|
«Сера химический элемент и простое вещество» Тема: «Сера – химический элемент и простое вещество»
Место урока: урок изучения нового материала Цели урока.
Обучающие - рассмотреть положение элемента серы в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение атома; аллотропные видоизменения серы; физические и химические свойства; применение серы и ее соединений человеком.
Развивающие – развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся добывать самостоятельно знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Воспитательные – содействовать воспитанию организованности учащихся при решении проблемных вопросов.
Учащиеся должны знать: строение атома серы, физические и химические свойства аллотропных видоизменений серы, области применения.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику серы, как химического элемента, так и простого вещества.
Методы и методические приемы. Выполнение упражнений, фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником (Габриелян О.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2009), демонстрация опытов, заслушивание сообщений, решение задач.
Оборудование и реактивы. Пробирки, стаканчик, штатив, спички, спиртовка, ступка с пестиком, фарфоровые тигли; сера, ацетон. Ход урока.
Время
| Структурный элемент урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
|
| Стадия I. Вызов.
| . Сегодня мы будем изучать новую подгруппу веществ, в состав которых входит и тот элемент, о котором есть такая загадка: «Возьмите первый слог названия “лунного элемента” и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри в 1898 г. Вы получите название элемента, которое в переводе на русский язык обозначает светло-желтый».
- Как тогда можно сформулировать тему урока?
| Предполагаемый ответ:
Сера.
Предполагаемый ответ:
Тема урока: «Сера – химический элемент и простое вещество».
|
|
| Наивное представление алхимиков о сере выражено в небольшом стихотворении:
Семь металлов создал свет, По числу семи планет: Дал им Космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец… Сын мой! Сера им отец!..
(Н.А.Михайлов.)
| .
| 2мин
| Приём «Корзина идей» Слайд 2
| - Запишите в тетрадях всё о сере, что вы сейчас можете вспомнить.
- Обсудите со своим соседом вашу информацию и запишите в таблицу.
- Что у вас получилось?
| Зачитывают результаты работы в парах. Один – два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.
Предполагаемые ответы:
Положение в ПСХЭ, группа, период, строение атома, состав, распределение электронов, электронная конфигурация, химическая связь, простое вещество.
Запись в тетрадь таблицы.
Что знали?
|
| положение в ПСХЭ
|
| группа,
|
| период,
|
| строение атома
|
| состав,
|
| распределение электронов
|
| электронная конфигурация,
|
| простое вещество
|
|
|
| Прием «Составление кластера»
Слайд 3
| Учитель записывает в центре на доске ключевое понятие урока «Сера».
В процессе обсуждения с учениками слова–ассоциации с заданным понятием фиксируются в пустых овалах в порядке озвучивания. Затем объекты - ассоциации выделяются, перемещаются, производится их систематизация по группам на основе общности признака. Результат – наглядное представление ключевого понятия.
- Что мы не знаем? Что хотим узнать?
На кластере показываем знаком вопроса «?»
| Ученики зачитывают слова
|
| Стадия II. Осмысление
Слайд 4
Слайд 5
| - Какие уже известные нам понятия мы не отметили на кластере? Обсудите ответ в парах. Запишите в таблицу.
Добавление кластера.
- Добавим эти сведения в кластер ( красным цветом).
| Предполагаемые ответы:
степень окисления,
как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды);
взаимодействует с кислородом;
аллотропные модификации
Запись в таблицу.
Что знали?
| Что узнали нового?
| положение в ПСХЭ
|
| группа,
|
| период,
|
| строение атома
|
| состав,
|
| распределение электронов
|
| электронная конфигурация,
|
| простое вещество
|
| степень окисления
|
| как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)
|
| взаимодействует с кислородом
|
| аллотропия
аллотропные модификации
|
|
|
| Слайд 6,7,8
| Для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия. Известно много модификаций серы с циклическим или линейным строением молекул. Прочитайте учебник (стр.130)и составьте схему. Проведите опыт, демонстрирующий получение из ромбической серы пластической.
.
| Предполагаемые ответы:
аллотропия;
В обычных условиях сера S - желтые хрупкие кристаллы без вкуса и запаха, легко растворимые в сероуглероде CS2
Кристаллическая сера имеет две модификации: - ромбическую - ромбовидные просвечивающие кристаллы светложелтого цвета, легко растворимые в CS2. Эта модификация устойчива до 96° С. - моноклинная модификация серы представляет собой длинные прозрачные темножелтые игольчатые кристаллы, также растворимые в CS2.
Некристаллические, аморфные, формы: - пластическая сера - темнокрасного или коричневого цвета, она каучукоподобна (плотность 2,046 г/см3) и не растворяется в CS2.
- Коллоидная сера - мелкодисперсный белый и хорошо растворимую в CS2 осадок.
|
|
| - Какие новые понятия мы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.
| Что знал?
| Что узнал нового?
| положение в ПСХЭ
|
| группа,
|
| период,
|
| строение атома
|
| состав,
|
| распределение электронов
|
| электронная конфигурация,
|
| простое вещество
|
| степень окисления
|
| как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)
|
| взаимодействует с кислородом
|
| аллотропия
аллотропные модификации
|
|
|
|
|
|
| Добавим новые понятия в кластер (отмечаем красным цветом)
ковалентные химические связи;
физические свойства аллотропных модификаций
|
| 5 мин
| Слайд 11
| Чтобы сравнить аллотропные модификации серы, выполним упражнение №2 на странице 90 в рабочей тетради О.С.Габриеляна, в которой отмечены линии сравнения аллотропных видоизменений серы.
| Учащиеся выполняют задание, в группах. Таблицы для сравнения заготовлены ранее.
Обсуждение заполненной таблицы каждой группой учащихся коллективно.
|
|
| - прочитайте текст учебника стр. 133 «Применение серы».
- Какие новые понятия вы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.
| Предполагаемые ответы:
В медицине, производство удобрений, резины, спичек, взрывчатки, пластмассы, красок, производство серной кислоты.
Что знал?
| Что узнал нового?
| положение в ПСХЭ
|
| группа,
|
| период,
|
| строение атома
|
| состав,
|
| распределение электронов
|
| электронная конфигурация,
|
| простое вещество
|
| степень окисления
|
| как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)
|
| взаимодействует с кислородом
|
| аллотропия
аллотропные модификации
|
| применение
|
|
|
|
|
| Добавление кластера.
Слайд12
| - Добавим новые сведения в кластер ( красным цветом).
значение
- Прочитайте текст учебника на стр. 132 (1 минута).
Учащиеся зачитывают текст. Обсуждают его.
| Сера – жизненно важный элемент. Входит в состав белков (волосы, рога, шерсть), витаминов и гормонов (инсулин).
|
|
| - прочитайте текста учебника стр. 133 «Получение серы».
- Какие новые понятия мы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.
| Предполагаемый ответ:
В промышленности серу выплавляют из самородных залежей или выделяют при очистке (десульфурации) продуктов газификации каменного угля.
.;Что знал?
| Что узнал нового?
| положение в ПСХЭ
|
| группа,
|
| период,
|
| строение атома
|
| состав,
|
| распределение электронов
|
| электронная конфигурация,
|
| простое вещество
|
| степень окисления
|
| как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)
|
| взаимодействует с кислородом
|
| аллотропия
аллотропные модификации
|
| применение
|
| значение
|
|
|
|
|
| Добавление кластера.
| - Добавим новые сведения в кластер ( красным цветом).
получение
|
|
| Стадия III. Рефлексия
| Учитель:
Подошел к концу наш урок. Обратимся к своим записям в колонке «Что знал?», сделанным ранее.
- Что мы знали по этой теме?
Ученики зачитывают ранее заполненную колонку таблицы.
- Что узнали нового по этой теме на уроке?
Ученики зачитывают записи в колонке «Что узнал нового?».
|
|
|
| - Вся информация по теме: «Сера – химический элемент и простое вещество» представлена в кластере.
- Как вы думаете, можно ли использовать данный кластер при изучении других химических элементов?
| Предполагаемый ответ:
Да, так как каждый элемент характеризуется по этим признакам.
|
|
| -Какие вопросы вы бы задали по этому поводу?
- А как вы думаете, мы всё уже знаем о неметалле сера?
- А что, по вашему мнению, нам ещё предстоит узнать о сере?
| Предполагаемые ответы:
соединения серы;
оксиды,
гидроксиды,
соли.
|
|
| -Часть материала мы уже изучали ранее. Нам необходимо его повторить при выполнении домашнего задания.
|
|
| Домашнее задание.
| Параграф 22, вспомните:
какими свойствами обладает кислотные оксиды SO2 и SO3 ;
какими свойствами обладает сернистая и серная кислоты?
Запишите уравнения химических реакций в колонке «Знал».
|
|
|
| Что вам на уроке удалось лучше всего?
- Что вам понравилось на уроке?
- С каким настроением заканчиваете урок?
Я хотела бы закончить урок напутствием Дмитрия Ивановича Менделеева
Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте ещё.
|
| В заключение урока учащиеся выполняют тест и осуществляют самопроверку.
1. Строение атома серы:
2. Для атома серы наиболее характерны степени окисления:
а) –2, +2, +4, +6; б) –2, +4, +5, +6;
в) –2, +1, +3, +6; г) –2, +2, +4.
3. Какой модификации серы не существует:
а) ромбической; б) тетраэдрической;
в) моноклинной; г) пластической?
4. Сера не растворяется в:
а) ацетоне; б) воде;
в) сероуглероде; г) толуоле.
5. При комнатной температуре без первоначального нагревания сера реагирует с:
а) железом; б) цинком;
в) алюминием; г) ртутью.
6. В каком виде сера практически не встречается в природе:
а) самородная; б) сульфидная;
в) сульфатная; г) сульфитная? Ответы. 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – г; 6 – г.
|
-
|
|
|