| Этапы проведения урока
 
 | Методы и приемы работы.
 
 Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)
 
 | Содержание взаимодействия с учащимися
 
 | Деятельность учителя
 
 | Деятельность учащихся
 
 | УУД
 
 | 
  | I. Организация начала урока.
 
 Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
 
 1) Эмоциональный настрой
 
 
 | – Прозвенел звонок для нас!
 
 Все зашли спокойно в класс,
 
 Встали все у парт красиво,
 
 Поздоровались учтиво.
 
 Тихо сядем и вздохнем,
 
 Наш урок скорей начнем.
 
 | Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового материала.
 
 | Эмоционально настраиваются на работу на уроке.
 
 
 | Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету.
 
 | 
  | Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
 
 2) Приветствие
 
 | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок кубановедения.
 
 
 | Приветствует учащихся.
 
 | Приветствуют учителя.
 
 | К –планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
 
 | 
  | Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
 
 3) Проверка готовности к уроку
 
 | - Проверим готовность к уроку. На парте у вас должны лежать тетрадь, ручка и пенал с карандашами.
 
 | Помогает, проявляют готовность начать учебную деятельность.
 
 | Слушают и проверяют всё ли у них готово к уроку.
 
 | Р- прогнозируют свою деятельность; контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки.
 
 | 
  | II. Актуализация изученного материала.
 
 Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений.)
 
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.
 
 1. Викторина «Красная книга Кубани»
 
 | - О чём вы говорили на прошлом уроке? (О Красной книге Кубани)
 
 Богат животный мир Кубани –
 
 Медведь и зубр, олень и лось.
 
 Когда б ходить в лесу пришлось,
 
 Увидел бы следы кабаньи.
 
 Кронид Обойщиков.
 
 - Я предлагаю проверить, каких животных вы запомнили, которые обитают в заповедниках нашего края.
 
 1. Великан в бору живёт.
 
 Он сладкоежка - любит мёд.
 
 Когда испортится погода,
 
 Ложится спать – да на полгода. (Медведь)
 
 2. Хоть верь, хоть не верь:
 
 Пробегал по лесу зверь
 
 Нёс на лбу он неспроста
 
 Два развесистых рога. (Олень).
 
 3. Весь день рыбак в воде стоял,
 
 Мешок рыбёшкой набивал.
 
 Закончил лов, забрал улов,
 
 Поднялся в высь – и был таков. (Пеликан).
 
 4. Эта жительница гор
 
 Любит ветер и простор,
 
 Любит раннюю весну,
 
 Запах трав и тишину. (Серна).
 
 5. Днём сидит он как слепой
 
 А под вечер на разбой.
 
 (Филин)
 
 6. Бегает среди камней,
 
 Не угонишься за ней.
 
 Ухватил за хвост, но – ах!
 
 Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
 
 - Какие животные и растения занесены в Красную книгу Ленинградского района? (Ясень, клен, осина, тополь, алыча, дикая груша, а также более 30 видов лекарственных растений)
 
 | Проводит актуализацию знаний.
 
 | Отгадывают загадки; повторяют ранее изученный материал с помощью викторины; отвечают на вопросы.
 
 | П - Осуществляют синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществляют сравнение и классификацию, строят логические суждении.
 
 | 
  | III. Постановка учебной задачи
 
 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический.
 
 1.Формулирование темы и целей урока.
 
 | - Что следует делать с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу? (Охранять, преумножать)
 
 - Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Нет, нужно беречь природу в общем)
 
 – А что вы можете сделать для охраны природы? (Ответы детей)
 
 - Вы ответили на несколько вопросов, которые должны подвести вас к теме урока. Назовите тему урока. (Правила защитников природы)
 
 - Как вы думаете, чем вы будете заниматься сегодня на уроке? (Будем изучать правила защиты природы, придумывать к правилам условные обозначения)
 
 
 | Задает опорные вопросы; подводит к формулированию темы и целей урока.
 
 | Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему и цели урока.
 
 | К– умеют слушать друг друга, строить понятные для речевые высказывания.
 
 П – осуществляют синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществляют сравнение и классификацию, строят логические суждения.
 
 | 
  | IV. Первичное усвоение новых знаний.
 
 Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
 
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.
 
 1. Игра «Жалобы зверей»
 
 | - Ребята, отгадайте загадки и вы узнаете волшебное слово нашего урока.
 
  Сейчас Это парнокопытное животное с густой бурой шерстью.  (Зубр)
 
Эта птица весной «бормочет» и «чуфыркает», что означает: весна пришла, встречайте!  (Тетерев)
 
В двух-трех летнем возрасте – эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.  (Журавль)
 
Это большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.  (Лебедь)
 
Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.    (Тигр)
 
Эта птица носит рыбу детенышам в клюве.    (Пеликан)
 
 - Прочитайте слово, которое выделено другим цветом. (БЕРЕГИ!)
 
 - Ребята, что следует беречь? (Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва….)
 
 | Предлагает разгадать загадки, чтобы узнать волшебное слово.
 
 | Слушают учителя, отвечают на загадки, узнают волшебное слово.
 
 | К – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
 
 Р – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
 
 
 | 
  | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный.
 
 2. Работа с рабочей тетрадью с. 32
 
 | - Откройте с. 32 рабочей тетради. Прочитайте правила защитников природы.
 
 Не разоряй птичьи гнёзда!
 
 Не уничтожай насекомых!
 
 Не сори в местах отдыха!
 
 Не бери лесных жителей домой!
 
 Не вытаптывай растения!
 
 Не шуми!
 
 Не рви цветы!
 
 Не разводи костёр!
 
 - Объясните, почему их стоит строго выполнять.
 
 - Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе!
 
 | Осуществляет работу с тетрадью на печатной основе, с. 32: предлагает прочитать правила защитников, природы, объяснив их.
 
 | Читают правила защитников природы на с. 32 в рабочей тетради, объясняют их.
 
 | 
  | 
 
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный.
 
 3. Просмотр мультфильма «На лесной тропе»
 
 | - Предлагаю вам посмотреть мультфильм «На лесной тропе», чтобы вы смогли ответить на такие вопросы:
 
  Кто является положительным, а кто, наоборот, отрицательным?
 
Какие правила нарушили герои?
 
Чему учит данный мультфильм?
 
 (Просмотр мультфильма «На лесной тропе»)
 
 
 | Предлагает просмотреть мультфильм «На лесной тропе» для того, чтобы проанализировать и ответить на поставленные вопросы.
 
 | Осуществляют просмотр мультфильма «На лесной тропе», чтобы проанализировать его и ответить на поставленные вопросы.
 
 | 
  | V. Первичное закрепление
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
 
 1. Анализ просмотренного мультфильма.
 
 | - Ответьте на поставленные вопросы.
 
  Кто является положительным, а кто, наоборот, отрицательным?
 
  Какие правила нарушили герои?
 
Чему учит данный мультфильм?
 
 - Посоветуйте лисёнку, как следует вести себя на природе.
 
 
 | Осуществляет опрос по просмотренному мультфильму.
 
 | Отвечают на вопросы, проводя этим анализ просмотренного мультфильма
 
 | К – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
 
 | 
  | Физкультминутка
 
 Цель: переключение на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятие нагрузки, связанной с сидением
 
 | 
 
 
 | - Вот и отдыха минутка, ведь у нас – физкультминутка! Встаём и немного выходим из-за парт.
 
 Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
 
 Хома раненько встает, (потягиваются)
 щечки моет (тереть щеки руками)
 лапки трет (движения мытья рук)
 Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
 и выходит на зарядку (маршируют)
 Раз (руки вперед)
 два (руки вверх)
 три (руки в стороны)
 четыре, пять (трясут кистями рук)
 Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей)
 
 
 | Осуществляет показ упражнений.
 
 | Повторяют упражнения за учителем.
 
 | Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
 
 К – проявляют готовность слушать.
 
 Л – имеют установку
 на здоровый образ жизни
 
 | 
  | VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный.
 
 
 | - Для чего нам нужно беречь природу? Свой ответ аргументируйте.
 
 - Посмотрите внимательно на доску. Что могут означать знаки, изображенные на слайдах? (слайд 2)
 
 - Что же может произойти с природой, если человек все-таки решится вторгнуться в нее? (Может нарушиться природное равновесие.)
 
 - Послушайте интересную и поучительную историю с комарами и кошками.
 
 На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
 
 А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило для крыс!
 
 Крысы принесли людям огромные убытки.
 
 Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной «напастью».
 
 - Как вы считаете, можно ли было избежать всего того, что произошло га острове? Свой ответ аргументируйте. (Всего этого, наверное, могло бы и не случиться. Да-Да. Если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.)
 
 | Предлагает рассмотреть запрещающие знаки, рассказать о их значении.
 
 Читает историю о комарах и кошках, предлагает проанализировать её.
 
 | Отвечают на поставленные учителем вопросы, слушают историю и анализируют её.
 
 | К –проявляют готовность слушать собеседника, излагают и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы;
 
 | 
  | IV. Закрепление нового материала
 
 Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.
 
 1. Самостоятельная работа в тетради с. 32.
 
 | - Обратимся снова к рабочей тетради. Выполните самостоятельно следующее интересное задание: придумайте и нарисуйте к правилам, которые вы прочитали 3 условных обозначения. Но прежде ответьте на вопрос: карандашом какого цвета следует обвести запрещающие знаки? (Красным)
 
 - Закончив работу, продемонстрируйте и объясните значение каждого.
 
 - Пока вы выполняете самостоятельную работу, я вам прочитаю стихотворение.
 
 Никого не обижай.
 
 Кристина Россети
 
 Никого не обижай  -
 
 Ни пчелу, ни мушку,
 
 Ни улитку,
 
 Ни жучка – темненькое
 
 Брюшко,
 
 Ни кузнечика,
 
 В траве
 
 Скачущего ловко,
 
 Ни блестящую в листве
 
 Божию коровку,
 
 Ни синицу, ни дрозда,
 
 Ни крота слепого…
 
 Ни за что,
 
 Никогда
 
 Не обижай живого.
 
 | Предлагает выполнить самостоятельную работу, рассказывает последовательность выполнения.
 
 | Выполняют самостоятельно задание в рабочей тетради на с. 31.
 
 | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства и способы
 ее осуществления.
 
 К – используют речевые средства для решения различных задач;
 
 | 
  | VI. Подведение итогов урока.
 
 Рефлексия
 
 Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
 
 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный.
 
 
 | - Что вы делали сегодня на уроке?
 
 - Что нового сегодня вы узнали?
 
 - Я попрошу вас ответить на SMS-сообщение, которые вы получили, и отправить их мне.
 
 | Подводит итоги урока вместе с учащимися.
 
 | Отвечают на вопросы учителя по теме урока, подводят итог урока.
 
 | П - ориентируются в системе знаний.
 
 Р - оценивают собственную деятельность на уроке
 
 | 
  | VII. Домашнее задание.
 
 | 
 
 
 | - Домашнее задание: придумайте и нарисуйте к правилам оставшиеся условные обозначения.
 
 - Урок окончен. До свидания!
 
 | Даёт домашнее задание.
 
 | Записывают в дневнике домашнее задание.
 
 | Р - принимают и сохраняют учебную задачу.
 
 |