|
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: Урок «открытия» нового знания Бриурош С.Н.
Проектирование урока в деятельностной парадигме
в контексте реализации требований ФГОС.
Слайд 1
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Слайд 2
Основной формой обучения в школе, по-прежнему, остаётся урок. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- Урок «открытия» нового знания;
- Урок рефлексии;
- Урок общеметодологической направленности;
- Урок развивающего контроля.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Слайд 3
Новая образовательная парадигма отражена в следующих методологических принципах обучения.
а) Личностно ориентированные принципы:
- Принцип адаптивности.
- Принцип развития.
- Принцип психологической комфортности.
б) Культурно ориентированные принципы:
- Системности.
- Целостности.
- Мотивированности.
- Гуманизма.
в) Деятельностно ориентированные принципы:
- Деятельности.
- Творчества.
- Моделирования. Слайд 4
Также изменяются и технологии обучения, которые позволяют создать оптимальное образовательное пространство для каждого ученика. Лично я выбрала для себя три универсальные технологии обучения, которые позволяют мне решать современные образовательные задачи. Это технология проблемно-диалогического обучения, технология многомерных дидактических инструментов и, конечно, информационно-коммуникативные. Почему они универсальные? Эти технологии:
могут быть использованы на любом программном материале;
на любой ступени обучения;
они результативные:
акмеологические;
здоровьесберегающие.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет организовать на уроке творческий процесс усвоения знаний. Технология многомерных дидактических инструментов – создавать универсальные образно-понятийные модели многомерного представления и анализа знаний. Информационно-коммуникативные технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Рассмотрим сегодня структуру урока «открытия» нового знания, проанализируем деятельность учителя и ученика на каждом этапе.
Основная дидактическая структура урока имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура. Слайд 5
Я хочу представить вам свою модель урока, которая является аутентичной в плане условных обозначений, я её придумала несколько лет сама. Структурные элементы могут меняться в зависимости от типа урока, задач, материала, предмета и ступени обучения. Ребята могут видеть весь план урока сразу, а также можно конструировать его в начале урока вместе с детьми. Всё зависит, опять же, от типа урока, его целей и задач.
И так, перед нами модель урока «открытия» новых знаний.
Р
- рефлексия на старте !
- актуализация опорных знаний ! -?
- постановка проблемы ?- !
- открытие знаний (поиск решения проблемы !
- закрепление знаний, моделирование
с/р
- самостоятельная работа
Р
- рефлексия на выходе
Рассмотрим поэтапно.
На что нужно обратить внимание? Каждый этап урока – это отдельный элемент системы. Он обладает своей самостоятельностью и целостностью. Каждый имеет свою структуру, в которой есть чёткое начало и конец. Какова эта структура? Сначала дети определяют этап урока, мотивируют свою деятельность, получают учебную задачу, прогнозируют результат выполнения, потом решают учебную задачу под руководством учителя, делают выводы, выполняется какой-либо вид контроля, рефлексия, в конце - оценивают работу на этом этапе.
Посмотрим, как это работает на каждом этапе. Слайд 6
Первый этап урока…. Модель
урока
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность
ученика
| Р
| Рефлексия на старте
| - задаёт наводящие вопросы
| - анализируют схему урока;
- определяют тип урока;
- определяют место урока в разделе;
- воспроизводят знания, полученные в разделе;
- определяют практическую функцию этих знаний;
- оценивают уровень своих знаний в данном разделе
| Например:
- Ребята рассмотрите схему урока. У нас сегодня есть новый материал? Как определили?
- Определите тип урока? В чём его особенность? (урок открытия новых знаний)
- Определите первый этап урока. (рефлексия)
- Для чего он нужен? (проанализировать свои знания)
- Какой большой раздел изучаем? (н: части речи)
- Чему уже научились? (изучили самостоятельные части речи)
- Где нам могут пригодиться эти знания? (правильно употреблять их в речи, красиво говорить, грамотно писать)
- Как вы считаете, всё ли мы уже знаем и умеем в этой области?
- Оцените уровень своих знаний в этом разделе. Слайд 7
- Следующий этап…
| !
| Актуализация опорных знаний
| - предлагает ряд заданий на воспроизведение актуальных знаний;
- координирует деятельность учащихся
| - определяют этап урока;
- мотивируют свою деятельность;
- анализируют предложенные задания;
- прогнозируют результат выполнения;
- выполняют задания;
- анализируют качество выполнения;
- делают выводы;
- оценивают результат
| Например:
- Определите следующий этап урока. (актуализация опорных знаний)
- Для чего он нужен? (подготовиться к изучению нового)
- Что нам нужно повторить? (только актуальные на сегодня знания)
- На этом этапе я предлагаю (н: (если тема урока «Приёмы умножения однозначного числа на двузначное») повторить: в чём смысл действия умножения, название компонентов и результата действия умножения, свойства умножения, изученные приёмы умножения на однозначное число, на 10, на круглое)
- Справитесь с этими заданиями? Спрогнозируйте результат.
…
- Сделайте выводы.
- Оцените свою работу на этом этапе. Слайд 8
Следующий этап…
| ! - ?
| Постановка учебной проблемы
| - создаёт проблемную ситуацию;
- подводит к определению темы и задач урока
| - определяют этап урока;
- мотивируют свою деятельность;
- получают учебную задачу;
- прогнозируют качество выполнения;
- сталкиваются с проблемой;
- фиксируют затруднение;
- осознают противоречие;
- формулируют учебную проблему;
- определяют тему и задачи урока;
| Например:
- Определите следующий этап урока. В чём его особенность?
- На предыдущем этапе вы очень хорошо воспроизвели и высоко оценили свои знания …. (н: в теме умножение)
- Справитесь ли вы с заданием на применение этих знаний? Спрогнозируйте свой результат.
- Получают учебную задачу и выполняют её. (можно фронтально, в группах, в парах, индивидуально)
(н: несколько примеров на применение изученных приёмов, а последние два на новый приём, умножение на двузначное число).
- Почему остановились? (не знаем, как решать)
- Почему вы не смогли выполнить задание? Чем этот пример отличается от предыдущих, которые вы легко смогли решить? (здесь умножение на двузначное число, а мы это не умеем)
- Сформулируйте вопрос, на который вы бы хотели узнать ответ. (Как умножить однозначное число на двузначное?)
- Назовите тему нашего урока. (Приём умножения однозначного числа на двузначное)
- Где нам могут пригодиться эти знания? Слайд 9
Следующий этап…
| ? - !
| Поиск решения учебной проблемы
| - организует побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
или
- подводящий к открытию новых знаний диалог
| - определяют этап урока;
- мотивируют свою деятельность;
| побуждающий диалог
- выдвигают гипотезы;
- проверяют гипотезы;
- выбирают верную;
- фиксируют результат
| подводящий диалог
- пошагово выполняют систему заданий, приводящих к открытию нового
| - делают выводы;
- оценивают результат
| Например:
- Определите этап урока. В чём его особенность?
- Как вы думаете, мы справимся с проблемой? Какие источники информации нам помогут в случае затруднения?
- Какие есть гипотезы?
(н: в теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».
Слова для анализа - душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ)
1) одушевлённые - неодушевлённые
2) после мягких шипящих - после твёрдых шипящих
3) женский род-мужской род
- Давайте их проверим.
1) контраргумент – дочь, муж (оба одушевлённые)
2) контраргумент – ложь, страж (оба последние звуки твёрдые)
3) решающая, верная гипотеза!
- Запишите слова в два столбика по родам, сравните.
- Сделайте выводы.
- Сформулируйте правило.
- Проверьте наши выводы с учебником.
- Оцените нашу работу на этом этапе. Слайд 10
Следующий этап…
| !
| Закрепление знаний. Моделирование нового знания.
| - координирует деятельность обучающихся по моделированию и закреплению новых знаний.
| - определяют этап урока;
- мотивируют свою деятельность;
- прогнозируют результат;
- воспроизводят полученное знание;
- выражают новое знание в форме модели;
- выполняют учебные задачи на закрепление с опорой на модель;
- подводят итоги;
- оценивают уровень своих новых знаний
| Например:
Представить новое знание в форме какой-либо модели очень важно. Это может быть схема, алгоритм¸ таблица, рисунок, а также любая другая модель. Они позволяют задействовать различные каналы восприятия информации, перекинуть мостик от образного мышления к вербально-логическому, от предметной деятельности к познавательной в речевой форме.
Вот здесь на помощь мне приходит многомерная дидактическая технология. И её основные многомерные инструменты – карта памяти и логико-смысловые модели. Это универсальные средства адекватного представления знаний на естественном языке, объединяющие две линии кодирования информации: знаково-символическое и образное.
Эти модели позволяют компактно представить, закодировать, систематизировать материал и одного урока, и целого раздела. Это универсальная шпаргалка для ученика, так как позволяет свернуть большой объём информации в одну модель, систематизировав её, а позже воспроизвести материал с опорой на эту схему. Приведу примеры этих моделей.
Слайд 11 – Логико-смысловая модель –«Имя существительное»
Слайд 12 – ЛСМ «Треугольники»
Слайд 13 – Карта памяти «Животные»
Слайд 14 – ЛСМ «Портрет литературы
Слайд 15 – Карта памяти «Память»
Слайд 16
Следующий этап урока…
| с/р
| Самостоятельная работа
| - предлагает материал для контроля знаний;
- ключ для проверки
| - определяют этап урока;
- мотивируют свою деятельность;
- получают учебную задачу;
- прогнозируют качество выполнения;
- выполняют учебную задачу ;
- выполняют само-, взаимоконтроль;
- выполняют само-, взаимооценку
|
Слайд 17
Последний этап урока….
| Р
| Рефлексия
| - организует рефлексивную деятельность обучающихся на выходе
| - анализируют свою деятельность на уроке;
- оценивают свою работу и уровень приобретённых знаний.
| Например:
Если вы используете модель урока и фиксируете на ней результативность каждого этапа, если моделируете материал урока, то легко проводить рефлексию на выходе. Слайд 18
….
В конце урока на доске у вас остаётсяся готовый продукт вашей совместной деятельности с учениками. Это план урока с поэтапной самооценкой и модель приобретённого знания. С опорой на эти две модели ребята могут легко воспроизвести материал урока и проанализировать его результативность. Слайд 19
Какие ещё есть приёмы проведения рефлексии в конце урока? Примеры на слайде.
Спасибо за внимание.
| |
|
|