|
Рисунок Схема действий в аудитории технической подготовки В 2013 г. специалисты ФИПИ разработали новую концепцию устной части ЕГЭ по иностранным языкам без участия экзаменатора-собеседника на основе информационно-коммуникационных технологий с использованием визуальных опор. Новая концепция приобретает особое значение в связи с близкой перспективой перехода к обязательному ЕГЭ по иностранным языкам согласно новому ФГОС (прогнозируется не менее 700 000 экзаменуемых ежегодно). Разработанные в рамках новой модели задания прошли несколько этапов апробации в 2012-2014 гг.
Опыт устной части ЕГЭ на этапе эксперимента по его введению, опыт ОГЭ показывает, что когда экзаменуемым дается 5-10 минут на подготовку, они склонны не просто делать заметки (фиксировать на бумаге ключевые слова и выражения), а пытаются писать полный текст своего ответа.
Кроме этого, в международных экзаменах время на подготовку (в отдельной аудитории, с ручкой и листком бумаги) не предусмотрено. Экзаменуемый знакомится с заданием прямо в экзаменационной аудитории, сидя перед компьютером и имеет всего 1, 5 минуты для того, чтобы собраться с мыслями. По такому принципу был разработан и алгоритм действия участников экзамена. Рассмотрим общую схему
Общая схема действий в аудитории технической подготовки представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема действий в аудитории технической подготовки
Общая схема действий в аудитории проведения представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема действий в аудитории проведения
Длительность экзамена:
время непосредственной сдачи экзамена одним участником в аудитории проведения составляет 13 минут: 6 минут – подготовка и 7 минут – ответ; это время ограничено нормативно и не может быть увеличено (длительность подготовки и записи ответа контролируются программным обеспечением автоматически),
общее время нахождения участника в аудитории проведения не превышает 30 минут,
При входе в аудиторию проведения Участник, в соответствии с данными рассадки, садится на организованное для сдачи экзамена рабочее место, оборудованное компьютером с подключенной гарнитурой и установленным специальным программным обеспечением.
Организатор в аудитории проведения сверяет документ Участника с данными бланка регистрации и ведомости проведения экзамена.
Участник вводит номер своего бланка регистрации в ПО рабочего места участника.
Организатор в аудитории проведения сверяет номер бланка регистрации, введенный Участником в ПО, и на бумажном бланке регистрации, а также номер КИМ на конверте ИК, и в интерфейсе ПО.
После чего, инициирует начало экзамена (вводит код активации экзамена, код предварительно выдается Техническим специалистом).
Участник произносит номер КИМ (данный номер отображается в ПО) и проверяет качество аудиозаписи. В случае плохого качества записи в аудиторию вызывается Технический специалист для устранения неполадок.
После подтверждения качества записи автоматически начинается сдача экзамена:
участнику отображается текст задания и он приступает к подготовке ответа, при этом в интерфейсе ПО отображается время, оставшееся до окончания подготовки,
по истечении времени подготовки автоматически открывается страница записи ответа на задание и начинается запись ответа, при этом выводится время, оставшееся до окончания ответа,
по истечении времени ответа выполняется автоматический переход к следующему заданию,
участник не может:
самостоятельно «листать» задания,
досрочно начать ответ (до истечения времени подготовки: 1,5 мин.),
досрочно закончить запись ответа (до истечения времени ответа: 1,5-2 мин.).
После завершения записи ответа на последнее задание у Участника есть возможность прослушать запись всех своих ответов.
Участник расписывается в ведомости сдачи экзамена и покидает аудиторию проведения экзамена.
ЕГЭ по иностранным языкам, она проводится в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, на основе особого программного обеспечения. Технический специалист-организатор обеспечивает соблюдение процедуры и работу технических средств. Задания предъявляются экзаменуемому на дисплее компьютера, в компьютерную программу заложен точный хронометраж времени на подготовку и на ответ. Все время ответа ведется аудиозапись. Аудиозаписи ответов экзаменуемых в установленном порядке предоставляются для оценивания экспертам, прошедшими специальную подготовку. К преимуществам компьютерного варианта разработчики относят:
одновременная сдача экзамена большим числом участников (при наличии на ППЭ лингафонного кабинета с цифровым оборудованием или компьютерного класса с использованием наушников); предъявление заданий предписанного варианта в строго определенном порядке (организатор может допустить ошибку: выдать не тот вариант, или дать задания все сразу, или выдавать задания не в том порядке)
четкое выполнения временного регламента (без влияния человеческого фактора);
представление фотографий в цвете с хорошим качеством на экране дисплея.
Теперь поговорим о содержании. Содержательно устная часть включает 4 задания:
1) задание 1 базового уровня сложности – чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;
2) задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
3) задание 3 базового уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
4) задание 4 высокого уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий). Задания устной части ЕГЭ по иностранным языкам
Задание
| Содержание
| Уровень сложности
| Макс. балл
| Время на подготовку
| Время ответа
| 1
| Прочитать вслух отрывок из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста
| Базовый
| 1
| 1,5 мин.
| 1,5 мин.
| 2
| Задать 5 вопросов на определенную тему (путешествия, покупки, еда, транспорт, занятия спортом и т.д.). Экзаменуемому предлагается визуальный стимул и ключевые слова (о чем надо спросить).
| Базовый
| 5
| 1,5 мин.
| 1,5 мин.
| 3
| Рассказать другу о сделанной тобой фотографии, почему ты сделал ее и почему хочешь показать ее другу (одна фотография на выбор экзаменуемого из трех)
| Базовый
| 7
| 1,5 мин.
| 2 мин.
| 4
| Сравнить 2 предложенные фотографии (например, пляжный отдых и турпоход), выявить сходства, различия и рассказать о своих предпочтениях.
| Высокий
| 7
| 1,5 мин.
| 2 мин.
|
Задание 1 на контроль навыков техники чтения, в котором проверяется понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи, прежде всего, интонации (беглость речи, паузация, фразовое ударение, тон и его движение, а также звуки в потоке речи, словесное ударение,). Задание по чтению включается с целью повысить внимание учащихся и учителей к овладению учащимися техникой чтения вслух и совершенствованию навыков чтения на заключительном этапе обучения в школе, а также с целью настроить учащихся и облегчить им выполнение других заданий данного раздела на английском языке.
Задание 2 проверяет следующие умения диалогической речи:
осуществлять запрос информации;
обращаться за разъяснениями;
точно и правильно употреблять языковые средства оформления диалогического высказывания.
В заданиях 3 и 4 на контроль выносятся следующие умения монологической речи:
строить высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения;
логично и связно строить высказывание;
использовать стратегии описания, сообщения, рассуждения;
точно и правильно употреблять языковые средства оформления монологического высказывания.
СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «УСТНАЯ ЧАСТЬ»
Чтение отрывка из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста:
внимательно прочитать текст задания про себя;
выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова;
разметить интонацию различных типов коммуникативных предложений;
прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.
Задание 1 базового уровня сложности – чтение вслух фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста оценивается по одному критерию – фонетическая сторона речи. Задание проверяет технику чтения, а именно: правильное оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи), что отражает понимание содержание читаемого.
Сегментный уровень (звуки)
При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки (их отсутствие ведет к снижению оценки):
владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные
[iː] – [ɪ] ( peak – pick) ; [ɔː] – [ɒ] (short – shot); [ɑː] – [ʌ] ( heart – hut); [ u:] - [ u ] (pool – pull)
дифференцировать и правильно произносить межзубные [ ð ]/ [ θ ] и фрикативные согласные[z]/[s] , без замещения их межзубными фрикативными (think – sink);
дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные;
дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (как, например, в словах walk – work, form – firm);
владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are … )
правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.
Желательно также, чтобы экзаменуемый умел:
противопоставить согласные [p] – [b], [t] – [d], [k] – [g] по силе/слабости, то есть
сопровождать произношение сильных согласных [p], [t],[k] придыханием, аспирацией, наиболее проявляющейся в позиции перед ударной гласной (исключая сочетания [sp], [st], [sk], так как в них аспирация не наблюдается);
слабые согласные [b], [d], [g] в конце слова не превращать в сильные и не сопровождать полным взрывом. При такой ошибке неизбежно появляется призвук [ə];
соблюдать позиционную долготу гласных, зависящую от того, следует ли за ней сильный или слабый согласный;
избегать палатализации согласных перед гласными [i], [iː], [e], [æ], [ɜː], [eɪ], [ɪə].
Сверхсегментный уровень (интонация)
При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведет к снижению оценки):
расстановка пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);
расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи);
владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления;
правильное интонационное оформление разных коммуникативных типов высказывания.
Желательно также, чтобы экзаменуемый продемонстрировал:
владение основным мелодическим контуром – нисходящей шкалой;
владение логическим ударением (нисходящим тоном с целью эмфазы);
владение ритмом, характеризующимся появлением ударных слогов через равные промежутки времени.
Экзаменуемый получает 1 балл, если его речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы (допускается не более 5 фонетических ошибок, в т.ч. 1–2 ошибки, искажающие смысл). Если же речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более 5 фонетических ошибок ИЛИ сделано 3 и более фонетических ошибок, искажающих смысл, ответ оценивается в 0 баллов.
Критерии оценивания выполнения задания 1
(чтение текста вслух) – максимум 1 балл
| 1
| 0
| Фонетическая сторона речи
| Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл
| Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетические ошибки, искажающие смысл
| Задание 2
Условный диалог-расспрос
Советы:
внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на условия предлагаемой ситуации общения и ограничители (пункты плана) и объем диалога (время);
задавать требуемые по содержанию вопросы, т.е. опираться на ключевые слова, данные в задании;
задавать прямые вопросы, как требуется в задании;
использовать лексику и грамматику, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания;
использовать интонацию, соответствующую выбранному типу вопроса.
Задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) проверяет следующие умения диалогической речи: осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. Экзаменуемый должен задать 5 вопросов, каждый из которых оценивается по шкале 0–1 баллов. Если вопрос задан, возможные погрешности не затрудняют восприятия, коммуникация состоялась, то выставляется 1 балл. Если вопрос не задан или задан с ошибками, искажающими его содержание, произошёл сбой коммуникации, то выставляется 0 баллов. Максимально за правильное выполнение этого задания экзаменуемый может получить 5 баллов. Критерии оценивания выполнения задания 2 (максимум - 5 баллов) Оценивается отдельно каждый из 5 задаваемых вопросов.
| 1
| 0
| Вопросы 1–5
| Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия
| Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче И/ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса И/ИЛИ фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации
|
Учитывается порядок слов в вопросе, форма глагола в нужной видовременной форме. Тип вопроса должен соответствовать содержанию плана, т.е. установке. Не учитываются ошибки в артиклях, предлогах (если они не меняют смысл высказывания). Сокращенные вопросы типа “Could you tell me about the price?” и “What about…” не принимаются. Задание 2, вариант 1
Study the advertisement.
Join us in AUGUST & get 1 month FREE!
You are going to study abroad for three months, you want to join some fitness centre there and now you'd like to get more information about it. In 1.5 minutes you are to ask five direct questions to find out the following:
1) location of the centre
2) opening hours
3) swimming pool availability
4) price for 3 months
5) discounts for students
You have twenty seconds to ask each question. Задание 2, вариант 1, ответ 1 (скрипт)
Where is placed fitness centre?
When fitness centre opens?
Swimming pool is available, isn't it?
How does it cost // price for three months?
Discounts is available for students, isn't it?
Комментарии к выполненному учащейся заданию
Вопрос 1 имеет неправильный порядок слов. Следовательно, вопрос не соответствует параметру «имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса». Вопрос не принимается.
Отсутствует вспомогательный глагол. Отсюда, вопрос 2 не соответствует параметру «имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса». Кроме этого есть недопонимание словосочетания “opening hours”, которое понимается как часы работы, а не как «когда открывается». Вопрос не принимается. Вопрос не принимается.
Вопрос 3 принят, несмотря на сужение темы и отсутствие артикля.
Имеются ошибки в подборе слов и грамматическом оформлении вопроса (правильные варианты: How much does it cost? или What’s the price?), вопрос 4 не принимается.
Вопрос 5 поставлен, но имеется грамматическая ошибка в согласовании числа подлежащего и сказуемого. Следовательно, вопрос не соответствует параметру «имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса». Вопрос не принимается.
Таким образом, грамматическая форма правильна только в вопросе 3. С точки зрения фонетики, учащаяся не владеет низким нисходящим тоном, который употребляется в специальных вопросах, однако это не влияет на понимание смысла высказываний, хотя они звучат из-за этого несколько искусственно.
Оценка: 1 – балл. Задание 2 вариант 2
Study the advertisement.
Welcome to Holiday Inn, Helsinki
You are going to visit Helsinki with your friends this summer and now you'd like to get more information. In 1.5 minutes you are to ask five direct questions to find out the following:
1) location of the hotel
2) if breakfast is included
3) hotel facilities
4) price for a single room
5) discounts for groups
You have twenty seconds to ask each question.
Задание 2, вариант 2, ответ 1 (скрипт)
1. Where’s the hotel situation?
2. Breakfast is included, isn’t it?
3. What is the main hotel facilities?
4. What is the price of a single room?
5. Is there any… Are there any discount for groups?
Комментарии к выполненному учащейся заданию 2.2.1
1. Первый вопрос не принимается, так как лексико-грамматическая ошибка затрудняет понимание высказывания (0 баллов).
2. Второй вопрос принимается (1 балл).
3. Третий вопрос не принимается, так как не соответствует параметру «имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса» (0 баллов).
4. Четвертый вопрос принимается (1 балл).
5. Пятый вопрос не принимается, так как имеется грамматическая ошибка (0 баллов).
Таким образом, грамматическая форма правильна только в вопросах 2 и 4. С точки зрения фонетики, учащийся не правильно интонационно оформляет специальные вопросы и неправильно произносит слово “hotel”, однако это не влияет на понимание смысла высказываний. Есть лексическая ошибка.
Оценка – 2 балла
Задания 3 и 4
Тематическое монологическое высказывание
Советы
внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания и ограничители (пункты плана) и объем монолога (время, кол-во фраз в ответе);
раскрывать содержание всех пунктов;
строить высказывание в соответствии с данным планом;
при планировании монологического высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого пункта;
начинать следует с общего представления темы;
давать развернутую аргументацию, если в пункте есть “Why”;
избегать давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах.
Задание 3 базового уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (одну, выбранную из трёх предложенных, фотографию) - проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Данное задание оценивается аналитически по трём критериям: решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла); организация устного высказывания (макс. – 2 балла); языковое оформление высказывания (макс. –2 балла).
Оценивая задание по критерию «Решение коммуникативной задачи/содержание», следует исходить из того, что учащийся должен полно осветить 5 аспектов содержания (5 пунктов плана). Если коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%, т.е. 3 и более аспектов содержания не раскрыты, объем высказывания менее 6 фраз, ответ оценивается в 0 баллов по данному критерию. Важной особенностью оценивания заданий 3-4 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.
Если коммуникативная задача выполнена не полностью: 2 аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно) ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (объем высказывания - 6-8 фраз), выставляется 1 балл.
Если коммуникативная задача выполнена частично: 1 аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно) ИЛИ 1-2 раскрыты неполно (объем высказывания -9-11 фраз), выставляется 2 балла.
Коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно и развернуто отражает все аспекты, указанные в задании (объем высказывания – 12-15 фраз), выставляется 3 балла.
Вторым критерием оценивания задания 3 является организация высказывания. Полное завершенное монологическое высказывание должно содержать вступление и заключение, быть логичным. Требования завершенности и логичности в применении в устному высказыванию, особенно в условиях спонтанной речи, носят, безусловно, иной характер, чем в применении к письменной речи. Тем не менее, они являются вполне обоснованными, т.к. учащемуся предлагается план ответа, следование которому обеспечивает выполнение этих требований. Использование средств логической связи вынесено в отдельный пункт в схеме оценивания, т.к. некоторые учащиеся будут стремиться просто ответить на пункты плана, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
Недостаточно подготовленные учащиеся могут пытаться осветить пункты плана в произвольном порядке («прыгая» от мысли к мысли), забыв о вступительной и заключительной фразе. Если высказывание нелогично И/ИЛИ не носит завершенного характера; вступление и заключение отсутствуют; средства логической связи практически не используются, ответ оценивается в 0 баллов.
Если высказывание в основном логично и носит достаточно завершенный характер, НО отсутствует вступительная ИЛИ завершающая фраза, ИЛИ средства логической связи используются недостаточно, выставляется 1 балл.
Если высказывание логично и носит завершенный характер; имеется вступление и заключение, соответствующие теме, средства логической связи используются правильно, ответ оценивается в 2 балла.
Третий критерий оценивания задания 3 – языковое оформление высказывания. Это задание базового уровня и, соответственно, к нему предъявляются требования в рамках программы базового уровня. Однако если понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (5 и более лексико-грамматических ошибок или (и) 5 и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок, ответ оценивается в 0 баллов.
Если используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче (допускается не более 4-х лексико-грамматических ошибок (из них не более 1-й грубой) или (и) не более 4-х негрубых фонетических ошибок (из них не более 1-й грубой), выставляется 1 балл.
Если используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более 2-х негрубых лексико-грамматических ошибок или (и) не более 2-х негрубых фонетических ошибок, ответ оценивается в 2 балла. Немаловажен также объем высказывания: для получения максимального балла - 3 по критерию решение коммуникативной задачи монологическое высказывание экзаменуемого должно содержать 12-15 фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана); для получения 2-х баллов требуемый объем – 9-11 фраз. Типичные ошибки по данному критерию в задании 3: описание двух картинок вместо одной; неправильная интерпретация содержания картинки, отсутствие ответа или неполные ответы на пункты плана; описание себя на фото (в инструкции к заданию сказано: ты сделал это фото, следовательно тебя на фото нет, на фото – другие люди).
Задание 3 вариант 2
Imagine that while travelling during your holidays you took some photos. Choose one photo to present to your friend. You will have to start speaking in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes (12–15 sentences).
| When presenting the picture remember to mention:
when you took the photo
what/who is in the photo
what is happening
why you took the photo
why you decided to show the picture to your friend
You have to talk continuously, starting with:
“I’ve chosen photo number …”.
|
Задание 3, вариант 1
Imagine that while travelling during your holidays you took some photos. Choose one photo to present to your friend. You will have to start speaking in 2 minutes and will speak for not more than 2 minutes (12–15 sentences).
| When presenting the picture remember to mention:
when you took the photo
what/who is in the photo
what is happening
why you took the photo
why you decided to show the picture to your friend
You have to talk continuously, starting with:
“I’ve chosen photo number …”.
|
Задание 3, вариант 2, ответ 1 (скрипт)
Well, do you remember I tell you about my summer holidays? Now I thought…eh… that I want you…want to present one… some photos from my holidays. Look at this…eh…. This photo was made on a July in Turkey when I with my classmates we go to Turkey…eh… to have ..eh.. a holidays. In this photo you can see all my classmates. And in this moment we… we just were playing in the sea. And it's …was really great, it's was fun…it was funny and that is why I took this photo. I remember this day and it was really great. And I want… wanted to show this picture to my friends …to you because I have told about my holiday so much time but now I thought that it would be great to let you… see… to let you watch my holidays on photos.
Комментарии к выполненному заданию
Решение коммуникативной задачи
| Аспект 1. Ответ на вопрос, когда было сделано фото, дан.
| Ответ дан: This photo was made on a July in Turkey when I with my classmates we go to Turkey…eh… to have ..eh.. a holidays.
| Аспект 2. Ответ на вопрос, кто/что изображено на фото, дан)
| Ответ на вопрос дан: In this photo you can see all my classmates.
| Аспект 3. Ответ на вопрос, что происходит на фото, дан
| Дан ответ на вопрос, что происходит на фото, однако есть фактическая ошибка, так как использовано местоимение «we», т.е. автор включает и себя в купающиеся, что противоречит заданию: And in this moment we… we just were playing in the sea. Необходимо было дальше развернуть ответ и объяснить, что потом автор решил сфотографировать своих одноклассников.
| Аспект 4. Ответ на вопрос, почему автор сделал это фото, дан
| Есть ответ на вопрос: it's (was) funny and that is why I took this photo. I remember this day and it was really great.
| Аспект 5. Ответ на вопрос, почему автор решил показать это фото другу, дан
| Есть ответ на вопрос: And I want… wanted to show this picture to my friends …to you because I have told about my holiday so much time but now I thought that it would be great to let you… see… to let you watch my holidays on photos.
| Объем
| 9 фраз
| Итоговый балл (максимальный бал – 3)
| 2 балла
| Организация
Высказывания
| Наличие вступительной и заключительной фразы, завершенность высказывания
| Нет заключительной фразы.
| Логичность и использование средств логической связи
| Средства логической связи используются, но в основном такие как “and”, “but”.
| Итоговый балл (Максимальный балл – 2)
| 1 балл
| Языковое оформление высказывания
| Максимальный балл – 2
| 0 баллов
Лексико-грамматические ошибки: (I tell you about – надо I have told; Now I thought that I want to present some photos from my holidays – надо I think; to show; of my holiday; on a July – надо in July; We are I with my classmates we go to Turkey … – надо we went…; in this moment – надо at that moment; I have told about my holiday so much time – надо I have told you … so many times)
Фонетические ошибки: неправильно произносит звуки [ŋ] в слове “playing” и [ð] в слове “with”. В общем вопросе Well, do you remember I tell you about my summer holidays? использует нисходящий тон вместо восходящего.
|
Задание 4 высокого уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий) также проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Данное задание оценивается аналитически по тем же трём критериям и параметрам, что и задание 3: решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла), организация устного высказывания (макс. – 2 балла), языковое оформление высказывания (макс. –2 балла).
Типичные ошибки по данному критерию в задании 4 –отдельное описание двух картинок вместо их сравнения; неумение найти и сформулировать общее и различное; неумение высказать свои предпочтения и обосновать их.
Задание 4, вариант 1
Study the two photographs. In 1,5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:
1) give a brief description (action, location)
2) say what the pictures have in common
3) say in what way the pictures are different
4) say which kind of a birthday party you’d prefer
5) explain why
You will speak for not more than 2 minutes (12–15 sentences). You have to talk continuously.
Максимальное количество баллов, которое можно получить за чтение вслух – 1 балл, запрос информации (вопросы) – 5 баллов, тематическое монологическое высказывание базового уровня (описание фото) – 7 баллов, тематическое монологическое высказывание высокого уровня (сравнение двух фото) – 7 баллов. Итого максимальный балл за устный раздел – 20 баллов.
Рассмотрим более подробно вышесказанное.
Расстановка пауз
Во время подготовки к чтению текста в задании 1 устной части необходимо осмыслить текст с точки зрения его синтаксической структуры: понять является ли предложение простым, сложносочиненным или сложноподчиненным; где заканчивается группа подлежащего; есть ли в предложении распространённые второстепенные члены предложения или перечисление и т.д. Осознание грамматической основы текста позволить правильно расставить паузы и выбрать правильные модуляции тона голоса (восходящий или нисходящий в зависимости от того, является ли мысль законченной или она ведет к последующему рассуждению). В расстановке пауз следует также опираться на пунктуацию: знаки препинания «читаются», т.е. сигнализируются в речи паузой и повышением или понижением голоса перед ней.
Фразовое ударение
Служебные слова, а именно артикли, предлоги, вспомогательные и модальные глаголы, местоимения, как правило, оказываются безударными. Знаменательные части речи, т.е. слова с лексическим значением: существительные, прилагательные, смысловые глаголы всегда оказываются под ударением.
Логическое ударение
Логическое ударение – это выделение в устной речи одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. Данное явление называется также эмфаза. Оно используется, когда необходимо выделить какие-то слова в силу логического построения рассуждения или противопоставить определённые слова. В английском языке такое выделение осуществляется с помощью нисходящего тона. Правильное понимание текста позволит читающему расставить нужные акценты.
Мелодика, движение тона
Важным является умение модулировать голос по высоте таким образом, чтобы ударные слоги образовывали так называемую нисходящую шкалу. Первый ударный слог должен произноситься на высокой ноте (выше, чем характерно для русского языка), последующий чуть ниже, следующий за ним еще ниже, и так до последнего ударного слога, который будет произнесен либо с нисходящим, либо с восходящим тоном, в зависимости от того, закончена или не закончена мысль, финальная или не финальная смысловая группа. Неударные слоги, располагаясь между ударными, должны продолжать эту нисходящую шкалу. Ритм
Для английского языка характерен особый ритм. Ударный слог и следующие за ним неударные слоги образуют ритмическую группу, в которой всегда есть один ударный слог и варьирующееся число неударных слогов. Произношение ритмических групп с разным числом неударных слогов в английском языке занимает одно и то же время, оно примерно одинаково по длительности. Неударные слоги, следующие за ударными, «сжимаются» или «растягиваются» во времени таким образом, чтобы ударные слоги появлялись через примерно равные промежутки времени.
Критерии оценивания выполнения заданий 3 и 4
(описание фото и сравнение двух фото)
7 баллов за одно задание (максимум – 14 баллов).
Баллы
| Решение коммуникативной задачи (содержание)*
| Организация высказывания
| Языковое оформление высказывания
| 3
| Коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развёрнуто отражает все аспекты, указанные в задании (12-15 фраз)
|
|
| 2
| Коммуникативная задача выполнена частично: один аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно), ИЛИ один-два раскрыты неполно
(9-11 фраз)
| Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно
| Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух негрубых фонетических ошибок)
| 1
| Коммуникативная задача выполнена не полностью: два аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно), ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (6-8 фраз)
| Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная И/ИЛИ заключительная фраза, И/ИЛИ средства логической связи используются недостаточно
| Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх лексико-грамматических ошибок (из них не более двух грубых) ИЛИ/И не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых)
| 0
| Коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%: три и более аспектов содержания не раскрыты (5 и менее фраз)
| Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершенного характера; вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются
| Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (пять и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок
| *Примечание. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.
Задание 3, вариант 1, ответ 1 (скрипт)
This photo shows my first …visit on a side sea. It's very much meaning to me because it's my first jump into the sea. On the photo you can see that I'm afraid to jump but my Dad shows me how it need to do. This photo make by my Mom. She stands on the other side of the photo. On the photo as you can see me and my Dad. I want to show because I think you should know you shouldn't afraid when someone when someone of your parents, relatives or friends are near you.
Комментарии к выполненному заданию 3.1.1
Фразы: On the photo as you can see me and my Dad. On the photo you can see that I'm… демонстрируют то, что наблюдается нарушение, связанное с непониманием коммуникативной задачи. На фото изображен мальчик, а не девочка (голос девушки). This photo make by my Mom. Автор говорит, что фото снято мамой (This photo make by my Mom), в то время как в задании упоминается, что автор снял фото сам. Таким образом, коммуникативная задача не понята, следовательно, за ее решение выставляется 0 баллов, по остальным критериям также выставляется 0.
Задание 4, вариант 1
Study the two photographs. In 1,5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:
1) give a brief description (action, location)
2) say what the pictures have in common
3) say in what way the pictures are different
4) say which kind of a birthday party you’d prefer
5) explain why
You will speak for not more than 2 minutes (12–15 sentences). You have to talk continuously. Задание 4, вариант 1, ответ 3 (скрипт)
On first picture we can see children celebrating girl's birthday. She is… blowing candles. Someone is clapping and there we can see clown and other stuff. On the second picture we can see an old man. He seems to be very upset because he is alone. He doesn't have anyone… and it is also his birthday. That is what these two pictures have in common. They are different… because of its different attitudes: the children are happy and an old man is very upset. I would prefer the first because they …have a good attitude and an old man do not.
Комментарии к выполненному заданию 4.1.3 учащимся
Решение коммуникативной задачи
| Аспект 1. Краткое описание фотографии (что происходит на фото и где) дано
| Ответ дан, что происходит на фото: “ On first picture we can see children celebrating girl's birthday. She is blowing candles. Someone is clapping and there we can see clowns and other stuff. On the second picture we can see an old man. He seems to be very upset because he is alone. He doesn't have anyone…” Не дано где.
| Аспект 2. Ответ на вопрос о сходстве фотографий дан
| Ответ дан, но неполный, например, общим также является торт на столе, украшения на торте, колпаки у старика и детей: ”… it is also his birthday. That is what these two pictures have in common.”
| Аспект 3. Ответ на вопрос о различиях дан
| Ответ дан, но не полный. Указано только одно различия, хотя их больше, например, не указаны различия в количестве людей на картинках, в количестве свечей: “ They are different because of its different attitudes: the children are happy and an old man is very upset. ”
| Аспект 4. Ответ на вопрос о предпочтениях экзаменуемого дан
| Ответ дан:“ I would prefer the first…”
| Аспект 5. Обоснование своих предпочтений дано
| Ответ дан: “…because they have a good attitude and an old man do not”.
| Объем высказывания
| 9 фраз
| Итоговый балл (максимальный бал – 3)
| 2 балла
| Организация высказывания
| Наличие вступительной и заключительной фразы, завершенность высказывания
| Нет вступительной и заключительной фразы
| Логичность и использование средств логической связи
| В целом высказывание логично. Средства логической связи используются недостаточно.
| Итоговый балл (Максимальный балл – 2)
| 1 балл
|
Языковое оформление высказывания
| Максимальный балл – 2
| 1 балл
Лексико-грамматические ошибки: girl’s birthday, we can see clown; They are different because of its different attitudes- нарушение согласования;…. an old man is very upset – надо the old man; and an old man do not. – надо does not. On the first picture-неправильный предлог.
Фонетические ошибки: She is… blowing candles-неправильное деление на синтагмы, но не затрудняет понимание.
| Общая оценка за высказывание – 4 балла
The plan and some functional vocabulary
Name the theme of the picture. This picture is on the subject / topic / issue of........ (entertainment; sport; hobbies; environment; shopping etc.).
Say where it was taken. It was (probably) taken inside / outside.
Say where the action is happening. In this picture the action is taking place in. (the house; the living room; the gym; the swimming pool; the theme park etc.).
Describe the background. In the background of this picture there is / are; I can see / make out ........ (some pieces of furniture; sports equipment; some people doing shopping etc.).
Describe the foreground. In the foreground I can see........ (some children; a family; a shop assistant etc.).
Describe what the people are doing. Looking at these people I get the impression that they are ........(having dinner; watching a film; having a break; doing their homework etc.)
What the people look like. (Age / height / build / hair / eyes / nose / mouth / special features / general impression)
What the people are wearing. (Casually / formally-dressed; the description of pieces of clothes)
How the people are feeling. (Bored / annoyed / upset / sad / miserable / lonely / unhappy / depressed / confused / furious / angry / relaxed / concentrated / worried / happy / tired / interested / puzzled / confident / interested / excited / calm / pleased / thrilled / relieved / amazed)
10.Describe the season / weather. I think / suppose / guess it's summer spring / winter / autumn since .........
11.Talk about the atmosphere. The atmosphere in the picture is ........ (friendly, peaceful, relaxing, tense, busy, warm, cosy, happy etc.).
12.Talk about your personal attitude to the picture. How the picture makes you feel. Personally I, / As for me, / Frankly speaking, I like this picture as it is bright and colourful, full of positive emotions, etc.). Generally speaking, this picture doesn't appeal to me because ........ (this activity is not my cup of tea / I hate doing........).
Предлагаем следовать определённому алгоритму при описании картинки.
1. Use the Present Progressive:
Because pictures are moments frozen in time, it is natural to use the present continuous to describe actions contained within the picture.
The students produce sentences such as:
They are planting trees. She is looking up. He is digging. She is holding an umbrella.
2. Use Prepositions of Place:
The images also provide opportunities to describe the position of objects in relation to other objects using prepositions of place.
He is under the tree. The book is on the desk.
3. Use 'There' constructions
The images also present opportunities to say what is in the picture using expletive construction with 'there'.
The students write: There are many roads. There are two bridges. There is a river. There is a town in the castle wall.
PLAN
Describe what they are doing. He's riding a bike.
Describe what they are wearing. She's wearing a ribbon.
Describe what they are holding. He's holding a slogan..
Describe what there is and how many there are. There is an elephant. There are two birds.
Describe where they are. There are at the beach.
Give an opinion. Her dress is pretty. It looks like fun.
Describe where things are in relation to each other. The bear is next to a tree.
Describe shapes and colours. The wheel is round. His hat is red.
Describe what the weather is like. It's a sunny day
10.Make predictions. They are going to take a trip.
11.Describe emotions. He is scared. She is happy.
Стратегии выполнения С4
1.Внимательно изучите объявление
2.Определите тип вопроса, который предстоит задать:наличие слов if/whether предполагает общий вопрос, наличие вопросительных слов when/what etc – специальный вопрос.
3. Обратите внимание га то, что есть формулировки, которые не содержат вопросительных слов но предполагают их: слово place предполагает вопрос с where, слово time предполагает When, duration –How long.., cost/price – how much?, availability – Is/are there…?
4. Помните одну и ту же мысль можно выразить разными вопросами: What is the price of this course? Или How much does this course cost? |
|
|