|
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловыхпауз,знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3)допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
4)допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,
исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
При планировании учебного материала учитываются психологические особенности обучающихся.
Состав класса разнообразен по своим возможностям усвоения учебного материала. Детей данного класса можно разделить на четыре уровня по способностям и степени обучаемости:
I уровень- обучающиеся не выявлены.
II уровень. К нему относятся: Шунейкин Д.,Дектярова А.,Трынкина Д. В основном обучающиеся успевают по всем предметам и без особых трудностей усваивают программный материал. В коррекционно-воспитательной работе они нуждаются в организации их деятельности и в постоянной стимуляции- «подбадривании», похвале. В индивидуальном подходе к этим детям необходимо учитывать их возможности, всячески развивать мыслительные способности, инициативу, использовать все их положительные качества.
III уровень.К нему относятся: Клюкова А.,Мокеев Н.,Раззоренов А.,Сулеков Н. У детей этой группы отмечается низкая работоспособность, безынициативность.
Они плохо участвуют во фронтальной работе, не воспринимают общую инструкцию педагога, невнимательны. Если дать им индивидуальную инструкцию, они в состоянии выполнять многие задания, хотя медленно и не всегда точно.
Следовательно в индивидуальном подходе к таким детям необходимо активизировать их во всех видах деятельности, инструкции им давать индивидуально, в расчлененной, конкретной форме.
IV уровень. К нему относятся: Молева Л., Никишин И.,Трынкин А. Усвоение учебного материала для этих детей составляет большую трудность. Обучающиеся затрачивают много усилий, но с заданием справляются еле-еле, а иногда вообще не справляются(низкий уровень познавательных способностей).
Таким обучающимся необходимо организация индивидуальной коррекционной помощи, где используется совместная с педагогом деятельность, коррекция всех основных (мотивационного, операционного, оценочного) компонентов саморегуляции. Обучение ведется индивидуальное, пошаговое, которое доступно ребенку. Создаются специальные ситуации, позволяющие позитивно проявить себя ребенку на уроке и во внеурочное время.
Виды и формы организации учебного процесса Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основные приемы:
сравнение ;/
привлечение различных дополнительных источников знаний;
постановка проблемных вопросов;
анализ иллюстративного материала;
выборочное чтение;
составление описательных рассказов по наглядным схематическим (графическим, картинным, словесным) опорам.
Основные виды деятельности
анализ, обобщение, группировка, систематизация полученных знаний;
составление связных рассказов по плану и вопросам;
установление причинно-следственных связей;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Планируемые результаты освоения курса Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
обучающиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений
Минимальный уровень
обучающиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
обучающиеся должны знать:
наизусть 3-5 стихотворений.
Формы и методы контроля знаний,
умений и навыков обучающихся В 5 классе при изучении курса чтения и развития речи используются различные формы контроля (предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль), которые осуществляются посредствам устного опроса, тестовых заданий, викторин, наблюдения, проверки техники чтения. Учебно-методическое обеспечение
Литература для внеклассного чтения
1.Русские народные сказки.
2.Сказки народов мира.
3.Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
4.Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».
5.В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
6.М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
Литература: 1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2.Гусева Г.М. , Островская Т.И.. Чтение. Учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Гуманитарно – издательский центр «Владос», 2013г. – 228 с.: ил. 3.Л.Н. Ефименкова « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»- пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Литература:
1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.2.Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил. 3.Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика)
Календарно-тематическое планирование.
Чтение 5 класс.
№ темы
| Тема урока
| количество часов
| дата проведения
| кор
рек
ция
|
| СНОВА В ШКОЛУ.
| 9
|
|
| 1.
| Маленькое лето. В. Орлов.
| 1
| 2.
|
| 2.
| Наша учительница. А.Аксенова.
| 1
| 4.
|
| 3.
| Чего только не случилось! По Л.Каминскому.
| 1
| 5.
|
| 4-5.
| Ну, заяц! Л. Каминский
| 2
| 8,8.
|
| 6.
| Азбука здоровья. По Семеновой.
| 1
| 9
|
| 7.
| Р.р.Режим дня. "Советы по подготовке домашних заданий."
| 1
| 11
|
| 8.
| Вопросы и задания по теме « Снова в школу».
| 1
| 12
|
| 9.
| Р.р. Сочинение по данному плану и опорным словам "Как я провел лето."
| 1
| 15
|
|
| НАША РОДИНА – РОССИЯ.
| 12
|
|
| 1.
| Наша Родина… По Ю.Яковлеву
| 1
| 15
|
| 2.
| На Руси – матушке (отрывок из сказки )
| 1
| 16
|
| 3.
| Скворец на чужбине. Л.Ладонщиков.
| 1
| 18
|
| 4.
5.
| Этот дом со скрипучим крыльцом. С.Махотин. Р.р.Творческое списывание "Моя малая Родина."
| 1
1
| 19
22
|
| 6.
| Родина. К.Симонов.
| 1
| 22
|
| 7.
| Кто основал Москву. По Н. Поникаровой
| 1
| 23
|
| 8.
| Красная площадь. И. Токмакова.
| 1
| 25
|
| 9.
| Р.р.Рассказ на основе имеющихся знаний "Мой любимый город."
| 1
| 26
|
| 10.
| Я и мы. В. Орлов.
| 1
| 29
|
| 11.
| Внеклассное чтение. Рассказы об истории России.
| 1
| 29
|
| 12.
| Вопросы и задания по теме: "Наша Родина-Россия."
| 1
| 30
|
|
| СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ.
| 7
|
|
| 1-2.
| Трудовые деньги (кабардинская сказка ).
| 2
| 2,3.10
|
| 3-4.
| Что дороже? ( осетинская сказка ).
| 2
| 6,6
|
| 5-6.
| Как купец хотел солнце остановить (удмурдская сказка.)
| 2
| 7,9
|
| 7.
| Внеклассное чтение. Моя любимая сказка.
| 1
| 10
|
|
| ОСЕНЬ.
| 15
|
|
| 1.
| Осенняя мозаика.
| 1
| 13
|
| 2.
| Русская осень. В. Песков.
| 1
| 13
|
| 3.
| В лесу. А. Болонский.
| 1
| 14
|
| 4.
| Сентябрь (отрывок из сказки «Синичкин календарь» ) По В. Бианки.
| 1
| 16
|
| 5-6.
| Листопадничек . И. Соколов – Микитов.
| 2
| 17,20
|
| 7-12
| Серая шейка ( сказка ) По Мамину – Сибиряку.
| 6
| 20-27
|
| 13.
| Наступила осень М. Садовский.
| 1
| 28
|
| 14.
| Задания по теме « Осень ». « Осеннее» Ю. Яковлев.
| 2
| 30,31
|
|
| СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.
| 16
|
|
| 1-2.
| Два брата ( быль )
| 2
| 10,10.
| 11
| 3.
| Р.р. Сочинение о своих брате или сестре (рассказ на основе имеющихся знаний.)
| 1
| 11
|
| 4-5.
| Ульяна. По В. Ключевскому.
| 2
| 13,14
|
| 6-9.
| Баваклава. По Ю. Яковлеву.
| 4
| 17-20
|
| 10.
| Р.р.Моя бабушка (моя семья.)
| 1
| 21
|
| 11-12
| Изба под березами В. Василевская
| 2
| 24,24
|
| 13-14.
| Морской кортик С. Баруздин.
| 2
| 25,27
|
| 15.
| Р.р.Отзыв о прочитанном. "Какие рассказы заставили меня печалиться и переживать."
| 1
| 28
|
| 16.
| Внеклассное чтение. Носов Н. "Витя Малеев в школе и дома."
| 1
| 1.12
|
|
| ЗИМА.
| 27
|
|
| 1.
| Зимняя мозаика.
| 1
| 1.12
|
| 2.
| Первый снег И. Бунин.
| 1
| 2
|
| 3.
| Первый снег По Г. Скребицкому.
| 1
| 4
|
| 4.
| Он летает белой стаей…Е. Тараховская.
| 1
| 5
|
| 5-6.
| На льдине Б. Житков.
| 2
| 8,8
|
| 7-11
| Воробушек – мой друг По В. Васильеву.
| 5
| 9-15
|
| 12-15
| Когда бушевали метели В. Песков.
| 4
| 16-22
|
| 16-17.
| Крылатый будильник В. Чаплин.
| 2
| 22,23
|
| 18.
| Покормите птиц Д. Яшин.
| 1
| 25
|
| 19-20.
| Красные яблоки И. Дик.
| 2
| 26,29
|
| 21.
| Праздник Нового года В. Яковлев.
| 1
| 29
|
| 22.
| Новогодние звезды. С. Погореловский.
Дед Мороз А. Усачев.
Мы встречали Новый год П. Синявский.
| 1
| 30
|
| 23-26.
| Кот в сапогах В. Драгунский.
| 4
| 12-15
| 01
| 27.
| Вопросы и задания по теме " Зима ".
| 1
| 16
|
|
| СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ.
| 13
|
|
| 1-6.
| Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А. Пушкин.
| 6
| 19-26
|
| 7.
| Ворона и лисица ( басня ) И. Крылов.
| 1
| 26
|
| 8.
| Чиж и голубь ( басня ) И. Крылов.
| 1
| 27
|
| 9.
| Внеклассное чтение. Моя любимая басня.
| 1
| 29
|
| 10-11.
| Прыжок Л. Толстой
| 2
| 30,2
| 02
| 12.
| Комар и лев Л. Толстой
| 1
| 2
|
| 13.
| Вопросы и задания по теме:"Страницы русской классики."
| 1
| 3
|
|
| ОДНОКЛАССНИКИ.
| 11
|
|
| 1.
| Сверху вниз, наискосок! В. Драгунский.
| 1
| 5
|
| 2.
| Музыкальная канарейка В. Бианки.
| 1
| 6
|
| 3-4.
| Как я решал задачу Н. Носов.
| 2
| 9,9
|
| 5-6.
| Совесть заговорила По Н. Артюховой
| 2
| 10,12
|
| 7-9.
| Государственный Тимка По Б. Раевскому.
| 3
| 13-16
|
| 10.
| Внеклассное чтение. Носов Н. "Фантазеры."
| 1
| 17
|
| 11.
| Вопросы и задания по теме «Одноклассники»
| 1
| 19
|
|
| ИСТОРИЧЕСКИЕ СКАЗКИ,БЫЛИНЫ,РАССКАЗЫ
| 12
|
|
| 1.
| Русь М. Студеникин
| 1
| 20
|
| 2-6.
| Как Илья из Мурома богатырем стал (былина)
| 5
| 24-2.
| 03
| 7-10
| Илья Муромец и Соловей разбойник.
| 4
| 3—9
|
| 11.
| Богатыри по А.Митяеву. Картина Васнецова В. "Богатыри."
| 1
| 9
|
| 12.
| Вопросы и задания по теме: "Исторические сказки, былины, рассказы".
| 1
| 10
|
|
| ВЕСНА.
| 9
|
|
| 1.
| Прибавились дни… По С. Аксакову
| 1
| 12
|
| 2.
| Весенняя мозаика
| 1
| 13
|
| 3.
| Весна, весна ! И все ей радо Е. Баратынский
| 1
| 16
|
| 4.
| Март По В. Бианки.
| 1
| 16
|
| 5.
| Загадка в стихах М. Садовский
| 1
| 17
|
| 6-7.
| Снежная крепость По И. Дворкину
| 2
| 19,20
|
| 8.
| Вот уж снег последний в поле тает… А. Толстой.
| 1
| 2.04
|
| 9.
| Вопросы и задания по теме «Весна».
| 1
| 3
|
|
| ТВОИ ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЕРСТНИКИ
| 4
|
|
| 1.
| Будто заново родился Р. Сингх.
| 1
| 6
|
| 2,3.
| Маленький Ник и его друзья Р. Россини.
| 2
| 6,7
|
| 4.
| Вопросы и задания по теме: "Твои зарубежные сверстники."
| 1
| 9
|
|
| ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
| 12
|
|
| 1.
| Урок-конкурс "Стихи о Великой Отечественной войне."
| 1
| 10
|
| 2.
| Мемориал в Александровском саду
| 1
| 13
|
| 3-4.
| Подвиг у Дубосекова С. Алексеев
| 2
| 13,14
|
| 5-6.
| Старый блиндаж Г. Скребицкий
| 2
| 16,17
|
| 7-8.
| Как солдаты яблоки ели И. Васильев.
| 2
| 20,20
|
| 9.
| Задания по теме:"Праздник со слезами на глазах."
| 1
| 21
|
| 10-11
| Внеклассное чтение. Полевой Б."Сын полка."
| 2
| 23,24
|
| 12.
| Задание по теме: «Праздник со слезами на глазах»
| 1
| 27
|
|
| СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИКИ.
| 13
|
|
| 1-2.
| Приключения Тома Сойера М. Твен
| 2
| 27,28.
|
| 3-4.
| Сказание о Кише По Дж. Лондону.
| 2
| 30,4
| 05
| 5-6
| Приключеня барона Мюнхаузена Э. Распэ.
| 2
| 4,5
|
| 7-8.
| Храбрый портняжка ( сказка ) Братья Гримм.
| 2
| 7,8
|
| 9-10
| Пятеро из одного стручка ( сказка ) Г.Х.Андерсен.
| 2
| 11,11
|
| 11-13
| Внеклассное чтение. Волков "Волшебник изумрудного города."
| 3
| 12-15
|
|
| ЛЕТО.
| 10
|
|
| 1-2.
| Куда лето прячется С. Сергуненков.
| 2
| 18,18
|
| 3.
| Брусника В. Баскаков.
| 1
| 19
|
| 4.
| Лето в лесу По Соколову-Микитову.
| 1
| 21
|
| 5.
| Ярко солнце светит… И. Суриков.
| 1
| 22
|
| 6.
| Вопросы и задания по теме «Лето».Задание по чтению на лето.
| 1
| 25
|
| 7.
| Внеклассное чтение. Пришвин М. "В краю дедушки Мазая."
| 1
| 25
|
| 8-10.
| Резерв
| 3
| 26-29
|
| |
|
|