задач по химии повышенной трудности: Учебное пособие для средних учебных заведений / Под ред. Г.В.Лисичкина. – М.: РОСТ, МИРОС, 1996 – 192 с.
Конкурсные задачи по химии для учащихся и абитуриентов / Под ред. В.П Кочергина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. – 96с.
Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 207с.
|
|
|