Занятие «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 07.11 13г.
Элементы содержания: качественные реакции на растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия, соляной кислоты в пробирках под номерами 1,2,3,4 проведение химических реакций в растворах, реакции ионного обмена.
Требования: уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Оборудование: растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия, соляной кислоты в пробирках под номерами 1,2,3,4, пробирки для анализа, таблица «Определение ионов»(учебник О.С.Габриеляна, 8 класс, с.181-182).
Уметь: обращаться с химической посудой, использовать приобретённые знания и умения для безопасного обращения с веществами, составлять уравнения реакций с используемыми в практической работе веществами.
Цель: в процессе проверки усвоения качественных реакций на хлорид-ион, карбонат-ион, сульфат-ион и проведения химических реакций в растворах развивать у обучающихся навыки работы с химическими веществами и оборудованием.
Оборудование: наборы для практического занятия на каждом ученическом столе (растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия, соляной кислоты в пробирках под номерами 1,2,3,4, пробирки для анализа).
Ход урока
Даю краткую инструкцию к работе, инструкцию по правилам техники безопасности, распределяю варианты (на стадии вызова мотивирую (побуждаю к работе с новой информацией, пробуждаю интерес к ней), вызываю «на поверхность» имеющиеся знания по теме (информационная функция), идёт бесконфликтный обмен мнениями (коммуникационная функция).
Вариант №1: №1 - BaCl2, №2 - Na2CO3, №3 - K2SO4, №4 – HCl;
Вариант №2: №1 - Na2CO3, №2 - K2SO4, №3 - HCl, №4 – BaCl2;
Вариант №3: №1- K2SO4, №2 - HCl , №3 – BaCl2, №4 - Na2CO3;
Вариант №4: №1- HCl , №2 – BaCl2, №3 - Na2CO3; №4 - K2SO4
Задание: распознать растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия, соляной кислоты в пробирках под номерами 1,2,3,4 (последовательность в каждом варианте своя), используя качественные реакции на хлорид-ион, карбонат-ион, сульфат-ион. Записать уравнения реакций в молекулярном виде (на стадии осмысления содержания реализуется информационная функция (получена новая информация по теме), систематизационная функция (классификация полученной информации по категориям знания), мотивационная функция (сохранение интереса к изучаемой теме).
BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaCl;
BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2KCl;
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O.
Подведение итогов эксперимента (на стадии рефлексии реализую коммуникационную функцию (обмен мнениями о полученных результатах), информационную функция (приобретение нового знания), мотивационную (побуждаю к дальнейшему расширению информационного поля), оценочную (соотносят новую информацию и имеющиеся знания, вырабатывают собственную позицию, оценивают процесс).
| Пробирка №1
| Пробирка №2
| Пробирка №3
| Пробирка №4
| Вариант №1
| BaCl2
| Na2CO3
| K2SO4
| HCl
| Вариант №2
| Na2CO3
| K2SO4
| HCl
| BaCl2
| Вариант №3
| BaCl2
| HCl
| BaCl2
| Na2CO3
| Вариант №4
| HCl
| BaCl2
| Na2CO3
| K2SO4
| |