Главная страница


Решение разноуровневых задач по физике на этапе подготовки учащихся профильного класса к сдаче егэ трембач



Скачать 104.88 Kb.
НазваниеРешение разноуровневых задач по физике на этапе подготовки учащихся профильного класса к сдаче егэ трембач
Трембач
Дата18.04.2016
Размер104.88 Kb.
ТипРешение

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Решение разноуровневых задач по физике на этапе подготовки учащихся профильного класса к сдаче ЕГЭ

Выполнила: Трембач

Наталья Петровна,

учитель физики

высшей

квалификационной категории

Благовещенск, 2013 г.

В последние годы на изучение физики в 10-11 классах отводится различное число часов в неделю (от 2до 6), в зависимости от учебного плана школы. Поэтому перед учителем физики встаёт задача по написанию календарно-тематических и рабочих программ.

Мною, как учителем физики были проанализированы авторские программы (авторов А.В. Пёрышкина; Н.С. Пурышевой; Н.Е. Важеевской; Г.Я. Мякишева; В.А. Касьянова; Л.Е. Генденштейна; Ю.В. Дика; Л.А.Кирика;) и с учётом требований государственного стандарта, требованиям к уровню подготовки учащихся составлены календарно-тематические планы при изучении физики 2,3,4,6 часов в неделю.

Ниже представлена таблица с указанием часов, отводимых на изучение отдельных разделов физики в 10 классе.(табл.1

Количество

часов в неделю

Механика

Молекулярная физика и термодинамика

Основы электродинамики

Всего

часов

2

23

21

23

68

3

52

28

22

102

6

97

62

28

204

Уроки решения задач, включая семинары и лабораторные работы в 10 класс(табл.2)

Количество часов в неделю

Механика

Молекулярная физика и термодинамика

Основы электродинамики

Всего часов

2

4

2

6

12

3

11

7

3

21

6

62

32

13

107

Таблица с указанием часов, отводимых на изучение отдельных разделов физики в 11 классе.(табл.3)

Кол-во часов в неделю

Основы электро

динамики

Механические и эл/маг.

колебания и волны

Элементы

теории относитель

ности

Атомная и ядерная физика

Излучение

И

спектры

Повторение

2

9

20

3

12

2

15

3

15

53

4

22

3

5

6

51

67

5

19

9

25

В изучение раздела механические, и электромагнитные волны включена глава «Производство, передача и использование электроэнергии», в раздел атомная и ядерная физика включена глава «Световые кванты».

При 2- часах физики в программу включено изучение строения Вселенной в количестве 7 часов.

При изучении физики 6 часов в неделю в программу включено изучение геометрической оптики в количестве 28 часов.

Уроки решения задач, включая семинары и лабораторные работы в 11 класс(табл.4)



Кол-во часов в неделю

Основы электро

динамики

Механические и эл/маг.

колебания и волны

Элементы

теории относитель

ности

Атомная и ядерная физика

Излучение

и

спектры

Всего

часов


2

3

4

-

1

-

8

3

5

12

1

3

2

23

6

29

13

2

8

2

47

Как видно из таблиц 2 и 4 даже при увеличении на 1 час в неделю изучения физики, увеличивается время, отводимое на отработку практических навыков- уроков решения задач и уроков практикумов. В 10 классе увеличивается число таких уроков на 9 часов или на 175% ,а в 11 классе на 15 часов или на 287,5%.

Из контрольной группы учащихся в 14 человек-выпускников 2011 года 12 человек обучались по 3-х часовой программе, кроме этого они посещали элективный курс в течении 2-х лет «Решение нестандартных задач по физике» и 2 человека обучались по 2-х часовой программе.

Рабочие программы элективных курсов (факультатива) «Решение нестандартных задач по физике» были рассмотрены на заседании МО физико-математического цикла и утверждены директором школы.

Элективный курс «Решение нестандартных задач по физике» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приёмами решения, овладение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

Основные цели курса:

Задачи курса:

  • Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;

  • Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;

  • Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;

  • Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;

  • Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.

  • Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.

При сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ 12 учащихся обучавшихся по3-х часовой программе успешно сдали его, а 1 выпускник, обучавшийся по 2-х часовой программе не смог набрать достаточное число баллов для сдачи экзамена.

В 2011-2012 учебном году на базе МОБУ СОШ № 16 открылся профильный физико-математический (аэрокосмический) класс, где на изучение физики отводится 6 часов в неделю (204 часа в учебном году). УММ на профильном уровне должны способствовать достижению следующих целей и задач физического образования:

  • освоение ядра содержания - основ современных научных теорий (научных фактов, понятий и величин, теоретических моделей, законов, принципов и уравнений, выводов);

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, пользоваться оборудованием, отбирать и использовать измерительные приборы; обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости; оформлять результаты эксперимента в виде таблиц, диаграмм, графиков;

  • применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие и поддержание познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения, пополнения, применения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

При обучении физике 10-11 кл. физико-математического профиля необходимо научить проводить известные мыслительные операции на абстрактном, а не только на конкретном уровне, т.е. учить:

  • - умению перехода от физических явлений к их моделям (т.е. изучение основ физических теорий);

  • - учить формулировать выводы, следствия;

  • - обучать составлению алгоритмов решения задач.

В начале учебного года был проведён вводный контроль, который выявил у учащихся пробелы в знаниях (из 18 учащихся 11 получили 2 балла;1 человек-4 балла; а остальные-3 балла по 5-бальной шкале). Поэтому мной была переработана учебная программа и методика преподавания. Темы даю блоками, объединяющими несколько вопросов, рассчитанными на 5-7 часов. Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, каждый раз подходя к нему по-новому и глубже. А так же в программу вводится практикум по решению задач.

Положительные стороны преподавания физики по данной системе: все ученики работают на уроке, осуществляется многократная проработка изучаемой темы, четкая организация деятельности учащихся, большой удельный вес самостоятельной работы учеников с учебником.

Схема процесса обучения

а) актуализация ранее изученной темы (модульное обучение);

б) выделение цели изучаемой темы;

в) получение новых знаний (используя выводы, следствия) путем решения физических задач;

г) выделение и обобщение основных гипотез, принципов, понятий изучаемого материала.

Этапность проведения уроков:

  • Лекция (объяснение содержания в целом: разъяснение основного, главного)

  • Серия семинарских занятий (число зависит от сложности и объема изучаемой темы) с использованием учебника, ответы на вопросы, выполнение упражнений, закрепляющих полученные знания.

  • Решение задач по теме (цель этапа – углубление и развитие знаний).

  • Лабораторный практикум (уроки формирования экспериментальных умений и навыков)

  • Урок – обобщения.

  • Зачет (на нем проверяется усвоение учебного материала).

Проводится: а) по теории б) по решению задач.

При планировании темы на блоки определяю, прежде всего, какие новые знания и умения должны получить учащиеся, какие воспитательные задачи необходимо решить. Свою методику покажу на примере темы Х класса «Механика», количество часов по тематическому планированию:

  • - кинематика 30 часов;

  • - динамика 26 часов, в том числе 1ч. лабораторная работа;

  • статика 6 часов;

  • законы сохранения 33часа;

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М. Просвещение,2008г.

Распределение учебного материала по блокам и типам уроков (формы занятий, количество часов).




лекция

семинар

Решение

задач

Лабораторная

работа

Контрольная

работа

Зачёт

кинематика

6

7

13

0

2

2

динамика

8

4

10

1

1

2

статика

2

1

2

0

1

0

Законы

сохранения

3

3

20

2

1

1

Как видно из этой таблицы при блочном планировании уроков увеличивается время необходимое на уроки-практикумы: семинары и уроки решения задач.

В частности, ученики должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. При решении задач особое внимание уделяю последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание уделяю задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике так же обращаю внимание на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.

Проблемные задачи это задачи творческого характера, требующие от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Проблемные задачи эффективны, когда ученики приобрели необходимые навыки и умения в решении задач по готовому образцу и наступает этап, когда нужно сделать эти знания активными. Таким образом, проблемные задачи использую обычно на завершающем этапе

закрепления пройденного материала и при повторении. Задачи проблемного характера можно применять в качестве домашних заданий и для решения в классе. В последнем случае особенно эффективными оказываются проблемные экспериментальные задачи.

Вывод:

На сегодняшний день исследование продолжается. Проводится корректировка заданий в контрольных работах. Будет проведена диагностика в формате ЕГЭ.

Литература:


1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.

3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.

4. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.

5. Тульнинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

6. Интернет

Цель исследования:

Организация учебной деятельности в профильном классе, разработка методики построения курса физики в старшей школе.

Задачи исследования:

1.Изменение содержания учебных программ с сохранением базового компонента.

2.Разработка критериев оценки результатов и технологии проведения контроля.

3.Научится анализировать и защищать результат исследовательской деятельности.

Объект исследования:

Процесс изучения физики в контексте профильного обучения.