Сообщение для воспитателей:
«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорными произведениями, начиная уже в младших группах детского сада.
Вначале дети узнают, что такое эпитеты - образные определения, встречающиеся в сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. Эпитеты необычайно оригинальны и красочны, точно характеризуют любой предмет или явление. Например, береза называется моложавой, белоствольной, гнучей, высококудреватой; вода - чистой, тихой, хрустальной, изумрудной, студеной, светлой, звонкой, вольной, вешней, золотоструйной, росовой и т.д. Вот как в прибаутке с помощью эпитетов описываются внешний вид и поведение петушка: Петушок, красный носок, сметанный лобок, чесаная бородушка, маслена головушка, расписные перышки, серебряные шпорушки. Рано утром он встает, звонки песенки поет, никому спать не дает».
Для изучения образного строя народной речи интересны и загадки. В них часто используются разнообразные сравнения, помогающие создать яркий и выразительный образ.
Стоит в роще молода, Летом прохлаждает,
Кудрява и стройна. Зимой согревает,
.
Как снег бела, А настанет весна -
Как луг зелена. Потечет слеза. Определения и сравнения в загадке так точны, наглядны и живописны, что мы сразу узнаем березку. Из загадки мы узнаем, что березка молодая и стройная, с белым стволом и зеленой кудрявой кроной.
В песне «Уж как весна-то» любовь к «задушевному» милому другу, трагедия разлуки с ним ассоциируются с образами осенней природы и настроением, которое она вызывает.
«Уж как весна-то да весна красная, Весна красная, да она рыболовная, Лето теплое да хлебородное, Да и осень-то, осень богатая, Осень богатая, да она ветробуйная, Ветробуйная-то осень, листопадная, Листопадная-то осень, непрокладная. У тебя-то, у осени, ночь темная, Ночка темная, долга осенняя. У тебя ли-то, темной ноченьки, Нету лунного-то светла месяца, Нету частых-то да мелких звездочек. У меня, у красной девушки, Нет ни матушки, ни батюшки. Есть один задушевный друг. Да и тот дружок далеко живет...».
Важно разобрать с детьми каждую песенную фразу и задать им вопросы: почему весна - красная, рыболовная; почему лето называется хлебородным, осень - богатой, ветробуйной, листопадной, непрокладной. Какими словами описывается осенняя ночь?
Основным материалом в обучении детей пониманию образности фольклорного языка могут стать пословицы - выражения, построенные на образных сравнениях. Воспитатель предлагает различные слова, к которым дети должны придумать образные сравнения. Например, к словам «толстый» и «тонкий» дети обычно подбирают «стертые», заштампованные сравнения (толстый, как бочка, тонкий, как иголка). Уже после нескольких занятий, на которых дети знакомились с образными словами и выражениями, в их речи появлялись новые сравнения: толстый как именитый каравай. Также можно использовать пословицы и поговорки. Поведение - повадки
Скользкий, как груздь. Надулся, словно сыч на ветер.
Надулся как мышь на крупу. Прост, как свинья, а лукав, как змея.
Силен, как бык, а смирен, как корова. Жадность
Жадность что река: чем дальше, тем шире.
Как гусь, до воды жаден.
Как собака на сене: сама не ест и другим не дает. Ум - глупость
Ошибся, что ушибся: вперед наука.
Оделся, как пан, а глуп, как баран.
С умным разговориться, что меду напиться.
Говорить не думая, что стрелять не целясь. Сила - слабость
Не удержать, как ветер в поле.
Проворный (прыткий), как блоха.
Дюжий, как медведь: с ним, что с медведем, не сладишь.
Невелик, как кулик. Храбрость
Боится, как пуганая ворона. Пугается, как заяц бубна.
Живет, как заяц на слуху. Прячется, как лягушка в камышах,
Голос как в тереме, а душа как в венике. Язык - речь Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Сладкие речи - яд, горькие - лекарство.
На словах - как на гуслях, а на деле как на бубне. |