Главная страница

Согласовано утверждаю



НазваниеСогласовано утверждаю
страница2/3
Дата16.04.2016
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловыхпауз,знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3)допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

4)допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,

исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Задачи преподавания чтения и развития речи:


  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:


  • Коррегировать артикуляционный аппарат.

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать речь, владение техникой речи;

  • Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Развивать познавательные процессы.

  • Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

При планировании учебного материала учитываются психологические особенности обучающихся.

Состав класса разнообразен по своим возможностям усвоения учебного материала. Детей данного класса можно разделить на четыре уровня по способностям и степени обучаемости:

I уровень- обучающиеся не выявлены.

II уровень. К нему относятся: Шунейкин Д.,Дектярова А.,Трынкина Д. В основном обучающиеся успевают по всем предметам и без особых трудностей усваивают программный материал. В коррекционно-воспитательной работе они нуждаются в организации их деятельности и в постоянной стимуляции- «подбадривании», похвале. В индивидуальном подходе к этим детям необходимо учитывать их возможности, всячески развивать мыслительные способности, инициативу, использовать все их положительные качества.

III уровень.К нему относятся: Клюкова А.,Мокеев Н.,Раззоренов А.,Сулеков Н. У детей этой группы отмечается низкая работоспособность, безынициативность.

Они плохо участвуют во фронтальной работе, не воспринимают общую инструкцию педагога, невнимательны. Если дать им индивидуальную инструкцию, они в состоянии выполнять многие задания, хотя медленно и не всегда точно.

Следовательно в индивидуальном подходе к таким детям необходимо активизировать их во всех видах деятельности, инструкции им давать индивидуально, в расчлененной, конкретной форме.

IV уровень. К нему относятся: Молева Л., Никишин И.,Трынкин А. Усвоение учебного материала для этих детей составляет большую трудность. Обучающиеся затрачивают много усилий, но с заданием справляются еле-еле, а иногда вообще не справляются(низкий уровень познавательных способностей).

Таким обучающимся необходимо организация индивидуальной коррекционной помощи, где используется совместная с педагогом деятельность, коррекция всех основных (мотивационного, операционного, оценочного) компонентов саморегуляции. Обучение ведется индивидуальное, пошаговое, которое доступно ребенку. Создаются специальные ситуации, позволяющие позитивно проявить себя ребенку на уроке и во внеурочное время.


Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основные приемы:

  1. сравнение ;/




  1. привлечение различных дополнительных источников знаний;

  2. постановка проблемных вопросов;

  3. анализ иллюстративного материала;

  4. выборочное чтение;

  5. составление описательных рассказов по наглядным схематическим (графическим, картинным, словесным) опорам.

Основные виды деятельности

  1. анализ, обобщение, группировка, систематизация полученных знаний;

  2. составление связных рассказов по плану и вопросам;

  3. установление причинно-следственных связей;

  4. работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.


Планируемые результаты освоения курса
Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

обучающиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

обучающиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений

Минимальный уровень

обучающиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

обучающиеся должны знать:

  • наизусть 3-5 стихотворений.

Формы и методы контроля знаний,

умений и навыков обучающихся
В 5 классе при изучении курса чтения и развития речи используются различные формы контроля (предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль), которые осуществляются посредствам устного опроса, тестовых заданий, викторин, наблюдения, проверки техники чтения.
Учебно-методическое обеспечение

Литература для внеклассного чтения

1.Русские народные сказки.

2.Сказки народов мира.

3.Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

4.Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

5.В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

6.М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

Литература:
1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

2.Гусева Г.М. , Островская Т.И.. Чтение. Учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Гуманитарно – издательский центр «Владос», 2013г. – 228 с.: ил.
3.Л.Н. Ефименкова « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»- пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

Литература:

1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.2.Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.
3.Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика)

Календарно-тематическое планирование.

Чтение 5 класс.


темы

Тема урока


количество часов

дата проведения

кор

рек

ция




СНОВА В ШКОЛУ.

9







1.

Маленькое лето. В. Орлов.

1

2.




2.

Наша учительница. А.Аксенова.

1

4.




3.

Чего только не случилось! По Л.Каминскому.

1

5.




4-5.

Ну, заяц! Л. Каминский

2

8,8.




6.

Азбука здоровья. По Семеновой.

1

9




7.

Р.р.Режим дня. "Советы по подготовке домашних заданий."

1

11




8.

Вопросы и задания по теме « Снова в школу».

1

12




9.

Р.р. Сочинение по данному плану и опорным словам "Как я провел лето."

1

15







НАША РОДИНА – РОССИЯ.

12







1.

Наша Родина… По Ю.Яковлеву

1

15




2.

На Руси – матушке (отрывок из сказки )

1

16




3.

Скворец на чужбине. Л.Ладонщиков.

1

18




4.

5.

Этот дом со скрипучим крыльцом. С.Махотин. Р.р.Творческое списывание "Моя малая Родина."

1

1

19

22




6.

Родина. К.Симонов.

1

22




7.

Кто основал Москву. По Н. Поникаровой

1

23




8.

Красная площадь. И. Токмакова.

1

25




9.

Р.р.Рассказ на основе имеющихся знаний "Мой любимый город."

1

26




10.

Я и мы. В. Орлов.

1

29




11.

Внеклассное чтение. Рассказы об истории России.

1

29




12.

Вопросы и задания по теме: "Наша Родина-Россия."

1

30







СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ.

7







1-2.

Трудовые деньги (кабардинская сказка ).

2

2,3.10




3-4.

Что дороже? ( осетинская сказка ).

2

6,6




5-6.

Как купец хотел солнце остановить (удмурдская сказка.)

2

7,9




7.

Внеклассное чтение. Моя любимая сказка.

1

10







ОСЕНЬ.

15







1.

Осенняя мозаика.

1

13




2.

Русская осень. В. Песков.

1

13




3.

В лесу. А. Болонский.

1

14




4.

Сентябрь (отрывок из сказки «Синичкин календарь» ) По В. Бианки.

1

16




5-6.

Листопадничек . И. Соколов – Микитов.

2

17,20




7-12

Серая шейка ( сказка ) По Мамину – Сибиряку.

6

20-27




13.

Наступила осень М. Садовский.

1

28




14.

Задания по теме « Осень ». « Осеннее» Ю. Яковлев.

2

30,31








СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.

16







1-2.

Два брата ( быль )

2

10,10.

11

3.

Р.р. Сочинение о своих брате или сестре (рассказ на основе имеющихся знаний.)

1

11




4-5.

Ульяна. По В. Ключевскому.

2

13,14




6-9.

Баваклава. По Ю. Яковлеву.

4

17-20




10.

Р.р.Моя бабушка (моя семья.)

1

21




11-12

Изба под березами В. Василевская

2

24,24




13-14.

Морской кортик С. Баруздин.

2

25,27




15.

Р.р.Отзыв о прочитанном. "Какие рассказы заставили меня печалиться и переживать."

1

28




16.

Внеклассное чтение. Носов Н. "Витя Малеев в школе и дома."

1

1.12







ЗИМА.

27







1.

Зимняя мозаика.

1

1.12




2.

Первый снег И. Бунин.

1

2




3.

Первый снег По Г. Скребицкому.

1

4




4.

Он летает белой стаей…Е. Тараховская.

1

5




5-6.

На льдине Б. Житков.

2

8,8




7-11

Воробушек – мой друг По В. Васильеву.

5

9-15




12-15

Когда бушевали метели В. Песков.

4

16-22




16-17.

Крылатый будильник В. Чаплин.

2

22,23




18.

Покормите птиц Д. Яшин.

1

25




19-20.

Красные яблоки И. Дик.

2

26,29




21.

Праздник Нового года В. Яковлев.

1

29




22.

Новогодние звезды. С. Погореловский.

Дед Мороз А. Усачев.

Мы встречали Новый год П. Синявский.

1

30




23-26.

Кот в сапогах В. Драгунский.

4

12-15

01

27.

Вопросы и задания по теме " Зима ".

1

16







СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ.

13







1-6.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А. Пушкин.

6

19-26




7.

Ворона и лисица ( басня ) И. Крылов.

1

26




8.

Чиж и голубь ( басня ) И. Крылов.

1

27




9.

Внеклассное чтение. Моя любимая басня.

1

29




10-11.

Прыжок Л. Толстой

2

30,2

02

12.

Комар и лев Л. Толстой

1

2




13.

Вопросы и задания по теме:"Страницы русской классики."

1

3







ОДНОКЛАССНИКИ.

11







1.

Сверху вниз, наискосок! В. Драгунский.

1

5




2.

Музыкальная канарейка В. Бианки.

1

6




3-4.

Как я решал задачу Н. Носов.

2

9,9




5-6.

Совесть заговорила По Н. Артюховой

2

10,12




7-9.

Государственный Тимка По Б. Раевскому.

3

13-16




10.

Внеклассное чтение. Носов Н. "Фантазеры."

1

17




11.

Вопросы и задания по теме «Одноклассники»

1

19







ИСТОРИЧЕСКИЕ СКАЗКИ,БЫЛИНЫ,РАССКАЗЫ

12







1.

Русь М. Студеникин

1

20




2-6.

Как Илья из Мурома богатырем стал (былина)

5

24-2.

03

7-10

Илья Муромец и Соловей разбойник.

4

3—9




11.

Богатыри по А.Митяеву. Картина Васнецова В. "Богатыри."

1

9




12.

Вопросы и задания по теме: "Исторические сказки, былины, рассказы".

1

10







ВЕСНА.

9







1.

Прибавились дни… По С. Аксакову

1

12




2.

Весенняя мозаика

1

13




3.

Весна, весна ! И все ей радо Е. Баратынский

1

16




4.

Март По В. Бианки.

1

16




5.

Загадка в стихах М. Садовский

1

17




6-7.

Снежная крепость По И. Дворкину

2

19,20




8.

Вот уж снег последний в поле тает… А. Толстой.

1

2.04




9.

Вопросы и задания по теме «Весна».

1

3







ТВОИ ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЕРСТНИКИ

4







1.

Будто заново родился Р. Сингх.

1

6




2,3.

Маленький Ник и его друзья Р. Россини.

2

6,7




4.

Вопросы и задания по теме: "Твои зарубежные сверстники."

1

9







ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

12







1.

Урок-конкурс "Стихи о Великой Отечественной войне."

1

10




2.

Мемориал в Александровском саду

1

13




3-4.

Подвиг у Дубосекова С. Алексеев

2

13,14




5-6.

Старый блиндаж Г. Скребицкий

2

16,17




7-8.

Как солдаты яблоки ели И. Васильев.

2

20,20




9.

Задания по теме:"Праздник со слезами на глазах."

1

21




10-11

Внеклассное чтение. Полевой Б."Сын полка."

2

23,24




12.

Задание по теме: «Праздник со слезами на глазах»

1

27







СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИКИ.

13







1-2.

Приключения Тома Сойера М. Твен

2

27,28.




3-4.

Сказание о Кише По Дж. Лондону.

2

30,4

05

5-6

Приключеня барона Мюнхаузена Э. Распэ.

2

4,5




7-8.

Храбрый портняжка ( сказка ) Братья Гримм.

2

7,8




9-10

Пятеро из одного стручка ( сказка ) Г.Х.Андерсен.

2

11,11




11-13

Внеклассное чтение. Волков "Волшебник изумрудного города."

3

12-15







ЛЕТО.

10







1-2.

Куда лето прячется С. Сергуненков.

2

18,18




3.

Брусника В. Баскаков.

1

19




4.

Лето в лесу По Соколову-Микитову.

1

21




5.

Ярко солнце светит… И. Суриков.

1

22




6.

Вопросы и задания по теме «Лето».Задание по чтению на лето.

1

25




7.

Внеклассное чтение. Пришвин М. "В краю дедушки Мазая."

1

25




8-10.

Резерв

3

26-29



1   2   3