|
Скрипникова Н. Н. Из опыта работы над сочинением (егэ, русский язык, задание С, 11 класс) Скрипникова Н.Н.
Из опыта работы над сочинением (ЕГЭ, русский язык, задание С, 11 класс).
Наиболее сложным заданием ЕГЭ по русскому языку считается написание сочинения. Многие учителя, да и умеющие логически мыслить ученики, скажут, что при определенной сноровке с этим заданием можно справиться, и справиться довольно-таки неплохо.
Речь не идет об оригинальной творческой работе – необходимо просто сформулировать проблему, прокомментировать ее, отразить авторскую и свою позицию по данному вопросу, подтвердить собственное мнение аргументами из читательского и жизненного опыта, сделать вывод.
После того, как выпускники поняли структуру сочинения, ознакомились с критериями ее оценивания, научились в устной форме составлять ответы на задание С (об этих этапах работы писалось ранее), мы с ребятами начинаем анализировать тексты одиннадцатиклассников, уже благополучно сдавших экзамены.
Даю задания:
1. Прочитайте предложенный текст.
2. Самостоятельно определите проблему и авторскую позицию.
3. Прочитайте предложенные сочинения. Соотнесите с собственным вариантом. Что (не)правильно? Есть ли отступления от темы? О чем следовало бы сказать более подробно? Что необходимо сократить?
4. Напиши собственное сочинение (можно пользоваться предложенными вариантами).
5. Перечитай, отредактируй :
а) устрани лексические повторы, смысловые витки;
б) укороти предложения;
в) тон сочинения сделай спокойнее, убедительнее, без ошибочной градации;
г) посчитай количество слов (дополни, сократи);
д) проверь орфографическую и пунктуационную грамотность.
6. Перепиши. Некоторым учащимся раздаю подробные памятки.
Как оценить свое сочинение?
Понятна ли тема, идея, проблематика текста, позиция автора?
Удачна ли вступительная часть, в чем ее достоинства и недостатки?
Есть ли связующие элементы между частями сочинения?
Высказано ли в сочинении собственное мнение по поводу прочитанного, насколько оно аргументировано и уместно?
Нет ли нарушений в последовательности изложения мыслей?
Логична ли финальная часть? В чем ее достоинства и недостатки?
Интересна ли работа в языковом отношении? Отметь наиболее характерные для нее языковые средства выразительности.
Нет ли в сочинении отступлений от темы, проблем, поднятых автором?
Грамотно ли написана работа?
Посчитай количество слов!
Ниже привожу один из вариантов текстов 2007 года, взятый из пособия Р. М. Гриценко, сочинения или отрывки из них и 4 ученических работы по одной проблеме (для сопоставительного анализа, работы над ошибками…). Вариант: 68 (l)Володя поражал меня часто. (2)Его поступки невозможно было предвидеть.
(3)Например, история с крысой, взволновавшая всю школу! (4)У нас была замечательная школа совместного обучения, лучшая на Васильевском острове да, наверное, в целом Питере; её называли пригодинской по имени Николая Аполлоновича Пригоды, основателя, директора, энтузиаста и поклонника Томаса Мора и Кампанеллы, он преподавал историю, его жена Ольга Витальевна - биологию. (5)Странные люди! (6)Им ничего не было нужно, ничего им не надо было в жизни, кроме школы и учеников. (7)Школьные советы, введённые после февраля семнадцатого, в пригодинской существовали много раньше. (8)Всё решалось голосованием. (9)Итак, та история началась с того, что Ольга Витальевна попросила принести крысу, её надо было разрезать, чтобы учиться анатомии. (10)Кто-то обещал поймать, долго не удавалось, наконец принесли. (11)Вся школа знала, что в этот день в нашем классе будут резать крысу, живую, мальчик принёс её в клетке и почему-то сказал, что зовут её Феня. (12)Он сам и вызвался резать. (13)Внезапно на урок приходит депутация из старшего класса, во главе - Володя.
(14)«Мы не хотим, чтобы в нашей школе убивали живое существо! (15)Нам жалко Феню!» (16)Одни кричат - жалко! (17)Другие резать! (18)Начинается страшный спор. (19)Помню, Ольга Витальевна этот спор ещё более разжигает. (20)Заявление о том,
что крысу зовут Феней, оказывается роковым. (21)Крыса перестаёт быть просто крысой, она становится индивидуальностью. (22)К ней присматриваются. (23)Она ведёт себя как Феня. (24)На собрании произносятся пылкие речи и, забыв о крысе, которая скромно ждёт решения своей участи, все рассуждают о науке, об истории, о гильотине, о Парижской коммуне. (25) - «Великие цели требуют жертв!» (26) - «Но жертвы на это не согласны!» (27) - «А вы спросите у крысы!» (28) - «А вы пользуетесь её немотой, если бы она могла говорить, она бы ответила!» (29)Наконец решаем голосовать. (30)Голосует не только наш класс, крысиный вопрос взбудоражил всю школу. (31 )Крыса помилована. (32)Володя торжественно выносит клетку во двор и в присутствии всех выпускает несостоявшуюся жертву науки на свободу. (33)Волнующая минута! (34)Особенно возбуждена Ольга Витальевна, да и мы догадываемся, что дело касается не крысы, а чего-то более важного.
(По Ю. Трифонову) Проблема 1. Проблему нравственного выбора затрагивали многие писатели, публицисты. Не обошел ее стороной и Ю.Трифонов.
Я согласна с автором и считаю, что какая бы ни была гуманная цель, безнравственные средства ее реализации не оправдывают. Человек должен жить в гармонии с окружающим его миром. В Ветхом Завете говорится : «Не убий. Не навреди ближнему своему». А ведь именно убийство является верхом безнравственности.
К этой проблеме обращается в своем романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский. автор повествует нам о молодом человеке, Родионе Раскольникове, который хотел убить «старушонку» ради, как ему казалось, благой цели. Он считал, что эта смерть принесет счастье многим людям.
К сожалению, эта проблема имеет место быть в реальном мире: руководство некоторых стран ради обогащения себя, завоевания власти, поднятия авторитета государства, поддержания благосостояния своих граждан (во всяком случае так заявляется), шли к цели «по трупам». Это и войны крестоносцев, и революции девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого веков. Проблема 1. Жизнь создана не руками человека, значит человек не в праве забирать ее. В диалоге героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» звучит такая мысль: «Не вы подвесили мою жизнь на волосок, а значит и не вам его перерезать».
Я согласна с Ю.Трифоновым: живое нельзя убивать, даже если этого требуют высокие цели науки. Наукой и ее целями может прикрыться любой: серийный убийца может сказать, что всего лишь хотел совершить открытие в области анатомии и физиологии. Наделенное жизнью наделено и чувствами. Этим нельзя пренебрегать. Когда-то в экологическом лагере нам это объяснила Людмила Евгеньевна. В «Ласточке» было очень много разных насекомых, лягушек и ужей. Мы ловили их, сажали в коробки, некоторых убивали с целью «посмотреть что внутри». Людмила Евгеньевна всегда ругала за подобные действия и говорила о ценности жизни для мира природы. Тогда мы смеялись над ее словами: «Ну что может значить жизнь какой-то жабы?!!» Но чем старше становишься, тем больше понимаешь ценность «мгновения» жизни и не только своего. Проблема 3. Я согласен с мнением автора. В жизни также встречаются люди, преданные своему долгу. К ним относятся многие ученые и выдающиеся деятели культуры. Например, наш соотечественник Д. Менделеев всю жизнь посвятил изучению химии, и в результате его исследований была создана таблица химических элементов, которую стали называть его именем.
Эту же проблему я встречал и в произведении В.Быкова «Обелиск». В нем рассказывается о школьном учителе Миклашевиче, который добивался того, чтобы имя его учителя было выгравировано на обелиске, ведь Мороз был предан своей профессии, даже во время войны он продолжал учить детей, чтобы их «не оболванили» фашисты, и погиб, надеясь на то, что его добровольная сдача спасет жизни детей. Проблема 3. Я согласен с мнением автора: если уж выбрал профессию учителя, то ею надо «жить», посвящать ей все свое время.
Подобное мужество, рвение и любовь к своей работе мы видим в произведении В.Быкова «Обелиск». Главный герой этой повести – Мороз, который работал в трудные предвоенные и военные годы школьным учителем.
Нехватка книг и учебников вынудила его зимой пойти в заброшенный особняк. Идти он был вынужден по тонкому льду речушки, провалился, но книги принес. Мороз, хотя и заболел после этого, продолжал вести уроки лежа в кровати.
Скоро 9 Мая и мы не можем забывать о наших ветеранах, которые, невзирая на трудности, защищали страну в годы Великой Отечественной войны. Проблема 3. … По рассказам многих учителей я знаю, что в нашей школе был в советское время замечательный директор. Он приходил на работу к шести часам утра, занимался с мальчишками и девчонками спортом, а уходил самым последним. Именно в годы его преподавания наша школа всегда занимала первые места в различных спортивных соревнованиях. Именно тогда был придуман и реализован девиз школы «Первая должна быть первой». … … Но и сейчас есть такие учителя, беззаветно преданные своему делу, посвятившие свою жизнь ученикам, развивающие в них лучшие качества. Наша учительница математики отдает все свои силы и время, чтобы подготовить нас к ЕГЭ. Она готова преподавать нам и в свободное от уроков время. И делает это совершенно бескорыстно!!!
Варианты сочинений по тексту 68. Проблема № 2. Проблема гуманизма.
| Сочинение № 1
| Сочинение № 2
| Сочинение № 3
| Сочинение № 4
| Формулировка проблемы
| Ю. Трифонов в данном тексте поднимает проблему человечности не только по отношению к людям, но и к животным.
| Может ли человека волновать такое событие, как смерть крысы во имя науки? Можно ли проявлять гуманность по отношению, казалось бы, к самому мерзкому созданию на планете?
| В отрывке из произведения Ю.Трифонова поднята проблема гуманизма по отношению к животным.
| Советский писатель Ю.Трифонов в прочитанном мною тексте поднимает проблему гуманизма.
| Комментарий
| Следует отметить, что проблема гуманизма очень важна, особенно в такое время, как наше. Время войн, террора. От негуманного отношения к животным очень легко прийти к такому же отношению и к людям. А это может привести к страшным последствиям.
| В тексте Ю.Трифонова проблема гуманизма связана с жизнью и смертью крысы. Вроде бы замечательная школа, прекрасные учителя, плановый урок анатомии. Должны были резать крысу. Какова реакция детей на это событие? Собралась вся школа, вопрос волновал всех… Бедное создание отстояли. Это говорит о милосердии, доброжелательности, гуманности учеников. В наше время эта проблема очень актуальна. Думаю, что нынешние учащиеся школы были бы, наоборот, только рады «поглазеть» на такое зрелище. Подрастающее поколение становится безжалостным, бессердечным.
| Она актуальна и в настоящее время, потому что далеко не все считают, что рядом стоящий человек такой же: те же руки, ноги, нос, глаза, - и имеет те же права. Тем более трудно осознать, что животное тоже, как и человек, имеет право на жизнь.
| Надо ли воспитывать в людях чувство сострадания, жалости к слабым и беззащитным? Хотела ли Ольга Витальевна – учитель биологи - пробудить это чувство в своих учениках? И нужно ли это? Эти вопросы актуальны и в наше время. Что мы видим сейчас? Малыш, бьющий палкой кошку… Смех стоящих рядом мамы и папы. Равнодушие прохожих.
| Позиция автора
| Именно поэтому автор своим текстом призывает нас быть гуманными. Сам Ю.Трифонов стоит на стороне крысы, на стороне гуманности. Для него крыса – индивидуальность. И она не должна умирать, пусть даже во имя науки.
| Автор считает, что в нашей жизни главную роль играют жалость, доброта, они должны жить в сердце каждого человека. Писатель на стороне крысы. Для него она – индивидуальность.
| Автор торжествующе описывает спасение крысы. Несомненно, он на стороне беззащитного животного. Его волнение и переживание чувствуются в каждой строчке. Заметно, что депутация из старшего класса была долгожданной и для самого Ю.Трифонова.
| «… И мы догадываемся, что дело касается не крысы, а чего-то более важного»,- пишет Ю.Трифонов. Он считает, что это «что-то более важное» - чувство милосердия и оно должно жить в душе человека. И учительница хотела пробудить его в своих учениках.
| Мое мнение
| Я полностью согласен с позицией автора и так же, как и он, считаю, милосердие должно быть в каждом из нас.
| Я с позицией советского писателя и публициста согласна.
| Я согласна с мнением автора и рада, что чувство сострадания было привито мне с детства.
|
| Лит. аргумент
| И.С.Тургенев, другой русский писатель, в своем произведении «Муму» тоже поднимает проблему гуманизма, раскрывая ее на отношениях Герасима и Муму. Немой подобрал и выходил маленького брошенного, никому не нужного щенка. Всячески оберегал его. Это – пример человечного отношения к животным.
| Листая сборник афоризмов, я прочитала фразу «Все живое – священно». Она вторит идее Ю.Трифонова. Любое живое существо, пусть даже самое маленькое, но оно есть и существует не для того, чтобы его убивали, издевались над ним. Ведь жизнь подарена не для того, чтобы ее уничтожать.
| Стихотворения Агнии Барто воспитывали любовь к слабым, безобидным:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Оказывается, милосердие надо проявлять даже по отношению к сломанной игрушке!
| Библия
Ф.М.Достоевский
Фольклор
| Аргумент из жизни
| В жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда нужно сделать выбор либо в пользу гуманности, либо против нее. Недавно моя соседка Тамара Васильевна подобрала раненую ворону и принесла ее домой. Она смогла вылечить птицу и после выпустила на волю.
| Удивляют и восхищают такие случаи, когда люди когда люди не могут оставаться равнодушными к бездомной собаке или кошке, забирают их домой, тепло к ним относятся. Бывает, водитель сбил собачку и не уехал, а вышел из машины и забрал ее домой. Все это говорит о доброте и гуманности, живущих в сердце человека.
| Профессия моей мамы (она ветеринарный врач) тоже сыграла роль в становлении моего характера: ежедневно домой к нам приносили больных собачек, не раз я ездила с мамой на вызовы и иногда помогала ей.
| Красный крест
Приюты для животных
Мария Тереза
| Вывод
| Это кажется невероятным, но такие случаи бывают!
| Я надеюсь, что эти чувства остались в людях 21 века.
| Милосердие начинается с неравнодушия к самым меньшим нашим братьям. «Все живое – священно», - гласит мудрость.
|
| |
|
|