|
Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.
Знание, добытое без личного усилия,
Без личного напряжения,- мертвое.
Только пропущенное через собственную
Голову становится твоим достоянием.
Даниель Штайн
Что в начале XXI века считать воспитанием? В процессе поиска ответа на этот вопрос выясняется, что уже на уровне осознания самого понятия «воспитание» начинается разобщенность педагогов. Существуют разнообразные подходы в воспитательном процессе:
Позиция «формирования личности»
Попытка свести воспитание к специальной «социальной работе»
Отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса
Противопоставление воспитания специальной технологии педагогической поддержки
«Каждый ребенок может стать человеком, если его не портить», - говорил Я.А.Коменский. Источники «порчи» - только внешние, неблагоприятные социальные условия жизни и воспитания ребенка. «Не навреди» - важнейшая заповедь наставника. Согласно идее базовых, психосоциальных потребностей, которые являются источниками саморазвития ребенка, воспитание есть педагогическая деятельность, направленная на создание своих психолого-педагогических условий, необходимых воспитаннику для реализации своих базовых, личностно-образующих потребностей.
Опытные педагоги утверждают, что работать с детьми становится все сложнее. В последнее время педагогический феномен классного руководства подвергался кардинальным преобразованиям как в практике – под давлением совершающихся общественных событий в нашей стране, так и в теории – под давлением тяжелой картины невоспитанности молодого поколения, отлученного от высоких достижений культуры.
Если вчера педагог говорил ученикам: «Откройте тетради!» или «К доске пойдет Сидоров!» - и беспрекословное исполнение было ответом на сказанное. То сегодня педагог подбирает форму обращения, чтобы организовать те же ответные действия: «Не могли бы вы … Пожалуйста, если не возражаешь, поработай у доски…» Мелкие детали школьного быта – форма выражения глубинных изменений. И это значит, что следует искать новые пути и способы воздействия на молодое поколение. Именно поэтому в своей работе я пытаюсь найти правильный подход в воспитании нового поколения посредством создания благоприятного психологического климата в классе.
Став классным руководителем три года назад, я начала свою работу со знакомства с родителями. Ничто так не сближает людей, как совместная деятельность. Поэтому при подготовке классной комнаты к новому учебному году мы с родителями смогли хорошо узнать друг друга, создавая уютный школьный дом для наших детей. Ребята пришли в класс малышами из начальной школы. Каждый ученик – личность со своим характером, претензиями, взглядами на жизнь. Самым важным был первый классный час «Посвящение в пятиклассники», целью которого было подготовить учеников к новой форме учебного процесса в среднем звене школы. Затем я предложила ребятам распределить обязанности в классе, не оказывая на них давление. Я акцентировала внимание на том, что закончив школу, нужно определиться с выбором и подать заявление в вуз, и предложила подготовиться к этому заранее на примере выбора той работы, которую ученик мог бы выполнять в классе. Ребята написали заявление по образцу. На следующем классном часе я объяснила ребятам, что прием на «факультеты» ограничен. На тех «факультетах», где наблюдается «перебор» желающих, объявляется конкурсный отбор. Отбор проводится специальной комиссией, в которую входят классный руководитель, учитель-предметник и представитель от родителей. Ребятам было предложено выполнить определенные задания, связанные с должностными обязанностями согласно специальностям. Данная форма работы помогла каждому учащемуся проявить себя в той или иной сфере деятельности.
Важным звеном в воспитательной работе является сотрудничество семьи и школы. Непрерывная связь поддерживается с родителями, которые регулярно включаются в активную воспитательную деятельность не только на родительских собраниях и всеобучах, но и при организации утренников, спортивных походов, коллективных поездок и других КТД.
Однако чем старше становятся дети, тем сложнее складываются их межличностные отношения, падает мотивация учения. В тесном сотрудничестве с завучем по воспитательной работе и школьным психологом были определены воспитательные стратегии дальнейшей работы в классе.
По итогам социометрии, проведенной психологом, были выявлены причины возникновения трудностей в учении.
Цель: Выявить причины трудностей в учении. Методики: «Анкета» авт. Ю.В. Фроловский
Результаты:
Номер
вопроса
и
вариант
ответа
| Кол-во уч-ся
| Кол-во уч-ся в
%
| Описание трудностей обучения
| 2б
| 3
| 15
| Испытывают затруднения при необходимости распределять внимание на уроке (одновременно слушать учителя, что - то отыскивать в учебнике, делать какие - то записи в тетради).
| Зв
| 6
| 30
| Остро переживают неудачи (получив низкую оценку, ученик оказывается не в состоянии дальше работать на уроке).
| 4а
| 15
| 75
| Испытывают трудности сосредоточенно работать по индивидуальному заданию, в то время как учитель ведет устный опрос.
| 5б
| 2
| 10
| Трудности, когда ограничен срок выполнения задания.
| 7б
| 12
| 60
| Трудно приступить к заданию сразу, без психологической подготовки к этому, когда учитель не дает времени собраться, «раскачаться».
| 8а,б
| 15
| 75
| Трудности, когда необходимо быстро реагировать и отвечать на вопросы учителя.
| 10а,в
| 11
| 55
| Трудности, когда необходимо отвечать на вопросы по новому материалу, только что сообщенному учителем.
| 13б
| 5
| 25
| Трудности при необходимости отвечать перед классом устно.
| 15б
| 10
| 50
| Испытывают стеснительность, боязнь дать неправильный ответ при одновременном желании участвовать в опросе.
| 16а
| 11
| 55
| Трудности, когда требуется проявить инициативу, самостоятельность, например, отыскать новый способ решения задачи.
| На классном часе «Что мне мешает учиться?» ребятам были даны рекомендации о правильном распределении свободного времени, организации досуга, правильном алгоритме выполнении домашнего задания. Школьный психолог провела беседы с учителями – предметниками о необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся.
На фоне «переходного» возраста ярче стала проявляться проблема лидерства в классе. Каждый ребенок – самобытная личность, претендующая на исполнение «главной роли в пьесе». А роль классного руководителя – дать возможность раскрыться каждому ребенку, понять его внутренний мир и помочь найти пути к доброму и взаимовыгодному сотрудничеству с одноклассниками.
В 12 – 13 лет появляются первые признаки «ценностного» конфликта. В этом возрасте закладывается характер будущей личности. Порой вспышки агрессии или глубокой задумчивости сменяются беспричинным смехом. Чтобы понять, какие сложности испытывают подростки, была проведена диагностика акцентуации характера учащихся 6А класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам диагностики акцентуаций характера у подростков.
Результаты
Шифр учащихся
| Тип акцентуации
| Возможные нарушения поведения
| -
| Демонстративный
| Прогулы, нежелание быть серой массой, вероятность демонстративного суицида
| 31
| Застревающий
| Трудности адаптации в силу обидчивости, подозрительности, мстительности, честолюбия
| -
| Педантичный
| Трудности адаптации, конфликтность, склонность к риску, контакту с асоциальными личностями, склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству, вероятность демонстративного суицида. Склонность к агрессии
| А1,Б2,Г1,Д1,Л1, Р1,С5,Ш2,Я1
| Возбудимый
| Склонность к риску, контакту с асоциальными личностями, прогулам, склонность к групповым нарушениям
| А1, А2,К2,Л1,Р1,С5, СЗ,Ч1,Ш1,Ш3
| Гипертимный
| А1
| Тревожный
| Вероятность суицидального поведения
| А2,Б2,З1,Р1,Х1
| Циклоидный
| 31, XI
| Эмотивный
| Д1,31,Ч1,Х1
| Экзальтированный
| Острые аффективные реакции, вероятность демонстративного суицида
| Выводы: результаты обследования показали, что в классе 17 учащихся имеют акцентуации характера, 2 ученика (31, XI) имеют по 4 акцентуации.
Рекомендации: строить учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей выявленных психотипов.
Провести классный час на тему: «Особенности моего характера» (По результатам обследования, совместно с психологом).
Провести родительское собрание по результатам обследования. Дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию детей-акцентуантов (совместно с психологом).
Данные рекомендации помогли мне правильно выстроить воспитательную технологию по индивидуальной траектории. В общении с воспитанниками я использую следующие приемы:
- интерпретация высказывания воспитанника, позволяющая по-новому увидеть ситуацию;
- резюмирование высказанных суждений, проясняющее направление беседы;
- пересказ – повторение сути высказываний воспитанником активизирующее обсуждение, показывающее степень понимания;
- прием «отражение чувств» проясняющий эмоциональную подоплеку фактов и помогающий раскрывать чувства;
- самораскрытие (классный руководитель делится личным опытом), способствующее установлению атмосферы доверия;
- обратная связь (педагог сообщает ребенку данные для самовосприятия);
- логическая последовательность, позволяющая воспитаннику предвидеть результаты действий, понимать собственные переживания;
- совет, пожелание и д.р.
По результатам данной диагностики были проведены такие тематические беседы как «Конфликт и пути его разрешения», «Эмоции – мои друзья и враги», «Агрессия и пути ее преодоления», я разработала план воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащихся толерантности.
В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается отвержение человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Поэтому необходимо искать новые эффективные механизмы воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятие чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей. Данная программа включает следующие разделы: «Жизнь в многоликом мире», «Ответственность за мир на земле», «Международное гуманитарное право», «Поведение в конфликтной ситуации».
Вашему вниманию представлена видеозапись классного часа «Что выбирает новое поколение?», целью которого является воспитание толерантности посредством изучения личностных интересов учащихся, их отношения к современным субкультурам.
В настоящее время наш классный коллектив представляет собой кораблик, которому предстоит пройти долгое увлекательное путешествие, встретить на своем пути рифы и подводные течения и, возможно, попасть в шторм. Однако именно шторм закаляет моряка и сплачивает команду.
Я, как классный руководитель, ставлю перед собой задачу: «Понять. Помочь. Быть рядом в трудную минуту.» |
|
|