Этапы проведения урока
| Методы и приемы работы.
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)
| Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
|
I. Организация начала урока.
Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
1) Эмоциональный настрой
| – Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядем и вздохнем,
Наш урок скорей начнем.
| Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового материала.
| Эмоционально настраиваются на работу на уроке.
| Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету.
|
Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
2) Приветствие
| - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок кубановедения.
| Приветствует учащихся.
| Приветствуют учителя.
| К –планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
|
Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
3) Проверка готовности к уроку
| - Проверим готовность к уроку. На парте у вас должны лежать тетрадь, ручка и пенал с карандашами.
| Помогает, проявляют готовность начать учебную деятельность.
| Слушают и проверяют всё ли у них готово к уроку.
| Р- прогнозируют свою деятельность; контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки.
|
II. Актуализация изученного материала.
Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений.)
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.
1. Викторина «Красная книга Кубани»
| - О чём вы говорили на прошлом уроке? (О Красной книге Кубани)
Богат животный мир Кубани –
Медведь и зубр, олень и лось.
Когда б ходить в лесу пришлось,
Увидел бы следы кабаньи.
Кронид Обойщиков.
- Я предлагаю проверить, каких животных вы запомнили, которые обитают в заповедниках нашего края.
1. Великан в бору живёт.
Он сладкоежка - любит мёд.
Когда испортится погода,
Ложится спать – да на полгода. (Медведь)
2. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых рога. (Олень).
3. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончил лов, забрал улов,
Поднялся в высь – и был таков. (Пеликан).
4. Эта жительница гор
Любит ветер и простор,
Любит раннюю весну,
Запах трав и тишину. (Серна).
5. Днём сидит он как слепой
А под вечер на разбой.
(Филин)
6. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
- Какие животные и растения занесены в Красную книгу Ленинградского района? (Ясень, клен, осина, тополь, алыча, дикая груша, а также более 30 видов лекарственных растений)
| Проводит актуализацию знаний.
| Отгадывают загадки; повторяют ранее изученный материал с помощью викторины; отвечают на вопросы.
| П - Осуществляют синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществляют сравнение и классификацию, строят логические суждении.
|
III. Постановка учебной задачи
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический.
1.Формулирование темы и целей урока.
| - Что следует делать с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу? (Охранять, преумножать)
- Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Нет, нужно беречь природу в общем)
– А что вы можете сделать для охраны природы? (Ответы детей)
- Вы ответили на несколько вопросов, которые должны подвести вас к теме урока. Назовите тему урока. (Правила защитников природы)
- Как вы думаете, чем вы будете заниматься сегодня на уроке? (Будем изучать правила защиты природы, придумывать к правилам условные обозначения)
| Задает опорные вопросы; подводит к формулированию темы и целей урока.
| Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему и цели урока.
| К– умеют слушать друг друга, строить понятные для речевые высказывания.
П – осуществляют синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществляют сравнение и классификацию, строят логические суждения.
|
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.
1. Игра «Жалобы зверей»
| - Ребята, отгадайте загадки и вы узнаете волшебное слово нашего урока.
Сейчас Это парнокопытное животное с густой бурой шерстью. (Зубр)
Эта птица весной «бормочет» и «чуфыркает», что означает: весна пришла, встречайте! (Тетерев)
В двух-трех летнем возрасте – эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)
Это большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
Эта птица носит рыбу детенышам в клюве. (Пеликан)
- Прочитайте слово, которое выделено другим цветом. (БЕРЕГИ!)
- Ребята, что следует беречь? (Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва….)
| Предлагает разгадать загадки, чтобы узнать волшебное слово.
| Слушают учителя, отвечают на загадки, узнают волшебное слово.
| К – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Р – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
|
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный.
2. Работа с рабочей тетрадью с. 32
| - Откройте с. 32 рабочей тетради. Прочитайте правила защитников природы.
Не разоряй птичьи гнёзда!
Не уничтожай насекомых!
Не сори в местах отдыха!
Не бери лесных жителей домой!
Не вытаптывай растения!
Не шуми!
Не рви цветы!
Не разводи костёр!
- Объясните, почему их стоит строго выполнять.
- Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе!
| Осуществляет работу с тетрадью на печатной основе, с. 32: предлагает прочитать правила защитников, природы, объяснив их.
| Читают правила защитников природы на с. 32 в рабочей тетради, объясняют их.
|
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный.
3. Просмотр мультфильма «На лесной тропе»
| - Предлагаю вам посмотреть мультфильм «На лесной тропе», чтобы вы смогли ответить на такие вопросы:
Кто является положительным, а кто, наоборот, отрицательным?
Какие правила нарушили герои?
Чему учит данный мультфильм?
(Просмотр мультфильма «На лесной тропе»)
| Предлагает просмотреть мультфильм «На лесной тропе» для того, чтобы проанализировать и ответить на поставленные вопросы.
| Осуществляют просмотр мультфильма «На лесной тропе», чтобы проанализировать его и ответить на поставленные вопросы.
|
V. Первичное закрепление
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
1. Анализ просмотренного мультфильма.
| - Ответьте на поставленные вопросы.
Кто является положительным, а кто, наоборот, отрицательным?
Какие правила нарушили герои?
Чему учит данный мультфильм?
- Посоветуйте лисёнку, как следует вести себя на природе.
| Осуществляет опрос по просмотренному мультфильму.
| Отвечают на вопросы, проводя этим анализ просмотренного мультфильма
| К – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
Физкультминутка
Цель: переключение на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятие нагрузки, связанной с сидением
|
| - Вот и отдыха минутка, ведь у нас – физкультминутка! Встаём и немного выходим из-за парт.
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома раненько встает, (потягиваются) щечки моет (тереть щеки руками) лапки трет (движения мытья рук) Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами) и выходит на зарядку (маршируют) Раз (руки вперед) два (руки вверх) три (руки в стороны) четыре, пять (трясут кистями рук) Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей)
| Осуществляет показ упражнений.
| Повторяют упражнения за учителем.
| Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
К – проявляют готовность слушать.
Л – имеют установку на здоровый образ жизни
|
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный.
| - Для чего нам нужно беречь природу? Свой ответ аргументируйте.
- Посмотрите внимательно на доску. Что могут означать знаки, изображенные на слайдах? (слайд 2)
- Что же может произойти с природой, если человек все-таки решится вторгнуться в нее? (Может нарушиться природное равновесие.)
- Послушайте интересную и поучительную историю с комарами и кошками.
На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило для крыс!
Крысы принесли людям огромные убытки.
Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной «напастью».
- Как вы считаете, можно ли было избежать всего того, что произошло га острове? Свой ответ аргументируйте. (Всего этого, наверное, могло бы и не случиться. Да-Да. Если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.)
| Предлагает рассмотреть запрещающие знаки, рассказать о их значении.
Читает историю о комарах и кошках, предлагает проанализировать её.
| Отвечают на поставленные учителем вопросы, слушают историю и анализируют её.
| К –проявляют готовность слушать собеседника, излагают и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы;
|
IV. Закрепление нового материала
Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.
1. Самостоятельная работа в тетради с. 32.
| - Обратимся снова к рабочей тетради. Выполните самостоятельно следующее интересное задание: придумайте и нарисуйте к правилам, которые вы прочитали 3 условных обозначения. Но прежде ответьте на вопрос: карандашом какого цвета следует обвести запрещающие знаки? (Красным)
- Закончив работу, продемонстрируйте и объясните значение каждого.
- Пока вы выполняете самостоятельную работу, я вам прочитаю стихотворение.
Никого не обижай.
Кристина Россети
Никого не обижай -
Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку,
Ни жучка – темненькое
Брюшко,
Ни кузнечика,
В траве
Скачущего ловко,
Ни блестящую в листве
Божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого…
Ни за что,
Никогда
Не обижай живого.
| Предлагает выполнить самостоятельную работу, рассказывает последовательность выполнения.
| Выполняют самостоятельно задание в рабочей тетради на с. 31.
| Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства и способы ее осуществления.
К – используют речевые средства для решения различных задач;
|
VI. Подведение итогов урока.
Рефлексия
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный.
| - Что вы делали сегодня на уроке?
- Что нового сегодня вы узнали?
- Я попрошу вас ответить на SMS-сообщение, которые вы получили, и отправить их мне.
| Подводит итоги урока вместе с учащимися.
| Отвечают на вопросы учителя по теме урока, подводят итог урока.
| П - ориентируются в системе знаний.
Р - оценивают собственную деятельность на уроке
|
VII. Домашнее задание.
|
| - Домашнее задание: придумайте и нарисуйте к правилам оставшиеся условные обозначения.
- Урок окончен. До свидания!
| Даёт домашнее задание.
| Записывают в дневнике домашнее задание.
| Р - принимают и сохраняют учебную задачу.
|