|
«Олимпийская сказка» Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»
Воспитатель: Мальцева Татьяна Анатольевна
Тема: «Олимпийская сказка».
Цель: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.
Задачи:
Задачи:
Обучающие:
- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Сказки»;
- учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием сказки, а также на самые простые вопросы по художественной форме;
- освоение сказочных функций;
Развивающие:
- развивать связную речь детей;
- развивать память, сообразительность;
- совершенствовать умение высказывать собственное мнение;
Воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать ответы других детей.
- воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
Оборудование: компьютер
Демонстрационный материал: карты В.Я.Проппа
ХОД образовательной деятельности:
Выходит воспитатель разговаривая по телефону: «Больше некому помочь? Нужны смелые и дружные ребята? Постараюсь помочь вам».
Здравствуйте, ребята. Зовут меня Татьяна Анатольевна. Как вы знаете, недавно в Сочи завершились олимпийские игры и теперь проходят параолимпийские, в них принимают участие спортсмены, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем. Талисманы олимпийских игр – Мишка, Леопард и Зайка. Они не только поднимают всем настроение, но и хранят олимпийские медали. У них случилась беда – похитили олимпийские медали. Кто это сделал узнаете отгадав загадку:
На лесной опушке
Сидит она в избушке,
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метёлкою ей дорога,
Это зловредная… (Баба Яга).
Она похитила олимпийские медали и послала свою очередную хитрость - волшебный сундучок. Что-то я не могу его открыть. Письмо, я думаю с подсказкой. Зачитываю.
«Сундучок с сюрпризом откроется, и я верну олимпийские медали в том случае, когда услышит интересную сказку о приключениях талисманов. Даю вам подсказки – волшебную ладошку и волшебные карты. Первая - начало сказки и последняя – счастливый конец. Остальные карты я разбросала по сказочному лесу. Найдёте их – сможете сочинить сказку».
Ребята, только вы можете помочь вернуть медали. Давайте сочиним сказку о Мишке, Леопарде и Зайки. Тогда мы не только поможем вернуть олимпийские медали, но и сможем открыть сундучок и узнаем, что там. Согласны помочь талисманам? Сочиним сказку?
У любой сказки есть начало, его ещё называют зачином, середина, это самая большая часть, где рассказывается о событиях, которые происходят с героями и концовка, где мы расскажем, чем всё дело закончилось (показывает на первую карту, расстояние между первой и последней картой и последнюю карту).
Первая карта называется «Жили-были». Как вы думаете, почему на ней нарисован домик? (Потому что здесь говорится о том, где жили главные герои).
Где живут наши герои? (Ответы детей.)
Все сказки начинаются такими необычными словами, как: Жили-были... В некотором царстве... В стародавние годы... За тридевять земель...). Тогда как будет начинаться наша сказка если олимпийские талисманы живут в олимпийской деревне города Сочи. Может так: «В спортивном государстве, в олимпийском царстве, в славном городе Сочи Жили-были… олимпийские талисманы Мишка, Леопард и Зайка.
О них нужно немного рассказать в нашей сказке. А поможет нам в этом цветная ладошка. Посмотрите, какая она интересная. А чем же она необычна? У неё все пальчики разного цвета, цвета олимпийских колец. Также и о наших героях можно рассказать разными словами. Чем они занимались? Какими были? (поднимали людям настроение и хранили олимпийские медали).
Дидактическая игра «Какой, какая, какие? ». Цель: обозначение характера целой цепочкой синонимов.
Мы сочинили начало сказки. Чтобы сочинить середину сказки нам нужно добыть карты, разбросанные Бабой Ягой по волшебному лесу. Идём? А идти мы будем напевая такую весёлую песню: «Мы идём, мы идём, никогда не устаём, все преграды на пути можем запросто пройти». Идём как спортсмены. Что это? Кто изображён на картинке? Эта карта называется «Враг начинает действовать». Как вы думаете, почему этого человечка можно назвать врагом?
А какой враг может навредить нашим героям? (Ответы детей).
Рассказать о враге нам снова поможет волшебная ладошка. (По цветовой ладошке перечисляются характеристики отрицательного героя).
Как ...навредил нашим героям? Что сделал?
- Идём дальше, нам нужна следующая карта.
• Мы идём…
- Что изображено на этой карте? Она называется «Герой покидает дом».
- А теперь давайте придумаем, куда и зачем отправились наши герои? Где они шли, какие трудности преодолевали?
(Шли по лесам, по болотам, перепрыгивали через ямы, переплывали реку…)
Молодцы, у вас отлично получается сочинять сказку. Идём дальше, мы ведь хотим помочь вернуть медали.
Мы идём…
- Что изображено на этой карте? (Ответы детей). Она называется «Битва с врагом». Но неужели наши воспитанные, спортивные герои станут по-настоящему драться с врагом?
Как иначе олимпийские талисманы могут состязаться с …?
Подвести детей к спортивным соревнованиям.
А последняя карта «Счастливый конец» у нас уже есть. Чем же всё закончилось в нашей сказке?
- А ещё, ребята, сказки не только необычно начинаются, но и по-особенному заканчиваются: стали жить-поживать, да добра наживать..., жили долго и счастливо... Сказочке конец, а кто слушал, молодец.
- Какую концовку придумаем нашей сказке?
– Какую интересную сказку вы сочинили, а теперь давайте её расскажем. Пусть Баба Яга послушает.
Дети с помощью схем рассказывают сочинённую сказку. Теперь-то сундучок должен открыться. Попробуем?
Звонок на телефон воспитателя: Это Мишка, Леопард и Зайка. Да, ребята? Они здесь. Сейчас я включу громкую связь, чтобы они вас слышали: «За вашу интересную сказку Баба Яга вернула нам олимпийские медали. Мы очень вам благодарны за ваш вклад в олимпийское движение. Лучик и Снежинка.
А что в сундучке?
Какой доброе дело вы сделали?
Как вы помогли параолимпийским талисманам?
А теперь давайте встанем в дружный круг, возьмёмся за руки и подарим друг-другу хорошее настроение своей улыбкой. Помните, ребята, что нужно помогать друг -другу и не бояться трудностей. А я прощаюсь с вами. До свидания.
|
|
|