|
Система коррекционной работы по развитию речи дошкольников в доу (педчас) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 комбинированного вида» города Пикалево
Система коррекционной работы по развитию речи дошкольников в ДОУ
(педчас)
Подготовила
Учитель-логопед:
Смирнова С.В.
2014 год
Развитие речи это:
Словарь.
Грамматический строй речи.
Звукопроизношение.
Связная речь.
Обучение грамоте (элементы).
Моторика.
Психические процессы.
Словарь
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.
Особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы:
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:
а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающего мира, их особенностями и отношениями;
б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.
Игры и упражнения для развития лексики «Подбери картинку»
(классификация предметов: овощи — фрукты; одежда — обувь).
«Найди лишний предмет».
«Сравни предметы»
(объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).
«Назови одним словом»
(после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).
«Назови части»:
— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
— дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.
«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:
— Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф);
— Лохматый, косолапый... (медведь);
— Маленькая, быстрая, проворная... (белка);
«Подбери как можно больше названий предметов»
(существительных) к названию действий (глаголу)
Идет (кто?) — девочка, медведь...;
Идет (что?) — время, дождь... и т.д.
«Кто как ест?»
(по картинкам - для средних и старших):
— Кошка лакает молоко.
— Собака грызет кость.
— Корова жует траву.
«Кто как голос подает?» или
Подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?»).
Собака (что делает?) — лает,
Собака- бегает, рычит, кусает, грызет.
Кошка (что делает?)-мяукает.
Кошка- крадется, умывается, мурлыкает, спит и т.д.
«Солнышко»
(подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).
Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее (каждая характеристика-лучик).
Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
«Подбор объектов к действию»
Детям предлагается назвать объекты, совершающие те или иные действия.
Например: греет- солнце, печь, грелка…
Летает- самолет, птица, бабочка, шар…
«Что от чего»
Ребенок отыскивает и называет предмет, объект сначала на основе нескольких предъявляемых частей, а затем по одной из них.
Например: стрелки, циферблат маятник- часы.
Ствол, ветви, сучья, листья - дерево.
«Да - нетка»
Задаем детям вопрос, а они отвечают да или нет.
«Скажи наоборот»
Чистый- Новый-
Высокий- Широкий-
Грамматика
Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.
Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Грамматика включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразование и синтаксис. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.
Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.
У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи «Он, она, они»
"Кто у кого? "
"Почему? ", "Зачем? ", "Что было бы, если… "
«Фантастический зверь»
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана) .
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
«Один - много»
«Назови ласково»
«Чего не стало? »
"Два и две"
Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.
«Из чего? »
Например: «Это кожа. Сумка из кожи – кожаная…
«Какой? Какая? Какое? » или «Какой сок, какое варенье?»
Оборудование: карточки с изображением конфеты, варенья, сока и картинки (или муляжи) фруктов, овощей.
«Великан, человек и лилипут»
Оборудование: картинки великана, человека и лилипута.
Ход: Взрослый говорит: «Я много путешествовал и видел в своей жизни не мало разных людей. Одни из них были великаны, другие обычного роста, третьи – маленькие и их можно называть лилипуты». У обычного человека – рука, у великана – это ручища, у лилипута – ручка… и далее по аналогии…
"Кто самый наблюдательный".
Дети должны называть, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.
«Бесконечное предложение»
Дети постепенно увеличивают кол-во слов в предложении, описывая каждый объект.
Что делает Золушка? Золушка шьет.
Сколько слов в предложении? (2)
Какая Золушка? Добрая, трудолюбивая, аккуратная.
Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что? (платье). Какое платье шьет Золушка?
Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.
Для кого она это делает? Зачем нужно это платье?
Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье
Для мачехи и сестер. Чтобы они могли поехать на бал.
«Что для чего?»
(образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Один, два, пять»
«Прятки»
(закрепление и дифференциация предлогов: в, на, под, за).
«Вставь нужное «маленькое» слово»
Например, Маша положила носовой платок … карман. Я пью сок … стакана.
«Играем с глаголами»
(закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои»,
(согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?»
(закрепление согласования прилагательных с существительными);
"Угадай, чьи это вещи".
Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе как с детьми с тяжелыми нарушениями речи так и без речевой патологии. Полученные знания, навыки, закрепляют в процессе организованной НОД и дома.
«Составь предложение из данных слов»
Ученик, школа, идти, в.
Грузовик, завернуть, угол, за.
Леня, суп, есть.
«Почему это произошло?»
Дети стояли разинув рот от удивления.
Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Связная речь
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Развитие связной речи происходит:
- во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;
- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей).
Задачи развития связной речи во всех возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи. В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину (развивать монологическую речь)
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
В подготовительной группе дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развиваем творческо-речевые способности (сочинение коротких сказок на заданную тему).
Игры и упражнения для развития связной речи. «Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
«Рассказы по картинкам»
«Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
«Найди ошибку»
Пол ударился о мячик.
Веревочка прыгала через девочку.
«Кто это? », «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию» В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета. В упражнении «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой. Игра «Перевертыши»
Все знают сказку «Красная шапочка». Сейчас я предлагаю вам сочинить сказку наоборот. Пусть она будет называться, допустим «Зеленый беретик», по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений. Игра "Кому нужны эти вещи".
Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.). |
|
|