|
Сценарий проведения педагогического совета «Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка» Сценарий проведения педагогического совета
«Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка»
Форма проведения: КВН
Дата проведения: ноября 2011 год
Ход педсовета: Вступительное слово ст. воспитателя.:
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детства и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей. В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ-Конвенцию о правах ребенка, в котором ребенок впервые рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Система дошкольного образования, ДОУ – это, то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Поэтому в рамках ДОУ должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав ребенка. Здесь должно быть особое внимание уделяться защите прав и интересов ребенка.
Реализация прав ребенка должна включать:
Защиту его от всех форм жестокого обращения;
Права на охрану здоровья
Защиту его права на образование
Права на игру
Права на сохранение своей индивидуальности
Сегодняшний педсовет посвящен теме «Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка»
Итоги тематической проверки показали, что определенная работа в данном русле в ДОУ проводится.
В ходе тематической проверки отслеживались следующие направления работы в ДОУ:
Диагностика социально-нравственного развития в группах, составление социального паспорта в группе, ДОУ
Работа педагогов по знакомству с правами ребенка
Планирование
Работа с семьей
Знакомство педагогов с Конвенцией о правах ребенка
Соблюдение режима в ДОУ
Обеспечение прав ребенка на развитие и образование( занятия, игры, прогулки т.п.)
Традиционно в начале каждого года в группах составляется социальный паспорт группы и в целом на ДОУ. По последним данным социальный состав родителей и детей следующий: на 1.01.11.:
Услугами детского сада пользуются 163 семьи, из них:
- 150 – семьи полные;
- 13 – неполные;
- 9 семей водят в д/с по 2 ребёнка;
- 1 семья – 3 ребёнка;
- 4 семьи – опекунские.
Всего родителей – 308, из них:
- высшее образование имеют – 119 родителей;
- среднее специальное образование – 130 родителей;
- среднее образование – 58 родителей;
- неоконченное среднее – 1
Имеют работу – 278 родителей;
- безработные – 30 человек;
- один родитель имеет инвалидность.
Своё отдельное жильё:
- имеют – 127 семей;
- не имеют – 46 семей.
Отдельную комнату:
- имеют – 109 детей;
- не имеют – 64 ребёнка.
Педагогами 2 раза в год изучается уровень социально-нравственного развития детей с 3 лет.
Диагностика социально-нравственного развития детей (в %)
Группа/
уровни
| 2 мл «а»
| 2 мл «б»
| сред
| Стар
| Подг"а"
| Подг"б"
| Количество детей
| 22
| 22
| 22
| 21
| 21
| 22
| Высокий уровень
| 60
| 32
| 30
| 71
| 61
| 77
| Средний уровень
| 40
| 58
| 57
| 29
| 39
| 13
| Низкий уровень
| -
| 10
| 13
| -
| -
| -
| Уровень
| С.у
| С.у.
| С.у
| С.у.
| С.у.
| С.у
|
Вывод: Анализ результатов данной диагностики показал, что дети в основном, идентифицируют себя с человеком в соответствии со своим возрастом, могут устанавливать контакты с взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной сфера детей достаточное: дети выражают эмоции с помощью мимики, жестов, речи. Но при этом в старших группах актуальным остается вопрос формирования у детей представлений об этических правилах, младших группах - формирования взаимоотношений со сверстниками, развития самостоятельности, доброжелательности, у младших детей - культура поведения за столом, в обществе.
Большое значение имеет, что в ДОУ работает педагог-психолог, задача которого стоять на стаже прав ребенка. Педагог-психолог проводит психолого-педагогическую работу по нескольким направлениям: диагностика с детьми (особенностей личностного развития, самооценки, притязаний, тревожности, страхов и др.), с родителями (родительские установки, способы воспитательного воздействия, степень агрессивности, характер внутрисемейных отношений), с педагогами ( тип направленности личности педагога, коммуникативные позиции, стиль взаимодействия и т.п.). Педагог-психолог проводит психопрофилактику и коррекцию по представленным направлениям.
Право на развитие и образование предполагает организацию в ДОУ различных видов деятельности детей:
Сюжетно-ролевых игр
Конкурсов
Непосредственно образовательной деятельности
Экскурсий
Проектов и т.п.
В течение учебного года в группах проводится разнообразные виды образовательной деятельности с детьми: непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной, совместной деятельности. При этом упор делается на НОД, в сюжетно-ролевые игры дети играют мало. Диагностика игры показала:
Диагностика игровой деятельности(в %)
Группа
категория игры
| 2 мл «а»
| 2 мл «Б»
| сред
| Стар
| Подг"а"
| Подг"б"
| Количество детей
| 22
| 22
| 23
| 23
| 21
| 22
| Высокий уровень
| -
| 32
| 18
| 82
| 48
| 77
| Средний уровень
| 79
| 40
| 92
| 17
| 52
| 23
| Низкий уровень
| 11
| 28
| -
| 1
| -
| -
| уровень
| С.у.
| С.у.
| С.у.
| В.у.
| с.у.
| В.у
| Вывод: Уровень усвоения игровых умений детьми удовлетворительный, но при этом слабо развиты умения доводить начатую игру до логического конца, договариваться, вносить творческие элементы в игру. Следует развивать у детей игровые умения в соответствии с возрастными возможностями. При этом групповые комнаты имеют достаточное количество оборудования для игр, как сюжетно-ролевых, так и дидактических.
Для самостоятельных игр в группах оборудованы разнообразные уголки, которые должны быть в доступном состоянии. Они дают возможность формировать интересы детей, развивают творческую деятельность.
Особо следует остановится, на соблюдении режима в ДОУ, т.к. в задачи дошкольного образования входит забота по укреплении и сохранению здоровья детей. Т.е, невыполнение режима говорит о нарушении права ребенка на полноценное развитие. На прогулку регулярно выходят только старшая, подготовительная «а» и «б» группы, остальные группы выходят либо 1 раз – вечером, либо вообще не выходят.
Знакомство детей с правами происходит в рамках непосредственно образовательной деятельности , самостоятельной деятельности, совместной деятельности с педагогом в процессе усвоения образовательных областей «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», а так в интегрируемых мероприятиях.
Программные задачи, которые ставятся при планировании в каждой группе различны, так в Подготовительной группе: Познакомить детей со статьей Конвенции «Каждый ребенок имеет право на имя». Учить называть полным именем своих родителей друзей. Познакомить с понятием «отчество». Расширять знания детей о происхождении имени, отчества, о том, как на Руси давали имена и что они означали.
Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. Программное содержание: Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.); развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Старшая группа: Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей, с правом на воспитание в семейном окружении; с понятиями «род», «семья», «родители». Формировать представление о семье, как о людях, которые заботятся друг о друге, любят друг друга. Развивать интерес к истории своего рода. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.
Средняя группа: Познакомить детей с понятием «семья». Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Уточнять представления детей о родственных связях, учить детей видеть признаки сходства и различия. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
В ходе тематической проверки изучался уровень педагогической компетентности воспитателей и родителей. Сама сущность педагогической деятельности предполагает большую ответственность педагогов за своих воспитанников. Поэтому особый блок в методической работе отведен знакомству педагогов с Конвенцией и Декларацией о правах ребенка.
Результатами этой работы стало оформление в группах стендов, плакатов для родителей «защита прав и достоинств ребенка», в которых педагоги постарались рассказать в доступной форме о правах ребенка, о законах в данной направлении.
Таким образом, тематическая проверка показала, что в ДОУ создана система по профилактике и защите прав и достоинств ребенка. Но при этом,
Не выполняется режим в группах (Все группы)
Нет перспективно-тематического планирования по формированию гендерной, гражданской, семейной принадлежности во всех группах, кроме подготовительной и старшей группы.
Совершенствовать работу по социально-нравственному развитию детей
Продолжать развивать игровые умения детей.
Ход КВН:
1. «Представление команд» (домашнее задание) /5-7мин. на каждую команду
( оценивается: музыкальность, эстетичность эмблемы, внешний вид команды, оригинальность представления, юмор).
2. «Знатоки программы» /на подготовку- 5-7мин., для ответа-10мин.
- Определить для какой возрастной группы программное содержание занятия (для каждой команды 2 задания)
- Определить по конспекту цели или программные задачи, тему, возрастную группу.
(Оценивается: правильность и полнота ответа)
Подготовительная группа:
Программное содержание: Познакомить детей со статьей Конвенции «Каждый ребенок имеет право на имя». Учить называть полным именем своих родителей друзей. Познакомить с понятием «отчество». Расширять знания детей о происхождении имени, отчества, о том, как на Руси давали имена и что они означали.
Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
Программное содержание: Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.); развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Старшая группа:
Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей, с правом на воспитание в семейном окружении; с понятиями «род», «семья», «родители». Формировать представление о семье, как о людях, которые заботятся друг о друге, любят друг друга. Развивать интерес к истории своего рода. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.
Средняя группа:
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «семья». Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Уточнять представления детей о родственных связях, учить детей видеть признаки сходства и различия. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
3. «Ты - мне, я – тебе» (домашнее задание) /10мин.
Команды задают заранее подготовленные вопросы (по 3 вопроса) по методике проведения и организации воспитательно-образовательного процесса при ознакомлении детей с их правами.
(Оценивается: четкость вопроса, полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждается одно очко). 4. «Рекламное агентство» (домашнее задание) /10мин. на каждую команду
Каждая команда готовит к «продаже» настольные или дидактические игры /с поставленными целями и описанием хода игры/ и представляет их таким образом, чтобы коллеги заинтересовались ими и захотели их использовать на практике. Команды показывают практическую значимость игр, простоту использования, высокую результативность при применении. Другая команда. Прослушав рекламу. Пытается отметить негативные моменты в предложенной игре и обосновать свои критические замечания.
(Оценивается: сама игра, реклама, эстетичность игры, аналитическая деятельность участников). 5. «Если спросишь – я отвечу». /10мин.,
Команды задают каверзные детские вопросы (от лица ребенка) поочередно каждой команде (по 3 вопроса). Команды должны дать правильный и доступный для ребенка ответ.
(Оценивается: оригинальность вопроса, правильность ответа, доступность для понимания детей, оригинальность изложения)
«Спешите видеть» /10мин. для каждой команды
(защита видеороликов и плакатов по теме: «Защита прав и достоинств ребенка» - домашнее задание)
Команды представляют и защищают представленный материал.
(Оценивается: соответствие материала заданной теме, оригинальность, эстетика плакатов)
7. «Блиц турнир». / 5-7мин.
Командам предлагается ответить на вопросы (по 5 вопросов для каждой команды)
(оценивается правильность и быстрота ответов)
Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
Сказка «Снежная королева»
Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.
Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?
Права поросят нарушает волк.
Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом
Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?
Право поиграть, отдохнуть и веселиться.
В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много работать? Какие права нарушались?
Сказка «Приключения Буратино».
Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и свободный труд за вознаграждение.
Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?
Каждый ребенок имеет право получать образование.
В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?
Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Схватив Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на …
Каждый ребенок имеет право на личную неприкосновенность
Какое право выполняет Доктор Айболит?
Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи
Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г.Х.Андерсена.
Право не подвергаться жестокому обращению
Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»?
Право на неприкосновенность жилища
Проект решения:
Рассмотрев и обсудив, вопрос о создании в ДОУ системы по защите прав и достоинств ребенка отмечает,что в ДОУ создана система по профилактике и защите прав и достоинств ребенка. Но при этом,
Не выполняется режим в группах (Все группы)
Нет перспективно-тематического планирования по формированию гендерной, гражданской, семейной принадлежности во всех группах, кроме подготовительной и старшей группы.
Совершенствовать работу по социально-нравственному развитию детей
Продолжать развивать игровые умения детей.
Поэтому педсовет решил, признать работу по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ удовлетворительной.
Выполнять режим. Постоянно. Всем педагогам.
Разработать перспективно-тематическое планирование по формированию гендерной, гражданской, семейной принадлежности во всех группах, кроме подготовительной и старшей группы. Ст. воспитателю. Срок: до декабря
Совершенствовать работу по социально-нравственному развитию детей. Всем педагогам. Постоянно.
Продолжать развивать игровые умения детей. Всем педагогам. Постоянно.
Социальный паспорт МДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок» обдщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» с. Курманаевка Курманаевского района (на 01.01.2011 г.)
№
| Наименование групп
| Количество детей в группе
| Количество детей в семье
| Очерёдность рождаемости детей
| Количество родителей
| Средний возраст родителей
| Социальный статус родителей (наличие работы)
| Образовательный ценз родителей (высшее, ср/спец., среднее образование)
| Семья
| Наличие отдельного жилья
| Наличие отдельной комнаты у ребёнка
| полная
| неполная
| имеют
| не имеют
| имеет
| не имеет
| имеет
| не имеет
| 1
| 1-ая младшая группа «А»
| 21
| 1 – 15
2 – 5
3 – 1
| 1-ый – 15
2-ой – 5
3-ий – 1
| 40
| 29 лет
| 30
| 10
| высшее – 20
ср/спец. – 18
среднее – 2
| 19
| 2
| 11
| 10
| 13
| 8
| 2
| 1-ая младшая группа «Б»
| 21
| 1 – 11
2 – 7
3 – 2
4 – 1
| 1-ый – 12
2-ой – 6
3-ий – 2
4-ый – 1
| 41
| 31 год
| 41
| 0
| высшее – 11
ср/спец. – 23
среднее – 7
| 20
| 1
| 16
| 5
| 9
| 12
| 3
| 2-ая младшая группа
| 24
| 1 – 13
2 – 10
3 – 1
| 1-ый – 13
2-ой – 10
3-ий – 1
| 47
| 31 год
| 40
| 7
| высшее – 18
ср/спец. – 18
среднее – 10
неполн.сред. – 1
| 23
| 1
| 17
| 7
| 21
| 3
| 4
| Средняя группа
| 24
| 1 – 10
2 – 12
3 – 1
4 – 1
| 1-ый – 17
2-ой – 5
3-ий – 2
| 45
| 32 года
| 39
| 6 (из них 1 – инвалид)
| высшее – 19
ср/спец. – 21
среднее – 5
| 21
| 3
| 17
| 7
| 8
| 16
| 5
| Старшая группа «А»
| 23
| 1 – 7
2 – 16
| 1-ый – 13
2-ой – 10
| 43
| 33 года
| 40
| 3
| высшее – 20
ср/спец. – 22
среднее – 1
| 20
| 3
| 20
| 3
| 9
| 14
| 6
| Старшая группа «Б»
| 22
| 1 – 12
2 – 9
4 – 1
| 1-ый – 15
2-ой – 7
| 42
| 29 лет
| 40
| 2
| высшее – 11
ср/спец. – 11
среднее – 20
| 19
| 2
| 19
| 2
|
|
| 7
| Подготовительная группа «А»
| 19
| 1 – 11
2 – 6
3 – 2
| 1-ый – 13
2-ой – 5
3-ий – 1
| 37
| 29 лет
| 32
| 5
| высшее – 16
ср/спец. – 21
| 18
| 1
| 9
| 10
| 13
| 6
| 8
| Подготовительная группа «Б»
| 19
| 1 – 5
2 – 14
| 1-ый – 16
2-ой – 3
| 35
| 29 лет
| 34
| 1
| высшее – 10
ср/спец. – 11
среднее – 14
| 17
| 2
| 15
| 4
| 11
| 8
| Итого по ДОУ
|
| 173
| 1 – 84
2 – 79
3 – 7
4 – 3
| 1-ый –114
2-ой – 51
3-ий – 7
4-ый – 1
|
| 30 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|