Главная страница

Урок №57 (2) Тема: Отражение света. Законы отражения света. Тип урока: комбинированный. Цели урока



Скачать 44.49 Kb.
НазваниеУрок №57 (2) Тема: Отражение света. Законы отражения света. Тип урока: комбинированный. Цели урока
Дата18.04.2016
Размер44.49 Kb.
ТипУрок

Урок № 57 (2)

Тема: Отражение света. Законы отражения света.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательные: дать понятие отражения света; сформулировать законы отражения света; отработать понятия: прямолинейное распространение света, луч.

Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

Развивающие: развитие мышления учащихся при формировании умений сравнивать, анализировать и обобщать.

Оборудование: карманный фонарик, сухая пудра, аквариум с чистой водой, марганцовка, зеркало, стеклянный полуцилиндр, прибор для изучения законов оптики, лист плотной белой бумаги.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин);

  2. Проверка знаний и их актуализация (5 мин);

  3. Объяснение нового материала (20 мин);

  4. Закрепление (10 мин);

  5. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):

      1. Каково значение света в жизни человека, в познании природы, в развитии наук?

      2. Какую связь имеет свет с видом передачи энергии, называемым излучением?

      3. Какое излучение называют светом?

      4. Какой раздел физики называют оптикой?

      5. Приведите примеры естественных и искусственных источников света.

      6. В каком случае мы можем видеть тела, не являющиеся источниками света?

      7. Что называют лучом света?

      8. Прочтите закон прямолинейного распространения света.

      9. Объясните возникновение тени от предмета. Как зависит размер тени от расстояния между предметом и источником света?

      10. Объясните возникновение полутени. В каком случае можно получить четкую тень от предмета?

      11. Какова причина возникновения солнечных затмений? Какие опытные данные можно получить при наблюдении солнечных затмений?

      12. Какова причина лунных затмений?

      13. Приведите примеры использования закона прямолинейного распространения света в практической деятельности человека.

Объяснение нового материала:

Отсутствие возможности видеть свет в случае, если лучи не попадают непосредственно в глаза человека.

Наблюдение невидимого пучка света при задымлении воздуха.

Демонстрация и устройство оптического диска.

Отражение света. Законы отражения света.

Опыт 1. Пучок, выходящий из осветителя, направляют вдоль демонстрационного стола. Включают и выключают осветитель, однако в чистом воздухе пучок света невидим. Задымляют (запыляют) воздух вдоль пучка, свет освещает частицы дыма (пыли).

В воздухе, содержащем частицы дыма (пыли), пучок света становится видимым.

Опыт 2. Свет из осветителя направляют в прямоугольный сосуд с водой. В чистой воде пучок света невидим.

Добавляют в воду красящее вещество. Свет, попадая на частицы краски, делает их видимыми.

Освещенные частицы позволяют проследить направление светового пучка.

Опыт 3. Свет из фонарика направляют вдоль белого экрана. На пути светового пучка помещают плоское зеркало. Оно изменяет направление пучка.

Отражаясь, свет изменяет свое направление.

Отражение света и прохождение его сквозь стекло при падении на стеклянную пластинку.

Опыт 4. На экране прибора для изучения законов оптики укрепляют стеклянный полуцилиндр. Пучок света из осветителя направляют на плоскую поверхность стеклянной пластинки. В месте падения светового пучка на стекло он частично отражается, а частично проходит через стекло.

При падении света на стекло происходит его отражение, и прохождение сквозь стекло.

Падение пучка света на поверхность зеркала.

Опыт 5. В предыдущей установке стеклянный полуцилиндр заменяют плоским зеркалом. К экрану, где оставил свой след отраженный пучок счета прижимают лист тонкого белого картона или плотной бумаги. Пучки падающего и отраженного света по-прежнему хорошо видны. Нижнюю часть картона хорошо прижимают к зеркалу, а верхнюю наклоняют в сторону класса. На картоне видна только часть отраженного пучка света.

Формулировка первого закона отражения света: падающий и отраженный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности, восстановленным в точке падения луча.

Демонстрация равенства углов падения и отражения.

Опыт 6. Пучок света направляют вдоль экрана на горизонтально расположенное зеркало так, чтобы падающий и отраженный пучки света совпали, а затем меняют угол падения. Внимание учащихся обращают на углы, образованные пучками света и перпендикуляром к отражающей поверхности, восставленным в точке падения пучка света.

Формулировка второго закона отражения: угол отражения равен углу падения.

Демонстрация обратимости световых лучей (с заменой местами падающего и отраженного лучей).

Опыт 7. Повторяют предыдущий опыт. Внимание учащихся фиксируют на направлениях падающего и отраженного пучков света. Затем осветитель поворачивают так, чтобы падающий пучок занял место отраженного. Тогда отраженный пучок занимает место падающего.

Пучки света меняются местами. Это свойство отраженного и падающего пучков называют их обратимостью.

Закрепление.

Упражнение 30.

А – начертите отраженные лучи (1, 3), ответьте на вопрос (2).

В – начертите дальнейший ход лучей, если бы речь шла о перископе (1, 3).

Задача:

Дерево, освещенное солнцем, отбрасывает тень, длиной 36 м, а человек ростом 1,75 м – длиной 3 м. Найдите высоту дерева.

Дано:

L = 36 м β β

l = 3 м h α H α

h = 1,75 м l L

H = ?

Треугольники, образованные лучом света, предметом (деревом или человеком) и тенью, подобны (по равенству двух углов в прямоугольных треугольниках).

В подобных треугольниках можно составить отношение соответствующих сторон:

;

Ответ: Н = 21 м.

Д/З § 63.

Итоги урока:

  • Я могу ответить на все вопросы темы

  • Моя активность на уроке

  • Сообщения, ответы, выступления

  • Ставлю себе оценку!