Главная страница

Урок химии в 9 классе. Автор Ицкович Т. Я. учитель химии мбоу оош №81 г. Краснодар 2012 Цель урока



Скачать 90.14 Kb.
НазваниеУрок химии в 9 классе. Автор Ицкович Т. Я. учитель химии мбоу оош №81 г. Краснодар 2012 Цель урока
Ицкович Т.Я
Дата15.03.2016
Размер90.14 Kb.
ТипУрок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81



Урок химии в 9 классе.


Автор Ицкович Т.Я.

учитель химии

МБОУ ООШ №81


г.Краснодар

2012


Цель урока Формирование понятий о скорости химической реакции, зависимости скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов (природы реагирующих веществ, температуры, концентрации веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, наличия катализатора).

Задачи:

Образовательные:

  • Проконтролировать умение вычислять скорость химической реакции, время протекания реакции, начальные и конечные концентрации реагирующих веществ и продуктов реакции по имеющимся данным.

  • Продолжать формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

  • Продолжать формирование умения наблюдать.

  • Продолжать формирование навыков работы с учебником, навыков самостоятельного добывания знаний.

  • Осуществлять межпредметные связи.

Воспитательные:

  • Воспитание ответственности (учащиеся должны проработать заданную тему, подготовить сообщение и выступить перед классом).

  • Воспитание умения работать в коллективе.

  • Продолжать формирование навыков соблюдения правил техники безопасности при проведении лабораторных опытов.

  • Воспитание аккуратности, соблюдая порядок на рабочем месте при проведении лабораторных опытов.

  • Воспитание самостоятельности.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность.

  • Развивать умение сравнивать, формулировать выводы, основываясь на наблюдаемых явлениях.

  • Развивать речь учащихся в ходе решения образовательных и воспитательных задач.

  • Развивать память и внимание учащихся.

Оборудование:

  • 1 группе учащихся: штатив с 2 пробирками, в одной из них раствор HCl (1:1), в другой – раствор HCl (1:10); склянка с несколькими гранулами цинка.

  • 2 группе учащихся: спиртовка, спички, зажим для пробирок, штатив с 2 пробирками с раствором HCl , склянка с несколькими гранулами цинка.

  • 3 группе учащихся: штатив с 2 пробирками с растворами HCl и СН3СООН одинаковой концентрации, склянка с несколькими гранулами цинка.

  • 4 группе учащихся: штатив с 2 пробирками, в одной из них кусочки неизмельченного мрамора, в другой – порошок мрамора; склянка с раствором HCl.

  • 5 группе учащихся: штатив с 2 пробирками с раствором CuSO4, склянка с несколькими гранулами алюминия, склянка с кристаллическим NaCl.

  • Инструкции для каждой группы учащихся.

Ход урока:

I. Организационный этап

II Проверка домашнего задания

Трёхуровневая проверочная работа. Из трех вопросов , предложенных в каждом варианте, учащиеся выбирают один пожеланию отвечают на него. На слайде учитель демонстрирует ответ и оценку правильного ответа

III. Активизация познавательной деятельности учащихся. Учитель. Химические реакции сопровождают человека всю жизнь. Процессы жизнедеятельности, протекающие в нашем организме, процессы приготовления пищи, процессы получения металлов, процессы синтеза полимеров и других материалов, без которых нельзя представить жизнь современного человека. Все это – химические реакции. Некоторые реакции нежелательны для человека, поэтому бывает необходимо замедлить их, а скорость некоторых необходимо увеличить. Для этого надо знать факторы, которые влияют на скорость химической реакции. Изучением этих факторов и их влиянием на скорость химических реакций займемся на сегодняшнем уроке. (сообщение темы и цели урока.)

IV. Этап изучения нового материала.

Учитель: А сейчас переходим к изучению нового материала. Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему урока. Каждая группа получает задание изучить на опыте влияние одного из факторов, влияющих на скорость химической реакции, а затем ознакомит всех с результатами ваших опытов. Всё необходимое оборудование, реактивы и инструкции для вашей работы есть на ваших столах. Будьте внимательны. Соблюдайте правила техники безопасности при работе со спиртовкой, при нагревании веществ, при работе с кислотами. (Каждая группа получает инструкцию для работы) (Приложение1). Учащиеся оформляют результаты
Лабораторные опыты

Условия, влияющие на скорость химической реакции.

Дата :

Оборудование:

Реактивы:

Ход работы

(пользуйтесь инструкцией)

Мои наблюдения

(укажите внешние признаки реакций)

Уравнения химических реакций

(в молекулярном, полном и сокращенном ионных видах, указать окислительно-восстановительные)

Выводы

(объясните результаты

наблюдений)

1.










2.










3.










4.











V. Отчет групп о проделанной работе ( по мере отчета можно использовать презентацию)

По мере обсуждения учитель оформляет опорный конспект. Затем демонстрирует его на слайде

Опорный конспект к уроку

VI. Этап проверки понимания учащимися нового материала (проговаривание опорного конспекта.)

VII. Итоги урока

Учитель: Знание влияния различных факторов на скорость химической реакции широко применяется в промышленности. Например, при производстве серной кислоты. Колчедан перед обжигом измельчают для увеличения площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ Для увеличения скорости различных реакции в неорганическом, а особенно в органическом синтезе широко используются катализаторы. Многие реакции в промышленности идут при высокой температуре. При современном уровне развития промышленности знания о скорости химической реакции и о факторах, влияющих на неё, позволяют повышать производительность и экономить ресурсы.

Сообщение оценок за урок.

VIII. Информация о домашнем задании, завершение урока

Приложение 1

Инструкции для работы в группах

Инструкция № 1

Влияние концентрации веществ

на скорость химической реакции

Даны вещества: Zn, р-р HCl (1:1) (на 1 часть концентрированной HCl приходится 1 часть воды), р-р HCl (1:10) (на 1 часть концентрированной HCl приходится 10 частей воды).

Проделайте следующие опыты: (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)




Сформулируйте вывод.

Прочитайте текст учебника и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. В какой зависимости находятся скорость химической реакции и концентрация реагирующих веществ?

  2. Выразите эту зависимость для реакции А + 3В = D.

  3. В чем причина прямой пропорциональной зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ?

  4. Концентрацию веществ в каком агрегатном состоянии учитывает закон действующих масс?

Подготовьте ответы для сообщения

Инструкция № 2

Влияние температуры

на скорость химической реакции

Даны вещества: Zn, р-р HCl в двух пробирках.

Проделайте следующие опыты: (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами, при нагревании и при обращении со спиртовкой. Будьте осторожны при нагревании HCl, т. К. она летуча, пары её ядовиты, ни в коем случае не доводите её до кипения!)

Сформулируйте вывод.

Прочитайте текст учебника и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. В какой зависимости находятся скорость химической реакции и температура?

  2. Как эта зависимость выражается математически?


Инструкция № 3

Влияние природы реагирующих веществ

на скорость химической реакции

Даны вещества: Zn, р-ры HCl (соляной кислоты) и СН3СООН (уксусной кислоты) одинаковой концентрации.

Проделайте следующие опыты: (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)

Сформулируйте вывод.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. С какой из предложенных кислот цинк реагирует активнее?

  2. В чем причина того, что с соляной кислотой цинк реагирует активнее, чем с уксусной?



Инструкция № 4

Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ

на скорость химической реакции

Даны вещества: мрамор СаСО3 (порошок), мрамор СаСО3 (неизмельченный), р-р HCl.

Проделайте следующие опыты: (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)

Сформулируйте вывод.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. С измельченным или неизмельченным мрамором соляная кислота реагирует активнее?

  2. Почему в измельченном состоянии твердые вещества активнее реагируют с жидкостями и газами?

  3. В какой зависимости находятся скорость химической реакции и площадь соприкосновения реагирующих веществ?


Инструкция № 5

Влияние катализатора

на скорость химической реакции

Даны вещества: Al, р-р CuSO4, поваренная соль NaCl (кристаллическая).

Проделайте следующие опыты:

Сформулируйте вывод.

Прочитайте текст учебника (до гомогенного катализа) и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Какую роль играет хлорид натрия в реакции замещения между сульфатом меди (II) и алюминием?

  2. Что такое катализаторы?

  1. Что такое катализ?