Главная страница


«Сера химический элемент и простое вещество»



Скачать 129.58 Kb.
Название«Сера химический элемент и простое вещество»
Дата11.03.2016
Размер129.58 Kb.
ТипУрок

Тема: «Сера – химический элемент и простое вещество»

Место урока: урок изучения нового материала
Цели урока.

Обучающие - рассмотреть положение элемента серы в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение атома; аллотропные видоизменения серы; физические и химические свойства; применение серы и ее соединений человеком.

Развивающие – развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся добывать самостоятельно знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Воспитательные – содействовать воспитанию организованности учащихся при решении проблемных вопросов.

Учащиеся должны знать: строение атома серы, физические и химические свойства аллотропных видоизменений серы, области применения.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику серы, как химического элемента, так и простого вещества.

Методы и методические приемы. Выполнение упражнений, фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником (Габриелян О.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2009), демонстрация опытов, заслушивание сообщений, решение задач.

Оборудование и реактивы. Пробирки, стаканчик, штатив, спички, спиртовка, ступка с пестиком, фарфоровые тигли; сера, ацетон.
Ход урока.


Время

Структурный элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося




Стадия I. Вызов.


. Сегодня мы будем изучать новую подгруппу веществ, в состав которых входит и тот элемент, о котором есть такая загадка: «Возьмите первый слог названия “лунного элемента” и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри в 1898 г. Вы получите название элемента, которое в переводе на русский язык обозначает светло-желтый».

- Как тогда можно сформулировать тему урока?


Предполагаемый ответ:

Сера.

Предполагаемый ответ:

Тема урока: «Сера – химический элемент и простое вещество».







Наивное представление алхимиков о сере выражено в небольшом стихотворении:

Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Дал им Космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера им отец!..

(Н.А.Михайлов.)


.

2мин

Приём «Корзина идей»
Слайд 2

- Запишите в тетрадях всё о сере, что вы сейчас можете вспомнить.

- Обсудите со своим соседом вашу информацию и запишите в таблицу.

- Что у вас получилось?


Зачитывают результаты работы в парах. Один – два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

Предполагаемые ответы:

Положение в ПСХЭ, группа, период, строение атома, состав, распределение электронов, электронная конфигурация, химическая связь, простое вещество.

Запись в тетрадь таблицы.


Что знали?




положение в ПСХЭ




группа,




период,




строение атома




состав,




распределение электронов




электронная конфигурация,




простое вещество










Прием «Составление кластера»

Слайд 3

Учитель записывает в центре на доске ключевое понятие урока «Сера».

В процессе обсуждения с учениками слова–ассоциации с заданным понятием фиксируются в пустых овалах в порядке озвучивания. Затем объекты - ассоциации выделяются, перемещаются, производится их систематизация по группам на основе общности признака. Результат – наглядное представление ключевого понятия.

- Что мы не знаем? Что хотим узнать?

На кластере показываем знаком вопроса «?»


Ученики зачитывают слова




Стадия II. Осмысление

Слайд 4

Слайд 5


- Какие уже известные нам понятия мы не отметили на кластере? Обсудите ответ в парах. Запишите в таблицу.

Добавление кластера.

- Добавим эти сведения в кластер ( красным цветом).


Предполагаемые ответы:

  1. степень окисления,

  2. как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды);

  3. взаимодействует с кислородом;

  4. аллотропные модификации

Запись в таблицу.


Что знали?

Что узнали нового?

положение в ПСХЭ




группа,




период,




строение атома




состав,




распределение электронов




электронная конфигурация,




простое вещество




степень окисления




как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)




взаимодействует с кислородом




аллотропия

аллотропные модификации










Слайд 6,7,8

Для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия. Известно много модификаций серы с циклическим или линейным строением молекул. Прочитайте учебник (стр.130)и составьте схему. Проведите опыт, демонстрирующий получение из ромбической серы пластической.

.

Предполагаемые ответы:

  1. аллотропия;

  2. В обычных условиях сера S - желтые хрупкие кристаллы без вкуса и запаха, легко растворимые в сероуглероде CS2

  3. Кристаллическая сера имеет две модификации: - ромбическую - ромбовидные просвечивающие кристаллы светложелтого цвета, легко растворимые в CS2. Эта модификация устойчива до 96° С. - моноклинная модификация серы представляет собой длинные прозрачные темножелтые игольчатые кристаллы, также растворимые в CS2.



  4. Некристаллические, аморфные, формы: - пластическая сера - темнокрасного или коричневого цвета, она каучукоподобна (плотность 2,046 г/см3) и не растворяется в CS2.

- Коллоидная сера - мелкодисперсный белый и хорошо растворимую в CS2 осадок.









- Какие новые понятия мы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.


Что знал?

Что узнал нового?

положение в ПСХЭ




группа,




период,




строение атома




состав,




распределение электронов




электронная конфигурация,




простое вещество




степень окисления




как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)




взаимодействует с кислородом




аллотропия

аллотропные модификации



















Добавим новые понятия в кластер (отмечаем красным цветом)

  1. ковалентные химические связи;

  2. физические свойства аллотропных модификаций







5 мин

Слайд 11

Чтобы сравнить аллотропные модификации серы, выполним упражнение №2 на странице 90 в рабочей тетради О.С.Габриеляна, в которой отмечены линии сравнения аллотропных видоизменений серы.


Учащиеся выполняют задание, в группах. Таблицы для сравнения заготовлены ранее.

Обсуждение заполненной таблицы каждой группой учащихся коллективно.








- прочитайте текст учебника стр. 133 «Применение серы».

- Какие новые понятия вы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.

Предполагаемые ответы:

В медицине, производство удобрений, резины, спичек, взрывчатки, пластмассы, красок, производство серной кислоты.


Что знал?

Что узнал нового?

положение в ПСХЭ




группа,




период,




строение атома




состав,




распределение электронов




электронная конфигурация,




простое вещество




степень окисления




как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)




взаимодействует с кислородом




аллотропия

аллотропные модификации





применение















Добавление кластера.

Слайд12

- Добавим новые сведения в кластер ( красным цветом).

значение

- Прочитайте текст учебника на стр. 132 (1 минута).

Учащиеся зачитывают текст. Обсуждают его.


Сера – жизненно важный элемент. Входит в состав белков (волосы, рога, шерсть), витаминов и гормонов (инсулин).







- прочитайте текста учебника стр. 133 «Получение серы».

- Какие новые понятия мы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.


Предполагаемый ответ:

В промышленности серу выплавляют из самородных залежей или выделяют при очистке (десульфурации) продуктов газификации каменного угля.



.;Что знал?

Что узнал нового?

положение в ПСХЭ




группа,




период,




строение атома




состав,




распределение электронов




электронная конфигурация,




простое вещество




степень окисления




как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)




взаимодействует с кислородом




аллотропия

аллотропные модификации





применение




значение















Добавление кластера.


- Добавим новые сведения в кластер ( красным цветом).

получение









Стадия III. Рефлексия


Учитель:

Подошел к концу наш урок. Обратимся к своим записям в колонке «Что знал?», сделанным ранее.

- Что мы знали по этой теме?

Ученики зачитывают ранее заполненную колонку таблицы.

- Что узнали нового по этой теме на уроке?

Ученики зачитывают записи в колонке «Что узнал нового?».











- Вся информация по теме: «Сера – химический элемент и простое вещество» представлена в кластере.

- Как вы думаете, можно ли использовать данный кластер при изучении других химических элементов?


Предполагаемый ответ:

Да, так как каждый элемент характеризуется по этим признакам.









-Какие вопросы вы бы задали по этому поводу?

- А как вы думаете, мы всё уже знаем о неметалле сера?

- А что, по вашему мнению, нам ещё предстоит узнать о сере?

Предполагаемые ответы:

  1. соединения серы;

  2. оксиды,

  3. гидроксиды,

  4. соли.










-Часть материала мы уже изучали ранее. Нам необходимо его повторить при выполнении домашнего задания.








Домашнее задание.


Параграф 22, вспомните:

  1. какими свойствами обладает кислотные оксиды SO2 и SO3 ;

  2. какими свойствами обладает сернистая и серная кислоты?

Запишите уравнения химических реакций в колонке «Знал».











Что вам на уроке удалось лучше всего?

- Что вам понравилось на уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок?

Я хотела бы закончить урок напутствием Дмитрия Ивановича Менделеева

Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте ещё.





В заключение урока учащиеся выполняют тест и осуществляют самопроверку.

1. Строение атома серы:



2. Для атома серы наиболее характерны степени окисления:

а) –2, +2, +4, +6; б) –2, +4, +5, +6;

в) –2, +1, +3, +6; г) –2, +2, +4.

3. Какой модификации серы не существует:

а) ромбической; б) тетраэдрической;

в) моноклинной;  г) пластической?

4. Сера не растворяется в:

а) ацетоне;  б) воде;

в) сероуглероде;  г) толуоле.

5. При комнатной температуре без первоначального нагревания сера реагирует с:

а) железом;  б) цинком;

в) алюминием;  г) ртутью.

6. В каком виде сера практически не встречается в природе:

а) самородная;  б) сульфидная; 

в) сульфатная;  г) сульфитная?

Ответы. 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – г; 6 – г.


-