|
«Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок- исследование Презентация к уроку (химия, 9 класс) по теме: Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Скульбедина Надежда Анатольевна
Урок химии в 9 классе.
Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»
Тип урока: урок- исследование.
Цели урока:
- расширить знания учащихся по теме: «Закономерности течения химических реакций»;
-систематизировать знания по энергетическим процессам в химических реакциях ;
- сформировать общие представления о кинетике химических реакций.
Задачи урока:
-воспитывать культуру и совершенствовать навыки самостоятельной работы;
-развивать наблюдательность;
-развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
-совершенствовать навыки лабораторной работы.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, справочники по химии, учебник, мактолаборатории с лабораторным оборудованием и реактивами. Демонстрационное оборудование и реактивы, таблица «Vx .p».
План урока :
Постановка задач.
Активизация опорных знаний (скорость , концентрация с помощью эвристической беседы).
Формирование понятия «Скорость химической реакции»(Работа с учебником, беседа,работа с доп. Материалом).
Определение зависимости скорости химической реакции о различных факторов (демонстрация фрагмента к/ф , демонстрации опытов, лабораторные опыты»)
Действие катализатора. Работа ферментов.
6. Тест – самоконтроль.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Виды работы учащихся:
Эвристическая беседа.
Лабораторная работа.
Работа с учебником и дополнительной литературой.
Групповое сотрудничество в диалоговом обсуждении проблемы.
Анализ информации, попытка установить причинно- следственные связи между скоростью химической и факторами среды.
Ход урока :
Организационный момент
Вступительное слово : тема, задачи, план урока.
Деление класса на 4 группы( 4 научных лаборатории).
Учитель: С понятием « Скорость» вы знакомы из курса физики, давайте его вспомним.
Скорость – это величина, показывающая как изменяется какая либо характеристика в единицу времени.
А химические реакции имеют скорость ? назовите реакции, протекающие быстро, медленно, очень медленно. (учащиеся называют , обсуждение примеров).
Давайте вместе , используя знания из курса физики, попробуем составить определение «скорости химической реакции»(групповая работа)
Учитель: Давайте сравним наше определение с определением в учебнике и в химическом словаре (Работа с учебником и справочной литературой)
Работа с презентацией
Слайд 1. Скорость химической реакции – это величина , показывающая как изменяются концентрации исходных веществ и продуктов реакции за единицу времени.
Демонстрация таблицы.
Запись формулы в тетрадь учащихся.
Повторение понятия : концентрация , гомогенная реакция, гетерогенная реакция.
Демонстрация опытов и работа с в группах.
Группа- зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ :
Уксусная кислота (р) +
Уксусная кислота (к) +
Демонстрация H 2SO4(p)+ Cu →
H 2SO4(k)+ Cu →
группа зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ
Беседа как быстрее разжечь костер? Почему? Что влияет?
Просмотр фрагмент фильма .
Выполнение опыта: H Cl + CaCO 3 (раздробленный )
H Cl + CaCO 3( кусок)
группа зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, демонстрация опыта горения серы, железа в О 2, и в воздухе.
Выполнение опыта : H Cl + Zn→
H 2O + Zn→
группа зависимость скорости химической реакции от температуры
t
H 2SO4(p)+ CuО →
H 2SO4(k)+ CuО →
Выполнение опыта : t
H 2SO4(p)+ CuО →
H 2SO4(k)+ CuО →
Повторение : экзо- и эндотермические реакции
Слайд 2 Правило –Вайт –Гофф
Обсуждение работы «научных лабораторий», составление схемы
Слайд 3. Закон действующих масс.
Действие катализатора .
Демонстрация опыта.
Демонстрация фрагмента фильма .
Определение катализатора (обсуждение , стараемся сформировать свое, сравниваем с учебником и справочной литературой)
Выступление учащегося «Работа ферментов»
Знакомство с понятием «ингибиторы».
Обсуждение : какие факторы влияние на скорость химической реакции.
Слайд 4. Тест – самоконтроль
Слайд ответы (проверка)
Подведение итогов урока.
Д/З.
Рефлексия
Подписи к слайдам:
Виды работы учащихся: Эвристическая беседа. Лабораторная работа. Работа с учебником и дополнительной литературой. Групповое сотрудничество в диалоговом обсуждении проблемы. Анализ информации, попытка установить причинно- следственные связи между скоростью химической и факторами среды. Работа в группах 1 Группа - зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ : Уксусная кислота ( р ) + Уксусная кислота (к) + Демонстрация H 2 SO 4( p )+ Cu →
H 2 SO 4( k )+ Cu → Обсуждение работы «научных лабораторий», составление схемы.
Тип урока: урок- исследование. Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Закономерности течения химических реакций»; -систематизировать знания по энергетическим процессам в химических реакциях ; - сформировать общие представления о кинетике химических реакций. Определение зависимости скорости химической реакции о различных факторов (демонстрация фрагмента к/ ф , демонстрации опытов, лабораторные опыты») Действие катализатора. Работа ферментов. 6. Тест – самоконтроль. Подведение итогов. Рефлексия. Скорость реакции определяется изменением количества вещества в единицу времени. В единице V (для гомогенной) На единице поверхности соприкосновения веществ S (для гетерогенной)
n - изменение количества вещества (моль); t – интервал времени (с, мин)
- изменение молярной концентрации; Влияние температуры Правило Вант-Гоффа При нагревании системы на 10 ˚С скорость реакции возрастает в 2-4 раза - температурный коэффициент
Вант-Гоффа Якоб Вант-Гофф (1852-1911) Тема урока
«Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» МБОУ ООШ № 37 Учитель химии и биологии: Скульбедина Н.А. 4 группа группа зависимость скорости химической реакции от температуры
t H 2SO4(p)+ Cu О → H 2SO4(k)+ Cu О →
Выполнение опыта : t
H 2 SO 4( p )+ Cu О →
H 2 SO 4( k )+ Cu О → ПЛАН УРОКА: Постановка задач. Активизация опорных знаний (скорость , концентрация с помощью эвристической беседы). Формирование понятия «Скорость химической реакции»(Работа с учебником, беседа,работа с доп. Материалом). Скорость химической реакции – это величина , показывающая как изменяются концентрации исходных веществ и продуктов реакции за единицу времени. Оборудование и реактивы : \ компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, справочники по химии, учебник, мактолаборатории с лабораторным оборудованием и реактивами. Демонстрационное оборудование и реактивы, таблица « Vx .p ». 3 группа зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, демонстрация опыта горения серы, железа в О 2, и в воздухе. Выполнение опыта : H Cl + Zn →
H 2 O + Zn → Скорость
– это величина, показывающая как изменяется какая либо характеристика в единицу времени. Катализ Йенс Якоб Берцелиус ввел термин « катализ » в 1835 г. Катализатор – вещество, изменяющее скорость реакции, участвует в промежуточных стадиях реакции, но не входит в состав продуктов реакции . 2SO 2 (г.) + O 2
(г.)
2SO 3
(г.)
2) SO 2
(г.) + NO 2
(г.)
SO 3
(г.) + NO ( г.) 1) 2 NO
(г.) + O 2
(г.)
2NO 2 (г.)
Вильгельм Оствальд 1909 г. – Нобелевская премия «в признание работ по катализу» Задачи урока: -воспитывать культуру и совершенствовать навыки самостоятельной работы; -развивать наблюдательность; -развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; -совершенствовать навыки лабораторной работы. Ход урока : Организационный момент Вступительное слово : тема, задачи, план урока. Деление класса на 4 группы( 4 научных лаборатории). 2 группа зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ Беседа как быстрее разжечь костер? Почему? Что влияет? Просмотр фрагмент фильма . Выполнение опыта: H Cl + CaCO 3 (раздробленный )
H Cl + CaCO 3( кусок)
|
|
|